Подробнее Запомнить город


Злополучные вертолеты

12.06.18
размер текста:

На прошлой неделе Верховная Рада все же одобрила закупку 55 французских вертолетов на сумму 555 млн евро. Это решение украинских политиков еще раз доказывает, что власть взяла курс на деиндустриализацию экономики страны, а также самоустранение государства от функции главного субъекта экономического развития.

В лучших традициях нашей политики этот сомнительный контракт преподносят как величайшую победу. А возражение, что недавно в Украине был разработан свой вертолет, – не работает. Вместо этого ищут оправдания, почему лучше купить французский вертолет, чем украинский. Можно назвать три аргумента, которые реформаторы приводят в защиту импортного контракта.

Во-первых, утверждается, что вертолет от "Мотор Сич" – лишь модификация советского вертолета Ми-2. Правительство же решило закупить более качественные французские вертолеты, которые отвечают современным требованиям.

Действительно, когда есть лучшая альтернатива, особенно если наши такие бестолковые, то почему бы ею не воспользоваться? Странный аргумент. К примеру, модификация танка Т-64 не мешает нам считать его одним из лучших в мире. Да и закупаемые Украиной французские вертолеты "Эрбас H225" – тоже модификация более старых моделей 1977 года.

Кроме того, по поводу качества данных вертолетов тоже возникают вопросы. Ведь совсем недавно, в апреле 2016 г., у берегов Норвегии потерпел крушение вертолет марки H225, что привело к гибели 13 человек. Расследование, проведенное норвежскими специалистами, показало, что причиной аварии были некачественные компоненты, подверженные разрушению. После этого расследования Норвегия и Великобритания запретили использование вертолета H255. Поляки также собирались приобрести вертолеты этой компании, но после инцидента также отказались от покупки, решив модернизировать свои вертолеты. Все это привело к резкому падению продаж вертолетов компании. А в основном целевом сегменте, нефтегазовом секторе, продажи вообще упали до нуля. И хотя компания приняла меры, заявляя о том, что все ошибки исправлены, вернуть доверие очень трудно.

Вероятно, наши прогрессивные реформаторы вряд ли слышали об этом инциденте, пребывая в иллюзиях, что все западное более качественное и надежное, чем наше. Ведь западные партнеры, не желая создавать себе сильного конкурента, вбили нам в голову, что наша продукция некачественная и неконкурентная.

Во-вторых, реформаторы утверждают, что в Украине нет замкнутого цикла производства вертолетов. А вы знаете, что замкнутого цикла производства танков в Украине тоже не было? После развала Советского Союза ряд ключевых предприятий-поставщиков для Харьковского танкового завода остался на территории России. Когда в 1990-х Украина получила контракт от Пакистана, то у нас тоже отсутствовал полный цикл производства танков. Были трудности с пушками, которые производились в Перми. Не было и своей танковой ракеты, системы радиосвязи, лазерного наведения огня. Тем не менее производство всех этих компонентов удалось наладить дома, что-то продолжили заказывать в России, и благодаря всем усилиям отечественному производителю удалось успешно выполнить условия контракта. И так получилось, что, изначально не имея замкнутого цикла, Украина стала крупным производителем танков. Сейчас же наши танки считаются одними из лучших в мире.

Этот пример говорит о том, что мы недооцениваем способности наших инженеров. И того, что в современном мире необязательно иметь замкнутый цикл, более важно найти замену поставщика. Думаете, замкнутый цикл имеет Airbus? Нет. У него поставщики из разных стран мира. Если вернуться обратно к вертолетам, то "Мотор Сич" достаточно мощная компания, которая могла бы наладить производство вертолетов. К примеру, компания уже закупила оборудование по производству лопастей, но оно арестовано нашей таможней. И судя по этой ситуации, получается, что кто-то целенаправленно мешает создать в Украине производство собственных вертолетов.

Третий аргумент – у страны нет денег, а французы дают дешевый кредит. Очередная манипуляция. Украине дают кредит только формально. Фактически деньги нашему правительству никто не дает. Они сразу же идут на счет производителя. Это обычная практика работы экспортно-кредитных агентств. И финансирование здесь предоставляется компании, чтобы она могла выполнить заказ, потому что у покупателя нет денег, чтобы оплатить заказ сразу.

Это отнюдь не благотворительность и не помощь. Это государственная поддержка производителя. В Украине же подобных программ финансирования не существует. Но снова же, более важный вопрос: может ли сама компания найти финансирование и своими силами выполнить заказ? Да, может. Если бы заказ отдали "Мотор Сич", компании пришлось бы вначале инвестировать свои средства. Были ли такие возможности у компании? Да. У "Мотор Сичи" висит 18 млрд грн. нераспределённой прибыли. Компания могла бы выполнить за свой счет заказ и обговорить с государством форму взаимодействия.

В общем, все эти аргументы защитников французского контракта не стоят и выеденного яйца. Контракт с отечественным производителем по всем параметрам был ничем не хуже, чем с французами. Но украинские чиновники, вместо целенаправленного развития государства, выбрали поддержку иностранного производителя, который попал в трудное положение.

Мало того, на одном контракте страна потеряла возможность увеличить экономический рост на 1%, не номинального, а реального ВВП. Так как 500 млн грн. это только часть расходов. Еще столько же потянут расходы на содержание и сервисное обслуживание. А это уже 1 млрд. И это не учитывая огромного эффекта мультипликатора в авиапромышленности. К примеру, у Boeing он достигает 30 долл. дохода в экономику страны на один вложенный доллар в отрасль. Часть этих денег вернулась бы обратно в государство в виде налогов и могла заново реинвестироваться в экономический рост.

