Подробнее Запомнить город


Почему Трамп начал торговую войну с Китаем?

08.08.18
размер текста:

Пока весь мир продолжает ругать Дональда Трампа за его политику протекционизма, нужно все же поискать причины возникновения торговой войны между США и Китаем. Эта война назревала давно, просто до Д.Трампа не было политика, который смог бы решиться на столь радикальные меры. Причины же этой войны кроются в экономической политике основного торгового партнера США – Китая. И можно назвать пять причин, почему война была неизбежной. 

Первая причина. В погоне за низкими издержками многие американские компании начали переносить производство в страны с низким уровнем зарплат. При этом начала развиваться так называемая внутрифирменная торговля, когда транснациональная компания в рамках своих подразделений в разных странах использовала трансфертное ценообразование, с целью оптимизации расходов.  

Данная торговля привела к тому, что из США в Китай экспортировались технологии и компоненты. Эти компоненты в Китае использовались для создания готового продукта, который потом в рамках своей же компании возвращался обратно в США. При этом основная добавленная стоимость формировалась в странах с более низкими налогами или издержками, что вело к недополучению американским бюджетом миллиардов долларов налогов, что обусловило рост государственного долга. 

Кроме того, данное перемещение производств обусловило потерю рабочих мест в высокотехнологичных областях. Согласно данным Института экономической политики данное перемещение производства в Китай обусловило потерю 3,2 млн рабочих мест. Из них 2,4 млн рабочих мест приходится на производственный сектор. Так же перемещение производств обусловило рост торгового дефицита между США и Китаем. 

Вторая причина.  Под данным Министерства торговли США, интеллектуальная собственность в 2014 году создала 6,6 трлн долл. добавленной стоимости в экономику, что составляло почти 50% ВВП страны. Она обеспечивала занятостью 48 млн граждан и формировала более 800 млрд долл. экспорта. Учитывая эти данные, нетрудно предположить, что вопрос защиты авторских прав и патентов является жизненно важным для американцев. Китай же в этом вопросе выступает "главным злодеем". По оценкам Комиссии по краже интеллектуальной собственности, потери американской экономики от кражи технологий оцениваются в 300 млрд долл., где доля Китая составляет от свыше 150 млрд до 240 млрд долл.

Еще одной проблемой кражи технологий и нарушения авторских прав является то, что потом эти же технологии используются конкурентами для завоевания рынков, которые ранее принадлежали американцам. Так же, кроме кражи технологий, немаловажной проблемой является существование рынка подделок. По данным Министерства внутренней безопасности, доля Китая на рынке поддельных товаров оценивается в 88% или 1,2 трлн дол. Наличие этого незаконного рынка ведет к огромным убыткам собственников брендов, что тоже не может беспокоить западные страны.

Третья причина. Очень большое недовольство у американцев вызывает китайская политика в вопросе регулирования рыночного курса национальной валюты. Вернее, китайцев обвиняют в намеренном удержании низкого курса, с целью повышения конкурентоспособности своих товаров на внешних рынках. 

Данная политика получила названия конкурентной девальвации. Ее смысл в том, что девальвация национальной валюты позволяет делать дешевле экспорт по сравнению с иностранными конкурентами, позволяя выигрывать ценовую конкуренцию. С другой стороны, данная политика ведет также к удорожанию импорта, что снижает его объемы. Конечно же, данная политика приводит к ассиметричной торговле, что вызывает недовольство партнеров. Но, несмотря на все требования западных стран укрепить валюту, китайское правительство, наоборот, проводило валютные интервенции, которые вели к снижению курса юаня. 

Четвертая причина. Невыполнение Китаем своих обязательств перед Всемирной торговой организацией. В первую очередь по пошлинам. Несмотря на то что средневзвешенная пошлина в Китае составляет 9,9%, она по-прежнему остается очень высокой для западных стран, чтобы конкурировать с Китаем на внутреннем рынке. По некоторым позициям она еще и выше средневзвешенной и, к примеру, по автомобилям достигает 25%, что в 10 раз выше, чем пошлина в развитых странах. 

Также, кроме пошлин, недовольство вызывают другие инструменты, используемые Китаем, такие как субсидии, экспортные ограничения на сырье, ограничения ПИИ, требующих передачи технологий и совместного производства с китайцами, преференции при госзакупках внутренним производителям, торговое финансирование. С момента вступления Китая в ВТО на эту страну по этим вопросам было подано много жалоб, но Китай их полностью проигнорировал. 

Пятая причина – это политика так называемого государственного капитализма в Китае. По оценкам Госдепа, китайское правительство контролирует 150 тыс. компаний, которые создают от 30% до 50% китайской экономики. Такой разброс говорит о том, что реального размера китайского госсектора в США не знают. 

