Подробнее Запомнить город


Жертвы стальной демократии

27.06.18
размер текста:

Наиболее масштабные сделки в европейской металлургии оказались под угрозой срыва из-за слишком строгого следования демократическим процедурам, при которых все имеют не только собственное мнение, но еще и голос с правом "вето". Закономерно, что при таком раскладе шансы продавцов и покупателей ударить по рукам уменьшаются – время работает против них. Да и вообще у любого делового энтузиазма есть предел. Как и у обычного человеческого терпения.

Баба Яга на немецкий лад

Договоренность между крупнейшими стальными производителями Индии и Германии, корпорацией Tata Steel и концерном Thyssenkrupp, была достигнута без малого 2 года назад. Стороны решили объединить свои европейские подразделения в рамках совместного предприятия – рассчитывая таким образом сэкономить на расходах.

А сделать это можно за счет сокращения части мощностей и персонала, которые при слиянии становятся лишними. Согласно меморандуму, подписанному в сентябре 2017 г., синергетический эффект ожидался в размере 400-600 млн евро в год при сокращении 4 тыс. рабочих мест, или 8% от всего персонала объединенной компании.

Естественно, данная инициатива не вызвала энтузиазма у немецких профсоюзов. Они выдвинули требование: рабочие места не должны сокращаться. Либо при увольнении должны выплачиваться очень серьезные компенсации – не менее годовой зарплаты.

В немецких реалиях это оказалось довольно серьезным препятствием для сделки, учитывая, что у представителей профсоюзов половина мест в набсовете стального гиганта. Переговоры по данному вопросу тянулись более года и профсоюзам удалось в феврале 2018 г. выбить для своих членов "жирные" условия.

Хотя в таком случае для акционеров и менеджмента обеих компаний теряется очень серьезный стимул для слияния – раз они почти ничего не смогут на этом сэкономить. Из "пряников" остается только совместная сбытовая политика – да и то с оглядкой на чиновников Еврокомиссии, контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства ЕС.

Со своей стороны, Tata Steel оказалась в такой же ситуации в Великобритании, где ей принадлежало большинство предприятий, ранее входивших в компанию British Steel. В Великобритании камнем преткновения стал вопрос пенсионных выплат бывшим работникам метзаводов. Оказалось, что это очень серьезные суммы – около 15 млрд фунтов стерлингов (включая задолженность прежних лет) и немецкая сторона ожидаемо не захотела брать такой балласт на баланс будущего совместного предприятия.

Тогда как местные профсоюзы, защищенные британским прецедентным правом, отказались от уменьшения выплат. В итоге переговоров, занявших не менее года, индийцам в мае 2017 г. все же удалось добиться уменьшения будущих отчислений в пенсионный фонд металлургов – но за счет разовых выплат 550 млн фунтов здесь и сейчас. Кроме того, Tata избавилась от части британских активов – от тех, на которые смогла найти покупателей.

Казалось, теперь генеральному директору Thyssenkrupp Хайнриху Хайзингеру и председателю совета директоров Ульриху Лехнеру можно открывать шампанское вместе с представителями семейства Тата. Но не тут-то было. Представители профсоюзов в Германии, узнав об условиях, которых добились их коллеги в Нидерландах от администрации Tata Steel, посчитали себя обманутыми.

И в марте 2018 г. возобновили протесты, пока их не уравняют в правах. Похожая история ранее была с немецкими и британскими профсоюзами – когда то одним, то другим казалось, что зарубежным коллегам досталось больше бонусов. В итоге уже нынешней весной, получив все необходимые согласования, Х.Хайзингер заявил о намерении завершить подготовку многострадальной сделки до конца июня.

Однако незадолго до заседания набсовета Thyssenkrupp, назначенного на 22 июня, стало известно о новых требованиях профсоюзов, поддержанных миноритарными акционерами в лице инвесткомпаний Cevian и Elliott. На этот раз им не понравилось, что отчисления немецкого концерна в общий фонд совместного предприятия, предназначенные для финансирования социальных расходов, составят 4 млрд евро, а Tаtа – всего 2,5 млрд евро.

