Подробнее Запомнить город


Злополучные вертолеты

12.06.18
размер текста:

На прошлой неделе Верховная Рада все же одобрила закупку 55 французских вертолетов на сумму 555 млн евро. Это решение украинских политиков еще раз доказывает, что власть взяла курс на деиндустриализацию экономики страны, а также самоустранение государства от функции главного субъекта экономического развития.

В лучших традициях нашей политики этот сомнительный контракт преподносят как величайшую победу. А возражение, что недавно в Украине был разработан свой вертолет, – не работает. Вместо этого ищут оправдания, почему лучше купить французский вертолет, чем украинский. Можно назвать три аргумента, которые реформаторы приводят в защиту импортного контракта.

Во-первых, утверждается, что вертолет от "Мотор Сич" – лишь модификация советского вертолета Ми-2. Правительство же решило закупить более качественные французские вертолеты, которые отвечают современным требованиям.

Действительно, когда есть лучшая альтернатива, особенно если наши такие бестолковые, то почему бы ею не воспользоваться? Странный аргумент. К примеру, модификация танка Т-64 не мешает нам считать его одним из лучших в мире. Да и закупаемые Украиной французские вертолеты "Эрбас H225" – тоже модификация более старых моделей 1977 года.

Кроме того, по поводу качества данных вертолетов тоже возникают вопросы. Ведь совсем недавно, в апреле 2016 г., у берегов Норвегии потерпел крушение вертолет марки H225, что привело к гибели 13 человек. Расследование, проведенное норвежскими специалистами, показало, что причиной аварии были некачественные компоненты, подверженные разрушению. После этого расследования Норвегия и Великобритания запретили использование вертолета H255. Поляки также собирались приобрести вертолеты этой компании, но после инцидента также отказались от покупки, решив модернизировать свои вертолеты. Все это привело к резкому падению продаж вертолетов компании. А в основном целевом сегменте, нефтегазовом секторе, продажи вообще упали до нуля. И хотя компания приняла меры, заявляя о том, что все ошибки исправлены, вернуть доверие очень трудно.

Вероятно, наши прогрессивные реформаторы вряд ли слышали об этом инциденте, пребывая в иллюзиях, что все западное более качественное и надежное, чем наше. Ведь западные партнеры, не желая создавать себе сильного конкурента, вбили нам в голову, что наша продукция некачественная и неконкурентная.

Во-вторых, реформаторы утверждают, что в Украине нет замкнутого цикла производства вертолетов. А вы знаете, что замкнутого цикла производства танков в Украине тоже не было? После развала Советского Союза ряд ключевых предприятий-поставщиков для Харьковского танкового завода остался на территории России. Когда в 1990-х Украина получила контракт от Пакистана, то у нас тоже отсутствовал полный цикл производства танков. Были трудности с пушками, которые производились в Перми. Не было и своей танковой ракеты, системы радиосвязи, лазерного наведения огня. Тем не менее производство всех этих компонентов удалось наладить дома, что-то продолжили заказывать в России, и благодаря всем усилиям отечественному производителю удалось успешно выполнить условия контракта. И так получилось, что, изначально не имея замкнутого цикла, Украина стала крупным производителем танков. Сейчас же наши танки считаются одними из лучших в мире.

Этот пример говорит о том, что мы недооцениваем способности наших инженеров. И того, что в современном мире необязательно иметь замкнутый цикл, более важно найти замену поставщика. Думаете, замкнутый цикл имеет Airbus? Нет. У него поставщики из разных стран мира. Если вернуться обратно к вертолетам, то "Мотор Сич" достаточно мощная компания, которая могла бы наладить производство вертолетов. К примеру, компания уже закупила оборудование по производству лопастей, но оно арестовано нашей таможней. И судя по этой ситуации, получается, что кто-то целенаправленно мешает создать в Украине производство собственных вертолетов.

Третий аргумент – у страны нет денег, а французы дают дешевый кредит. Очередная манипуляция. Украине дают кредит только формально. Фактически деньги нашему правительству никто не дает. Они сразу же идут на счет производителя. Это обычная практика работы экспортно-кредитных агентств. И финансирование здесь предоставляется компании, чтобы она могла выполнить заказ, потому что у покупателя нет денег, чтобы оплатить заказ сразу.

Это отнюдь не благотворительность и не помощь. Это государственная поддержка производителя. В Украине же подобных программ финансирования не существует. Но снова же, более важный вопрос: может ли сама компания найти финансирование и своими силами выполнить заказ? Да, может. Если бы заказ отдали "Мотор Сич", компании пришлось бы вначале инвестировать свои средства. Были ли такие возможности у компании? Да. У "Мотор Сичи" висит 18 млрд грн. нераспределённой прибыли. Компания могла бы выполнить за свой счет заказ и обговорить с государством форму взаимодействия.

В общем, все эти аргументы защитников французского контракта не стоят и выеденного яйца. Контракт с отечественным производителем по всем параметрам был ничем не хуже, чем с французами. Но украинские чиновники, вместо целенаправленного развития государства, выбрали поддержку иностранного производителя, который попал в трудное положение.

