Подробнее Запомнить город


Укрмаш впал в кому

01.09.09
размер текста:

Итоги работы ведущих предприятий украинского машиностроения в январе-июле вынуждают сравнить его с пациентом, находящимся в реанимации. Так, в июле объемы производства готовой продукции по отрасли уменьшились до 47,1%, а в целом за 7 мес. – до 47,5% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Все это никак не увязывается с бодрыми заявлениями премьера о начале выхода промышленности из кризиса.

Глубокий спад затронул все без исключения подотрасли. К примеру, взять ситуацию в сельхозмаше. За январь-июль его предприятия изготовили 432 трактора, что составляет лишь 10% от объема за тот же период 2008 года. Причем в июле производство сократилось на 2% по сравнению с предыдущим месяцем. В отсутствие заказов простаивают крупнейшие участники рынка: Херсонский машзавод, кировоградская «Красная звезда», Харьковский тракторный завод. Последний, кстати, по итогам I полугодия показал увеличение чистого убытка в 1,72 раза, до 154,97 млн грн. На более мелких предприятиях типа «Уманьсельмаш» аналогичная ситуация. Хотя, казалось бы, ничего не мешает правительству в 2009 году 6,5 млрд грн. из стабилизационного фонда потратить не на выдачу актов собственности на приусадебные участки (эксперты утверждают, что на самом деле для этого необходимо примерно 450 млн грн.), а направить эти средства на льготное кредитование под покупку отечественной сельхозтехники. Впрочем, это явно не даст желаемую реакцию массового электората, а она накануне президентских выборов для главы правительства гораздо важнее, чем спасение того же сельхозмаша.

Это относится и к производству бытовой техники. За 7 мес. выпуск стиральных машин в Украине сократился на 31,5%, до 96700 шт. Ведущий производитель, донецкий «Норд», в январе-июле был вынужден уменьшить производство холодильников на 34,1%, до 101 тыс. шт. Не помогла и введенная 13% дополнительная надбавка к пошлине на импорт холодильников. Поскольку развитые страны преодолевают негативные тенденции в экономике не только путем тарифной защиты национального производителя, но еще и стимулируя внутренний спрос - через разворачивание потребительского кредитования. Таким путем пошли, в частности, Франция и Германия, которые уже объявили о выходе из рецессии. У нас же антикризисные программы, по сути, носят чисто декларативный характер. Иначе как объяснить, что широко разрекламированная антикризисная господдержка дает столь провальные результаты?

Особенно тревожно выглядит ситуация в тяжелом машиностроении. Так, в январе-июле выпуск металлообрабатывающих станков уменьшился на 60,8%, до 62 шт., деревообрабатывающих на 66,4%, до 484 шт. К примеру, тот же Мелитопольский станкостроительный завод им.23 октября за 6 мес. вдвое снизил производство, получив чистый убыток 295 тыс. грн. против чистой прибыли, полученной годом ранее. Ухудшились финансовые показатели и «Запорожкрана», ведущего украинского предприятия в области краностроения. Поскольку выпуск передвижных кранов в январе-июле сократился на 64,3%, до 81 шт.

Не лучше обстоят дела и у отечественных вагоностроителей. Так, Крюковский завод по итогам I полугодия сократил производство на 2876 вагонов, что составило 77% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Столь масштабное падение на предприятии связывают с отсутствием рыночного спроса на продукцию вагоностроения. В частности, осложняющим фактором для КВСЗ стало сокращение заказов «Укрзализныци» на пассажирские вагоны. Эксперты прогнозируют, что по итогам текущего года объемы производства на «Азовмаше» при оптимистическом сценарии сократятся на 20-25%, на Стахановском вагоностроительном заводе – на 40-45%, а на «Днепровагонмаше» и «Лугансктепловозе» и вовсе произойдет тройное сокращение производства.

От полной остановки предприятия транспортного машиностроения спасают лишь зарубежные заказчики. Так, «Азовмашу», несмотря на трудности, удается наращивать производство железнодорожных цистерн. СВСЗ поставил 100 платформ для Латвийских железных дорог, а также приступил к реализации контракта на 300 минераловозов для российского «Еврохима».

