Подробнее Запомнить город


Злополучные вертолеты

12.06.18
размер текста:

На прошлой неделе Верховная Рада все же одобрила закупку 55 французских вертолетов на сумму 555 млн евро. Это решение украинских политиков еще раз доказывает, что власть взяла курс на деиндустриализацию экономики страны, а также самоустранение государства от функции главного субъекта экономического развития.

В лучших традициях нашей политики этот сомнительный контракт преподносят как величайшую победу. А возражение, что недавно в Украине был разработан свой вертолет, – не работает. Вместо этого ищут оправдания, почему лучше купить французский вертолет, чем украинский. Можно назвать три аргумента, которые реформаторы приводят в защиту импортного контракта.

Во-первых, утверждается, что вертолет от "Мотор Сич" – лишь модификация советского вертолета Ми-2. Правительство же решило закупить более качественные французские вертолеты, которые отвечают современным требованиям.

Действительно, когда есть лучшая альтернатива, особенно если наши такие бестолковые, то почему бы ею не воспользоваться? Странный аргумент. К примеру, модификация танка Т-64 не мешает нам считать его одним из лучших в мире. Да и закупаемые Украиной французские вертолеты "Эрбас H225" – тоже модификация более старых моделей 1977 года.

Кроме того, по поводу качества данных вертолетов тоже возникают вопросы. Ведь совсем недавно, в апреле 2016 г., у берегов Норвегии потерпел крушение вертолет марки H225, что привело к гибели 13 человек. Расследование, проведенное норвежскими специалистами, показало, что причиной аварии были некачественные компоненты, подверженные разрушению. После этого расследования Норвегия и Великобритания запретили использование вертолета H255. Поляки также собирались приобрести вертолеты этой компании, но после инцидента также отказались от покупки, решив модернизировать свои вертолеты. Все это привело к резкому падению продаж вертолетов компании. А в основном целевом сегменте, нефтегазовом секторе, продажи вообще упали до нуля. И хотя компания приняла меры, заявляя о том, что все ошибки исправлены, вернуть доверие очень трудно.

Вероятно, наши прогрессивные реформаторы вряд ли слышали об этом инциденте, пребывая в иллюзиях, что все западное более качественное и надежное, чем наше. Ведь западные партнеры, не желая создавать себе сильного конкурента, вбили нам в голову, что наша продукция некачественная и неконкурентная.

Во-вторых, реформаторы утверждают, что в Украине нет замкнутого цикла производства вертолетов. А вы знаете, что замкнутого цикла производства танков в Украине тоже не было? После развала Советского Союза ряд ключевых предприятий-поставщиков для Харьковского танкового завода остался на территории России. Когда в 1990-х Украина получила контракт от Пакистана, то у нас тоже отсутствовал полный цикл производства танков. Были трудности с пушками, которые производились в Перми. Не было и своей танковой ракеты, системы радиосвязи, лазерного наведения огня. Тем не менее производство всех этих компонентов удалось наладить дома, что-то продолжили заказывать в России, и благодаря всем усилиям отечественному производителю удалось успешно выполнить условия контракта. И так получилось, что, изначально не имея замкнутого цикла, Украина стала крупным производителем танков. Сейчас же наши танки считаются одними из лучших в мире.

Этот пример говорит о том, что мы недооцениваем способности наших инженеров. И того, что в современном мире необязательно иметь замкнутый цикл, более важно найти замену поставщика. Думаете, замкнутый цикл имеет Airbus? Нет. У него поставщики из разных стран мира. Если вернуться обратно к вертолетам, то "Мотор Сич" достаточно мощная компания, которая могла бы наладить производство вертолетов. К примеру, компания уже закупила оборудование по производству лопастей, но оно арестовано нашей таможней. И судя по этой ситуации, получается, что кто-то целенаправленно мешает создать в Украине производство собственных вертолетов.

Третий аргумент – у страны нет денег, а французы дают дешевый кредит. Очередная манипуляция. Украине дают кредит только формально. Фактически деньги нашему правительству никто не дает. Они сразу же идут на счет производителя. Это обычная практика работы экспортно-кредитных агентств. И финансирование здесь предоставляется компании, чтобы она могла выполнить заказ, потому что у покупателя нет денег, чтобы оплатить заказ сразу.

