ГТС после 2020

Публікації

Газотранспортная система Украины похожа на перезревшую невесту. Когда ее трубы добивались, Киев медлил. Сегодня он готов отдать ГТС хоть в аренду, хоть в концессию, хоть в совместное владение, но очередь из претендентов уже не стоит. Есть риск, что через два года вся эта огромная система общей длинной в 38 тыс. км газопроводов будет обслуживать исключительно внутренний рынок Украины. А это уже мало кому интересно.

Только плохие сценарии

НАК "Нафтогаз Украины" лишь в конце 2017 г. определился с советником, который поможет Киеву вывести оператора по управлению газотранспортной системой в отдельное юридическое лицо, а потом попытается найти этому лицу зарубежного управляющего или даже владельца. Советником стало итальянское подразделение холдинга Ротшильдов. Согласно контракту в его услугах НАК будет нуждаться до 2020 г. Именно этот год может стать переломным в судьбе украинской ГТС. Если вторая нитка газопровода "Северный поток" будет построена, то большая часть транзитных объемов уйдет из трубы. Если заработает и "Турецкий поток", то они иссякнут полностью.

Такой сценарий считают базовым в "Укртрансгазе", дочерней компании НАК "Нафтогаз Украины". Совсем недавно она обнародовала план развития газотранспортной системы страны на период 2018-2027 гг., где особенный интерес вызывает прогноз спроса на услуги по транспортировке газа по украинской территории. Так вот, "Укртрансгаз" в этом документе отдает себе отчет, что с 2020 г. у него в графе "Транзит" появятся сплошные нули. И компания будет обеспечивать прокачку только для нужд внутренних потребителей. А ее объем в течение 10 последующих лет будет колебаться в пределах 27-28 млрд куб. м в год. Еще дополнительных 2-3 млрд куб. м в транспортировке может обеспечить отечественная газодобыча. Согласно планам "Нафтогаза Украины" к 2027 г. в стране должно добываться более 30 млрд куб. м природного газа, соответственно, небольшие излишки могут уходить на экспорт.

При такой печальной перспективе не совсем понятно, зачем планировать более 70 млрд грн. капиталовложений в модернизацию ГТС. Тем более что все проекты, с помощью которых "Укртрансгаз" мог бы повысить работоспособность системы, пока писаны хоть и не вилами по воде, но только пером по бумаге. В частности, украинская компания рассматривает варианты более активного использования реверсных потоков, чтобы увеличить возможность отбора газа на границе Украины со словацкого направления до 85 млн куб. м в год (т. е. в 2 раза) и с румынского – до 24 млн куб. м в год (с нуля). В итоге это может дать "Укртрансгазу" еще плюс 3-4 млрд куб. м годовой прокачки. Однако, как он сам констатирует, словацкий оператор Eustream пока не проявляет интереса к расширению реверса, считая, что нынешних мощностей в 42,5 млн куб. м/год вполне достаточно.

Что касается румынского направления, то оттуда потенциально можно было бы получать как местный ресурс, так и каспийский газ из Трансбалканского газопровода. Но опять же возникают трудности. Как экономического, так и политического характера. Во-первых, Румынии пришлось бы построить новую компрессорную станцию у границы с Украиной. Во-вторых, два участка газопровода, который предполагается развернуть в реверс (от газоизмерительной станции "Орловка" до ГИС "Березовка" – обе в Одесской области), проходят по территории непризнанной Приднестровской Молдавской республики. Альтернативный выход – прокладка совершенного новой 150-километровой перемычки между ГТС Румынии и Украины – "Сучава-Черновцы". С румынской стороной проект уже обсуждался, но та готова инвестировать в него только после того, когда на достаточные промышленные объемы выйдет добыча газа на черноморском шельфе Румынии.

В итоге наиболее вероятным с точки зрения реализации является украинско-польский проект газового интерконектора, цель которого связать Германовичи (приграничный узел ГТС Польши) с крупнейшим в Украине Бильче-Волицким подземным хранилищем газа (Львовская обл.), чьи незадействованные мощности достигают сейчас 15 млрд куб. м. Если это случится, обе страны смогут создать своего рода хаб для региона Центральной Европы, где можно складировать ресурс из разных источников, а в дальнейшем выбирать его для собственных нужд или перепродавать третьим сторонам. Одним из вариантов заполнения хранилища рассматривается даже поступление определенных объемов разжиженного газа из LNG-терминала, который Польша открыла на Балтике. Интерконектор, конечно, проект интересный, но в целом украинскую ГТС он не спасает. Даже если он заработает в полную силу, прокачка будет вестись только на небольшом локальном участке протяженностью 99 км. Остальная масса трубопроводов обречена на простой, первые признаки которого заметны уже сейчас.

Между Европой и Америкой

"Укртрансгаз" уже составил список из тех объектов ГТС, которые в течение последних лет не задействованы в процессе транспортировки газа. Сейчас в него входят 18 компрессорных станций с общим количеством в 134 газоперекачивающих агрегата и 2 установки подготовки газа. После 2020 г., согласно тому же базовому сценарию от ДК "Укртрансгаз", перечень раздуется почти втрое – до 47 КС и 282 ГПА. Поименный список уже есть, хотя окончательную судьбу тех или иных компрессорных станций (эксплуатация, консервация, ликвидация) еще должна решить технико-экономическая и научно-техническая экспертизы.

