Подробнее Запомнить город


АМКР. Черная весна

21.05.18
размер текста:

"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.

Кокса больше

Все же начнем с приятного. В конце апреля после примерно 2 лет реконструкции кардинально обновленная коксовая батарея №5 АМКР выдала первую партию кокса. Сейчас на ней идут горячие испытания, и летом она может выйти на рабочую мощность. Ее сестренка – аналогично модернизированная батарея №6 была запущена на АМКР чуть больше года назад. Теперь, когда их стало две, вопрос импорта кокса для нужд комбината можно считать снятым. Этим сырьем он сможет обеспечивать себя самостоятельно. Правда, внешняя зависимость от поставок углей все равно остается. И одного надежного источника у криворожского комбината нет. В последние годы ему приходилось покупать угольный концентрат и из шахт, оставшихся на неподконтрольной Украине территории Донбасса, и из России, США, Казахстана. На украинский ресурс в этих закупках приходилось лишь порядка 25%.

Реконструкция батарей эту проблему не решает, но, по крайней мере, делает работу коксохимического комплекса более выгодной, поскольку собственный кокс примерно вдвое дешевле покупного. Последний, к примеру, стоил в январе текущего года 350 долл./тонну, в декабре прошлого – 375 долл./тонну. Но деваться было некуда: АМКР в 2017 г. приходилось периодически прибегать к импорту кокса из Польши, Китая и даже Колумбии, пускай и сравнительно небольшими партиями. Не менее важно, что внедренная на батареях №№ 5-6 технология трамбования и боковой загрузки угольной шихты позволяет использовать в технологическом процессе до 70–80% более дешевых газовых и слабоспекающихся углей, т. е. потенциально есть шанс увеличить долю украинского угольного сырья в поставках на АМКР. Эта маленькая хитрость позволит производить шихту на 20-25 долл./тонну дешевле по себестоимости, чем на старых батареях. При этом качество производимого кокса будет заметно выше. Например, его горячую прочность можно довести до 55-60%.

В строительство двух указанных батарей комбинат вложил порядка 160 млн долл., что считается на сегодня самым дорогим инвестпроектом, осуществленным на предприятии. Хотя стоит отметить, что реконструкция коксохимического производства входила в перечень обязательств, которые брал на себя ArcelorMittal при покупке "Криворожстали". Потенциально батареи №№ 5-6 могут выдавать за год 1,06 млн тонн кокса 6-процентной влажности или 996,4 млн тонн в сухом весе. И эти мощности предприятие намерено задействовать на все 100%. Остальные четыре коксовые батареи, еще эксплуатируемые АМКР, будут работать на подхвате. Их номинальная мощность суммарно составляет 2,35 млн тонн кокса в год, но смысла загружать их более чем на половину нет. Во-первых, эффективность работы у них значительно ниже, чем у новых агрегатов. Во-вторых, потребности АМКР в коксе не растут так, как ожидалось ранее. Озвученный АМКР прогноз потребностей в доменном коксе на 2019 г. – порядка 2,5 млн тонн. Это сопоставимо с объемами 2017 г. А в текущем году цифра, видимо, будет даже ниже. Из-за неудачного запуска домны №9.

Также на комбинате утверждают, что теперь батареи №5 и 6 дают вдвое меньше (на 1600 тонн/год) вредных выбросов в атмосферу, чем до реконструкции. Это результат внедрения системы бездымной загрузки трамбованного пирога, оборудования новых пылеочистных установок на всех стадиях транспортировки и выдачи кокса, усовершенствования конструкции самих печей, чтобы предотвратить возможности перетекания сырого коксового газа из камеры в отопительные простенки и т.п. Правда, прошлогодний запуск батареи №6 ситуации не поправил. Наоборот, согласно данным мониторинга Криворожского городского управления экологии, выбросы коксохимического производства АМКР в 2017 г. увеличились на 5%. Хотя тут основная причина не в том, что комплекс стал работать грязнее, а в том, что он стал работать больше. За 2017 г. на предприятии производство кокса увеличилось на 20% – с 2 млн тонн до 2,4 млн тонн.

Стали меньше

И тут получается определенная нестыковка. Поскольку за тот же период на комбинате снизилась выплавка и чугуна (с 6,1 до 5,6 млн тонн), и стали (с 7 до 6,35 млн тонн). Как оказалось, этот тревожный симптом 2017 г. в текущем году вылился в серьезный экономический кризис на предприятии. Поэтому теперь о грустном.

Прошлогоднее падение производства по основным товарным позициям менеджеры АМКР объясняли неудовлетворительным состоянием доменной печи № 9, на долю которой приходится около половины всего выпуска чугуна, а также проведением серии модернизационных работ на ключевых производственных участках (в частности, перевод двухванного сталеплавильного агрегата № 6 с переточного режима на прямоточный, реконструкция конвертерного цеха, внедрение современных пылеугольных технологий и т. п.). В 2018 г. намеревались пожинать плоды всех этих инноваций. Перед предприятием стояло задание нарастить выпуск проката до 5,7 млн тонн, что стало бы лучшим результатом за 5 последних лет, а эквивалентной стали – до 6,5 млн тонн. Сегодня, приближаясь к годовому экватору, даже официальные представители комбината признают, что этот план фактически провален.

"В апреле потери производства из-за аварии в первом блоке конвертеров составили 229 тыс. тонн стали. Ожидаемые потери в мае вследствие незапуска ДП-9 после капремонта превысят 250 тыс. тонн стали", – цитирует пресс-служба АМКР финансового директора комбината Сергея Пличко. При этом двумя месяцами турбулентности дело не обойдется. Восстановление домны требует от 3 до 6 месяцев. С конвертерами №№ 1-3, пострадавшими в результате мартовского обвала кровли, также не все так просто. Работники комбината требуют тщательного обследования конструкции цеха на предмет того, подлежит ли он вообще безопасному восстановлению. В то же время АМКР сейчас вряд ли сможет себе позволить строить совершенно новую конвертерную площадку.