В свою очередь, КВСЗ получил российский заказ на 1000 вагонов-зерновозов и поставил 200 спецвагонов в Латвию. Подобные достижения есть и у предприятий энергомаша. В частности, харьковский «Турбоатом» в I полугодии увеличил чистую прибыль с 28,76 млн грн. до 51,04 млн грн. Это объясняется наличием у предприятия портфеля долгосрочных заказов от зарубежных компаний, сформированного в 2007-2008 гг.

Однако последний пример скорее является исключением, лишь подтверждающим общее правило. И заключается оно в том, что спасение утопающих в период кризиса продолжает оставаться предметом непосредственной заботы самих утопающих – вопреки победным реляциям премьера. А ведь машиностроение генерирует развитие остальных отраслей экономики, в том числе транспорта, сельского хозяйства и металлургии. Поскольку оно, помимо прочего, является еще и крупным потребителем металлопродукции. И это не говоря уже о производстве продукции с высокой добавленной стоимостью и количестве рабочих мест в смежных отраслях.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
21.02.18, Ярослав Ярош
После нескольких тоскливых лет холдинг "Интерпайп" Виктора Пинчука наконец почувствовал крылья за спиной. Компания пока не обнародует финансовые результаты, но объемы продаж у нее по итогам 2017 года увеличились на 35%.
16.02.18, Максим Полевой
Недавний резкий обвал на мировых фондовых рынках может быть "первой ласточкой" очередного масштабного кризиса. Если он случится, то сильно ударит по Украине, поскольку отечественная экономика очень открыта миру, и любые серьезные внешние потрясения значимо повлияют на нашу страну.
12.02.18, Ярослав Ярош
1 февраля руководители более 20 крупных металлургических компаний США обратились к президенту страны Дональду Трампу с просьбой защитить национальную безопасность и незамедлительно ввести ограничения на импорт стали. Если Трамп уступит, то под удар попадут уже не только Китай и страны третьего мира, как традиционно случалось до сих пор, но и такие глобальные партнеры США, как Германия, Япония, Южная Корея.
08.02.18, Максим Полевой
В 2017 году в украинском машиностроении продолжился восстановительный рост. Скорее всего, позитивная динамика сохранится и далее.
02.02.18, Павел Вернивский
В Украине затягивается предусмотренное законом создание экспортно-кредитного агентства. Учитывая важность вопроса, на нескольких примерах стоит показать, какова специфика работы ЭКА, в чем необходимость создания такой организации и как подобный инструмент будет способствовать развитию отечественного экспорта.
30.01.18, МинПром
Бензин и дизельное топливо в очередной раз начали дорожать в декабре и пока ничего не говорит о прекращении роста цен. Дежурное расследование Антимонопольного комитета Украины на предмет возможного сговора владельцев крупнейших автозаправочных сетей, как обычно, затягивается. Другой реакции со стороны правительства вообще не последовало.
29.01.18, Максим Полевой
Ведущие страны неарабской Африки предпринимают усилия по развитию собственной металлургии. Пока же региональный металлорынок зависит от импорта, чем пользуются и украинские металлурги.
25.01.18, Ярослав Ярош
Правительство надеется, что, возобновив работу, Одесский НПЗ может стать инструментом государственного регулирования на рынке нефтепродуктов. Но его мощностей недостаточно для того, чтобы существенно влиять на баланс и ценообразование, зато вполне может хватить, чтобы в очередной раз перессорить близкие к власти бизнес-группы.
19.01.18, Максим Полевой
Рост на мировых металлорынках продолжается и задает "настроение" на первое полугодие. Металлурги Украины в таких условиях смогут наращивать доходность экспорта и производственные показатели.
16.01.18, Ярослав Ярош
2016 г. Евразийский экономический союз (читай – Россия) ввел заградительные пошлины на ввоз стального прутка из Украины. Спустя год с лишним Украина обложила пошлиной в размере 15,21% такую же продукцию происхождением из РФ. В обоих случаях в гуще событий оказывался комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог". Первый раз – как главный пострадавший, второй – как основной выгодополучатель.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!