Подробнее Запомнить город


Трамп в посудной лавке

24.09.18
размер текста:

Торговая война США против остального мира, начатая нынешним президентом Дональдом Трампом, вышла на новый уровень после введения с 24 сентября очередной порции тарифных ограничений на импорт китайских товаров стоимостью 200 млрд долл. в год.

Очевидно, что зеркальный ответ Пекина не заставит себя долго ждать – как это уже было ранее, в середине июня. Тогда стороны "обменялись любезностями", установив пошлины на годовой импорт стоимостью 50 млрд долл.

Таким образом, предполагаемый позитивный эффект от введения пошлин на китайские товары при поставке в США тут же нивелируется ухудшением от ужесточения условий экспорта американской продукции в Китай, за последние годы ставший значимым рынком сбыта для многих отраслей промышленности и сельского хозяйства. И не только у США, но и других стран.

Последствия масштабной торговой войны затронули и металлургию – поскольку одним из ее элементов стало введение 25%-ных таможенных пошлин на импорт в США любой стальной продукции и 10%-ных – для алюминиевой.

Это, наряду с общим обострением торговых отношений США с Китаем, Евросоюзом, Мексикой, Канадой, Турцией, Индией и рядом других стран, привело к срыву начатого ранее диалога о преодолении кризиса перепроизводства в глобальной металлургии и путях сокращения избыточных сталеплавильных мощностей.

Обсудить эти вопросы предполагалось в середине июня в Париже на заседании Глобального форума по избыточному объему стали, созданному в рамках Организации экономического сотрудничества и развития. Но встреча, запланированная на уровне министров экономики и торговли 33 стран, не состоялась из-за усиления торговой напряженности между США и другими государствами.

Как написали западные СМИ, "введение пошлин в 25% на импорт стальной продукции в США изменило настроение участников Глобального форума по стали". В связи с этим действия Д.Трампа и его администрации напоминают слона в посудной лавке: каждое опрометчивое решение безвозвратно рушит хрупкую конструкцию мирового экономического порядка.

И хотя известная поговорка "хотели как лучше – получилось как всегда" родилась не в Соединенных Штатах, она очень подходит для краткого описания результатов внешнеэкономической политики нынешнего хозяина Белого дома, захотевшего, по его словам, "снова сделать Америку великой".

Авантюризм заключается в том, что просчитать последствия от принимаемых решений никто не может в принципе. Например, обсуждая возможность распространения на сталь из ЕС 25%-ных ввозных пошлин – кто в Вашингтоне мог предположить, что в ответ Еврокомиссия ведет аналогичные пошлины на американские товары годовой стоимостью 2,8 млрд евро? Как можно было просчитать эту сумму, если в самом Брюсселе сначала не знали, как отреагировать?

Или как можно было предвидеть, что австрийская металлургическая группа Voestalpine после введения 25%-ных импортных тарифов на сталь откажется от производства холоднокатаного рулонного проката в США и перенесет его на свое предприятие в Мексику? То же можно сказать и о срыве глобального диалога по сокращению избыточных сталеплавильных мощностей – вряд ли в Белом доме ожидали такого эффекта.

Между тем США, четвертый по величине мировой производитель стали, заинтересованы в такой дискуссии гораздо сильнее, чем большинство других участников форума. К тому же "спасение" американской металлургии провозглашалось как одна из главных целей пересмотра торговой политики Вашингтона в целом.

Но она не достигнута, как следует из статистических данных American Iron&Steel Institute. Так, за июль импорт стального сортового проката в США увеличился на 84% по сравнению с июнем, до 350 тыс. т, импорт плоского проката – на 16% к тому же периоду 2017 г., до 859 тыс. т. В целом за 7 мес. импорт плоского проката снизился всего на 5%. И если ввоз х/к рулонов упал на 22%, то горячекатаных рулонов – наоборот, вырос на 19%.

При этом июльский выпуск проката в США вырос всего на 5,8% к тому же периоду 2017 г., когда торговые ограничения на импорт стали еще не действовали. В целом за 7 мес. показатель увеличился на скромные 4,3% в годовом сравнении, до 55,215 млн т.

Неэффективность стальных пошлин Д.Трампа объясняется очень просто. Ограничения в виде таможенных пошлин уменьшили предложение металлопродукции на американском внутреннем рынке. Местные производители быстро сориентировались и подняли цены на собственную сталь. Ее подорожание, в свою очередь, привело к тому, что зарубежным производителям опять стало выгодно заходить на рынок США – даже после уплаты пошлины в 25%.

Именно этим объясняется, например, июльский рост экспорта в США арматуры из Италии и Испании на 22%. О намерении продолжать поставки слябов на свои прокатные заводы в США, несмотря на 25%-ные пошлины, ранее заявила российская группа НЛМК. Японская Nippon Steel сообщила, что более 90% американских клиентов продолжают покупать ее продукцию даже после того, как были введены 25%-ные тарифы. Поскольку это в основном специализированные продукты – такие как рельсы и бесшовные трубы.

В денежном эквиваленте положительный эффект от введения 25%-ных стальных пошлин Минторг США оценивает в 1,4 млрд долл. Напомним, что одни только ответные торговые ограничения Евросоюза затрагивают американский импорт на 2,8 млрд долл., не говоря уже об ответных мерах со стороны Мексики, Канады, Индии и Китая. Так стоило ли ради этих дополнительных 2,276 млн т устраивать грандиозные разборки с основными экономическими партнерами и заодно крушить основы мировой торговли?

Как отмечает президент объединения "Укрметаллургпром" Александр Каленков, украинские стальные производители продавали в США относительно небольшие объемы – поэтому прямой эффект от пошлин Д.Трампа для них не критичен. Однако действия американской администрации спровоцировали аналогичные ответные меры со стороны других стран и организаций. Так, защитные расследования по импорту всего сортамента стальной продукции решили провести Евросоюз и Турция – а это важные рынки сбыта для украинских металлургов.

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.
04.03.20, Василий Январев
Чем лучше развит внутренний рынок стали, тем проще металлургам любой страны переносить периодически повторяющиеся спады на глобальной арене. В Украине с этим традиционно было неважно, а по итогам прошлого года ситуация ухудшилась: потребление металлопродукции сокращается, а импортеры продолжают наращивать свою долю даже на падающем рынке.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!