Подробнее Запомнить город


На цвет покупатели есть

06.06.18
размер текста:

На мировом рынке цветных металлов – борьба с последствиями импортных санкций США и дефицит большинства биржевых видов сырья, что создает предпосылки для дальнейшего повышения цен.

К началу лета на мировых рынках цветных металлов происходило подорожание, связанное с неопределенностью ожиданий ввиду формального запуска американских пошлин против импорта металлопродукции (25%) и алюминия (10%). В целом рост цен сформировался в конце 2017 года на фоне активизации восстановительного роста глобальной экономики, продолжающего нивелировать последствия международного финансово-экономического кризиса-2008.

"Пошлины Трампа" могут привести к росту предложения алюминия и тем самым оказать сдерживающее влияние на его стоимость. Кроме того, рост котировок тормозится укреплением обменных курсов доллара США. С другой стороны, апрельские санкции против компании "Русал" привели к паническим настроениям на алюминиевых рынках и к ценовым скачкам. По сути, Вашингтон закрыл "Русалу" доступ к долларовым системам платежей и выставил жесткие сроки завершения контактов со "штрафником" (30 дней) для всех контрагентов, не желающих попасть под санкции. Это разрушило всю цепочку поставок сырья и готового продукта в мировой алюминиевой промышленности, ведь "Русал" – крупнейший производитель алюминия (вне Китая), на его долю приходится около 6% рынка первичного алюминия и 15% рынка базового сырья, глинозема.

После введения упомянутых санкций OFAC (Управление по контролю за иностранными активами Минфина США) в апреле биржа LME ввела запрет на торговлю российским "крылатым металлом", а его стоимость резко подскочила до 2640 долл./тонну. Параллельно рынок глинозема сколлапсировал после объявленного форс-мажора по поставкам с иностранных заводов, принадлежащих "Русалу". От этого пострадали крупные мировые алюминиевые игроки – Rio Tinto и Trimet Aluminium, что отразилось на всей технологической цепочке, включая Boing и крупнейших автопроизводителей Европы. Котировки глинозема доходили до 800 долл./тонну, тем более что одновременно на 50% упало его производство на предприятии Alornort Aluminium Norsk Hydro в Бразилии (вследствие экологических проблем). Поставщики Поднебесной заявили о намерении начать экспорт глинозема уже в мае. По экспертным прогнозам, в нынешнем году глобальный дефицит глинозема составит от 300 тыс. тонн до 1,1 млн тонн, а первичного алюминия – 550 тыс. тонн, с ростом до 590 тыс. тонн в 2019-м. Отметим, "Русал" сохраняет возможность поставок в страны СНГ, Турцию, Южную Корею, Юго-Восточную Азию.

Примерно через 2 недели после введения санкций, 23 апреля, OFAC смягчило их, позволив сворачивать сделки с россиянами в течение 6 месяцев, а не 30 дней. Более того, было сделано допущение о возможной полной отмене мер, если собственник "Русала" Олег Дерипаска откажется от контроля в ней. После этих новостей котировки алюминия начали ослабевать, хотя в итоге объявление О.Дерипаски об отказе от контроля над "Русалом" не привело к какому-либо новому санкционному послаблению. Довольно очевидно, что действия американских властей направлены на возрождение алюминиевой промышленности в США, показатели которой по первичному алюминию скатились с 2640 тыс. тонн в 2008-м (4-е место в мире) до 840 тыс. тонн (2016, 9-е место). На 2018 год ожидается 970 тыс. тонн.

Американские производители алюминия уже анонсировали возобновление работы 3 простаивающих площадок, что к 2020 году позволит нарастить годовой выпуск до 1,6 млн тонн. Однако это лишь частично сократит нехватку алюминия в Штатах, тем более что низкая производственная эффективность, вызванная недостатком инвестиций в отрасль в предыдущие годы, делает маловероятным значительное увеличение производства алюминия в стране. По данным Wood Mackenzie, 5 полностью или частично законсервированных плавильных заводов (Нью-Мадрид, Маунт-Холли, Ховесвилл, Фернндейл, Веначи) могут возобновить работу уже сейчас, когда цена алюминия превышает 2200 долл./тонну. А еще в январе компания Novelis объявила о планах строительства нового алюминиевого производства в штате Кентукки; аналогичные намерения есть у 2 китайских фирм, Ta Chen и Mingtai.

