Подробнее Запомнить город


Главный секрет постиндустриальной экономики

14.05.18
размер текста:

Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. Наступила эра постиндустриальной экономики. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?

Но если внимательно изучить структуру экономики и занятости в сфере услуг, все выглядит уже не так однозначно. К примеру, по данным Бюро экономического анализа в США, доля производства действительно очень низкая – всего 12%. Доля сектора услуг составляет 68%. Из них: финансы, страхование и недвижимость – 21% ВВП; профессиональные услуги для бизнеса – 12% ВВП. Также есть государство, которое создает 13%. В совокупности 2/3 сектора услуг зависят от бизнеса или от государства. Еще занятный момент: только 6% ВВП генерирует IT-сфера.

Но если люди не смогут найти место в промышленности, им все равно нужно где-то работать, чтобы обеспечить жизнь. По данным бюро трудовой статистики, в производстве занято 12%, а в секторе услуг – 80% рабочей силы. Из них: 10% в секторе гостеприимства и досуга, 2% в сфере IT, 13% в консалтинге, 14% в госсекторе, 5% в финсекторе. И больше половины занятых трудятся в сферах, связанных с реальным бизнесом или государством.

Почему так произошло? До появления "Тойоты" и ее знаменитой Тойота Продакшн Систем производство работало по модели вертикальной интеграции. Компании держали раздутые штаты сотрудников, которые обеспечивали компанию всем необходимым. После появления маленькой и гибкой "Тойоты" бизнес увидел, что бизнес-процессы можно отдавать на аутсорсинг. Изначально отдавали только бизнес-процессы, непосредственно связанные с производством. Впоследствии аутсорсинг достиг таких масштабов, что компании максимально сокращали штаты бухгалтеров, юристов, аналитиков, маркетологов, водителей, а их функции передавались сторонним исполнителям.

Если посмотреть на более раннюю статистику занятости в производстве, то в послевоенный период ее уровень колебался около 30%. Сейчас же она составляет 12%, но доля бизнес-консультантов выросла до 13%, а значит, аутсорсинг забрал из промышленности часть рабочей силы в сектор услуг.

Еще одной немаловажной причиной снижения роли производства в ВВП развитых стран является выведение производства в менее развитые страны. Так, доля промышленности в ВВП Китая составляет 40% ВВП. А если говорить о мировом ВВП, то доля промышленности хоть и снижается, но не так критически, как в развитых странах. Сейчас она равна 27% (в 1994-м – 32%). А значит, развитые страны просто вывели производство в страны с более низкими издержками.

Доля промышленности в ВВП таких развитых стран, как Германия и Япония, по данным Всемирного банка, остается неизменной на довольно высоком уровне – около 30% примерно в течение 10 лет. 

Главной, на мой взгляд, ошибкой было впечатление, что сектор услуг может существовать сам по себе. Что в постиндустриальной экономике промышленность не нужна. Это не совсем корректное наблюдение. С учетом современных реалий и методов ведения бизнеса доля промышленности остается очень высокой. Просто она скрыта в секторе услуг и в экономиках других, развивающихся, стран. И здесь очень важно понимать, что сектор услуг – не совсем самостоятельная отрасль. Он очень сильно зависит от промышленности в том числе. И если не будет последней, не будет бизнеса и множества рабочих мест в самой сфере услуг.

Павел Вернивский, эксперт института им. Александра Поля

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.
10.04.18, Максим Полевой
В конце марта Министерство экономического развития и торговли объявило об успешном завершении переговоров с Израилем о создании зоны свободной торговли (ЗСТ). Кроме того, украинское правительство одновременно работает еще по нескольким перспективным направлениям свободной торговли.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!