Подробнее Запомнить город


АМКР. Черная весна

21.05.18
размер текста:

"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.

Кокса больше

Все же начнем с приятного. В конце апреля после примерно 2 лет реконструкции кардинально обновленная коксовая батарея №5 АМКР выдала первую партию кокса. Сейчас на ней идут горячие испытания, и летом она может выйти на рабочую мощность. Ее сестренка – аналогично модернизированная батарея №6 была запущена на АМКР чуть больше года назад. Теперь, когда их стало две, вопрос импорта кокса для нужд комбината можно считать снятым. Этим сырьем он сможет обеспечивать себя самостоятельно. Правда, внешняя зависимость от поставок углей все равно остается. И одного надежного источника у криворожского комбината нет. В последние годы ему приходилось покупать угольный концентрат и из шахт, оставшихся на неподконтрольной Украине территории Донбасса, и из России, США, Казахстана. На украинский ресурс в этих закупках приходилось лишь порядка 25%.

Реконструкция батарей эту проблему не решает, но, по крайней мере, делает работу коксохимического комплекса более выгодной, поскольку собственный кокс примерно вдвое дешевле покупного. Последний, к примеру, стоил в январе текущего года 350 долл./тонну, в декабре прошлого – 375 долл./тонну. Но деваться было некуда: АМКР в 2017 г. приходилось периодически прибегать к импорту кокса из Польши, Китая и даже Колумбии, пускай и сравнительно небольшими партиями. Не менее важно, что внедренная на батареях №№ 5-6 технология трамбования и боковой загрузки угольной шихты позволяет использовать в технологическом процессе до 70–80% более дешевых газовых и слабоспекающихся углей, т. е. потенциально есть шанс увеличить долю украинского угольного сырья в поставках на АМКР. Эта маленькая хитрость позволит производить шихту на 20-25 долл./тонну дешевле по себестоимости, чем на старых батареях. При этом качество производимого кокса будет заметно выше. Например, его горячую прочность можно довести до 55-60%.

В строительство двух указанных батарей комбинат вложил порядка 160 млн долл., что считается на сегодня самым дорогим инвестпроектом, осуществленным на предприятии. Хотя стоит отметить, что реконструкция коксохимического производства входила в перечень обязательств, которые брал на себя ArcelorMittal при покупке "Криворожстали". Потенциально батареи №№ 5-6 могут выдавать за год 1,06 млн тонн кокса 6-процентной влажности или 996,4 млн тонн в сухом весе. И эти мощности предприятие намерено задействовать на все 100%. Остальные четыре коксовые батареи, еще эксплуатируемые АМКР, будут работать на подхвате. Их номинальная мощность суммарно составляет 2,35 млн тонн кокса в год, но смысла загружать их более чем на половину нет. Во-первых, эффективность работы у них значительно ниже, чем у новых агрегатов. Во-вторых, потребности АМКР в коксе не растут так, как ожидалось ранее. Озвученный АМКР прогноз потребностей в доменном коксе на 2019 г. – порядка 2,5 млн тонн. Это сопоставимо с объемами 2017 г. А в текущем году цифра, видимо, будет даже ниже. Из-за неудачного запуска домны №9.

Также на комбинате утверждают, что теперь батареи №5 и 6 дают вдвое меньше (на 1600 тонн/год) вредных выбросов в атмосферу, чем до реконструкции. Это результат внедрения системы бездымной загрузки трамбованного пирога, оборудования новых пылеочистных установок на всех стадиях транспортировки и выдачи кокса, усовершенствования конструкции самих печей, чтобы предотвратить возможности перетекания сырого коксового газа из камеры в отопительные простенки и т.п. Правда, прошлогодний запуск батареи №6 ситуации не поправил. Наоборот, согласно данным мониторинга Криворожского городского управления экологии, выбросы коксохимического производства АМКР в 2017 г. увеличились на 5%. Хотя тут основная причина не в том, что комплекс стал работать грязнее, а в том, что он стал работать больше. За 2017 г. на предприятии производство кокса увеличилось на 20% – с 2 млн тонн до 2,4 млн тонн.

Стали меньше

И тут получается определенная нестыковка. Поскольку за тот же период на комбинате снизилась выплавка и чугуна (с 6,1 до 5,6 млн тонн), и стали (с 7 до 6,35 млн тонн). Как оказалось, этот тревожный симптом 2017 г. в текущем году вылился в серьезный экономический кризис на предприятии. Поэтому теперь о грустном.

Прошлогоднее падение производства по основным товарным позициям менеджеры АМКР объясняли неудовлетворительным состоянием доменной печи № 9, на долю которой приходится около половины всего выпуска чугуна, а также проведением серии модернизационных работ на ключевых производственных участках (в частности, перевод двухванного сталеплавильного агрегата № 6 с переточного режима на прямоточный, реконструкция конвертерного цеха, внедрение современных пылеугольных технологий и т. п.). В 2018 г. намеревались пожинать плоды всех этих инноваций. Перед предприятием стояло задание нарастить выпуск проката до 5,7 млн тонн, что стало бы лучшим результатом за 5 последних лет, а эквивалентной стали – до 6,5 млн тонн. Сегодня, приближаясь к годовому экватору, даже официальные представители комбината признают, что этот план фактически провален.

