Подробнее Запомнить город


Налетай! Распродажа у Миттала

03.05.18
размер текста:

23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.

Зачем продавать

Уже второй год самой желанной целью в Европе для холдинга ArcelorMittal является покупка металлургического комбината Ilva, расположенного в городе Таранто на юге Италии. Это предприятие с крупнейшим сталелитейным потенциалом в Евросоюзе – до 11,5 млн тонн продукции в год. Но чтобы стать его счастливым обладателем, претендент должен достичь консенсуса с двумя ключевыми стейкхолдерами – Итальянской Республикой и Европейским Союзом. У властей Италии – два ключевых требования: экология и сохранение рабочих мест. Но Брюссель, опасаясь монополизма Л.Миттала, выдвинул еще одно условие: индо-британский бизнесмен должен продать часть своих стальных активов в Европе. ArcelorMittal предварительно согласился на такую жертву. Стоит ли этого Ilva? Давайте посмотрим.

Компания из Таранто переживает с 2011 г. затяжной кризис, вызванный обвинением предыдущих владельцев – семьи Рива – в нарушениях экологических норм и выводе денежных средств за границу. Уже в 2012 г. часть ее линий остановилась. В 2014-м Ilva была национализирована, ее продукция (как и последний управляющий – Антонелло Рива) попали под арест. В 2016 г. суд Таранто признал Ilva банкротом с задолженностью в 3 млрд евро. Правительство в Риме наконец поняло, что из него плохой управляющий, и объявило конкурс на продажу актива. Заявки на приобретение комбината подали 29 претендентов. Но после торгов и отсева остались 2 ключевых: консорциум во главе с индийской JSW Steel и компания Am Investco, в которой 85% принадлежит группе ArcelorMittal и 15% итальянской Marcegaglia Carbon Steel. В 2017 г. конкурсная комиссия отдала предпочтение Am Investco.

Правительство Италии заинтересовано поскорее закрыть сделку. Ведь остановка Ilva повлечет за собой дополнительные затраты для экономики страны в размере от 2,5 до 5 млрд евро в год. Это связано в первую очередь с импортозамещением стальной продукции (обеспокоенность по этому поводу уже высказывал автоконцерн FIAT), а также с трудоустройством 15 тыс. рабочих, занятых на подразделениях Ilva в Таранто, Генуе и Нови-Лигуре. Работа же в полсилы (за последний год комбинат выпустил лишь порядка 4 млн тонн продукции) только способствует накоплению убытков. А запустить Ilva на полную мощность у государства нет ресурсов.

У ArcelorMittal они есть. И группа готова платить за возможность выхода на итальянский рынок, второй по объему потребления в ЕС, где она пока представлена лишь заводом по производству оцинкованного проката ArcelorMittal Piombino. Ilva же выглядит идеальной площадкой, где можно организовать полный, интегральный стальной цикл в одной точке. Тем более что наличие в Таранто крупного морского порта позволяет сделать это с минимальными логистическими затратами как на поставку сырья, так и на отгрузку готовой продукции. Для увеличения загрузки Ilva будущий владелец намерен довозить сюда на переработку и горячекатаную полосу со слябами, произведенные на других своих комбинатах. Так что и на АМКР может прийти соответствующий подряд. Дирекция криворожского предприятия, кстати, уже анонсировала проект по строительству двух МНЛЗ для выпуска слябов.

Финальная оферта Am Investco предусматривает выплаты за приобретение Ilva 1,8 млрд евро равными частями в течение 10 лет. Кроме того, 1,3 млрд евро будет вложено в модернизацию мощностей меткомбината, а 1,1 млрд евро – в экологические проекты. До 2023 г. производство готового проката на предприятии должно постепенно возрастать до 9,5 млн тонн в год, а производство нерафинированной стали планируется довести до 8 млн тонн в год.

Что продавать

В марте 2018 г. ArcelorMittal направила в Еврокомиссию список предприятий, с которыми она готова расстаться, если ей разрешат приобрести Ilva. В пакет вошли 3 больших сталелитейных комбината – в Галаце (Румыния), Остраве (Чехия) и Скопье (Македония), и 2 узкопрофильных актива, специализирующихся на выпуске стали с покрытием – это уже упоминавшийся выше завод в итальянском Пьомбино и похожее по профилю предприятие в г. Дюделанж (Люксембург). Кроме того, ArcelorMittal не исключает продажи и нескольких технологических линий (в частности, Flemalle и Tilleur) в бельгийском Льеже. Но при этом пресс-служба ArcelorMittal уточняет: "Любые продажи будут связаны с завершением приобретения комбината Ilva. Ожидается, что ЕС примет окончательное решение по делу до 23 мая 2018 г.".