Хотя данный вопрос в общем-то напрямую не имеет отношения к условиям труда рабочего класса: это головная боль акционеров. Тем не менее лидеры профсоюза заняли пресловутую позицию Бабы Яги, которая всегда против – и добились решения о продлении переговоров с Tаtа об условиях финансирования фонда соцрасходов. В принципе вопрос не кажется непреодолимым: Х.Хайзингер заявил, что его можно решить путем изменения долей сторон в СП с предполагаемых 50/50 до 55/45 или даже 60/40.

Кроме того, индийская сторона может временно отказаться от получения дивидендов и таким образом компенсировать свой меньший вклад в финансирование соцобязательств. Однако, во-первых, не факт, что владельцы Tata Steel легко согласятся на один из этих вариантов. А во-вторых, нет совершенно никакой гарантии, что и после этого у немецких профсоюзов больше не будет вопросов.

Поэтому нет оснований говорить, что соглашение об СП подпишут до конца текущего года. Западные СМИ со ссылкой на источники в немецком концерне также отмечают, что если сделка и состоится, то только в 2019 г.

Надо отдать должное 58-летнему Х.Хайзингеру, который, будучи инициатором слияния, с истинно немецкой настойчивостью пытается довести начатое до логического конца. Но при таком раскладе, да еще и с постоянной критикой в свой адрес со стороны миноритариев он может в итоге махнуть на все рукой и уйти в отставку – чего и добиваются Cevian и Elliott.

Пять звезд над Ilva

Ранее МинПром подробно рассказывал о непростых обстоятельствах, которые предшествовали появлению концерна ArcelorMittal в Тарранто, на крупнейшем в ЕС металлургическом комбинате Ilva. Однако на этом приключения Лакшми Миттала не закончились. Сначала возникли вопросы у Еврокомиссии, и чтобы их снять, ArcelorMittal согласился продать 5 своих предприятий в ЕС: в Бельгии, Чехии, Румынии.

Затем весной нынешнего года на парламентских выборах в Италии правящая Демократическая партия потерпела поражение. В отставку пришлось уйти правительству во главе с Паоло Джентилони – с которым Л.Миттал и вел переговоры о покупке Ilva. Вместо него к власти пришла популистская партия "Движение 5 звезд", Movimento 5 Stelle. Она была основана в 2009 г. популярным в Италии комиком и блогером Джузеппе Грилло и ее поначалу не воспринимали всерьез.

Достаточно сказать, что одной из "звезд", т.е. главных программных целей партии, объявлено… стремление добиться всеобщего свободного доступа в интернет. Хотя никогда не приходилось слышать об ограничениях для итальянцев при доступе к всемирной сети – таких, как в Китае, КНДР, Иране и ряде других стран. Более того, в Италии помимо множества провайдеров стационарного и мобильного интернета работают еще и 32 тыс. бесплатные точки WiFi.

Одним словом, не похоже, что свободный доступ в интернет или его отсутствие являются головной болью для граждан Италии. Тем не менее Movimento 5 Stelle набрала большинство голосов на парламентских выборах и вместе с коллегами-популистами из движения "Лига" получила право формировать новое правительство. Должность вице-премьера, министра промышленности и экономики в нем занял лидер "5-звездочных" Луиджи ди Майо.

Однако еще до назначения один из лидеров партии Луиджи Феррамонти заявил о необходимости закрытия Ilva – по его мнению, крупнейший в ЕС металлургический комбинат необходимо перепрофилировать… в промышленный музей. Правда, чуть позже Л. ди Майо в ответ на обращение профсоюзов заверил, что никакого решения по комбинату в Тарранто не будет принято без тщательных консультаций.

И они уже состоялись, пока что неофициальные. Ни одна, ни другая сторона не комментируют их итоги. Но тот факт, что переговоры о судьбе Ilva Л. ди Майо начал с профсоюзами, а не с новым владельцем комбината – указывает, что в планы нынешнего правительства во главе с Джузеппе Конти (который является номинальной фигурой, так называемым "техническим" премьером) не входит продолжение работы крупнейшего в ЕС металлургического предприятия.

Не исключено, что на самом деле лидеров 5 Stelle волнует не состояние экологии в Южной Италии, а желание поиметь со сделки Л.Миттала какой-то личный гешефт. Ведь в конце концов ни одному итальянскому правительству не удавалось уйти без громких коррупционных скандалов на самом высоком уровне.