По словам того же С.Пличко, комбинат закончил апрель с негативным денежным потоком в размере свыше 600 млн грн., а предварительные расчеты по маю говорят о финансовых потерях более 1,5 млрд грн. Усугубила ситуацию начавшаяся 16 мая забастовка железнодорожников, в результате которой пострадали и другие криворожские объекты ГМК, но АМКР досталось больше всего. Тем более что протест поддержали и его штатные рабочие из ж/д цеха. 17 мая комбинат заявил о приостановке работы большинства основных производств. К вечеру 20-го появилась информация, что дирекция и железнодорожники пришли к некоему компромиссу. Вместе с тем, по оценкам президента объединения "Укрметаллургпром" Александра Каленкова, только за четыре дня транспортных перебоев АМКР и другие предприятия ГМК, обслуживаемые Криворожским депо, потеряли примерно 90 млн долл. валютной выручки.

Очевидно, что прозвучавшие заявления о возможных техногенных катастрофах в связи с вынужденной паузой в работе АМКР, как и о его возможном банкротстве, – пока лишь сгущение красок. Комбинат все-таки обладает достаточной финансовой подушкой на случай форс-мажоров (напомним, его чистая прибыль за 2017 г. превысила 5 млрд грн.) и поддержкой со стороны глобального холдинга ArcelorMittal, что позволит ему пережить даже затянувшиеся кризисы. Однако негативное влияние весенних передряг комбинат будет чувствовать в течение всего 2018 года и уже сейчас Лакшми Митталу следует готовиться к тому, что украинский актив в текущем году принесет ему убытки. Одним из наиболее вероятных последствий весеннего кризиса на АМКР станет внутреннее перераспределение капиталовложений, в т. ч. и сворачивание затрат на социальные нужды и техническое перевооружение. Как вариант, комбинат может притормозить проект строительства двух новых машин непрерывного литья заготовки и бросить значительную часть средств из 7,7 млрд грн., предназначенных в текущем году для капитальных инвестиций, на ликвидацию последствий "черной" весны 2018-го.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
11:03 | 22.05.2018
Аноним
и тог мая...-3 домны навсегда.

...
Новости партнеров


Статьи
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.
08.01.19, Игорь Воронцов
Регион Юго-Восточной Азии не входит в число основных рынков сбыта для украинских металлургов. Но растущий торговый протекционизм в ЕС и обострение конкуренции в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) делают ЮВА привлекательным для производителей, желающих поддержать и нарастить стальные продажи.
04.01.19, Ярослав Ярош
Украинские производители подшипников празднуют промежуточную победу. В декабре Межведомственная комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта подшипников с цилиндрическими роликами происхождением из Казахстана. Но конечной мишенью в этом деле является российский холдинг ЕПК, чья продукция давно мозолит глаза Харьковскому подшипниковому заводу – инициатору расследования.
27.12.18, Игорь Воронцов
Рост стоимости активов в мировом горно-металлургическом комплексе и оживление процессов M&A свидетельствуют о подъеме и окончательном завершении кризиса в отрасли. При этом "болезни", которые к нему привели, никуда не делись: избыточные сталеплавильные мощности по-прежнему велики, а барьеры торгового протекционизма в уходящем году стали еще выше.
21.12.18, Ярослав Ярош
В 2018 г. большая приватизация снова провалена. И несостоявшиеся торги по "Центрэнерго" – как кислая вишенка на этом приевшемся торте. Правительство, возможно, даже отправит в отставку и. о. главы Фонда госимущества Виталия Трубарова. Не особо веря, что кадровые перестановки кардинально изменят ситуацию. Ведь у предшественника Трубарова тоже ничего не получилось. Да и накануне избирательной кампании в стране на эту стратегическую должность придется искать такого же временщика. Серьезные ставки пойдут уже после выборов.
18.12.18, Василий Январев
В уходящем году украинский горно-металлургический комплекс демонстрирует на первый взгляд неплохие показатели: производство увеличивается, финансовые показатели предприятий улучшаются. Но все это достигнуто в первую очередь за счет экспорта – внутренний рынок остается традиционно слабым, и это таит для отечественной металлургии немалые риски.
13.12.18, Игорь Воронцов
Металлургические предприятия КНР радикально улучшили свое финансовое положение по итогам января-сентября. Это позволяет китайцам упрочить мировое лидерство по объемам стальной выплавки. Причем секрет их успеха очень прост. Но далеко не все могут идти таким путем.
07.12.18, Ярослав Ярош
В 2018 г. Украина выйдет на третье место в Европе по потреблению сжиженного газа (LPG) на автотранспорте, обогнав Италию и отставая только от Польши и Турции. Емкость внутреннего рынка в денежном эквиваленте уже подобралась к 1 млрд долл. Но не стоит торопиться с фанфарами. Топливные трейдеры отмечают, что LPG-рынок в стране приближается к потолку, а платой за стремительный рост четырех прошедших лет стала его скрытая уязвимость – слишком разросшийся теневой сектор и слишком большая зависимость от России.
04.12.18, Игорь Воронцов
ПАО "Укрзализныця" анонсировала планы очередного многоэтапного повышения своих тарифов на грузоперевозки в 2019 г. В случае поддержки данной инициативы правительством ситуация в промышленности серьезно ухудшится и сама компания в итоге лишь потеряет объемы перевозок. Но монополист в своих решениях не привык руководствоваться ни рыночной логикой, ни государственными интересами, ни просто здравым смыслом.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!