Кроме наличия госкомпаний, недовольство вызывает китайская политика в области поддержки своих компаний, которая, по мнению американцев, искажает реальную конкуренцию и дает преимущество китайским компаниям перед остальными. В этом Китаю очень помогает государственный банковский сектор, который является основным инструментом поддержки китайского производителя. 

Учитывая все эти причины, нетрудно предположить, что Китай всеми доступными методами преследует цель занять ведущие позиции на мировых рынках, что конечно могут обеспечить ему мировое доминирование. И, конечно же, это не могут не замечать американские политики. Потому вполне понятно, что сам вопрос возникновения торговой войны был лишь вопросом времени. К чему приведет это противостояние, поживем – увидим. 

Павел Вернивский, эксперт института им. Александра Поля 

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
13.12.18, Игорь Воронцов
Металлургические предприятия КНР радикально улучшили свое финансовое положение по итогам января-сентября. Это позволяет китайцам упрочить мировое лидерство по объемам стальной выплавки. Причем секрет их успеха очень прост. Но далеко не все могут идти таким путем.
07.12.18, Ярослав Ярош
В 2018 г. Украина выйдет на третье место в Европе по потреблению сжиженного газа (LPG) на автотранспорте, обогнав Италию и отставая только от Польши и Турции. Емкость внутреннего рынка в денежном эквиваленте уже подобралась к 1 млрд долл. Но не стоит торопиться с фанфарами. Топливные трейдеры отмечают, что LPG-рынок в стране приближается к потолку, а платой за стремительный рост четырех прошедших лет стала его скрытая уязвимость – слишком разросшийся теневой сектор и слишком большая зависимость от России.
04.12.18, Игорь Воронцов
ПАО "Укрзализныця" анонсировала планы очередного многоэтапного повышения своих тарифов на грузоперевозки в 2019 г. В случае поддержки данной инициативы правительством ситуация в промышленности серьезно ухудшится и сама компания в итоге лишь потеряет объемы перевозок. Но монополист в своих решениях не привык руководствоваться ни рыночной логикой, ни государственными интересами, ни просто здравым смыслом.
30.11.18, Игорь Воронцов
Экспансия в Латинскую Америку, анонсированная председателем турецкой ассоциации экспортеров стали CIB Аднаном Асланом в начале ноября на отраслевой конференции Alacero в Колумбии, сыграла бы на руку украинским металлургам. Это хотя бы немного сняло напряжение там, где их интересы пересекаются в борьбе за сбыт, т.е. в ЕС и на Ближнем Востоке.
28.11.18, Ярослав Ярош
Подписание договоров о режиме свободной торговли с ЕС (в 2016 г.) и Канадой (в 2017 г.) способствовало росту товарооборота между Украиной и этими партнерами, хотя и не снесло до основания все торговые барьеры. Теперь в Киеве готовы сделать подобный шаг и в восточном направлении. Точнее два шага. Договор о ЗСТ с Турцией уже почти готов, а с Китаем – только на начальной переговорной стадии. Однако ожидания относительно выгодности новых зон неоднозначные.
26.11.18, Анна Ганзенко
Несмотря на все победные реляции о пополнении парка грузовых вагонов и резонансную историю с закупкой американских локомотивов работа главного предприятия железнодорожной отрасли все так же вызывает справедливые нарекания наиболее крупных клиентов, что бесспорно свидетельствует о наличии более сложных, системных препятствий для ее дальнейшего развития.
22.11.18, Игорь Воронцов
Совет Национального банка Украины в начале ноября направил Кабинету министров Украины рекомендации с целью не допустить разбалансировку валютного рынка в конце 2018 – начале 2019 гг. Сможет ли Кабмин выполнить пожелания Совета НЮУ и не допустить обвал курса, как это уже было последние 3 года – МинПром выяснил с помощью экспертов.
15.11.18, Игорь Воронцов
Платить за отопление нынешней зимой украинцам предстоит ощутимо больше – поскольку Кабинет министров Украины своим постановлением от 19 октября повысил цену газа с прежних 6958 грн. до 8550 грн./тыс. куб. м для предприятий теплоэнергетики. Те, в свою очередь, уже обратились в Национальную комиссию регулирования в сферах энергетики и коммунальных услуг с просьбой о повышении своих тарифов – поскольку газ является основным топливом для котельных.
13.11.18, Ярослав Ярош
Национальная компания "Энергоатом" утвердила среднесрочную программу инвестиций на период 2019-2023 гг. с общим наполнением 64,5 млрд грн. Но только под половину этой суммы есть реальные источники финансирования, остальные инвестиции покрывать нечем. И это дает "Энергоатому" очередной повод требовать повышения тарифов на электроэнергию, производимую АЭС.
08.11.18, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal стал главным претендентом на покупку обанкротившейся компании Essar Steel, четвертого по величине игрока на индийском рынке, обладающего мощностями по выплавке 10 млн тонн стали в год.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!