Подробнее Запомнить город


ГТС после 2020

05.07.18
размер текста:

Газотранспортная система Украины похожа на перезревшую невесту. Когда ее трубы добивались, Киев медлил. Сегодня он готов отдать ГТС хоть в аренду, хоть в концессию, хоть в совместное владение, но очередь из претендентов уже не стоит. Есть риск, что через два года вся эта огромная система общей длинной в 38 тыс. км газопроводов будет обслуживать исключительно внутренний рынок Украины. А это уже мало кому интересно.

Только плохие сценарии

НАК "Нафтогаз Украины" лишь в конце 2017 г. определился с советником, который поможет Киеву вывести оператора по управлению газотранспортной системой в отдельное юридическое лицо, а потом попытается найти этому лицу зарубежного управляющего или даже владельца. Советником стало итальянское подразделение холдинга Ротшильдов. Согласно контракту в его услугах НАК будет нуждаться до 2020 г. Именно этот год может стать переломным в судьбе украинской ГТС. Если вторая нитка газопровода "Северный поток" будет построена, то большая часть транзитных объемов уйдет из трубы. Если заработает и "Турецкий поток", то они иссякнут полностью.

Такой сценарий считают базовым в "Укртрансгазе", дочерней компании НАК "Нафтогаз Украины". Совсем недавно она обнародовала план развития газотранспортной системы страны на период 2018-2027 гг., где особенный интерес вызывает прогноз спроса на услуги по транспортировке газа по украинской территории. Так вот, "Укртрансгаз" в этом документе отдает себе отчет, что с 2020 г. у него в графе "Транзит" появятся сплошные нули. И компания будет обеспечивать прокачку только для нужд внутренних потребителей. А ее объем в течение 10 последующих лет будет колебаться в пределах 27-28 млрд куб. м в год. Еще дополнительных 2-3 млрд куб. м в транспортировке может обеспечить отечественная газодобыча. Согласно планам "Нафтогаза Украины" к 2027 г. в стране должно добываться более 30 млрд куб. м природного газа, соответственно, небольшие излишки могут уходить на экспорт.

При такой печальной перспективе не совсем понятно, зачем планировать более 70 млрд грн. капиталовложений в модернизацию ГТС. Тем более что все проекты, с помощью которых "Укртрансгаз" мог бы повысить работоспособность системы, пока писаны хоть и не вилами по воде, но только пером по бумаге. В частности, украинская компания рассматривает варианты более активного использования реверсных потоков, чтобы увеличить возможность отбора газа на границе Украины со словацкого направления до 85 млн куб. м в год (т. е. в 2 раза) и с румынского – до 24 млн куб. м в год (с нуля). В итоге это может дать "Укртрансгазу" еще плюс 3-4 млрд куб. м годовой прокачки. Однако, как он сам констатирует, словацкий оператор Eustream пока не проявляет интереса к расширению реверса, считая, что нынешних мощностей в 42,5 млн куб. м/год вполне достаточно.

Что касается румынского направления, то оттуда потенциально можно было бы получать как местный ресурс, так и каспийский газ из Трансбалканского газопровода. Но опять же возникают трудности. Как экономического, так и политического характера. Во-первых, Румынии пришлось бы построить новую компрессорную станцию у границы с Украиной. Во-вторых, два участка газопровода, который предполагается развернуть в реверс (от газоизмерительной станции "Орловка" до ГИС "Березовка" – обе в Одесской области), проходят по территории непризнанной Приднестровской Молдавской республики. Альтернативный выход – прокладка совершенного новой 150-километровой перемычки между ГТС Румынии и Украины – "Сучава-Черновцы". С румынской стороной проект уже обсуждался, но та готова инвестировать в него только после того, когда на достаточные промышленные объемы выйдет добыча газа на черноморском шельфе Румынии.

В итоге наиболее вероятным с точки зрения реализации является украинско-польский проект газового интерконектора, цель которого связать Германовичи (приграничный узел ГТС Польши) с крупнейшим в Украине Бильче-Волицким подземным хранилищем газа (Львовская обл.), чьи незадействованные мощности достигают сейчас 15 млрд куб. м. Если это случится, обе страны смогут создать своего рода хаб для региона Центральной Европы, где можно складировать ресурс из разных источников, а в дальнейшем выбирать его для собственных нужд или перепродавать третьим сторонам. Одним из вариантов заполнения хранилища рассматривается даже поступление определенных объемов разжиженного газа из LNG-терминала, который Польша открыла на Балтике. Интерконектор, конечно, проект интересный, но в целом украинскую ГТС он не спасает. Даже если он заработает в полную силу, прокачка будет вестись только на небольшом локальном участке протяженностью 99 км. Остальная масса трубопроводов обречена на простой, первые признаки которого заметны уже сейчас.

