Подробнее Запомнить город


Рынок лома: все жарче и жарче

14.06.18
размер текста:

Ситуация на украинском рынке металлолома становится все горячее, по мнению участников III научно-технической конференции, организованной ассоциацией "УАВтормет" и прошедшей в Киеве 12 июня. Однако летняя жара здесь ни при чем – растет конкуренция за ограниченный объем ресурса. За него борются несколько категорий потребителей: украинские металлурги, литейщики и зарубежные металлурги.

На первый взгляд, у металлургов, как основных клиентов ломотрейдерских компаний, – есть повод для оптимизма. Если по итогам января-мая 2017 г. фактические поставки на предприятия отрасли составили 1,2 млн т при расчетной потребности в 1,4 млн т – то за тот же период текущего года цифры соответственно 1,332 и 1,3 млн т. Т.е. обеспечение ломом улучшилось до 98%.

С другой стороны, металлургов тревожит рост ломоэкспорта: со 109 тыс. т за 5 мес. 2017 г. до 251 тыс. т за тот же период т.г. По оценкам объединения "Укрметаллургпром", экспорт не должен превышать 10-15% от ломозаготовки в стране – только тогда можно говорить о достаточном уровне обеспечения сырьем украинской металлургии как важнейшей отрасли национальной экономики.

Если ранее основным направлением экспорта для украинского лома была Турция, то за последние несколько месяцев ситуация изменилась: большие партии пошли на Молдавский металлургический завод в Рыбницу. Он находится на территории самопровозглашенной Приднестровской Молдавской республики и попал под санкции Совета национальной безопасности и обороны Украины – поэтому в "Укрметаллургпроме" надеются, что поставки лома на территорию с сомнительным статусом будут прекращены.

Ведущий специалист отдела долгосрочного планирования трубно-металлургической корпорации "Интерпайп" Андрей Шевченко в своем выступлении поднял проблему качества лома, поступающего на украинские метзаводы. "Бывают случаи, когда приходит вагон или машина и вместо декларируемого уровня засоренности в 2-3% там может быть и 5%, и 10%", – казал он.

В подтверждение своих слов представитель "Интерпайпа" продемонстрировал слайды снимков, сделанных на приемном пункте компании. Среди лома там попадаются металлические бочки с землей, с солидолом, кирпичи, и т.д. Это может быть как результат плохой сортировки и обработки лома, так и умышленное завышение его веса, подчеркнул А.Шевченко.

"Есть система штрафов, чтобы с этим бороться – но создается впечатление, что она декларативная", – сказал он. В качестве выхода из ситуации "Интерпайп" предлагает введение сертификации качества лома – по аналогии с той, которая существует у металлургов.

"На всю нашу продукцию выдаются сертификаты, в которых указываются завод-изготовитель, его адрес, дата производства. Такую же систему надо вводить и для поставщиков лома – это позволит их идентифицировать и работать с проблемными партиями лома. Вообще, у нас есть желание создать общедоступную базу данных недобросовестных поставщиков", –сообщил А.Шевченко.

Кроме того, сертификация позволяет перейти к дифференцированному ценообразованию в ломозаготовке – в таком случае у заготовителей появится стимул к более глубокой переработке лома, а металлурги получат более качественное сырье для выплавки стали.

Представитель "Интерпайпа" также выразил обеспокоенность ростом экспорта лома и отметил утрату эластичной связи между ценой лома и его предложением. По его словам, такая тенденция характерна для последних нескольких лет. "То есть если мы, грубо говоря, увеличим цену на лом в 1,5 раза – далеко не факт, что мы получим в 1,5 раза больше лома от заготовителей", – пояснил он.

Генеральный директор госпредприятия "Укрпромвнешэкспертиза" Владимир Власюк подтвердил: ценовой эластичности, как в прежние годы, сейчас нет. И связано это с уменьшением базы для ломозаготовки. Расширить ее могло бы масштабное инфраструктурное строительство, способствующее образованию амортизационного лома. Пока же, в сложившихся условиях, работа на внутреннем рынке для ломотрейдеров даже более выгодна, чем экспорт, подчеркнул директор "Укрпромвнешэкспертизы".

