Подробнее Запомнить город


Торговая война всех против всех?

01.06.18
размер текста:

Введение весенних "пошлин Трампа" уже привело к росту конкуренции на мировом металлургическом рынке: поставщики перераспределяют сбытовые потоки и ждут дальнейшего развития событий.

В конце мая World Steel Association сообщила, что за 4 мес. года выплавка стали в мире выросла на 4,4%, до 575,2 млн т. В лидерах остается Китай, который в апреле поставил новый месячный рекорд выплавки – 76,7 млн т, а среднесуточная выплавка достигла 2,6 млн т. Доля Поднебесной в общемировом производстве стали возросла с мартовских 49,9% до апрельских 51,7%, что сравнимо с максимальными показателями середины 2017 года.

Всего за январь-апрель металлурги КНР выработали 289 млн т стали – на 5,8% больше, чем в аналогичный период прошлого года (АППГ). Если такие темпы сохранятся весь год, то по его результатам выплавка стали в стране превысит 865 млн т. Далее в рейтинге отдельных стран следуют Индия с ростом выплавки на 4,2%, до 35,4 млн т, Япония (+0,4%, до 35,1 млн т), США (+2,8%, до 27,8 млн т), Россия (+0,9%, до 23,8 млн т), Юж. Корея (+3,8%, до 23,7 млн т).

Что касается Евросоюза, то здесь за 4 мес. года произведено 58,2 млн т стали, или на 2% больше, чем в АППГ. В Турции прирост составил 5,1% до 12,5 млн т, но в марте-апреле на турецкую металлургию негативно влияли протекционистские меры Вашингтона и связанная с ними общая тревожность на глобальном металлорынке. Напомним, в марте президент США Дональд Трамп подписал 2 документа о введении пошлин в размере 25% на импорт металлопродукции и 10% на ввоз алюминия, с временными исключениями для Мексики и Канады как участников североамериканского соглашения о свободной торговле NAFTA, а также для Южной Кореи, Бразилии, Аргентины, Австралии. Решения вступили в силу 23 марта. Вчера Д.Трамп решил не продлевать предоставленную ранее отсрочку от уплаты импортных пошлин на сталь и алюминий для Канады, Мексики и Европейского Союза.

Пошлины и рынки

По информации из вашингтонских верхов, глава Белого дома желает, чтобы поставки стальной и алюминиевой продукции из того же ЕС сократились на 10% к уровню 2017-го. Европе предлагается два варианта: первый – установление квот, второй – введение защитных тарифов на некоторые виды продукции. В свою очередь, европейские представители не раз заявляли, что не приемлют квот на экспорт в Штаты, и приводят пример Южной Кореи, которая согласилась на такие ограничения в конце марта (и теперь имеет массу проблем из-за ретроспективного действия квот, системы распределения поставок по кварталам и других деталей схемы).

Во второй половине мая Брюссель проинформировал ВТО о возможности введения ответных пошлин: на первом этапе, с 20.06.2018 года, на ввоз товаров, перечисленных в приложении, может быть наложена дополнительная пошлина на добавленную стоимость в размере не более 25%, на втором этапе (с марта 2021 года) возможны пошлины в 10%, 25%, 35% или 50%. Это касается не только металла, но и широкого спектра другой продукции, от продовольствия до товаров повседневного спроса. Переговоры между Евросоюзом и США по данной проблематике продолжаются. Отметим, в торговле со Штатами металлурги ЕС имеют значительный профицит: так, в 2017-м европейцы экспортировали за океан более 5,1 млн т металлопродукции, а в обратном направлении поступило только 252 тыс. т.

На таком фоне зафиксировано ослабление спроса в Европе, хотя возможные ответные санкции могут привести к росту цен. Это уже произошло в самой Америке, где за время, прошедшее с марта, прокат для внутренних покупателей уже подорожал на 22-43%. Это не только отрицательно сказывается на них, но и снова открывает национальный рынок для импортеров, которым при повышенных котировках проще компенсировать потери от новых импортных пошлин.