Суммарно по объемам выплавки все, что сейчас выставляет на торги ArcelorMittal, едва равно половине потенциала компании Ilva. Максимум продуктивности комбинатов в Остраве и Галаце – 3 млн тонн годовых, но в последнее время они производят по 2 млн тонн стали с копейками в год, комбинат в Скопье – 600-700 тыс. тонн. Однако на своих локальных рынках это крупнейшие игроки и работодатели. ArcelorMittal Ostrava обеспечивает занятость около 7 тыс. человек, ArcelorMittal Galati – 5,6 тыс. И это не считая работников смежных отраслей, которые предоставляют стальным гигантам свои товары и услуги. Поэтому заявления ArcelorMittal о грядущих продажах уже вызвали беспокойство в профсоюзных и политических кругах. Глава Чешской общенациональной конфедерации профсоюзов Йожеф Стршедула заявил, что проблемы с занятостью могут постигнуть не один остравский комбинат, а весь регион Северной Моравии, который очень сильно завязан на добыче угля для металлургии.

Подобные страхи нарастают и в Румынии. По словам вице-президента Национального совета частного малого и среднего бизнеса Мариана Филимона, ArcelorMittal Galati – это промплощадка, вокруг которой вращается порядка 800 малых и средних предприятий в регионе, а в целом по стране – несколько тысяч. Он добавил, что если вдруг начнутся перебои с работой меткомбината, это сразу же отразится на экономическом состоянии местного порта, а потом почувствуют и все остальные. Ввиду озвученных опасений и в Чехии, и в Румынии, и в Македонии все чаще возникают идеи о возможной национализации металлургических активов, которые вынужден будет оставить Л.Миттал. Министр промышленности и торговли Чехии Томаш Гюнер уже заявил журналистам, что при определенных условиях правительство могло бы пойти на выкуп ArcelorMittal Ostrava.

В то же время нынешний СЕО комбината ArcelorMittal Galati Бруно Рибо уверен, что национализация – это прямой путь к упадку предприятия. По его словам, продажа ничуть не означает закрытие, и Галацкий комбинат – весьма ликвидный актив. За последние 3 года показатель EBITDA у него был положительным, а результаты 2018 года прогнозируются еще лучше, чем в 2017-м. "Комбинат полностью функционален, идеально подходит для своего природного рынка, с сильным портфелем клиентов, надежной цепочкой поставок, с квалифицированными рабочими и отличными специалистами, без проблем с выполнением каких-либо юридических обязательств. И последнее, но не менее важное: у нас есть привлекательность, поскольку мы входим в Европейский Союз", – отметил Б.Рибо в интервью румынским медиа.

Кому продавать

Надежность функционирования выброшенных Л.Миталлом на рынок активов в переходный и постпродажный периоды имеет важное значение и для украинского ГМК. Особенно это касается румынского и чешского комбинатов. Они входят в число регулярных покупателей украинской железной руды еще с советских времен. Полтавский ГОК грузит окатыши и на Остраву, и на Галац. Часть добытого железорудного концентрата отправлял своему румынскому корпоративному собрату и "АрселорМиттал Кривой Рог". Поставки в последнее время шли по Дунаю через Измаил. Плечо там относительно короткое, однако новые собственники могут принести с собой новые схемы. Еще хуже, если эти потребители ЖРС остановят работу и торговать станет не с кем.

Примечательно, что первыми потенциальную готовность поучаствовать в объявленной Л.Митталлом распродаже высказали как раз украинские и российские компании. Для них это не только дополнительные рынки сбыта ЖРС и полуфабрикатов, но и пропуск на рынки Евросоюза. Можно предполагать, что в очередь также выстроятся китайцы и индийцы. На своем грядущем "аукционе невиданной щедрости" ArcelorMittal рассчитывает в первую очередь на покупателей из-за пределов ЕС.

Генеральный директор холдинга "Метинвест" Юрий Рыженков на встрече с журналистами 24 апреля подтвердил, что некоторые из выставленных на продажу активов ArcelorMittal вызывают интерес у украинской стороны. "Нам активы в ЕС всегда были интересны, даже до закрытия рынка горячекатаных рулонов. Мы всегда говорили, что наша модель – это производство достаточно эффективного полуфабриката в Мариуполе и после этого его перекат уже на рынках Европы, поближе к нашим потребителям", – объяснил Ю.Рыженков.