"Если взять экспортную цену лома и очистить ее от таможенной пошлины и расходов на перевалку в порту, то мы получим 235 долл./т, тогда как на внутреннем рынке металлурги платят по 250 долл./т", – уточнил он. В.Власюк также отметил, что в т.г. ломозаготовка впервые за последние годы показала небольшой прирост – до 1,5 млн т по итогам января-мая, на 200 тыс. т больше к аналогичному периоду 2017 г.

Это связано с подорожанием лома на 40-45%. "Это был основной аргумент для рынка, связанный, в свою очередь, с подорожанием стальной заготовки на 50-55 долл./т", – сказал гендиректор "Укрпромвнешэкспертизы". Рост ломоэкспорта в т.г. он пояснил увеличением загрузки сталеплавильных мощностей на Молдавском метзаводе.

По словам В.Власюка, внутренние цены на лом до конца года будут зависеть от ряда факторов, в т.ч. от того, заработают ли санкции в отношении ММЗ и вступит ли в силу закон о повышении экспортной пошлины на лом с нынешних 30 до 42 евро/т. Как известно, закон был принят Верховной Радой и сейчас ожидает подписания президентом.

"Если исходить из того, что внутренние цены будут следовать за внешним рынком, то мы ожидаем подорожания стальной заготовки и лома в июне – это связано с ростом спроса на Ближнем Востоке, где трейдеры пополняют складские запасы перед рамаданом. А следующий всплеск деловой активности на рынке начнется уже в октябре", – сказал руководитель "Укрпромвнешэкспертизы".

Глава ассоциации литейщиков Украины Олег Шинский в своем выступлении сообщил, что литейные предприятия являются вторым по значимости после металлургов клиентом у ломозаготовителей и надеются увеличить закупки. "В докризисные времена объем выпускаемого литья в Украине был свыше 1 млн т в год. Сейчас – лишь около 500 тыс. т, так что потенциал роста в отрасли есть", – сказал он.

Увеличить производство литейные предприятия планируют за счет экспансии на европейский рынок, емкость которого оценивается в 12-13 млн т в год.

О.Шинский выразил уверенность, что украинские производители смогут потеснить китайцев, активно экспортирующих в ЕС свою продукцию. "В таком случае нам потребуется больше лома, и он должен быть определенного качества, потому что от этого зависит и качество литья", – подчеркнул он.

Участники конференции подробно остановились и на проблеме сезонности ломозаготовки. "Пиковые периоды мы проходим очень плохо – это надо признать", – отметил глава "УАВтормета" Владимир Бублей.

Выходом из положения могло бы стать создание складских запасов лома на металлургических предприятиях, но пока в размере месячной потребности они есть только у комбината "АрселорМиттал Кривой Рог". "Большинство наших клиентов-металлургов работают с колес", – констатировал глава "УАВтормета".

Представитель "Интепайпа" А.Шевченко согласился. что планируемость поставок лома – ключевой фактор для работы, особенно у предприятий электрометаллургии. "Мы ведь тоже планируем поставки своей продукции, заказываем вагоны у железной дороги. Мы не можем это делать спонтанно", – пояснил он.

Заместитель генерального директора ГП "Укрпромвнешэкспертиза" Юрий Добровольский в комментарии МинПрому выразил мнение, что тенденцию прироста объемов ломозаготовки, зафиксированную в январе-мае, не удастся сохранить до конца года. "Скорее, мы даже увидим обратную динамику", – сказал он. 