Далее, на Ближнем Востоке после краткосрочного периода интенсивных закупок непосредственно перед начавшимся на прошлой неделе Рамаданом наступила потребительская тишина. С учетом этого на все более значительные стоимостные и контрактные уступки вынуждены идти меткомпании из экс-СССР. В настоящее время квадратная заготовка в портах Черного моря стоит 520 долл./т FOB, горячекатаный рулон – 550 долл./т FOB. Что же до Восточной Азии, то "прикрытие" американского рынка стимулирует японских, южнокорейских, тайваньских операторов искать здесь альтернативные каналы сбыта; объем предложения заметно возрос, усиливается конкуренция.

В украинском разрезе

Дальнейшие перспективы выглядят неоднозначными и не слишком оптимистичными. Если металлургическая торговая война "все против всех" будет развиваться, это повлияет не только на металлорынок, но и на общую динамику мировой экономики. В начале года ей прочили +3,7% (после +3,6% в 2017), но в конечном счете этот прогноз может быть скорректирован в сторону понижения. Торговое противостояние ослабит спрос и на металл, и на другие товары, формируя кумулятивный экономический негатив. При этом с приходом сезона дождей в июне видимый спрос дополнительно уменьшится на китайском рынке.

Все это может заметно повлиять на прогнозы, делавшиеся в начале года, когда обстановка с протекционизмом и его воздействием на международный металлорынок была не такой гнетущей. Это сужает возможности и для металлургии Украины, которая за 4 мес. года снизила выплавку стали относительно января-апреля-2017 на 0,1%, до 6,9 млн т. С другой стороны, отечественный экспорт металлопродукции в І квартале вырос к АППГ на 22,6% в денежном выражении, до 2,6 млрд долл. Нестабильность мирового металлорынка может повлиять на дальнейшую динамику – особенно если Европе и Америке не удастся найти вменяемого компромисса по торговым вопросам. Для справки, в 2017 году поставки украинского металла в США увеличились в 2,3 раза, до 529,3 млн долл.

Неудивительно, что Кабмин не оставляет надежд минимизировать для нашей страны издержки от новых американских пошлин. Так, уже в марте Минэкономразвития заявило, что приложит для этого все возможные усилия. По словам первого вице-премьера и главы МЭРТ Степана Кубива, "Украина и США – стратегические партнеры, у нас надежное и взаимовыгодное сотрудничество в торговой, инвестиционной, оборонной сферах. Убежден, что это – весомый аргумент для того, чтобы исключить отечественную металлопродукцию из-под действия новых защитных пошлин. Правительство и Минэкономразвития сделают все возможное, чтобы уровень доступа соответствующей украинской продукции на рынок США не претерпел негативных изменений".

Насколько известно, пока что значимого прогресса в этом плане добиться не удалось, однако "еще не вечер", и многое для Киева будет зависеть от исхода переговоров Вашингтона с Брюсселем (которые продолжатся в любом случае), а также с партнерами по объединению NAFTA.

Максим Полевой

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.12.20, Ярослав Ярош
Несмотря на пандемию, карантин и экономический спад, рынок нефтепродуктов в Украине продолжает расти. В текущем году, впервые за десять последних лет, объем потребления топлив превысит 11 млн тонн. Емкость этого рынка в денежном эквиваленте приближается к 1,5 млрд долл. И нефтетрейдеры лелеют надежды, что пик еще впереди.
15.12.20, Василий Январев
Направленный на развитие отечественного машиностроения закон о локализации готов ко второму чтению. Требования к локализации сделаны более мягкими и плавными, что, по мнению разработчиков документа, позитивно скажется на практической реализации заложенных норм. Экономический эффект детально просчитан и дело остается лишь за депутатами, которые будут рассматривать законопроект, возможно, уже на этой неделе.
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!