"В апреле потери производства из-за аварии в первом блоке конвертеров составили 229 тыс. тонн стали. Ожидаемые потери в мае вследствие незапуска ДП-9 после капремонта превысят 250 тыс. тонн стали", – цитирует пресс-служба АМКР финансового директора комбината Сергея Пличко. При этом двумя месяцами турбулентности дело не обойдется. Восстановление домны требует от 3 до 6 месяцев. С конвертерами №№ 1-3, пострадавшими в результате мартовского обвала кровли, также не все так просто. Работники комбината требуют тщательного обследования конструкции цеха на предмет того, подлежит ли он вообще безопасному восстановлению. В то же время АМКР сейчас вряд ли сможет себе позволить строить совершенно новую конвертерную площадку.

По словам того же С.Пличко, комбинат закончил апрель с негативным денежным потоком в размере свыше 600 млн грн., а предварительные расчеты по маю говорят о финансовых потерях более 1,5 млрд грн. Усугубила ситуацию начавшаяся 16 мая забастовка железнодорожников, в результате которой пострадали и другие криворожские объекты ГМК, но АМКР досталось больше всего. Тем более что протест поддержали и его штатные рабочие из ж/д цеха. 17 мая комбинат заявил о приостановке работы большинства основных производств. К вечеру 20-го появилась информация, что дирекция и железнодорожники пришли к некоему компромиссу. Вместе с тем, по оценкам президента объединения "Укрметаллургпром" Александра Каленкова, только за четыре дня транспортных перебоев АМКР и другие предприятия ГМК, обслуживаемые Криворожским депо, потеряли примерно 90 млн долл. валютной выручки.

Очевидно, что прозвучавшие заявления о возможных техногенных катастрофах в связи с вынужденной паузой в работе АМКР, как и о его возможном банкротстве, – пока лишь сгущение красок. Комбинат все-таки обладает достаточной финансовой подушкой на случай форс-мажоров (напомним, его чистая прибыль за 2017 г. превысила 5 млрд грн.) и поддержкой со стороны глобального холдинга ArcelorMittal, что позволит ему пережить даже затянувшиеся кризисы. Однако негативное влияние весенних передряг комбинат будет чувствовать в течение всего 2018 года и уже сейчас Лакшми Митталу следует готовиться к тому, что украинский актив в текущем году принесет ему убытки. Одним из наиболее вероятных последствий весеннего кризиса на АМКР станет внутреннее перераспределение капиталовложений, в т. ч. и сворачивание затрат на социальные нужды и техническое перевооружение. Как вариант, комбинат может притормозить проект строительства двух новых машин непрерывного литья заготовки и бросить значительную часть средств из 7,7 млрд грн., предназначенных в текущем году для капитальных инвестиций, на ликвидацию последствий "черной" весны 2018-го.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
11:03 | 22.05.2018
Аноним
и тог мая...-3 домны навсегда.

...
Новости партнеров


Статьи
21.06.18, Анна Ганзенко
В мае Кабинет министров одобрил Национальную транспортную стратегию Украины до 2030 года. О необходимости разработки такого основополагающего документа говорили уже давно, ведь транспортная отрасль, несмотря на все еще весомый вклад в формирование отечественного ВВП (около 6%), по-прежнему находится в глубоком и затяжном падении.
18.06.18, Ярослав Ярош
Администрация США решила больше не откладывать введение защитных мер против экспорта из ЕС и NAFTA, так что с 1 июня стальная продукция из этих регионов должна облагаться 25-процентной пошлиной. Две недели спустя Евросоюз решился на ответные санкции. Вслед за Канадой, Индией, Китаем и некоторыми другими странами. Маховик торговой войны набирает глобальные обороты, так что и украинским производителям будет трудно от него уклониться.
14.06.18, Игорь Воронцов
Ситуация на украинском рынке металлолома становится все горячее, по мнению участников III научно-технической конференции, организованной ассоциацией "УАВтормет" и прошедшей в Киеве 12 июня. Однако летняя жара здесь ни при чем – растет конкуренция за ограниченный объем ресурса. За него борются несколько категорий потребителей: украинские металлурги, литейщики и зарубежные металлурги.
12.06.18, Павел Вернивский
На прошлой неделе Верховная Рада все же одобрила закупку 55 французских вертолетов на сумму 555 млн евро. Это решение украинских политиков еще раз доказывает, что власть взяла курс на деиндустриализацию экономики страны, а также самоустранение государства от функции главного субъекта экономического развития.
06.06.18, Максим Полевой
На мировом рынке цветных металлов – борьба с последствиями импортных санкций США и дефицит большинства биржевых видов сырья, что создает предпосылки для дальнейшего повышения цен.
01.06.18, Максим Полевой
Введение весенних "пошлин Трампа" уже привело к росту конкуренции на мировом металлургическом рынке: поставщики перераспределяют сбытовые потоки и ждут дальнейшего развития событий.
29.05.18, Ярослав Ярош
Стремигородское ильменито-апатитовое месторождение с прогнозными запасами более 1 млрд тонн руды относится к числу крупнейших в мире, достаточно хорошо изученных и готовых к промышленному освоению. Но сегодня процесс его разработки блокирует государство, не желающее мириться с тем, что титановые сливки достанутся бизнесмену Дмитрию Фирташу.
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!