Пока же потребность в импорте первичного алюминия оценивается не ниже 5 млн тонн/год, из которых в 2017-м Канада поставила 50%, Россия и страны Ближнего Востока – 33%, Аргентина – 5%. КНР и ранее не поставляла первичный алюминий в США, т.к. его продукция облагается пошлиной в 15%. Как прогнозируется, в ближайшие годы потребление алюминия в США будет расти, и импорт сохранится на высоком уровне даже с учетом рестарта собственных мощностей.

А вот состав импортеров, скорее всего, изменится – в частности, за счет роста поставок из Австралии: на американский рынок может ежегодно поступать около 1,2 млн тонн австралийского первичного алюминия. Далее, у Канады, отправляющей в Штаты 78% всего изготовляемого в стране первичного алюминия, потенциал дальнейшего наращивания поставок ограничен в связи с соглашением с ЕС, которое снимает 3%-ную пошлину на поставки алюминиевых слитков из Канады в Европу. Скорее всего, активно увеличивать отгрузки в США будут операторы с Ближнего Востока (Саудовская Аравия, Бахрейн, Оман, Катар, ОАЭ), способные перенаправить сюда до 4 млн тонн алюминия. Что касается Пекина, то окончательное решение насчет компенсационных пошлин на импорт будет принято до конца июля-2018, притом вполне вероятно, что заградительные меры таки будут введены. Это дополнительно приведет к росту поставок из Германии, Индонезии.

Все это создает неплохие рыночные предпосылки и для возрождения Запорожского алюминиевого комбината, отобранного у "Русала" и перезапущенного в работу. В 2017 году тут выпущено 53,4 тонны алюминиевой катанки, а еще 1309,2 т – из давальческого сырья; реализовано намного больше – 489,2 тонны (в основном со склада), плюс 1311,8 тонны катанки из давальческого сырья. Сейчас проходит подготовка 68% акций ПАО к приватизации.

Если говорить о других цветных металлах, то рынок никеля в апреле-мае получил дополнительную поддержку от опасений введения санкций в отношении компании "Норильский никель" – крупного поставщика этого металла, связанного с "Русалом". Росту цен способствует и информация группы Vale, крупнейшего в мире производителя никеля, о сокращении поставок. При этом выросшие поставки никелевых руд в Китай из Индонезии почти не сказываются на возникшем дефиците предложения. Международная исследовательская группа по никелю (INSG) оценивает нехватку первичного никеля на мировом рынке в 2017 году в 103 тыс. тонн (против 42 тыс. тонн в 2016-м); в этом году тренд сохраняется.

Рынок цинка в мае показал резкое снижение под влиянием роста запасов металла на складах LME, хотя в целом сохраняется недостаток предложения. По аналитическим оценкам, в 2018-м он может уменьшиться из-за роста производства: так, уже с начала текущего года в мире вновь запущено в работу 880 тыс. тонн существующих добывающих мощностей. Одним из крупнейших рудников, возобновивших добычу, стала шахта Century в Австралии, закрытая в 2015-м. Общее производство цинка по итогам года, как ожидается, вырастет на 6%, до 13,8 млн тонн, рост продолжится и в последующие годы – в связи с увеличением спроса.

Наконец, баланс глобального рынка меди в 2018 году может сложиться с дефицитом в 60 тыс. тонн, тогда как в 2017 это было 45 тыс. тонн. Расширение дефицита также в первую очередь связано с активизацией потребления и, в конечном счете, с оживлением международной экономики. Долгосрочный прогноз по ценам на медь остается положительным, и к концу года они могут достичь 7100-7150 долл./тонну.

