Подробнее Запомнить город


Торговая война всех против всех?

01.06.18
размер текста:

Введение весенних "пошлин Трампа" уже привело к росту конкуренции на мировом металлургическом рынке: поставщики перераспределяют сбытовые потоки и ждут дальнейшего развития событий.

В конце мая World Steel Association сообщила, что за 4 мес. года выплавка стали в мире выросла на 4,4%, до 575,2 млн т. В лидерах остается Китай, который в апреле поставил новый месячный рекорд выплавки – 76,7 млн т, а среднесуточная выплавка достигла 2,6 млн т. Доля Поднебесной в общемировом производстве стали возросла с мартовских 49,9% до апрельских 51,7%, что сравнимо с максимальными показателями середины 2017 года.

Всего за январь-апрель металлурги КНР выработали 289 млн т стали – на 5,8% больше, чем в аналогичный период прошлого года (АППГ). Если такие темпы сохранятся весь год, то по его результатам выплавка стали в стране превысит 865 млн т. Далее в рейтинге отдельных стран следуют Индия с ростом выплавки на 4,2%, до 35,4 млн т, Япония (+0,4%, до 35,1 млн т), США (+2,8%, до 27,8 млн т), Россия (+0,9%, до 23,8 млн т), Юж. Корея (+3,8%, до 23,7 млн т).

Что касается Евросоюза, то здесь за 4 мес. года произведено 58,2 млн т стали, или на 2% больше, чем в АППГ. В Турции прирост составил 5,1% до 12,5 млн т, но в марте-апреле на турецкую металлургию негативно влияли протекционистские меры Вашингтона и связанная с ними общая тревожность на глобальном металлорынке. Напомним, в марте президент США Дональд Трамп подписал 2 документа о введении пошлин в размере 25% на импорт металлопродукции и 10% на ввоз алюминия, с временными исключениями для Мексики и Канады как участников североамериканского соглашения о свободной торговле NAFTA, а также для Южной Кореи, Бразилии, Аргентины, Австралии. Решения вступили в силу 23 марта. Вчера Д.Трамп решил не продлевать предоставленную ранее отсрочку от уплаты импортных пошлин на сталь и алюминий для Канады, Мексики и Европейского Союза.

Пошлины и рынки

По информации из вашингтонских верхов, глава Белого дома желает, чтобы поставки стальной и алюминиевой продукции из того же ЕС сократились на 10% к уровню 2017-го. Европе предлагается два варианта: первый – установление квот, второй – введение защитных тарифов на некоторые виды продукции. В свою очередь, европейские представители не раз заявляли, что не приемлют квот на экспорт в Штаты, и приводят пример Южной Кореи, которая согласилась на такие ограничения в конце марта (и теперь имеет массу проблем из-за ретроспективного действия квот, системы распределения поставок по кварталам и других деталей схемы).

Во второй половине мая Брюссель проинформировал ВТО о возможности введения ответных пошлин: на первом этапе, с 20.06.2018 года, на ввоз товаров, перечисленных в приложении, может быть наложена дополнительная пошлина на добавленную стоимость в размере не более 25%, на втором этапе (с марта 2021 года) возможны пошлины в 10%, 25%, 35% или 50%. Это касается не только металла, но и широкого спектра другой продукции, от продовольствия до товаров повседневного спроса. Переговоры между Евросоюзом и США по данной проблематике продолжаются. Отметим, в торговле со Штатами металлурги ЕС имеют значительный профицит: так, в 2017-м европейцы экспортировали за океан более 5,1 млн т металлопродукции, а в обратном направлении поступило только 252 тыс. т.

На таком фоне зафиксировано ослабление спроса в Европе, хотя возможные ответные санкции могут привести к росту цен. Это уже произошло в самой Америке, где за время, прошедшее с марта, прокат для внутренних покупателей уже подорожал на 22-43%. Это не только отрицательно сказывается на них, но и снова открывает национальный рынок для импортеров, которым при повышенных котировках проще компенсировать потери от новых импортных пошлин.

Далее, на Ближнем Востоке после краткосрочного периода интенсивных закупок непосредственно перед начавшимся на прошлой неделе Рамаданом наступила потребительская тишина. С учетом этого на все более значительные стоимостные и контрактные уступки вынуждены идти меткомпании из экс-СССР. В настоящее время квадратная заготовка в портах Черного моря стоит 520 долл./т FOB, горячекатаный рулон – 550 долл./т FOB. Что же до Восточной Азии, то "прикрытие" американского рынка стимулирует японских, южнокорейских, тайваньских операторов искать здесь альтернативные каналы сбыта; объем предложения заметно возрос, усиливается конкуренция.

В украинском разрезе

Дальнейшие перспективы выглядят неоднозначными и не слишком оптимистичными. Если металлургическая торговая война "все против всех" будет развиваться, это повлияет не только на металлорынок, но и на общую динамику мировой экономики. В начале года ей прочили +3,7% (после +3,6% в 2017), но в конечном счете этот прогноз может быть скорректирован в сторону понижения. Торговое противостояние ослабит спрос и на металл, и на другие товары, формируя кумулятивный экономический негатив. При этом с приходом сезона дождей в июне видимый спрос дополнительно уменьшится на китайском рынке.

Все это может заметно повлиять на прогнозы, делавшиеся в начале года, когда обстановка с протекционизмом и его воздействием на международный металлорынок была не такой гнетущей. Это сужает возможности и для металлургии Украины, которая за 4 мес. года снизила выплавку стали относительно января-апреля-2017 на 0,1%, до 6,9 млн т. С другой стороны, отечественный экспорт металлопродукции в І квартале вырос к АППГ на 22,6% в денежном выражении, до 2,6 млрд долл. Нестабильность мирового металлорынка может повлиять на дальнейшую динамику – особенно если Европе и Америке не удастся найти вменяемого компромисса по торговым вопросам. Для справки, в 2017 году поставки украинского металла в США увеличились в 2,3 раза, до 529,3 млн долл.

Неудивительно, что Кабмин не оставляет надежд минимизировать для нашей страны издержки от новых американских пошлин. Так, уже в марте Минэкономразвития заявило, что приложит для этого все возможные усилия. По словам первого вице-премьера и главы МЭРТ Степана Кубива, "Украина и США – стратегические партнеры, у нас надежное и взаимовыгодное сотрудничество в торговой, инвестиционной, оборонной сферах. Убежден, что это – весомый аргумент для того, чтобы исключить отечественную металлопродукцию из-под действия новых защитных пошлин. Правительство и Минэкономразвития сделают все возможное, чтобы уровень доступа соответствующей украинской продукции на рынок США не претерпел негативных изменений".

Насколько известно, пока что значимого прогресса в этом плане добиться не удалось, однако "еще не вечер", и многое для Киева будет зависеть от исхода переговоров Вашингтона с Брюсселем (которые продолжатся в любом случае), а также с партнерами по объединению NAFTA.

Максим Полевой

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!