Это отнюдь не благотворительность и не помощь. Это государственная поддержка производителя. В Украине же подобных программ финансирования не существует. Но снова же, более важный вопрос: может ли сама компания найти финансирование и своими силами выполнить заказ? Да, может. Если бы заказ отдали "Мотор Сич", компании пришлось бы вначале инвестировать свои средства. Были ли такие возможности у компании? Да. У "Мотор Сичи" висит 18 млрд грн. нераспределённой прибыли. Компания могла бы выполнить за свой счет заказ и обговорить с государством форму взаимодействия.

В общем, все эти аргументы защитников французского контракта не стоят и выеденного яйца. Контракт с отечественным производителем по всем параметрам был ничем не хуже, чем с французами. Но украинские чиновники, вместо целенаправленного развития государства, выбрали поддержку иностранного производителя, который попал в трудное положение.

Мало того, на одном контракте страна потеряла возможность увеличить экономический рост на 1%, не номинального, а реального ВВП. Так как 500 млн грн. это только часть расходов. Еще столько же потянут расходы на содержание и сервисное обслуживание. А это уже 1 млрд. И это не учитывая огромного эффекта мультипликатора в авиапромышленности. К примеру, у Boeing он достигает 30 долл. дохода в экономику страны на один вложенный доллар в отрасль. Часть этих денег вернулась бы обратно в государство в виде налогов и могла заново реинвестироваться в экономический рост.

Только, как уже было сказано выше, никого экономика ради развития в этой стране не интересует. Поэтому неудивительно, что она находится в столь плачевном состоянии.

Павел Вернивский, эксперт института им. Александра Поля

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 3
13:49 | 12.06.2018
Хе-хе
Автор очень старался , но от любимых украинских фантазий отказаться всё равно не смог .
Украина никак не является "крупным производителем танков" , чтобы в этом убедиться , достаточно посмотреть объём продаж ... они мизерны . Соответственно , танк , который почти никто не покупает , никак не может являться "одним из лучших в мире" .
Снова безосновательные мрии ... (((
09:48 | 12.06.2018
Аноним
Все намного хуже обстоит чем автор описывает. Все дело в украинско -французском проэкте модернизации Ми-24 до уровня Ми-24 ПУ-2. Десять лет мучений а на выходе пока мягко говоря -xep. Все упирается в круглосуточную обзорно-прицельную систему которую должны ставить франки, но как верно заметил автор денег на это в стране нет , поэтому придётся покупать бу хлам , гробить своих пилотов , но завершить проект модернизации Ми-24. Хотя никто уже не верит что это будет.
16:00 | 23.06.2018
Аноним
Не зрозуміло. А при чім тут "Эрбас H225"?

...
Новости партнеров


Статьи
21.06.18, Анна Ганзенко
В мае Кабинет министров одобрил Национальную транспортную стратегию Украины до 2030 года. О необходимости разработки такого основополагающего документа говорили уже давно, ведь транспортная отрасль, несмотря на все еще весомый вклад в формирование отечественного ВВП (около 6%), по-прежнему находится в глубоком и затяжном падении.
18.06.18, Ярослав Ярош
Администрация США решила больше не откладывать введение защитных мер против экспорта из ЕС и NAFTA, так что с 1 июня стальная продукция из этих регионов должна облагаться 25-процентной пошлиной. Две недели спустя Евросоюз решился на ответные санкции. Вслед за Канадой, Индией, Китаем и некоторыми другими странами. Маховик торговой войны набирает глобальные обороты, так что и украинским производителям будет трудно от него уклониться.
14.06.18, Игорь Воронцов
Ситуация на украинском рынке металлолома становится все горячее, по мнению участников III научно-технической конференции, организованной ассоциацией "УАВтормет" и прошедшей в Киеве 12 июня. Однако летняя жара здесь ни при чем – растет конкуренция за ограниченный объем ресурса. За него борются несколько категорий потребителей: украинские металлурги, литейщики и зарубежные металлурги.
06.06.18, Максим Полевой
На мировом рынке цветных металлов – борьба с последствиями импортных санкций США и дефицит большинства биржевых видов сырья, что создает предпосылки для дальнейшего повышения цен.
01.06.18, Максим Полевой
Введение весенних "пошлин Трампа" уже привело к росту конкуренции на мировом металлургическом рынке: поставщики перераспределяют сбытовые потоки и ждут дальнейшего развития событий.
29.05.18, Ярослав Ярош
Стремигородское ильменито-апатитовое месторождение с прогнозными запасами более 1 млрд тонн руды относится к числу крупнейших в мире, достаточно хорошо изученных и готовых к промышленному освоению. Но сегодня процесс его разработки блокирует государство, не желающее мириться с тем, что титановые сливки достанутся бизнесмену Дмитрию Фирташу.
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!