Добавим, в мае LME заявила о планах запуска торговли такими востребованными металлами, как литий и кобальт. По словам главы биржи Мэтью Чемберлена, LME имеет уникальные позиции для обслуживания рынка литий-ионных аккумуляторов. Данная инициатива – элемент стратегии роста, представленной в сентябре-2017. Тем самым, несмотря на локальные потрясения, мировой рынок цветных металлов продолжает развиваться и количественно, и качественно, реагируя на прогресс потребительских запросов. Притом из базовых биржевых металлов в профиците только рынок цинка, по остальным же металлам отмечается нехватка, что формирует условия для дальнейшего развития добывающих и перерабатывающих мощностей.

Цены на базовые цветные металлы в начале июня, долл./тонну

Алюминий Медь Свинец Цинк Олово Никель
2295,5 6848,5 2437,5 3101 20680 15222,5
Источник: LME

Максим Полевой

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.
08.01.19, Игорь Воронцов
Регион Юго-Восточной Азии не входит в число основных рынков сбыта для украинских металлургов. Но растущий торговый протекционизм в ЕС и обострение конкуренции в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) делают ЮВА привлекательным для производителей, желающих поддержать и нарастить стальные продажи.
04.01.19, Ярослав Ярош
Украинские производители подшипников празднуют промежуточную победу. В декабре Межведомственная комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта подшипников с цилиндрическими роликами происхождением из Казахстана. Но конечной мишенью в этом деле является российский холдинг ЕПК, чья продукция давно мозолит глаза Харьковскому подшипниковому заводу – инициатору расследования.
27.12.18, Игорь Воронцов
Рост стоимости активов в мировом горно-металлургическом комплексе и оживление процессов M&A свидетельствуют о подъеме и окончательном завершении кризиса в отрасли. При этом "болезни", которые к нему привели, никуда не делись: избыточные сталеплавильные мощности по-прежнему велики, а барьеры торгового протекционизма в уходящем году стали еще выше.
21.12.18, Ярослав Ярош
В 2018 г. большая приватизация снова провалена. И несостоявшиеся торги по "Центрэнерго" – как кислая вишенка на этом приевшемся торте. Правительство, возможно, даже отправит в отставку и. о. главы Фонда госимущества Виталия Трубарова. Не особо веря, что кадровые перестановки кардинально изменят ситуацию. Ведь у предшественника Трубарова тоже ничего не получилось. Да и накануне избирательной кампании в стране на эту стратегическую должность придется искать такого же временщика. Серьезные ставки пойдут уже после выборов.
18.12.18, Василий Январев
В уходящем году украинский горно-металлургический комплекс демонстрирует на первый взгляд неплохие показатели: производство увеличивается, финансовые показатели предприятий улучшаются. Но все это достигнуто в первую очередь за счет экспорта – внутренний рынок остается традиционно слабым, и это таит для отечественной металлургии немалые риски.
13.12.18, Игорь Воронцов
Металлургические предприятия КНР радикально улучшили свое финансовое положение по итогам января-сентября. Это позволяет китайцам упрочить мировое лидерство по объемам стальной выплавки. Причем секрет их успеха очень прост. Но далеко не все могут идти таким путем.
07.12.18, Ярослав Ярош
В 2018 г. Украина выйдет на третье место в Европе по потреблению сжиженного газа (LPG) на автотранспорте, обогнав Италию и отставая только от Польши и Турции. Емкость внутреннего рынка в денежном эквиваленте уже подобралась к 1 млрд долл. Но не стоит торопиться с фанфарами. Топливные трейдеры отмечают, что LPG-рынок в стране приближается к потолку, а платой за стремительный рост четырех прошедших лет стала его скрытая уязвимость – слишком разросшийся теневой сектор и слишком большая зависимость от России.
04.12.18, Игорь Воронцов
ПАО "Укрзализныця" анонсировала планы очередного многоэтапного повышения своих тарифов на грузоперевозки в 2019 г. В случае поддержки данной инициативы правительством ситуация в промышленности серьезно ухудшится и сама компания в итоге лишь потеряет объемы перевозок. Но монополист в своих решениях не привык руководствоваться ни рыночной логикой, ни государственными интересами, ни просто здравым смыслом.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!