Подробнее Запомнить город


Длинные руки Пекина

31.07.18
размер текста:

Китай продолжает внешнеэкономическую экспансию, в том числе через инвестиционные проекты в зарубежных странах. Свою выгоду от этого может получить и Украина.

В июле китайская компания Sinosteel Equipment начала строительство перерабатывающего метпредприятия в районе крупного железорудного месторождения El Mutun в Боливии (штат Санта-Крус). Проект стоимостью 420 млн долл. в основном финансируется за счет льготного кредита в 396 млн долл., предоставленного Export-Import Bank of China, остальное должно внести боливийское правительство. Запасы месторождения оцениваются в 40 млрд т, сейчас там ежегодно производится порядка 1 млн т железорудной мелочи.

Завод станет первым металлургическим предприятием в стране. Первая очередь, срок строительства которой составит около 2,5 года, предусматривает возведение железорудного ГОКа производительностью 650 тыс. т концентрата в год, фабрики окатышей, DRI-модуля на 250 тыс. т в год, электросталеплавильного цеха и прокатного стана на 190 тыс. т сортовой продукции в год.

На втором этапе планируется создать мощности по выпуску 450 тыс. т листового проката в год, на третьем – довести этот показатель до 550 тыс. т и увеличить выпуск сортового проката до 450 тыс. т/год. Сроки реализации этих стадий проекта пока не определены.

На разных континентах

Новый МЗ в Боливии можно рассматривать в свете стратегии Пекина по созданию и укреплению своего влияния в различных регионах земного шара. Это происходит и в Латинской Америке, в т.ч. через инвестиции в разнообразные сферы, и в Северной Америке (где сейчас это встречает противодействие администрации президента США Дональда Трампа), и в Африке, и в Европе. Еще 1 пример – госкомпания China Machine Building International Corp. (CMIC) вложит 100 млн долл. в добычу железной руды и строительство метмощностей в Уганде. Годовой металлорынок этой африканской страны оценивается в 150 тыс. т, но имеющиеся мощности покрывают не более 60 тыс. т. Металлопотребление постепенно растет благодаря интенсивному жилищному и инфраструктурному строительству.

Правительство Уганды рассчитывает, что создание метпредприятия на базе собственных запасов высококачественной железной руды, оцениваемых более чем в 100 млн т, позволит насытить внутренний рынок стальной продукцией, будет способствовать повышению ее качества и снижению цен. Ожидается и экспорт в другие страны региона.

В Нигерии Поднебесная готовится построить МЗ годовой производительностью 1,2 млн т и стоимостью 1,2 млрд долл., трубное предприятие на 400 тыс. т (480 млн долл.), а также 2 цементных завода мощностью по 3 млн т/год и общей сметой 700 млн долл. Кроме того, Нигерия заинтересована в достройке МК Ajaokuta проектной мощностью 5 млн т стали в год, и здесь Китай тоже может поучаствовать. Потребность в металле и стройматериалах обусловлена намеченными крупными инфраструктурными проектами.

Наконец, пример из Юго-Восточной Азии (ЮВА), которая непосредственно прилегает к КНР: китайский холдинг Panhua Group подписал соглашение с Philippine Economic Zone Authority (PEZA) о сооружении интегрированного МК сметой 3,5 млрд долл. Планируется производство как минимум 10 различных видов металлопродукции, строительство современного порта и индустриального парка площадью 300 га. По словам замгендиректора PEZA Тео Панги, Филиппины несколько запоздали с проведением индустриализации по сравнению со своими соседями в ЮВА, но намерены в кратчайшие сроки наверстать упущенное и стараются привлечь иностранных инвесторов в такие базовые отрасли, как черная и цветная металлургия, нефтехимия, энергетика. Металлорынок страны оценивается в 10 млн т/год; в частности, на Филиппинах пока что нет своих мощностей по горячекатаному прокату.

Что касается горнодобычи, то известны активные вложения в такую молодую страну, как Южный Судан, обладающую значимыми запасами нефти, многомиллиардные инвестиции в нефть и алмазы Анголы, проект по добыче урана в Нигере, вокруг которого развернулась активная политическая борьба. В ДР Конго ставка сделана на добычу медных и кобальтовых руд, а в Замбии разворачивается целый пул добывающих проектов.

Акценты экспансии

В целом, по данным за 2016 год, годовой объем новых внешних инвестиций Пекина достиг 161 млрд долл., а их совокупный размер – 1,25 трлн долл. Состоянием на конец 2016-го за рубежом было создано 34 тыс. предприятий в 189 странах. Притом в 2016-м впервые было достигнуто положительное сальдо инвестиционного баланса: внешние капиталовложения Поднебесной превысили сумму иностранных инвестиций в ее экономику. Актуальная концепция властей предусматривает глобальную экономическую экспансию национальных компаний, финансов и трудовых ресурсов. При этом китайские товары должны быстро и беспрепятственно поставляться в максимальное число стран, притом как по морю, так и по суше. На это направлена инфраструктурно-логистическая программа "Новый шелковый путь", охватывающая свыше 60 государств и портфель инвестиций в размере от 1 до 3 трлн долл. в ближайшие 10-15 лет. За последние годы вложения в инфраструктурные проекты "Нового пути" уже достигли около 60 млрд долл., а в последующие 2 года эта сумма может вырасти в 3-4 раза. Например, начато строительство транспортного коридора через Пакистан, который пролегает из западного Китая до глубоководного морского порта Гвадар на побережье Аравийского моря. Кроме того, инвесторы КНР выкупили глубоководный порт Пирей в Греции, его намечено сделать узловым центром для доставки товаров в Европу. Далее по железной дороге через Грецию, Сербию и Венгрию товары будут попадать в Евросоюз.