По мнению эксперта, внутренние цены на лом далее будут снижаться в связи с запретом на экспорт лома в Молдову – поскольку у ломозаготовителей не будет альтернативы сбыта. Он напомнил, что еще в 2017 г. Молдова стала основным экспортным рынком для украинских ломотрейдеров, обойдя Турцию. "Кроме того, повышение пошлины на вывоз лома до 42 евро/т – а этот закон скорее всего будет подписан, – сделает невыгодным экспорт. В этих условиях внутренние цены будут снижаться, и это повлияет на объемы ломозаготовки в сторону уменьшения", – спрогнозировал замгендиректора "Укрпромвнешэкспертизы".

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
13.07.18, Ярослав Ярош
Во многосерийном баттле за контроль над компанией "Укрнафта" между государством и группой "Приват" открыт новый фронт. На этот раз в городе Каменском Днепропетровской области. Командующий приватовской армией Игорь Коломойский решил остановить одно из крупнейших химических предприятий Украины – объединение "Днипроазот". Но хлопнуть при этом дверью так, чтобы окна задрожали по всей стране. Причем здесь "Укрнафта"? В течение 7 последних лет "Днипроазот" находился у нее на иждивении.
09.07.18, Василий Январев
После введения Межведомственной комиссией по международной торговле квот на импорт серной кислоты обсуждение данного вопроса перенеслось из МЭРТ в Государственную регуляторную службу. На прошедшем на днях в ГРС совещании схлестнулись представители производителей и потребителей кислоты, причем аргументы последних оказались гораздо сильнее.
05.07.18, Ярослав Ярош
Газотранспортная система Украины похожа на перезревшую невесту. Когда ее трубы добивались, Киев медлил. Сегодня он готов отдать ГТС хоть в аренду, хоть в концессию, хоть в совместное владение, но очередь из претендентов уже не стоит. Есть риск, что через два года вся эта огромная система общей длинной в 38 тыс. км газопроводов будет обслуживать исключительно внутренний рынок Украины. А это уже мало кому интересно.
02.07.18, Максим Полевой
Ведущие железорудные производители мира готовят к работе новые месторождения взамен выбывающих – на фоне нестабильности рыночных ожиданий в связи с начатыми США торговыми войнами.
27.06.18, Игорь Воронцов
Наиболее масштабные сделки в европейской металлургии оказались под угрозой срыва из-за слишком строгого следования демократическим процедурам, при которых все имеют не только собственное мнение, но еще и голос с правом "вето". Закономерно, что при таком раскладе шансы продавцов и покупателей ударить по рукам уменьшаются – время работает против них. Да и вообще у любого делового энтузиазма есть предел. Как и у обычного человеческого терпения.
21.06.18, Анна Ганзенко
В мае Кабинет министров одобрил Национальную транспортную стратегию Украины до 2030 года. О необходимости разработки такого основополагающего документа говорили уже давно, ведь транспортная отрасль, несмотря на все еще весомый вклад в формирование отечественного ВВП (около 6%), по-прежнему находится в глубоком и затяжном падении.
18.06.18, Ярослав Ярош
Администрация США решила больше не откладывать введение защитных мер против экспорта из ЕС и NAFTA, так что с 1 июня стальная продукция из этих регионов должна облагаться 25-процентной пошлиной. Две недели спустя Евросоюз решился на ответные санкции. Вслед за Канадой, Индией, Китаем и некоторыми другими странами. Маховик торговой войны набирает глобальные обороты, так что и украинским производителям будет трудно от него уклониться.
12.06.18, Павел Вернивский
На прошлой неделе Верховная Рада все же одобрила закупку 55 французских вертолетов на сумму 555 млн евро. Это решение украинских политиков еще раз доказывает, что власть взяла курс на деиндустриализацию экономики страны, а также самоустранение государства от функции главного субъекта экономического развития.
06.06.18, Максим Полевой
На мировом рынке цветных металлов – борьба с последствиями импортных санкций США и дефицит большинства биржевых видов сырья, что создает предпосылки для дальнейшего повышения цен.
01.06.18, Максим Полевой
Введение весенних "пошлин Трампа" уже привело к росту конкуренции на мировом металлургическом рынке: поставщики перераспределяют сбытовые потоки и ждут дальнейшего развития событий.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!