Подробнее Запомнить город


Налетай! Распродажа у Миттала

03.05.18
размер текста:

23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.

Зачем продавать

Уже второй год самой желанной целью в Европе для холдинга ArcelorMittal является покупка металлургического комбината Ilva, расположенного в городе Таранто на юге Италии. Это предприятие с крупнейшим сталелитейным потенциалом в Евросоюзе – до 11,5 млн тонн продукции в год. Но чтобы стать его счастливым обладателем, претендент должен достичь консенсуса с двумя ключевыми стейкхолдерами – Итальянской Республикой и Европейским Союзом. У властей Италии – два ключевых требования: экология и сохранение рабочих мест. Но Брюссель, опасаясь монополизма Л.Миттала, выдвинул еще одно условие: индо-британский бизнесмен должен продать часть своих стальных активов в Европе. ArcelorMittal предварительно согласился на такую жертву. Стоит ли этого Ilva? Давайте посмотрим.

Компания из Таранто переживает с 2011 г. затяжной кризис, вызванный обвинением предыдущих владельцев – семьи Рива – в нарушениях экологических норм и выводе денежных средств за границу. Уже в 2012 г. часть ее линий остановилась. В 2014-м Ilva была национализирована, ее продукция (как и последний управляющий – Антонелло Рива) попали под арест. В 2016 г. суд Таранто признал Ilva банкротом с задолженностью в 3 млрд евро. Правительство в Риме наконец поняло, что из него плохой управляющий, и объявило конкурс на продажу актива. Заявки на приобретение комбината подали 29 претендентов. Но после торгов и отсева остались 2 ключевых: консорциум во главе с индийской JSW Steel и компания Am Investco, в которой 85% принадлежит группе ArcelorMittal и 15% итальянской Marcegaglia Carbon Steel. В 2017 г. конкурсная комиссия отдала предпочтение Am Investco.

Правительство Италии заинтересовано поскорее закрыть сделку. Ведь остановка Ilva повлечет за собой дополнительные затраты для экономики страны в размере от 2,5 до 5 млрд евро в год. Это связано в первую очередь с импортозамещением стальной продукции (обеспокоенность по этому поводу уже высказывал автоконцерн FIAT), а также с трудоустройством 15 тыс. рабочих, занятых на подразделениях Ilva в Таранто, Генуе и Нови-Лигуре. Работа же в полсилы (за последний год комбинат выпустил лишь порядка 4 млн тонн продукции) только способствует накоплению убытков. А запустить Ilva на полную мощность у государства нет ресурсов.

У ArcelorMittal они есть. И группа готова платить за возможность выхода на итальянский рынок, второй по объему потребления в ЕС, где она пока представлена лишь заводом по производству оцинкованного проката ArcelorMittal Piombino. Ilva же выглядит идеальной площадкой, где можно организовать полный, интегральный стальной цикл в одной точке. Тем более что наличие в Таранто крупного морского порта позволяет сделать это с минимальными логистическими затратами как на поставку сырья, так и на отгрузку готовой продукции. Для увеличения загрузки Ilva будущий владелец намерен довозить сюда на переработку и горячекатаную полосу со слябами, произведенные на других своих комбинатах. Так что и на АМКР может прийти соответствующий подряд. Дирекция криворожского предприятия, кстати, уже анонсировала проект по строительству двух МНЛЗ для выпуска слябов.

Финальная оферта Am Investco предусматривает выплаты за приобретение Ilva 1,8 млрд евро равными частями в течение 10 лет. Кроме того, 1,3 млрд евро будет вложено в модернизацию мощностей меткомбината, а 1,1 млрд евро – в экологические проекты. До 2023 г. производство готового проката на предприятии должно постепенно возрастать до 9,5 млн тонн в год, а производство нерафинированной стали планируется довести до 8 млн тонн в год.

Что продавать

В марте 2018 г. ArcelorMittal направила в Еврокомиссию список предприятий, с которыми она готова расстаться, если ей разрешат приобрести Ilva. В пакет вошли 3 больших сталелитейных комбината – в Галаце (Румыния), Остраве (Чехия) и Скопье (Македония), и 2 узкопрофильных актива, специализирующихся на выпуске стали с покрытием – это уже упоминавшийся выше завод в итальянском Пьомбино и похожее по профилю предприятие в г. Дюделанж (Люксембург). Кроме того, ArcelorMittal не исключает продажи и нескольких технологических линий (в частности, Flemalle и Tilleur) в бельгийском Льеже. Но при этом пресс-служба ArcelorMittal уточняет: "Любые продажи будут связаны с завершением приобретения комбината Ilva. Ожидается, что ЕС примет окончательное решение по делу до 23 мая 2018 г.".