Мало того, на одном контракте страна потеряла возможность увеличить экономический рост на 1%, не номинального, а реального ВВП. Так как 500 млн грн. это только часть расходов. Еще столько же потянут расходы на содержание и сервисное обслуживание. А это уже 1 млрд. И это не учитывая огромного эффекта мультипликатора в авиапромышленности. К примеру, у Boeing он достигает 30 долл. дохода в экономику страны на один вложенный доллар в отрасль. Часть этих денег вернулась бы обратно в государство в виде налогов и могла заново реинвестироваться в экономический рост.

Только, как уже было сказано выше, никого экономика ради развития в этой стране не интересует. Поэтому неудивительно, что она находится в столь плачевном состоянии.

Павел Вернивский, эксперт института им. Александра Поля

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 3
13:49 | 12.06.2018
Хе-хе
Автор очень старался , но от любимых украинских фантазий отказаться всё равно не смог .
Украина никак не является "крупным производителем танков" , чтобы в этом убедиться , достаточно посмотреть объём продаж ... они мизерны . Соответственно , танк , который почти никто не покупает , никак не может являться "одним из лучших в мире" .
Снова безосновательные мрии ... (((
09:48 | 12.06.2018
Аноним
Все намного хуже обстоит чем автор описывает. Все дело в украинско -французском проэкте модернизации Ми-24 до уровня Ми-24 ПУ-2. Десять лет мучений а на выходе пока мягко говоря -xep. Все упирается в круглосуточную обзорно-прицельную систему которую должны ставить франки, но как верно заметил автор денег на это в стране нет , поэтому придётся покупать бу хлам , гробить своих пилотов , но завершить проект модернизации Ми-24. Хотя никто уже не верит что это будет.
16:00 | 23.06.2018
Аноним
Не зрозуміло. А при чім тут "Эрбас H225"?

...
Новости партнеров


Статьи
20.08.18, Максим Полевой
Президент Реджеп Тайип Эрдоган обещает не уступать давлению со стороны США, но Турции будет непросто выдержать длительный политический конфликт со странами Запада. Более того, усиление "турецкого кризиса" способно сказаться и на украинских экономических интересах.
14.08.18, Максим Полевой
В 2018 году украинский товарный экспорт продолжает расти, хотя и не так быстро, как в предыдущем. Эксперты говорят о формировании устойчивого тренда – но до "довоенных" объемов еще далеко.
08.08.18, Павел Вернивский
Пока весь мир продолжает ругать Дональда Трампа за его политику протекционизма, нужно все же поискать причины возникновения торговой войны между США и Китаем. Эта война назревала давно, просто до Д.Трампа не было политика, который смог бы решиться на столь радикальные меры. Причины же этой войны кроются в экономической политике основного торгового партнера США – Китая. И можно назвать пять причин, почему война была неизбежной.
03.08.18, Ярослав Ярош
В июле разнофракционная группа народных депутатов выступила с инициативой утвердить в Украине 20-летнюю программу развития и поддержки судостроения. А пока в парламентском секретариате регистрировали соответствующий законопроект, крупнейшее предприятие отрасли – Черноморский судостроительный завод – было признано банкротом. Похоже, если не поспешить, то поддержку оказывать будет некому.
31.07.18, Максим Полевой
Китай продолжает внешнеэкономическую экспансию, в том числе через инвестиционные проекты в зарубежных странах. Свою выгоду от этого может получить и Украина.
19.07.18, Ярослав Ярош
В конце прошлого года Украина ввела 5-летние антидемпинговые пошлины на импорт стальных прутков из России в размере 15,21%. Вскоре подобная "стена" должна вырасти и на границах с Беларусью и Молдовой. Министерство экономического развития и торговли Украины начало антидемпинговое расследование против прутка, происходящего из названных стран. Как и в первом случае, инициатором санкций выступил комбинат "Арселор Миттал Кривой Рог".
13.07.18, Ярослав Ярош
Во многосерийном баттле за контроль над компанией "Укрнафта" между государством и группой "Приват" открыт новый фронт. На этот раз в городе Каменском Днепропетровской области. Командующий приватовской армией Игорь Коломойский решил остановить одно из крупнейших химических предприятий Украины – объединение "Днипроазот". Но хлопнуть при этом дверью так, чтобы окна задрожали по всей стране. Причем здесь "Укрнафта"? В течение 7 последних лет "Днипроазот" находился у нее на иждивении.
09.07.18, Василий Январев
После введения Межведомственной комиссией по международной торговле квот на импорт серной кислоты обсуждение данного вопроса перенеслось из МЭРТ в Государственную регуляторную службу. На прошедшем на днях в ГРС совещании схлестнулись представители производителей и потребителей кислоты, причем аргументы последних оказались гораздо сильнее.
05.07.18, Ярослав Ярош
Газотранспортная система Украины похожа на перезревшую невесту. Когда ее трубы добивались, Киев медлил. Сегодня он готов отдать ГТС хоть в аренду, хоть в концессию, хоть в совместное владение, но очередь из претендентов уже не стоит. Есть риск, что через два года вся эта огромная система общей длинной в 38 тыс. км газопроводов будет обслуживать исключительно внутренний рынок Украины. А это уже мало кому интересно.
02.07.18, Максим Полевой
Ведущие железорудные производители мира готовят к работе новые месторождения взамен выбывающих – на фоне нестабильности рыночных ожиданий в связи с начатыми США торговыми войнами.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!