Подробнее Запомнить город


Почему Трамп начал торговую войну с Китаем?

08.08.18
размер текста:

Пока весь мир продолжает ругать Дональда Трампа за его политику протекционизма, нужно все же поискать причины возникновения торговой войны между США и Китаем. Эта война назревала давно, просто до Д.Трампа не было политика, который смог бы решиться на столь радикальные меры. Причины же этой войны кроются в экономической политике основного торгового партнера США – Китая. И можно назвать пять причин, почему война была неизбежной. 

Первая причина. В погоне за низкими издержками многие американские компании начали переносить производство в страны с низким уровнем зарплат. При этом начала развиваться так называемая внутрифирменная торговля, когда транснациональная компания в рамках своих подразделений в разных странах использовала трансфертное ценообразование, с целью оптимизации расходов.  

Данная торговля привела к тому, что из США в Китай экспортировались технологии и компоненты. Эти компоненты в Китае использовались для создания готового продукта, который потом в рамках своей же компании возвращался обратно в США. При этом основная добавленная стоимость формировалась в странах с более низкими налогами или издержками, что вело к недополучению американским бюджетом миллиардов долларов налогов, что обусловило рост государственного долга. 

Кроме того, данное перемещение производств обусловило потерю рабочих мест в высокотехнологичных областях. Согласно данным Института экономической политики данное перемещение производства в Китай обусловило потерю 3,2 млн рабочих мест. Из них 2,4 млн рабочих мест приходится на производственный сектор. Так же перемещение производств обусловило рост торгового дефицита между США и Китаем. 

Вторая причина.  Под данным Министерства торговли США, интеллектуальная собственность в 2014 году создала 6,6 трлн долл. добавленной стоимости в экономику, что составляло почти 50% ВВП страны. Она обеспечивала занятостью 48 млн граждан и формировала более 800 млрд долл. экспорта. Учитывая эти данные, нетрудно предположить, что вопрос защиты авторских прав и патентов является жизненно важным для американцев. Китай же в этом вопросе выступает "главным злодеем". По оценкам Комиссии по краже интеллектуальной собственности, потери американской экономики от кражи технологий оцениваются в 300 млрд долл., где доля Китая составляет от свыше 150 млрд до 240 млрд долл.

Еще одной проблемой кражи технологий и нарушения авторских прав является то, что потом эти же технологии используются конкурентами для завоевания рынков, которые ранее принадлежали американцам. Так же, кроме кражи технологий, немаловажной проблемой является существование рынка подделок. По данным Министерства внутренней безопасности, доля Китая на рынке поддельных товаров оценивается в 88% или 1,2 трлн дол. Наличие этого незаконного рынка ведет к огромным убыткам собственников брендов, что тоже не может беспокоить западные страны.

Третья причина. Очень большое недовольство у американцев вызывает китайская политика в вопросе регулирования рыночного курса национальной валюты. Вернее, китайцев обвиняют в намеренном удержании низкого курса, с целью повышения конкурентоспособности своих товаров на внешних рынках. 

Данная политика получила названия конкурентной девальвации. Ее смысл в том, что девальвация национальной валюты позволяет делать дешевле экспорт по сравнению с иностранными конкурентами, позволяя выигрывать ценовую конкуренцию. С другой стороны, данная политика ведет также к удорожанию импорта, что снижает его объемы. Конечно же, данная политика приводит к ассиметричной торговле, что вызывает недовольство партнеров. Но, несмотря на все требования западных стран укрепить валюту, китайское правительство, наоборот, проводило валютные интервенции, которые вели к снижению курса юаня. 

Четвертая причина. Невыполнение Китаем своих обязательств перед Всемирной торговой организацией. В первую очередь по пошлинам. Несмотря на то что средневзвешенная пошлина в Китае составляет 9,9%, она по-прежнему остается очень высокой для западных стран, чтобы конкурировать с Китаем на внутреннем рынке. По некоторым позициям она еще и выше средневзвешенной и, к примеру, по автомобилям достигает 25%, что в 10 раз выше, чем пошлина в развитых странах. 

Также, кроме пошлин, недовольство вызывают другие инструменты, используемые Китаем, такие как субсидии, экспортные ограничения на сырье, ограничения ПИИ, требующих передачи технологий и совместного производства с китайцами, преференции при госзакупках внутренним производителям, торговое финансирование. С момента вступления Китая в ВТО на эту страну по этим вопросам было подано много жалоб, но Китай их полностью проигнорировал. 