А вот линиями по оцинкованию горячего и выпуску холодного проката в Бельгии и Люксембурге уже заинтересовался Новолипецкий металлургический комбинат (Россия). Об этом сообщил 24 апреля президент компании Григорий Федоришин во время конференц-звонка акционерам. НЛМК уже владеет достаточно большими прокатными мощностями в Бельгии и Франции (за 2017 г. они суммарно выдали около 4,8 млн тонн проката), но пока что они приносят своему конечному бенефициару Владимиру Лисину одни убытки. На НЛМК надеются, что приобретение новых активов в Бенилюксе поможет загрузке старых и увеличит добавочную стоимость продукции. Правда, решением о продаже подразделений Flemalle и Tilleur недовольны местные профсоюзы. Они считают, что ArcelorMittal должен или полностью продать свой металлургический комплекс в Льеже, или не продавать ничего, а не дробить один цикл между несколькими владельцами.

Компанию Новолипецкому меткомбинату на шоппинге у Миттала может составить и "Евраз-холдинг" Романа Абрамовича, который только что избавился от активов в Украине и теперь располагает дополнительным финансовым ресурсом. Не исключено, что часть активов у ArcelorMittal может перекупить его партнер по Am Investco – итальянская Marcegaglia. На нее ограничения Еврокомиссии не распространяются.

Но даже если Л.Митталу удастся успешно распродать все, что он задумал, вырученных средств едва ли хватит, чтобы покрыть половину издержек по приобретению Ilva. По подсчетам экспертов рынка, суммарная стоимость предприятий, потенциально выставляемых ArcelorMittal на торги, сегодня вряд ли превысит 1-1,5 млрд евро.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.
08.01.19, Игорь Воронцов
Регион Юго-Восточной Азии не входит в число основных рынков сбыта для украинских металлургов. Но растущий торговый протекционизм в ЕС и обострение конкуренции в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) делают ЮВА привлекательным для производителей, желающих поддержать и нарастить стальные продажи.
04.01.19, Ярослав Ярош
Украинские производители подшипников празднуют промежуточную победу. В декабре Межведомственная комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта подшипников с цилиндрическими роликами происхождением из Казахстана. Но конечной мишенью в этом деле является российский холдинг ЕПК, чья продукция давно мозолит глаза Харьковскому подшипниковому заводу – инициатору расследования.
27.12.18, Игорь Воронцов
Рост стоимости активов в мировом горно-металлургическом комплексе и оживление процессов M&A свидетельствуют о подъеме и окончательном завершении кризиса в отрасли. При этом "болезни", которые к нему привели, никуда не делись: избыточные сталеплавильные мощности по-прежнему велики, а барьеры торгового протекционизма в уходящем году стали еще выше.
21.12.18, Ярослав Ярош
В 2018 г. большая приватизация снова провалена. И несостоявшиеся торги по "Центрэнерго" – как кислая вишенка на этом приевшемся торте. Правительство, возможно, даже отправит в отставку и. о. главы Фонда госимущества Виталия Трубарова. Не особо веря, что кадровые перестановки кардинально изменят ситуацию. Ведь у предшественника Трубарова тоже ничего не получилось. Да и накануне избирательной кампании в стране на эту стратегическую должность придется искать такого же временщика. Серьезные ставки пойдут уже после выборов.
18.12.18, Василий Январев
В уходящем году украинский горно-металлургический комплекс демонстрирует на первый взгляд неплохие показатели: производство увеличивается, финансовые показатели предприятий улучшаются. Но все это достигнуто в первую очередь за счет экспорта – внутренний рынок остается традиционно слабым, и это таит для отечественной металлургии немалые риски.
13.12.18, Игорь Воронцов
Металлургические предприятия КНР радикально улучшили свое финансовое положение по итогам января-сентября. Это позволяет китайцам упрочить мировое лидерство по объемам стальной выплавки. Причем секрет их успеха очень прост. Но далеко не все могут идти таким путем.
07.12.18, Ярослав Ярош
В 2018 г. Украина выйдет на третье место в Европе по потреблению сжиженного газа (LPG) на автотранспорте, обогнав Италию и отставая только от Польши и Турции. Емкость внутреннего рынка в денежном эквиваленте уже подобралась к 1 млрд долл. Но не стоит торопиться с фанфарами. Топливные трейдеры отмечают, что LPG-рынок в стране приближается к потолку, а платой за стремительный рост четырех прошедших лет стала его скрытая уязвимость – слишком разросшийся теневой сектор и слишком большая зависимость от России.
04.12.18, Игорь Воронцов
ПАО "Укрзализныця" анонсировала планы очередного многоэтапного повышения своих тарифов на грузоперевозки в 2019 г. В случае поддержки данной инициативы правительством ситуация в промышленности серьезно ухудшится и сама компания в итоге лишь потеряет объемы перевозок. Но монополист в своих решениях не привык руководствоваться ни рыночной логикой, ни государственными интересами, ни просто здравым смыслом.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!