Таким образом, Пекин направляет свои средства как на развивающиеся, так и на развитые рынки. Особенно активен интерес к таким относительно небогатым странам Запада, как Греция, Испания, Португалия, через которые постепенно укрепляется влияние на ЕС. В начале 2016-го Поднебесная присоединилась к Европейскому банку реконструкции и развития и получила в нем символическую долю в 0,1%, которая, впрочем, позволяет участвовать в проектах банка в регионах его присутствия – а это почти 40 государств, включая такие традиционно интересные Китаю регионы, как Казахстан, Средняя Азия, Кавказ.

Подобная политика имеет особенное значение в свете "новых подходов" США, вознамерившихся бороться с влиянием КНР в мире и на своей собственной территории. В Украине китайцы тоже заинтересованы, это подтверждается и "попытками" совместных проектов на разные темы, от заводов по газификации угля до кредитования под поставки зерновых. К сожалению, все эти проекты сильно тормозят, в т.ч. из-за бюрократии, проблем отечественного правового поля и др. С другой стороны, Пекин способен работать в тех странах и регионах, где западный капитал по разным причинам опасается; в таких местах стоимость инвестирования и получения отдачи ниже, и интересны все основные векторы вложений – сырье, индустрия, инфраструктура, финансы. К таким местам сегодня во многом относится и Украина.

Несколько лет назад Министерство коммерции и МИД Поднебесной официально определили направления, наиболее интересные для инвестирования на украинском рынке: это АПК, химпром, добыча железных руд, угля и др. полезных ископаемых, металлургия, транспортное машиностроение, строительство, торговля. Можно заметить, что спектр достаточно широк и охватывает значительную часть экономики. Реальный запуск соответствующих проектов может существенно помочь ей в сегодняшней непростой ситуации.

Максим Полевой

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
14.08.18, Максим Полевой
В 2018 году украинский товарный экспорт продолжает расти, хотя и не так быстро, как в предыдущем. Эксперты говорят о формировании устойчивого тренда – но до "довоенных" объемов еще далеко.
08.08.18, Павел Вернивский
Пока весь мир продолжает ругать Дональда Трампа за его политику протекционизма, нужно все же поискать причины возникновения торговой войны между США и Китаем. Эта война назревала давно, просто до Д.Трампа не было политика, который смог бы решиться на столь радикальные меры. Причины же этой войны кроются в экономической политике основного торгового партнера США – Китая. И можно назвать пять причин, почему война была неизбежной.
03.08.18, Ярослав Ярош
В июле разнофракционная группа народных депутатов выступила с инициативой утвердить в Украине 20-летнюю программу развития и поддержки судостроения. А пока в парламентском секретариате регистрировали соответствующий законопроект, крупнейшее предприятие отрасли – Черноморский судостроительный завод – было признано банкротом. Похоже, если не поспешить, то поддержку оказывать будет некому.
19.07.18, Ярослав Ярош
В конце прошлого года Украина ввела 5-летние антидемпинговые пошлины на импорт стальных прутков из России в размере 15,21%. Вскоре подобная "стена" должна вырасти и на границах с Беларусью и Молдовой. Министерство экономического развития и торговли Украины начало антидемпинговое расследование против прутка, происходящего из названных стран. Как и в первом случае, инициатором санкций выступил комбинат "Арселор Миттал Кривой Рог".
13.07.18, Ярослав Ярош
Во многосерийном баттле за контроль над компанией "Укрнафта" между государством и группой "Приват" открыт новый фронт. На этот раз в городе Каменском Днепропетровской области. Командующий приватовской армией Игорь Коломойский решил остановить одно из крупнейших химических предприятий Украины – объединение "Днипроазот". Но хлопнуть при этом дверью так, чтобы окна задрожали по всей стране. Причем здесь "Укрнафта"? В течение 7 последних лет "Днипроазот" находился у нее на иждивении.
09.07.18, Василий Январев
После введения Межведомственной комиссией по международной торговле квот на импорт серной кислоты обсуждение данного вопроса перенеслось из МЭРТ в Государственную регуляторную службу. На прошедшем на днях в ГРС совещании схлестнулись представители производителей и потребителей кислоты, причем аргументы последних оказались гораздо сильнее.
05.07.18, Ярослав Ярош
Газотранспортная система Украины похожа на перезревшую невесту. Когда ее трубы добивались, Киев медлил. Сегодня он готов отдать ГТС хоть в аренду, хоть в концессию, хоть в совместное владение, но очередь из претендентов уже не стоит. Есть риск, что через два года вся эта огромная система общей длинной в 38 тыс. км газопроводов будет обслуживать исключительно внутренний рынок Украины. А это уже мало кому интересно.
02.07.18, Максим Полевой
Ведущие железорудные производители мира готовят к работе новые месторождения взамен выбывающих – на фоне нестабильности рыночных ожиданий в связи с начатыми США торговыми войнами.
27.06.18, Игорь Воронцов
Наиболее масштабные сделки в европейской металлургии оказались под угрозой срыва из-за слишком строгого следования демократическим процедурам, при которых все имеют не только собственное мнение, но еще и голос с правом "вето". Закономерно, что при таком раскладе шансы продавцов и покупателей ударить по рукам уменьшаются – время работает против них. Да и вообще у любого делового энтузиазма есть предел. Как и у обычного человеческого терпения.
21.06.18, Анна Ганзенко
В мае Кабинет министров одобрил Национальную транспортную стратегию Украины до 2030 года. О необходимости разработки такого основополагающего документа говорили уже давно, ведь транспортная отрасль, несмотря на все еще весомый вклад в формирование отечественного ВВП (около 6%), по-прежнему находится в глубоком и затяжном падении.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!