Подробнее Запомнить город


Злополучные вертолеты

12.06.18
размер текста:

На прошлой неделе Верховная Рада все же одобрила закупку 55 французских вертолетов на сумму 555 млн евро. Это решение украинских политиков еще раз доказывает, что власть взяла курс на деиндустриализацию экономики страны, а также самоустранение государства от функции главного субъекта экономического развития.

В лучших традициях нашей политики этот сомнительный контракт преподносят как величайшую победу. А возражение, что недавно в Украине был разработан свой вертолет, – не работает. Вместо этого ищут оправдания, почему лучше купить французский вертолет, чем украинский. Можно назвать три аргумента, которые реформаторы приводят в защиту импортного контракта.

Во-первых, утверждается, что вертолет от "Мотор Сич" – лишь модификация советского вертолета Ми-2. Правительство же решило закупить более качественные французские вертолеты, которые отвечают современным требованиям.

Действительно, когда есть лучшая альтернатива, особенно если наши такие бестолковые, то почему бы ею не воспользоваться? Странный аргумент. К примеру, модификация танка Т-64 не мешает нам считать его одним из лучших в мире. Да и закупаемые Украиной французские вертолеты "Эрбас H225" – тоже модификация более старых моделей 1977 года.

Кроме того, по поводу качества данных вертолетов тоже возникают вопросы. Ведь совсем недавно, в апреле 2016 г., у берегов Норвегии потерпел крушение вертолет марки H225, что привело к гибели 13 человек. Расследование, проведенное норвежскими специалистами, показало, что причиной аварии были некачественные компоненты, подверженные разрушению. После этого расследования Норвегия и Великобритания запретили использование вертолета H255. Поляки также собирались приобрести вертолеты этой компании, но после инцидента также отказались от покупки, решив модернизировать свои вертолеты. Все это привело к резкому падению продаж вертолетов компании. А в основном целевом сегменте, нефтегазовом секторе, продажи вообще упали до нуля. И хотя компания приняла меры, заявляя о том, что все ошибки исправлены, вернуть доверие очень трудно.

Вероятно, наши прогрессивные реформаторы вряд ли слышали об этом инциденте, пребывая в иллюзиях, что все западное более качественное и надежное, чем наше. Ведь западные партнеры, не желая создавать себе сильного конкурента, вбили нам в голову, что наша продукция некачественная и неконкурентная.

Во-вторых, реформаторы утверждают, что в Украине нет замкнутого цикла производства вертолетов. А вы знаете, что замкнутого цикла производства танков в Украине тоже не было? После развала Советского Союза ряд ключевых предприятий-поставщиков для Харьковского танкового завода остался на территории России. Когда в 1990-х Украина получила контракт от Пакистана, то у нас тоже отсутствовал полный цикл производства танков. Были трудности с пушками, которые производились в Перми. Не было и своей танковой ракеты, системы радиосвязи, лазерного наведения огня. Тем не менее производство всех этих компонентов удалось наладить дома, что-то продолжили заказывать в России, и благодаря всем усилиям отечественному производителю удалось успешно выполнить условия контракта. И так получилось, что, изначально не имея замкнутого цикла, Украина стала крупным производителем танков. Сейчас же наши танки считаются одними из лучших в мире.

Этот пример говорит о том, что мы недооцениваем способности наших инженеров. И того, что в современном мире необязательно иметь замкнутый цикл, более важно найти замену поставщика. Думаете, замкнутый цикл имеет Airbus? Нет. У него поставщики из разных стран мира. Если вернуться обратно к вертолетам, то "Мотор Сич" достаточно мощная компания, которая могла бы наладить производство вертолетов. К примеру, компания уже закупила оборудование по производству лопастей, но оно арестовано нашей таможней. И судя по этой ситуации, получается, что кто-то целенаправленно мешает создать в Украине производство собственных вертолетов.

Третий аргумент – у страны нет денег, а французы дают дешевый кредит. Очередная манипуляция. Украине дают кредит только формально. Фактически деньги нашему правительству никто не дает. Они сразу же идут на счет производителя. Это обычная практика работы экспортно-кредитных агентств. И финансирование здесь предоставляется компании, чтобы она могла выполнить заказ, потому что у покупателя нет денег, чтобы оплатить заказ сразу.

Это отнюдь не благотворительность и не помощь. Это государственная поддержка производителя. В Украине же подобных программ финансирования не существует. Но снова же, более важный вопрос: может ли сама компания найти финансирование и своими силами выполнить заказ? Да, может. Если бы заказ отдали "Мотор Сич", компании пришлось бы вначале инвестировать свои средства. Были ли такие возможности у компании? Да. У "Мотор Сичи" висит 18 млрд грн. нераспределённой прибыли. Компания могла бы выполнить за свой счет заказ и обговорить с государством форму взаимодействия.

В общем, все эти аргументы защитников французского контракта не стоят и выеденного яйца. Контракт с отечественным производителем по всем параметрам был ничем не хуже, чем с французами. Но украинские чиновники, вместо целенаправленного развития государства, выбрали поддержку иностранного производителя, который попал в трудное положение.