И в любом случае очевидно, что анонсированная ревизия соглашения предыдущего правительства по Ilva с Л.Митталом потребует от последнего определенных усилий (не исключено, что и финансовых) – чтобы убедить новые власти, что музеев в стране и так более чем достаточно, а комбинат в Тарранто все-таки лучше использовать по прямому назначению. Другое дело, захочет ли владелец ArcelorMittal тратить время и деньги на то, чтобы донести до "5-звездочных" столь очевидную истину.

Возможность отыграть назад у него есть. Предвидя, что покупка Ilva может затянуться из-за бюрократических проволочек в Еврокомиссии (ситуацию со сменой курса итальянских властей вряд ли кто-то мог спрогнозировать заранее), Л.Миттал заключил договор об аренде комбината на 2 года. После завершения этого срока он может либо заплатить за предприятие и стать его полноправным хозяином, либо развернуться и уйти.

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
13.07.18, Ярослав Ярош
Во многосерийном баттле за контроль над компанией "Укрнафта" между государством и группой "Приват" открыт новый фронт. На этот раз в городе Каменском Днепропетровской области. Командующий приватовской армией Игорь Коломойский решил остановить одно из крупнейших химических предприятий Украины – объединение "Днипроазот". Но хлопнуть при этом дверью так, чтобы окна задрожали по всей стране. Причем здесь "Укрнафта"? В течение 7 последних лет "Днипроазот" находился у нее на иждивении.
09.07.18, Василий Январев
После введения Межведомственной комиссией по международной торговле квот на импорт серной кислоты обсуждение данного вопроса перенеслось из МЭРТ в Государственную регуляторную службу. На прошедшем на днях в ГРС совещании схлестнулись представители производителей и потребителей кислоты, причем аргументы последних оказались гораздо сильнее.
05.07.18, Ярослав Ярош
Газотранспортная система Украины похожа на перезревшую невесту. Когда ее трубы добивались, Киев медлил. Сегодня он готов отдать ГТС хоть в аренду, хоть в концессию, хоть в совместное владение, но очередь из претендентов уже не стоит. Есть риск, что через два года вся эта огромная система общей длинной в 38 тыс. км газопроводов будет обслуживать исключительно внутренний рынок Украины. А это уже мало кому интересно.
02.07.18, Максим Полевой
Ведущие железорудные производители мира готовят к работе новые месторождения взамен выбывающих – на фоне нестабильности рыночных ожиданий в связи с начатыми США торговыми войнами.
21.06.18, Анна Ганзенко
В мае Кабинет министров одобрил Национальную транспортную стратегию Украины до 2030 года. О необходимости разработки такого основополагающего документа говорили уже давно, ведь транспортная отрасль, несмотря на все еще весомый вклад в формирование отечественного ВВП (около 6%), по-прежнему находится в глубоком и затяжном падении.
18.06.18, Ярослав Ярош
Администрация США решила больше не откладывать введение защитных мер против экспорта из ЕС и NAFTA, так что с 1 июня стальная продукция из этих регионов должна облагаться 25-процентной пошлиной. Две недели спустя Евросоюз решился на ответные санкции. Вслед за Канадой, Индией, Китаем и некоторыми другими странами. Маховик торговой войны набирает глобальные обороты, так что и украинским производителям будет трудно от него уклониться.
14.06.18, Игорь Воронцов
Ситуация на украинском рынке металлолома становится все горячее, по мнению участников III научно-технической конференции, организованной ассоциацией "УАВтормет" и прошедшей в Киеве 12 июня. Однако летняя жара здесь ни при чем – растет конкуренция за ограниченный объем ресурса. За него борются несколько категорий потребителей: украинские металлурги, литейщики и зарубежные металлурги.
12.06.18, Павел Вернивский
На прошлой неделе Верховная Рада все же одобрила закупку 55 французских вертолетов на сумму 555 млн евро. Это решение украинских политиков еще раз доказывает, что власть взяла курс на деиндустриализацию экономики страны, а также самоустранение государства от функции главного субъекта экономического развития.
06.06.18, Максим Полевой
На мировом рынке цветных металлов – борьба с последствиями импортных санкций США и дефицит большинства биржевых видов сырья, что создает предпосылки для дальнейшего повышения цен.
01.06.18, Максим Полевой
Введение весенних "пошлин Трампа" уже привело к росту конкуренции на мировом металлургическом рынке: поставщики перераспределяют сбытовые потоки и ждут дальнейшего развития событий.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!