Суммарно по объемам выплавки все, что сейчас выставляет на торги ArcelorMittal, едва равно половине потенциала компании Ilva. Максимум продуктивности комбинатов в Остраве и Галаце – 3 млн тонн годовых, но в последнее время они производят по 2 млн тонн стали с копейками в год, комбинат в Скопье – 600-700 тыс. тонн. Однако на своих локальных рынках это крупнейшие игроки и работодатели. ArcelorMittal Ostrava обеспечивает занятость около 7 тыс. человек, ArcelorMittal Galati – 5,6 тыс. И это не считая работников смежных отраслей, которые предоставляют стальным гигантам свои товары и услуги. Поэтому заявления ArcelorMittal о грядущих продажах уже вызвали беспокойство в профсоюзных и политических кругах. Глава Чешской общенациональной конфедерации профсоюзов Йожеф Стршедула заявил, что проблемы с занятостью могут постигнуть не один остравский комбинат, а весь регион Северной Моравии, который очень сильно завязан на добыче угля для металлургии.

Подобные страхи нарастают и в Румынии. По словам вице-президента Национального совета частного малого и среднего бизнеса Мариана Филимона, ArcelorMittal Galati – это промплощадка, вокруг которой вращается порядка 800 малых и средних предприятий в регионе, а в целом по стране – несколько тысяч. Он добавил, что если вдруг начнутся перебои с работой меткомбината, это сразу же отразится на экономическом состоянии местного порта, а потом почувствуют и все остальные. Ввиду озвученных опасений и в Чехии, и в Румынии, и в Македонии все чаще возникают идеи о возможной национализации металлургических активов, которые вынужден будет оставить Л.Миттал. Министр промышленности и торговли Чехии Томаш Гюнер уже заявил журналистам, что при определенных условиях правительство могло бы пойти на выкуп ArcelorMittal Ostrava.

В то же время нынешний СЕО комбината ArcelorMittal Galati Бруно Рибо уверен, что национализация – это прямой путь к упадку предприятия. По его словам, продажа ничуть не означает закрытие, и Галацкий комбинат – весьма ликвидный актив. За последние 3 года показатель EBITDA у него был положительным, а результаты 2018 года прогнозируются еще лучше, чем в 2017-м. "Комбинат полностью функционален, идеально подходит для своего природного рынка, с сильным портфелем клиентов, надежной цепочкой поставок, с квалифицированными рабочими и отличными специалистами, без проблем с выполнением каких-либо юридических обязательств. И последнее, но не менее важное: у нас есть привлекательность, поскольку мы входим в Европейский Союз", – отметил Б.Рибо в интервью румынским медиа.

Кому продавать

Надежность функционирования выброшенных Л.Миталлом на рынок активов в переходный и постпродажный периоды имеет важное значение и для украинского ГМК. Особенно это касается румынского и чешского комбинатов. Они входят в число регулярных покупателей украинской железной руды еще с советских времен. Полтавский ГОК грузит окатыши и на Остраву, и на Галац. Часть добытого железорудного концентрата отправлял своему румынскому корпоративному собрату и "АрселорМиттал Кривой Рог". Поставки в последнее время шли по Дунаю через Измаил. Плечо там относительно короткое, однако новые собственники могут принести с собой новые схемы. Еще хуже, если эти потребители ЖРС остановят работу и торговать станет не с кем.

Примечательно, что первыми потенциальную готовность поучаствовать в объявленной Л.Митталлом распродаже высказали как раз украинские и российские компании. Для них это не только дополнительные рынки сбыта ЖРС и полуфабрикатов, но и пропуск на рынки Евросоюза. Можно предполагать, что в очередь также выстроятся китайцы и индийцы. На своем грядущем "аукционе невиданной щедрости" ArcelorMittal рассчитывает в первую очередь на покупателей из-за пределов ЕС.

Генеральный директор холдинга "Метинвест" Юрий Рыженков на встрече с журналистами 24 апреля подтвердил, что некоторые из выставленных на продажу активов ArcelorMittal вызывают интерес у украинской стороны. "Нам активы в ЕС всегда были интересны, даже до закрытия рынка горячекатаных рулонов. Мы всегда говорили, что наша модель – это производство достаточно эффективного полуфабриката в Мариуполе и после этого его перекат уже на рынках Европы, поближе к нашим потребителям", – объяснил Ю.Рыженков.

А вот линиями по оцинкованию горячего и выпуску холодного проката в Бельгии и Люксембурге уже заинтересовался Новолипецкий металлургический комбинат (Россия). Об этом сообщил 24 апреля президент компании Григорий Федоришин во время конференц-звонка акционерам. НЛМК уже владеет достаточно большими прокатными мощностями в Бельгии и Франции (за 2017 г. они суммарно выдали около 4,8 млн тонн проката), но пока что они приносят своему конечному бенефициару Владимиру Лисину одни убытки. На НЛМК надеются, что приобретение новых активов в Бенилюксе поможет загрузке старых и увеличит добавочную стоимость продукции. Правда, решением о продаже подразделений Flemalle и Tilleur недовольны местные профсоюзы. Они считают, что ArcelorMittal должен или полностью продать свой металлургический комплекс в Льеже, или не продавать ничего, а не дробить один цикл между несколькими владельцами.