Немного посветлее перспективы дальнейшей эксплуатации для подземных газовых хранилищ, входящих в систему "Укртрансгаза". Вполне ожидаемо, что уровень их наполнения будет падать. Но это не столь катастрофическое падение. Как прогнозируют специалисты ДК "Укртрансгаз", при оптимистическом сценарии объемы закачки в ПХГ снизятся с 15 млрд куб. м (ка перед последним отопительным сезоном) до 11,5 млрд куб. м, а при пессимистическом – до 8,4 млрд куб. м. Как уже упоминалось выше, основная ставка делается на работу Бильче-Волицкого ПХГ. И оно заберет львиную долю запланированных "Укртрансгазом" инвестиций в реконструкцию своих подземных закромов. В текущем году в него предполагается вложить более 500 млн грн, в 2019-2020 гг. – 2,5 млрд грн, а в 2021-2027 гг. – еще почти 4 млрд грн. Это более 40% от всех предусмотренных планом инвестиций. Далеко не все из этой суммы – средства "Укртрансгаза" и его материнской компании. На украинско-польский интерконекторный проект планируется привлечь финансы и из того пакета помощи на 1 млрд евро, о котором недавно объявил Евросоюз.

Хотя с гораздо большим восхищением официальный Киев воспринял бы другой подарок со стороны ЕС – блокирование "Северного потока-2". Украинской ГТС такой шаг принес бы намного больше счастья, чем вся перечисленная выше пластическая хирургия для выходящих из потребления труб. И даже больше, чем весь пакет финпомощи. На кону – 3 млрд долл. в год, которые страна сегодня зарабатывает на транзите российского газа. Поэтому инициатива президента Петра Порошенко о создании в Евросоюзе группы, которая остановит строительство второй нитки "Северного потока", вполне резонна. Не ясно только с механикой. В апреле П.Порошенко почти прямо предложил Германии модернизировать и взять в управление украинскую ГТС в обмен на выход из проекта "Северный поток". Как известно, миноритарными партнерами "Газпрома" в нем значатся и немецкие холдинги E.ON и BASF/Wintershall. Но предложение было вежливо отвергнуто. И теперь в Украине пробуют перетянуть на свою сторону США.

Серьезной прямой заинтересованности в газовом рынке ЕС Соединенные Штаты не имеют. Но в перспективе они намерены заходить сюда как поставщик сжиженного газа. В этом ракурсе LNG-терминал в Свиноуйсьце (Польша), и украинско-польский газовый интерконектор приобретают более важное значение. Соответственно, у Белого Дома проснулся интерес и к украинской ГТС в целом как к инструменту, позволяющему получить дополнительный вес на европейском энергорынке. Тем более, в свете последних торговых конфликтов с Евросоюзом. В мае Госдепартамент США в довольно острой форме раскритиковал строительство газопроводов "Северный поток-2" и "Турецкий поток", подтвердив, что Вашингтон активно выступает против реализации обеих проектов, усугубляющих зависимость Европы от энергоносителей из России. Заявление, а особенно его тон, дали повод говорить о возможном введении санкций со стороны США против компаний, участвующих в данных стройках. Каким будет характер этих санкций и будут ли они вообще применены, пока неизвестно. Но contra spem spero. Директор Восточного комитета немецкой экономики Михаэль Хармс считает, что действия США вряд ли остановят строительство "Северного потока-2", но могут сделать проект экономически малопривлекательным. И тогда для украинской ГТС, возможно, появится последний шанс продолжить активную жизнь и после 2020 г.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

21 Грудня 2023

Енергетики зафіксували найнижчий максимум споживання

ЄС виділять 2,17 млрд євро на модернізацію енергосистем

Японська Marubeni інвестує 4,4 млрд дол у збільшення видобутку міді у Чилі

Протягом січня-листопада італійські металурги знизили випуск сталі на 3%

Німеччина поповнила український Фонд енергетичної підтримки на 88 млн євро

УЗ розмірковує над оптимальною ціною, щоб перевозити вантажівки залізницею

Україна отримала від Японії 950 млн дол на відновлення та соцзахист

США посилять контроль за дотриманням стелі цін на експорт російської нафти

Питання авіасполучення зрушить з мертвої точки у 2024 році – Данілов

СОТ винесла рішення проти Туреччини у суперечці про мита на метали зі США

Україна у листопаді скоротила імпорт довгого прокату на 45% 

20 Грудня 2023

Видобуток залізної руди в Китаї зріс на 7,1%

Україна залучила грант 150 млн євро від ЄС

ЄС та США домовилися призупинити торговельну війну до березня 2025 року

Українські металурги не встигають підготуватись до СВАМ через війну

Метінвест планує побудувати прокатний завод в Італії

ВСІ НОВИНИ ⇢