Между Европой и Америкой

"Укртрансгаз" уже составил список из тех объектов ГТС, которые в течение последних лет не задействованы в процессе транспортировки газа. Сейчас в него входят 18 компрессорных станций с общим количеством в 134 газоперекачивающих агрегата и 2 установки подготовки газа. После 2020 г., согласно тому же базовому сценарию от ДК "Укртрансгаз", перечень раздуется почти втрое – до 47 КС и 282 ГПА. Поименный список уже есть, хотя окончательную судьбу тех или иных компрессорных станций (эксплуатация, консервация, ликвидация) еще должна решить технико-экономическая и научно-техническая экспертизы.

Немного посветлее перспективы дальнейшей эксплуатации для подземных газовых хранилищ, входящих в систему "Укртрансгаза". Вполне ожидаемо, что уровень их наполнения будет падать. Но это не столь катастрофическое падение. Как прогнозируют специалисты ДК "Укртрансгаз", при оптимистическом сценарии объемы закачки в ПХГ снизятся с 15 млрд куб. м (ка перед последним отопительным сезоном) до 11,5 млрд куб. м, а при пессимистическом – до 8,4 млрд куб. м. Как уже упоминалось выше, основная ставка делается на работу Бильче-Волицкого ПХГ. И оно заберет львиную долю запланированных "Укртрансгазом" инвестиций в реконструкцию своих подземных закромов. В текущем году в него предполагается вложить более 500 млн грн, в 2019-2020 гг. – 2,5 млрд грн, а в 2021-2027 гг. – еще почти 4 млрд грн. Это более 40% от всех предусмотренных планом инвестиций. Далеко не все из этой суммы – средства "Укртрансгаза" и его материнской компании. На украинско-польский интерконекторный проект планируется привлечь финансы и из того пакета помощи на 1 млрд евро, о котором недавно объявил Евросоюз.

Хотя с гораздо большим восхищением официальный Киев воспринял бы другой подарок со стороны ЕС – блокирование "Северного потока-2". Украинской ГТС такой шаг принес бы намного больше счастья, чем вся перечисленная выше пластическая хирургия для выходящих из потребления труб. И даже больше, чем весь пакет финпомощи. На кону – 3 млрд долл. в год, которые страна сегодня зарабатывает на транзите российского газа. Поэтому инициатива президента Петра Порошенко о создании в Евросоюзе группы, которая остановит строительство второй нитки "Северного потока", вполне резонна. Не ясно только с механикой. В апреле П.Порошенко почти прямо предложил Германии модернизировать и взять в управление украинскую ГТС в обмен на выход из проекта "Северный поток". Как известно, миноритарными партнерами "Газпрома" в нем значатся и немецкие холдинги E.ON и BASF/Wintershall. Но предложение было вежливо отвергнуто. И теперь в Украине пробуют перетянуть на свою сторону США.

Серьезной прямой заинтересованности в газовом рынке ЕС Соединенные Штаты не имеют. Но в перспективе они намерены заходить сюда как поставщик сжиженного газа. В этом ракурсе LNG-терминал в Свиноуйсьце (Польша), и украинско-польский газовый интерконектор приобретают более важное значение. Соответственно, у Белого Дома проснулся интерес и к украинской ГТС в целом как к инструменту, позволяющему получить дополнительный вес на европейском энергорынке. Тем более, в свете последних торговых конфликтов с Евросоюзом. В мае Госдепартамент США в довольно острой форме раскритиковал строительство газопроводов "Северный поток-2" и "Турецкий поток", подтвердив, что Вашингтон активно выступает против реализации обеих проектов, усугубляющих зависимость Европы от энергоносителей из России. Заявление, а особенно его тон, дали повод говорить о возможном введении санкций со стороны США против компаний, участвующих в данных стройках. Каким будет характер этих санкций и будут ли они вообще применены, пока неизвестно. Но contra spem spero. Директор Восточного комитета немецкой экономики Михаэль Хармс считает, что действия США вряд ли остановят строительство "Северного потока-2", но могут сделать проект экономически малопривлекательным. И тогда для украинской ГТС, возможно, появится последний шанс продолжить активную жизнь и после 2020 г.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!