Компанию Новолипецкому меткомбинату на шоппинге у Миттала может составить и "Евраз-холдинг" Романа Абрамовича, который только что избавился от активов в Украине и теперь располагает дополнительным финансовым ресурсом. Не исключено, что часть активов у ArcelorMittal может перекупить его партнер по Am Investco – итальянская Marcegaglia. На нее ограничения Еврокомиссии не распространяются.

Но даже если Л.Митталу удастся успешно распродать все, что он задумал, вырученных средств едва ли хватит, чтобы покрыть половину издержек по приобретению Ilva. По подсчетам экспертов рынка, суммарная стоимость предприятий, потенциально выставляемых ArcelorMittal на торги, сегодня вряд ли превысит 1-1,5 млрд евро.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
17.10.18, Виктория Финчук, Игорь Воронцов
Известняковая промышленность, одна из смежных отраслей горно-металлургического комплекса Украины, в этом году никак не может выйти из негативного тренда. Падение добычи на местных карьерах металлурги вынуждены компенсировать импортом – а это и рост себестоимости уже по стальной выплавке, и дополнительный отток валюты из страны по торговому балансу.
12.10.18, Ярослав Ярош
В начале октября Европейская комиссия еще на 5 лет продлила действие антидемпинговых пошлин на ввоз бесшовных труб из Украины и России. Откровенно говоря, сложно было ожидать другого решения в период тотального закрытия мировых стальных рынков, спровоцированного Дональдом Трампом. Поэтому новость из Брюсселя несет в себе скорее нейтральный, чем негативный контекст. Ставки пошлин не поменялись – и это позволяет Украине сохранить свою долю на рынке ЕС, которая в последние годы составляла 6-7% от общего потребления в регионе.
08.10.18, Игорь Воронцов
Новые тенденции в металлургии Китая заставляют крупнейшие железорудные компании Бразилии и Австралии вносить коррективы в инвестиционную политику. Игрокам с меньшими объемами поставок, желающим сохранить присутствие на этом рынке, тоже придется считаться с изменениями в запросах китайских сталеваров.
04.10.18, Виктория Финчук, Игорь Воронцов
Железнодорожный госмонополист ПАО "Укрзализныця" в последние год-два из локомотива национальной экономики превратился в ее тормоз. Крупные предприятия и компании не могут ни получить сырье в нужных объемах, ни отгрузить вовремя готовую продукцию – из-за недостатка вагонов и локомотивов у "УЗ".
02.10.18, Ярослав Ярош
Согласно ожиданиям холдинга "Интерпайп" 2017 год может стать для него рекордным по объемам выпуска железнодорожных колес. Мощности колесопрокатного цеха на Нижнеднепровском трубопрокатном заводе загружены более чем на 80%. Компания даже решилась инвестировать дополнительно 15 млн долл. в это направление, хотя ей сейчас дорога каждая копейка. Актуальные долги "Интерпайпа" превышают 1 млрд долл., и владельцу холдинга Виктору Пинчуку пока не удалось договориться с кредиторами об их частичном списании и реструктуризации.
28.09.18, Максим Полевой
Промышленность Индии развивается по целому ряду важных направлений, обеспечивая устойчиво позитивную динамику ВВП. По результатам 2017 года ВВП Индии вырос на 6,7%, до 2,6 трлн долл., по этому показателю она обошла Францию и вышла на 6-е место в мире. При этом доля страны в мировой экономике с 2,6% в 2014-м увеличилась до 3,1%.
24.09.18, Игорь Воронцов
Торговая война США против остального мира, начатая нынешним президентом Дональдом Трампом, вышла на новый уровень после введения с 24 сентября очередной порции тарифных ограничений на импорт китайских товаров стоимостью 200 млрд долл. в год.
21.09.18, Ярослав Ярош
Фонд госимущества намерен до конца текущего года продать контрольный пакет акций электрогенерирующей компании "Центрэнерго" и таким образом хоть чуть-чуть наполнить бюджет по статье "Поступления от приватизации". Конкурса с нетерпением ждут украинские "угольные генералы", заинтересованные в закрытии сделки еще до президентских выборов. Но они же могут и сорвать продажу, пытаясь помешать друг другу.
19.09.18, Павел Вернивский
Недавняя новость: Беларусь отказалась от кредитов Международного валютного фонда. Возможно, многим данный факт не покажется чем-то особенным, но можно вспомнить и Польшу, которая приняла аналогичное решение годом ранее. Почему же мы так зависим от этой организации? Если названные страны отказались от кредитов МВФ, способна ли и Украина поступить так же? И если подобное невозможно сегодня, то как сделать это реальным в будущем?
17.09.18, Игорь Воронцов
Скупка наличной валюты населением через официальные обменные пункты в августе вернулась к кризисным значениям января-февраля 2015 г. Означает ли это, что всем нам следует готовиться к обвалу курса гривны, МинПром выяснил с помощью экспертов.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!