Только, как уже было сказано выше, никого экономика ради развития в этой стране не интересует. Поэтому неудивительно, что она находится в столь плачевном состоянии.

Павел Вернивский, эксперт института им. Александра Поля

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 3
13:49 | 12.06.2018
Хе-хе
Автор очень старался , но от любимых украинских фантазий отказаться всё равно не смог .
Украина никак не является "крупным производителем танков" , чтобы в этом убедиться , достаточно посмотреть объём продаж ... они мизерны . Соответственно , танк , который почти никто не покупает , никак не может являться "одним из лучших в мире" .
Снова безосновательные мрии ... (((
09:48 | 12.06.2018
Аноним
Все намного хуже обстоит чем автор описывает. Все дело в украинско -французском проэкте модернизации Ми-24 до уровня Ми-24 ПУ-2. Десять лет мучений а на выходе пока мягко говоря -xep. Все упирается в круглосуточную обзорно-прицельную систему которую должны ставить франки, но как верно заметил автор денег на это в стране нет , поэтому придётся покупать бу хлам , гробить своих пилотов , но завершить проект модернизации Ми-24. Хотя никто уже не верит что это будет.
16:00 | 23.06.2018
Аноним
Не зрозуміло. А при чім тут "Эрбас H225"?

...
Новости партнеров


Статьи
17.10.18, Виктория Финчук, Игорь Воронцов
Известняковая промышленность, одна из смежных отраслей горно-металлургического комплекса Украины, в этом году никак не может выйти из негативного тренда. Падение добычи на местных карьерах металлурги вынуждены компенсировать импортом – а это и рост себестоимости уже по стальной выплавке, и дополнительный отток валюты из страны по торговому балансу.
12.10.18, Ярослав Ярош
В начале октября Европейская комиссия еще на 5 лет продлила действие антидемпинговых пошлин на ввоз бесшовных труб из Украины и России. Откровенно говоря, сложно было ожидать другого решения в период тотального закрытия мировых стальных рынков, спровоцированного Дональдом Трампом. Поэтому новость из Брюсселя несет в себе скорее нейтральный, чем негативный контекст. Ставки пошлин не поменялись – и это позволяет Украине сохранить свою долю на рынке ЕС, которая в последние годы составляла 6-7% от общего потребления в регионе.
08.10.18, Игорь Воронцов
Новые тенденции в металлургии Китая заставляют крупнейшие железорудные компании Бразилии и Австралии вносить коррективы в инвестиционную политику. Игрокам с меньшими объемами поставок, желающим сохранить присутствие на этом рынке, тоже придется считаться с изменениями в запросах китайских сталеваров.
04.10.18, Виктория Финчук, Игорь Воронцов
Железнодорожный госмонополист ПАО "Укрзализныця" в последние год-два из локомотива национальной экономики превратился в ее тормоз. Крупные предприятия и компании не могут ни получить сырье в нужных объемах, ни отгрузить вовремя готовую продукцию – из-за недостатка вагонов и локомотивов у "УЗ".
02.10.18, Ярослав Ярош
Согласно ожиданиям холдинга "Интерпайп" 2017 год может стать для него рекордным по объемам выпуска железнодорожных колес. Мощности колесопрокатного цеха на Нижнеднепровском трубопрокатном заводе загружены более чем на 80%. Компания даже решилась инвестировать дополнительно 15 млн долл. в это направление, хотя ей сейчас дорога каждая копейка. Актуальные долги "Интерпайпа" превышают 1 млрд долл., и владельцу холдинга Виктору Пинчуку пока не удалось договориться с кредиторами об их частичном списании и реструктуризации.
28.09.18, Максим Полевой
Промышленность Индии развивается по целому ряду важных направлений, обеспечивая устойчиво позитивную динамику ВВП. По результатам 2017 года ВВП Индии вырос на 6,7%, до 2,6 трлн долл., по этому показателю она обошла Францию и вышла на 6-е место в мире. При этом доля страны в мировой экономике с 2,6% в 2014-м увеличилась до 3,1%.
24.09.18, Игорь Воронцов
Торговая война США против остального мира, начатая нынешним президентом Дональдом Трампом, вышла на новый уровень после введения с 24 сентября очередной порции тарифных ограничений на импорт китайских товаров стоимостью 200 млрд долл. в год.
21.09.18, Ярослав Ярош
Фонд госимущества намерен до конца текущего года продать контрольный пакет акций электрогенерирующей компании "Центрэнерго" и таким образом хоть чуть-чуть наполнить бюджет по статье "Поступления от приватизации". Конкурса с нетерпением ждут украинские "угольные генералы", заинтересованные в закрытии сделки еще до президентских выборов. Но они же могут и сорвать продажу, пытаясь помешать друг другу.
19.09.18, Павел Вернивский
Недавняя новость: Беларусь отказалась от кредитов Международного валютного фонда. Возможно, многим данный факт не покажется чем-то особенным, но можно вспомнить и Польшу, которая приняла аналогичное решение годом ранее. Почему же мы так зависим от этой организации? Если названные страны отказались от кредитов МВФ, способна ли и Украина поступить так же? И если подобное невозможно сегодня, то как сделать это реальным в будущем?
17.09.18, Игорь Воронцов
Скупка наличной валюты населением через официальные обменные пункты в августе вернулась к кризисным значениям января-февраля 2015 г. Означает ли это, что всем нам следует готовиться к обвалу курса гривны, МинПром выяснил с помощью экспертов.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!