Подробнее Запомнить город


Укрмаш впал в кому

01.09.09
размер текста:

Итоги работы ведущих предприятий украинского машиностроения в январе-июле вынуждают сравнить его с пациентом, находящимся в реанимации. Так, в июле объемы производства готовой продукции по отрасли уменьшились до 47,1%, а в целом за 7 мес. – до 47,5% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Все это никак не увязывается с бодрыми заявлениями премьера о начале выхода промышленности из кризиса.

Глубокий спад затронул все без исключения подотрасли. К примеру, взять ситуацию в сельхозмаше. За январь-июль его предприятия изготовили 432 трактора, что составляет лишь 10% от объема за тот же период 2008 года. Причем в июле производство сократилось на 2% по сравнению с предыдущим месяцем. В отсутствие заказов простаивают крупнейшие участники рынка: Херсонский машзавод, кировоградская «Красная звезда», Харьковский тракторный завод. Последний, кстати, по итогам I полугодия показал увеличение чистого убытка в 1,72 раза, до 154,97 млн грн. На более мелких предприятиях типа «Уманьсельмаш» аналогичная ситуация. Хотя, казалось бы, ничего не мешает правительству в 2009 году 6,5 млрд грн. из стабилизационного фонда потратить не на выдачу актов собственности на приусадебные участки (эксперты утверждают, что на самом деле для этого необходимо примерно 450 млн грн.), а направить эти средства на льготное кредитование под покупку отечественной сельхозтехники. Впрочем, это явно не даст желаемую реакцию массового электората, а она накануне президентских выборов для главы правительства гораздо важнее, чем спасение того же сельхозмаша.

Это относится и к производству бытовой техники. За 7 мес. выпуск стиральных машин в Украине сократился на 31,5%, до 96700 шт. Ведущий производитель, донецкий «Норд», в январе-июле был вынужден уменьшить производство холодильников на 34,1%, до 101 тыс. шт. Не помогла и введенная 13% дополнительная надбавка к пошлине на импорт холодильников. Поскольку развитые страны преодолевают негативные тенденции в экономике не только путем тарифной защиты национального производителя, но еще и стимулируя внутренний спрос - через разворачивание потребительского кредитования. Таким путем пошли, в частности, Франция и Германия, которые уже объявили о выходе из рецессии. У нас же антикризисные программы, по сути, носят чисто декларативный характер. Иначе как объяснить, что широко разрекламированная антикризисная господдержка дает столь провальные результаты?

Особенно тревожно выглядит ситуация в тяжелом машиностроении. Так, в январе-июле выпуск металлообрабатывающих станков уменьшился на 60,8%, до 62 шт., деревообрабатывающих на 66,4%, до 484 шт. К примеру, тот же Мелитопольский станкостроительный завод им.23 октября за 6 мес. вдвое снизил производство, получив чистый убыток 295 тыс. грн. против чистой прибыли, полученной годом ранее. Ухудшились финансовые показатели и «Запорожкрана», ведущего украинского предприятия в области краностроения. Поскольку выпуск передвижных кранов в январе-июле сократился на 64,3%, до 81 шт.

Не лучше обстоят дела и у отечественных вагоностроителей. Так, Крюковский завод по итогам I полугодия сократил производство на 2876 вагонов, что составило 77% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Столь масштабное падение на предприятии связывают с отсутствием рыночного спроса на продукцию вагоностроения. В частности, осложняющим фактором для КВСЗ стало сокращение заказов «Укрзализныци» на пассажирские вагоны. Эксперты прогнозируют, что по итогам текущего года объемы производства на «Азовмаше» при оптимистическом сценарии сократятся на 20-25%, на Стахановском вагоностроительном заводе – на 40-45%, а на «Днепровагонмаше» и «Лугансктепловозе» и вовсе произойдет тройное сокращение производства.

От полной остановки предприятия транспортного машиностроения спасают лишь зарубежные заказчики. Так, «Азовмашу», несмотря на трудности, удается наращивать производство железнодорожных цистерн. СВСЗ поставил 100 платформ для Латвийских железных дорог, а также приступил к реализации контракта на 300 минераловозов для российского «Еврохима».

В свою очередь, КВСЗ получил российский заказ на 1000 вагонов-зерновозов и поставил 200 спецвагонов в Латвию. Подобные достижения есть и у предприятий энергомаша. В частности, харьковский «Турбоатом» в I полугодии увеличил чистую прибыль с 28,76 млн грн. до 51,04 млн грн. Это объясняется наличием у предприятия портфеля долгосрочных заказов от зарубежных компаний, сформированного в 2007-2008 гг.

Однако последний пример скорее является исключением, лишь подтверждающим общее правило. И заключается оно в том, что спасение утопающих в период кризиса продолжает оставаться предметом непосредственной заботы самих утопающих – вопреки победным реляциям премьера. А ведь машиностроение генерирует развитие остальных отраслей экономики, в том числе транспорта, сельского хозяйства и металлургии. Поскольку оно, помимо прочего, является еще и крупным потребителем металлопродукции. И это не говоря уже о производстве продукции с высокой добавленной стоимостью и количестве рабочих мест в смежных отраслях.

Игорь Воронцов

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
18.03.19, Ярослав Ярош
Более 10 лет руководство комбината "ArcelorMittal Кривой Рог" вело разговоры о строительстве новой агломерационной фабрики на предприятии. Но в начале 2019-го из дирекции АМКР прилетели другие вводные. Комбинат решил отказаться от прежней идеи. Теперь вместо новой аглофабрики должна появиться фабрика по окомкованию ЖРС. Такой объект, согласно предварительным расчетам, и экологичнее, и экономически выгоднее. Но при этом реконструкция обогатительного хозяйства на АМКР затянется и подорожает.
01.03.19, Игорь Воронцов
Наметившийся рост мировых цен на стальной лом угрожает стабильности работы украинских металлургических предприятий, обеспечивающих сотни тысяч рабочих мест и 25% валютных поступлений в страну. Ответом на вызов является законопроект №9474, принятый Верховной Радой 28 февраля за основу и в целом и направленный президенту Украины. Если он последует примеру законодателей и не станет затягивать с подписанием важного для отрасли документа, можно будет считать, что у металлургов есть сырье, а у бюджета – рост налоговых поступлений.
27.02.19, Ярослав Ярош
Глобальные торговые войны на стальном рынке украинскую металлургию пока особо не подкосили. Наоборот, по данным Министерства экономического развития и торговли, экспорт стальной продукции из страны вырос на 14,9%, или на 1,5 млрд долл. в денежном выражении, а по некоторым товарным позициям показал лучшие результаты с 2014 года.
20.02.19, Игорь Воронцов
Инициатива железнодорожной госмонополии грозит "заморозить" даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!