Мало того, на одном контракте страна потеряла возможность увеличить экономический рост на 1%, не номинального, а реального ВВП. Так как 500 млн грн. это только часть расходов. Еще столько же потянут расходы на содержание и сервисное обслуживание. А это уже 1 млрд. И это не учитывая огромного эффекта мультипликатора в авиапромышленности. К примеру, у Boeing он достигает 30 долл. дохода в экономику страны на один вложенный доллар в отрасль. Часть этих денег вернулась бы обратно в государство в виде налогов и могла заново реинвестироваться в экономический рост.

Только, как уже было сказано выше, никого экономика ради развития в этой стране не интересует. Поэтому неудивительно, что она находится в столь плачевном состоянии.

Павел Вернивский, эксперт института им. Александра Поля

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 3
13:49 | 12.06.2018
Хе-хе
Автор очень старался , но от любимых украинских фантазий отказаться всё равно не смог .
Украина никак не является "крупным производителем танков" , чтобы в этом убедиться , достаточно посмотреть объём продаж ... они мизерны . Соответственно , танк , который почти никто не покупает , никак не может являться "одним из лучших в мире" .
Снова безосновательные мрии ... (((
09:48 | 12.06.2018
Аноним
Все намного хуже обстоит чем автор описывает. Все дело в украинско -французском проэкте модернизации Ми-24 до уровня Ми-24 ПУ-2. Десять лет мучений а на выходе пока мягко говоря -xep. Все упирается в круглосуточную обзорно-прицельную систему которую должны ставить франки, но как верно заметил автор денег на это в стране нет , поэтому придётся покупать бу хлам , гробить своих пилотов , но завершить проект модернизации Ми-24. Хотя никто уже не верит что это будет.
16:00 | 23.06.2018
Аноним
Не зрозуміло. А при чім тут "Эрбас H225"?

...
Новости партнеров


Статьи
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.
08.01.19, Игорь Воронцов
Регион Юго-Восточной Азии не входит в число основных рынков сбыта для украинских металлургов. Но растущий торговый протекционизм в ЕС и обострение конкуренции в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) делают ЮВА привлекательным для производителей, желающих поддержать и нарастить стальные продажи.
04.01.19, Ярослав Ярош
Украинские производители подшипников празднуют промежуточную победу. В декабре Межведомственная комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта подшипников с цилиндрическими роликами происхождением из Казахстана. Но конечной мишенью в этом деле является российский холдинг ЕПК, чья продукция давно мозолит глаза Харьковскому подшипниковому заводу – инициатору расследования.
27.12.18, Игорь Воронцов
Рост стоимости активов в мировом горно-металлургическом комплексе и оживление процессов M&A свидетельствуют о подъеме и окончательном завершении кризиса в отрасли. При этом "болезни", которые к нему привели, никуда не делись: избыточные сталеплавильные мощности по-прежнему велики, а барьеры торгового протекционизма в уходящем году стали еще выше.
21.12.18, Ярослав Ярош
В 2018 г. большая приватизация снова провалена. И несостоявшиеся торги по "Центрэнерго" – как кислая вишенка на этом приевшемся торте. Правительство, возможно, даже отправит в отставку и. о. главы Фонда госимущества Виталия Трубарова. Не особо веря, что кадровые перестановки кардинально изменят ситуацию. Ведь у предшественника Трубарова тоже ничего не получилось. Да и накануне избирательной кампании в стране на эту стратегическую должность придется искать такого же временщика. Серьезные ставки пойдут уже после выборов.
18.12.18, Василий Январев
В уходящем году украинский горно-металлургический комплекс демонстрирует на первый взгляд неплохие показатели: производство увеличивается, финансовые показатели предприятий улучшаются. Но все это достигнуто в первую очередь за счет экспорта – внутренний рынок остается традиционно слабым, и это таит для отечественной металлургии немалые риски.
13.12.18, Игорь Воронцов
Металлургические предприятия КНР радикально улучшили свое финансовое положение по итогам января-сентября. Это позволяет китайцам упрочить мировое лидерство по объемам стальной выплавки. Причем секрет их успеха очень прост. Но далеко не все могут идти таким путем.
07.12.18, Ярослав Ярош
В 2018 г. Украина выйдет на третье место в Европе по потреблению сжиженного газа (LPG) на автотранспорте, обогнав Италию и отставая только от Польши и Турции. Емкость внутреннего рынка в денежном эквиваленте уже подобралась к 1 млрд долл. Но не стоит торопиться с фанфарами. Топливные трейдеры отмечают, что LPG-рынок в стране приближается к потолку, а платой за стремительный рост четырех прошедших лет стала его скрытая уязвимость – слишком разросшийся теневой сектор и слишком большая зависимость от России.
04.12.18, Игорь Воронцов
ПАО "Укрзализныця" анонсировала планы очередного многоэтапного повышения своих тарифов на грузоперевозки в 2019 г. В случае поддержки данной инициативы правительством ситуация в промышленности серьезно ухудшится и сама компания в итоге лишь потеряет объемы перевозок. Но монополист в своих решениях не привык руководствоваться ни рыночной логикой, ни государственными интересами, ни просто здравым смыслом.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!