Подробнее Запомнить город


Торговая война всех против всех?

01.06.18
размер текста:

Введение весенних "пошлин Трампа" уже привело к росту конкуренции на мировом металлургическом рынке: поставщики перераспределяют сбытовые потоки и ждут дальнейшего развития событий.

В конце мая World Steel Association сообщила, что за 4 мес. года выплавка стали в мире выросла на 4,4%, до 575,2 млн т. В лидерах остается Китай, который в апреле поставил новый месячный рекорд выплавки – 76,7 млн т, а среднесуточная выплавка достигла 2,6 млн т. Доля Поднебесной в общемировом производстве стали возросла с мартовских 49,9% до апрельских 51,7%, что сравнимо с максимальными показателями середины 2017 года.

Всего за январь-апрель металлурги КНР выработали 289 млн т стали – на 5,8% больше, чем в аналогичный период прошлого года (АППГ). Если такие темпы сохранятся весь год, то по его результатам выплавка стали в стране превысит 865 млн т. Далее в рейтинге отдельных стран следуют Индия с ростом выплавки на 4,2%, до 35,4 млн т, Япония (+0,4%, до 35,1 млн т), США (+2,8%, до 27,8 млн т), Россия (+0,9%, до 23,8 млн т), Юж. Корея (+3,8%, до 23,7 млн т).

Что касается Евросоюза, то здесь за 4 мес. года произведено 58,2 млн т стали, или на 2% больше, чем в АППГ. В Турции прирост составил 5,1% до 12,5 млн т, но в марте-апреле на турецкую металлургию негативно влияли протекционистские меры Вашингтона и связанная с ними общая тревожность на глобальном металлорынке. Напомним, в марте президент США Дональд Трамп подписал 2 документа о введении пошлин в размере 25% на импорт металлопродукции и 10% на ввоз алюминия, с временными исключениями для Мексики и Канады как участников североамериканского соглашения о свободной торговле NAFTA, а также для Южной Кореи, Бразилии, Аргентины, Австралии. Решения вступили в силу 23 марта. Вчера Д.Трамп решил не продлевать предоставленную ранее отсрочку от уплаты импортных пошлин на сталь и алюминий для Канады, Мексики и Европейского Союза.

Пошлины и рынки

По информации из вашингтонских верхов, глава Белого дома желает, чтобы поставки стальной и алюминиевой продукции из того же ЕС сократились на 10% к уровню 2017-го. Европе предлагается два варианта: первый – установление квот, второй – введение защитных тарифов на некоторые виды продукции. В свою очередь, европейские представители не раз заявляли, что не приемлют квот на экспорт в Штаты, и приводят пример Южной Кореи, которая согласилась на такие ограничения в конце марта (и теперь имеет массу проблем из-за ретроспективного действия квот, системы распределения поставок по кварталам и других деталей схемы).

Во второй половине мая Брюссель проинформировал ВТО о возможности введения ответных пошлин: на первом этапе, с 20.06.2018 года, на ввоз товаров, перечисленных в приложении, может быть наложена дополнительная пошлина на добавленную стоимость в размере не более 25%, на втором этапе (с марта 2021 года) возможны пошлины в 10%, 25%, 35% или 50%. Это касается не только металла, но и широкого спектра другой продукции, от продовольствия до товаров повседневного спроса. Переговоры между Евросоюзом и США по данной проблематике продолжаются. Отметим, в торговле со Штатами металлурги ЕС имеют значительный профицит: так, в 2017-м европейцы экспортировали за океан более 5,1 млн т металлопродукции, а в обратном направлении поступило только 252 тыс. т.

На таком фоне зафиксировано ослабление спроса в Европе, хотя возможные ответные санкции могут привести к росту цен. Это уже произошло в самой Америке, где за время, прошедшее с марта, прокат для внутренних покупателей уже подорожал на 22-43%. Это не только отрицательно сказывается на них, но и снова открывает национальный рынок для импортеров, которым при повышенных котировках проще компенсировать потери от новых импортных пошлин.

Далее, на Ближнем Востоке после краткосрочного периода интенсивных закупок непосредственно перед начавшимся на прошлой неделе Рамаданом наступила потребительская тишина. С учетом этого на все более значительные стоимостные и контрактные уступки вынуждены идти меткомпании из экс-СССР. В настоящее время квадратная заготовка в портах Черного моря стоит 520 долл./т FOB, горячекатаный рулон – 550 долл./т FOB. Что же до Восточной Азии, то "прикрытие" американского рынка стимулирует японских, южнокорейских, тайваньских операторов искать здесь альтернативные каналы сбыта; объем предложения заметно возрос, усиливается конкуренция.