Пятая причина – это политика так называемого государственного капитализма в Китае. По оценкам Госдепа, китайское правительство контролирует 150 тыс. компаний, которые создают от 30% до 50% китайской экономики. Такой разброс говорит о том, что реального размера китайского госсектора в США не знают. 

Кроме наличия госкомпаний, недовольство вызывает китайская политика в области поддержки своих компаний, которая, по мнению американцев, искажает реальную конкуренцию и дает преимущество китайским компаниям перед остальными. В этом Китаю очень помогает государственный банковский сектор, который является основным инструментом поддержки китайского производителя. 

Учитывая все эти причины, нетрудно предположить, что Китай всеми доступными методами преследует цель занять ведущие позиции на мировых рынках, что конечно могут обеспечить ему мировое доминирование. И, конечно же, это не могут не замечать американские политики. Потому вполне понятно, что сам вопрос возникновения торговой войны был лишь вопросом времени. К чему приведет это противостояние, поживем – увидим. 

Павел Вернивский, эксперт института им. Александра Поля 

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
14.08.18, Максим Полевой
В 2018 году украинский товарный экспорт продолжает расти, хотя и не так быстро, как в предыдущем. Эксперты говорят о формировании устойчивого тренда – но до "довоенных" объемов еще далеко.
03.08.18, Ярослав Ярош
В июле разнофракционная группа народных депутатов выступила с инициативой утвердить в Украине 20-летнюю программу развития и поддержки судостроения. А пока в парламентском секретариате регистрировали соответствующий законопроект, крупнейшее предприятие отрасли – Черноморский судостроительный завод – было признано банкротом. Похоже, если не поспешить, то поддержку оказывать будет некому.
31.07.18, Максим Полевой
Китай продолжает внешнеэкономическую экспансию, в том числе через инвестиционные проекты в зарубежных странах. Свою выгоду от этого может получить и Украина.
19.07.18, Ярослав Ярош
В конце прошлого года Украина ввела 5-летние антидемпинговые пошлины на импорт стальных прутков из России в размере 15,21%. Вскоре подобная "стена" должна вырасти и на границах с Беларусью и Молдовой. Министерство экономического развития и торговли Украины начало антидемпинговое расследование против прутка, происходящего из названных стран. Как и в первом случае, инициатором санкций выступил комбинат "Арселор Миттал Кривой Рог".
13.07.18, Ярослав Ярош
Во многосерийном баттле за контроль над компанией "Укрнафта" между государством и группой "Приват" открыт новый фронт. На этот раз в городе Каменском Днепропетровской области. Командующий приватовской армией Игорь Коломойский решил остановить одно из крупнейших химических предприятий Украины – объединение "Днипроазот". Но хлопнуть при этом дверью так, чтобы окна задрожали по всей стране. Причем здесь "Укрнафта"? В течение 7 последних лет "Днипроазот" находился у нее на иждивении.
09.07.18, Василий Январев
После введения Межведомственной комиссией по международной торговле квот на импорт серной кислоты обсуждение данного вопроса перенеслось из МЭРТ в Государственную регуляторную службу. На прошедшем на днях в ГРС совещании схлестнулись представители производителей и потребителей кислоты, причем аргументы последних оказались гораздо сильнее.
05.07.18, Ярослав Ярош
Газотранспортная система Украины похожа на перезревшую невесту. Когда ее трубы добивались, Киев медлил. Сегодня он готов отдать ГТС хоть в аренду, хоть в концессию, хоть в совместное владение, но очередь из претендентов уже не стоит. Есть риск, что через два года вся эта огромная система общей длинной в 38 тыс. км газопроводов будет обслуживать исключительно внутренний рынок Украины. А это уже мало кому интересно.
02.07.18, Максим Полевой
Ведущие железорудные производители мира готовят к работе новые месторождения взамен выбывающих – на фоне нестабильности рыночных ожиданий в связи с начатыми США торговыми войнами.
27.06.18, Игорь Воронцов
Наиболее масштабные сделки в европейской металлургии оказались под угрозой срыва из-за слишком строгого следования демократическим процедурам, при которых все имеют не только собственное мнение, но еще и голос с правом "вето". Закономерно, что при таком раскладе шансы продавцов и покупателей ударить по рукам уменьшаются – время работает против них. Да и вообще у любого делового энтузиазма есть предел. Как и у обычного человеческого терпения.
21.06.18, Анна Ганзенко
В мае Кабинет министров одобрил Национальную транспортную стратегию Украины до 2030 года. О необходимости разработки такого основополагающего документа говорили уже давно, ведь транспортная отрасль, несмотря на все еще весомый вклад в формирование отечественного ВВП (около 6%), по-прежнему находится в глубоком и затяжном падении.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!