Подробнее Запомнить город


36 грн./долл.: сбудется ли прогноз Минфина?

05.09.18
размер текста:

Новое падение курса гривны в этом году началось даже раньше, чем в прошлом. При этом Национальный банк Украины традиционно рапортует, что фундаментальных причин для обесценивания гривны нет. Тем не менее она уже благополучно потеряла 10% своей стоимости за последние 1,5 недели.

Нынешние объяснения НБУ, что всему виной некие аграрии, скупающие валюту за наличную гривневую выручку, которая появилась у них после сбора урожая – ничем не лучше предыдущей байки о пенсионерах, массово скупавших доллары после новогодних праздников в 2015 г., по словам тогдашней главы НБУ Валерии Гонтаревой.

"Проседание" обменного курса сейчас происходит на фоне заявлений премьера Владимира Гройсмана и того же НБУ о том, что без нового кредита МВФ удержать гривну от глубокого падения будет невозможно. Тем временем Министерство финансов в конце августа опубликовало стратегию управления госдолгом на 2018-2020 гг.

В ней исследуются 6 возможных сценариев в случае прекращения кредитной программы МВФ. Наихудший так и называется: "Валютный шок". Он предусматривает падение курса до 36 грн./долл. к концу текущего года – вместо 30,1 грн./долл., заложенных в госбюджет-2018.

Насколько на самом деле кредит МВФ важен для стабильности гривны и какова вероятность реализации данного "шокового" сценария? Или он еще совсем и не шоковый? МинПром решил выяснить это с помощью экспертов.

Экономист Виктор Скаршевский выразил мнение, что минфиновский прогноз курса 36 грн./долл. к концу года в случае неполучения кредита МВФ является манипуляцией и запугиванием. "Еще ранее, в июле, член Совета НБУ говорил о 42 грн./долл. в таком случае", – напомнил он.

По словам эксперта, на самом деле нет прямой зависимости между курсом гривны и кредитами МВФ – что подтверждается многолетней историей сотрудничества Украины с Фондом. "На девальвацию гривны влияют другие факторы – это прежде всего внешнеэкономическая конъюнктура", – пояснил он. Последние 2,5 года она была благоприятной для украинских экспортеров, напомнил В.Скаршевский.

"Это и позволило удержать курс в пределах 26-28 грн./долл.", – подчеркнул он. Эксперт также выразил мнение, что получение нового кредита МВФ не является критически важным, как это утверждают отдельные представители правительства и Нацбанка.

Министерство финансов и Кабинет министров Украины не имеют прямого доступа к деньгам, поступающим от МВФ – они зачисляются в международные резервы НБУ, напомнил В.Скаршевский. Но благодаря кредитному траншу МВФ у правительства появляется возможность для других займов.

В частности, это кредит на 600 млн долл. от Всемирного банка и гарантии ВБ под облигационный заем на 650 млн долл. – позволяющие сделать размещение украинских облигаций внешнего госзайма (ОВГЗ) под гораздо более низкий процент, чем без гарантий. И, наконец, существует возможность получения кредита в 500 млн евро от ЕС, для которого программа с МВФ является одним из условий, но не единственным.

"Таким образом, правительство в общей сложности может привлечь за счет новых займов до 2 млрд долл. – реально где-то 1,3-1,5 млрд. Это как раз тот объем, который почти закроет примерную потребность Кабмина в финансировании расходов до конца года", – отметил эксперт. Он подчеркнул, что получить такую сумму Минфин может и без кредита МВФ – за счет публичного размещения евробондов.

Годом ранее так и было сделано: тогда в сентябре Минфин занял 3 млрд долл. под 7,5%, причем спрос на украинские ценные бумаги в 3 раза превысил предложение, и это позволило снизить процентную ставку. В.Скаршевский выразил мнение, что и сейчас в октябре Минфин вполне мог бы выйти с публичным размещением евробондов в пределах 7,5% на сумму порядка 2 млрд долл.

"Конечно, это дорого, это снова жизнь от кредита к кредиту – но это и без кредита МВФ позволило бы избежать дефолтного сценария и пресловутого валютного шока", – подчеркнул он. Стоит также отметить, что тогда можно избежать и повышения цены газа для населения, которого МВФ требует сейчас от властей Украины в качестве условия для выделения нового кредита.

Эксперт также считает манипулятивным утверждение представителей власти о том, что кредит МВФ якобы нужен "для поддержки реформ". "Кредиты МВФ не решают проблему, почему Украина все время живет в долг, почему она потребляет больше, чем производит. Это как "день простоять и ночь продержаться" – позволяет снять остроту проблемы. Но в итоге лишь накапливает проблемы в национальной экономике", – пояснил он.

Тем не менее, хотя минфиновский сценарий "валютного шока" можно считать страшилкой для обывателей, тенденция к обесцениванию гривны все же имеется, полагает В.Скаршевский. "Мы вошли в девальвационный период. К закупке импортного газа перед отопительным сезоном прибавился еще и импорт угля. Кроме того, осенняя уборочно-посевная кампания в АПК – это рост спроса на нефтепродукты, которые также в основном поступают по импорту. Весь этот набор факторов будет способствовать тому, что спрос на валюту будет превышать предложение",– пояснил он.

Вместе с тем благоприятная внешнеторговая конъюнктура в виде высоких мировых цен на продукцию украинских экспортеров (зерно, металл, руда) будет способствовать притоку валюты в Украину и удержит гривну от глубокого падения по сценарию Минфина.

"Если ничего не произойдет, не будет форс-мажорных факторов, то курс будет стремиться к отметке 30 грн./долл. к концу года – как это и предусмотрено в госбюджете-2018. Но это не жесткий потолок, возможен "+/-". С февраля по июль опять возможен откат в сторону укрепления гривны – как это было в текущем году и ранее, если сохранится благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура", – спрогнозировал В.Скаршевский.

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!