В украинском разрезе

Дальнейшие перспективы выглядят неоднозначными и не слишком оптимистичными. Если металлургическая торговая война "все против всех" будет развиваться, это повлияет не только на металлорынок, но и на общую динамику мировой экономики. В начале года ей прочили +3,7% (после +3,6% в 2017), но в конечном счете этот прогноз может быть скорректирован в сторону понижения. Торговое противостояние ослабит спрос и на металл, и на другие товары, формируя кумулятивный экономический негатив. При этом с приходом сезона дождей в июне видимый спрос дополнительно уменьшится на китайском рынке.

Все это может заметно повлиять на прогнозы, делавшиеся в начале года, когда обстановка с протекционизмом и его воздействием на международный металлорынок была не такой гнетущей. Это сужает возможности и для металлургии Украины, которая за 4 мес. года снизила выплавку стали относительно января-апреля-2017 на 0,1%, до 6,9 млн т. С другой стороны, отечественный экспорт металлопродукции в І квартале вырос к АППГ на 22,6% в денежном выражении, до 2,6 млрд долл. Нестабильность мирового металлорынка может повлиять на дальнейшую динамику – особенно если Европе и Америке не удастся найти вменяемого компромисса по торговым вопросам. Для справки, в 2017 году поставки украинского металла в США увеличились в 2,3 раза, до 529,3 млн долл.

Неудивительно, что Кабмин не оставляет надежд минимизировать для нашей страны издержки от новых американских пошлин. Так, уже в марте Минэкономразвития заявило, что приложит для этого все возможные усилия. По словам первого вице-премьера и главы МЭРТ Степана Кубива, "Украина и США – стратегические партнеры, у нас надежное и взаимовыгодное сотрудничество в торговой, инвестиционной, оборонной сферах. Убежден, что это – весомый аргумент для того, чтобы исключить отечественную металлопродукцию из-под действия новых защитных пошлин. Правительство и Минэкономразвития сделают все возможное, чтобы уровень доступа соответствующей украинской продукции на рынок США не претерпел негативных изменений".

Насколько известно, пока что значимого прогресса в этом плане добиться не удалось, однако "еще не вечер", и многое для Киева будет зависеть от исхода переговоров Вашингтона с Брюсселем (которые продолжатся в любом случае), а также с партнерами по объединению NAFTA.

Максим Полевой

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
21.06.18, Анна Ганзенко
В мае Кабинет министров одобрил Национальную транспортную стратегию Украины до 2030 года. О необходимости разработки такого основополагающего документа говорили уже давно, ведь транспортная отрасль, несмотря на все еще весомый вклад в формирование отечественного ВВП (около 6%), по-прежнему находится в глубоком и затяжном падении.
18.06.18, Ярослав Ярош
Администрация США решила больше не откладывать введение защитных мер против экспорта из ЕС и NAFTA, так что с 1 июня стальная продукция из этих регионов должна облагаться 25-процентной пошлиной. Две недели спустя Евросоюз решился на ответные санкции. Вслед за Канадой, Индией, Китаем и некоторыми другими странами. Маховик торговой войны набирает глобальные обороты, так что и украинским производителям будет трудно от него уклониться.
14.06.18, Игорь Воронцов
Ситуация на украинском рынке металлолома становится все горячее, по мнению участников III научно-технической конференции, организованной ассоциацией "УАВтормет" и прошедшей в Киеве 12 июня. Однако летняя жара здесь ни при чем – растет конкуренция за ограниченный объем ресурса. За него борются несколько категорий потребителей: украинские металлурги, литейщики и зарубежные металлурги.
12.06.18, Павел Вернивский
На прошлой неделе Верховная Рада все же одобрила закупку 55 французских вертолетов на сумму 555 млн евро. Это решение украинских политиков еще раз доказывает, что власть взяла курс на деиндустриализацию экономики страны, а также самоустранение государства от функции главного субъекта экономического развития.
06.06.18, Максим Полевой
На мировом рынке цветных металлов – борьба с последствиями импортных санкций США и дефицит большинства биржевых видов сырья, что создает предпосылки для дальнейшего повышения цен.
29.05.18, Ярослав Ярош
Стремигородское ильменито-апатитовое месторождение с прогнозными запасами более 1 млрд тонн руды относится к числу крупнейших в мире, достаточно хорошо изученных и готовых к промышленному освоению. Но сегодня процесс его разработки блокирует государство, не желающее мириться с тем, что титановые сливки достанутся бизнесмену Дмитрию Фирташу.
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!