Подробнее Запомнить город


Планета машин

27.04.18
размер текста:

В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.

Машиностроение – ключевой перерабатывающий надсектор (комплекс отраслей) мировой промышленности, обеспечивающий значительный объем вырабатываемой стоимости. Сегодня на долю машиностроения приходится около 35% валовой стоимости глобальной промышленной продукции. В развитых экономиках это до 38%, в переходных (постсоциалистических) – 20-25%, в новоиндустриальных (например, Сингапур, Юж. Корея) – 15-25%.

Общие тренды

Традиционно машиностроительный комплекс в мире подразделяется на общее, транспортное и электротехническое (включая электронное) машиностроение. Нетрудно догадаться, что активнее всего в последние 20-25 лет растет и развивается различная электротехника, от промышленного оборудования до компьютерных систем; в то же время доля транспортного машиностроения в общей структуре падает. Кроме электроники, наиболее динамичны автопром и авиастроение, спрос на продукцию которых всегда высок, как и на услуги по ее обслуживанию.

При этом усиливается стремление производителей разрабатывать и осваивать новые перспективные виды продукции с более высокой добавленной стоимостью; важными критерияеми при этом является долговечность изделий и способность поставщика обеспечить надлежащий сервис. Но есть и компании, даже целые регионы (Китай, отчасти экс-СССР), делающие ставку прежде всего на сниженную отпускную цену. Такая продукция востребована не только в "третьем мире" но и на Западе, где потребители порой также пытаются сэкономить. Подобные поставки более дешевых товаров – одна из важных причин заградительных торговых мер в западных странах.

Отметим также, что большая часть машиностроительной продукции относится к инвестиционным товарам, необходимым для осуществления капиталовложений в различных сферах экономики. Часть машиностроителей обеспечивает работу сразу несколько экономических сфер, ослабляя для себя риски сокращения производства из-за колебаний ситуации в потребляющих секторах. Характерный пример такой "разнонаправленной" подотрасли – выпуск подъемно-транспортного оборудования (краны, мобильные погрузчики, конвейеры). Тем не менее из-за зависимости от секторов-потребителей машиностроение в значительной степени подвержено перепадам экономической конъюнктуры.

Добавим: обычно машиностроение классифицируют как область со средневысоким уровнем наукоемкости, исходя из того, что среднемировая доля затрат на НИОКР здесь составляет около 2% стоимости продукции и остается на этом уровне уже более 15 лет. Это заметно ниже, чем в ИТ или даже фармацевтике. Однако такая точка зрения не учитывает "обеспечивающий" характер машиностроения, которое делает возможным распространение передовых технологий и оборудования в других сферах экономики. Международные эксперты сходятся во мнении, что основная часть наиболее динамичных технологических направлений (био- и нанотехнологий, изготовления современных материалов, микро- и фотоэлектроники) в существенной мере зависит от машиностроительных инноваций. Притом новые производственные технологии разрабатываются на основе ключевых "обеспечивающих" технологий совместно с поставщиками оборудования и необходимых материалов – это требует от машпредприятий разработки и освоения специфических решений для определенных отраслей или даже конкретных заказчиков.

В региональном разрезе

Крупнейшие машиностроительные корпорации – это многопрофильная General Electric, а также автостроительные General Motors (обе – США), Toyota Motor (Япония), DaimlerChrysler (Евросоюз). Среди стран по объемам валового выпуска машиностроительной продукции лидирует Евросоюз, за ним в рейтинге следуют КНР, США, Япония. Притом в Европе безусловное первенство имеет Германия (до 40% производственных объемов), далее с большим отрывом идут Италия (до 20%), Франция (8%), Британия (6%), Испания (4%), Польша, Чехия (по 2%). Обратим внимание на показатели Италии, которая в целом считается менее экономически развитой, чем Франция или Британия.

В общей сложности в мире выделяют 4 главных машиностроительных региона. Первый – это Северная Америка (США, Канада), лидирующая среди регионов по масштабам производства (30% от глобального), она выделяется изготовлением сверхмощных компьютеров, всех видов авиации, ракетно-космической техники, вооружений и вообще большинства типов машин и оборудования. Вся Европа (не только ЕС) в совокупности дает еще порядка 30% международного машиностроительного производства, хотя инновации в наиболее динамичных подотраслях здесь развиваются все же медленнее, чем в Северной Америке. Это отчасти связано с тем, говорят экономисты, что Брюссель (и тем более прочие страны) не так эффективно ставят задачи и концентрируют ресурсы для их реализации, как Вашингтон.

Третий регион – это Восточная и Юго-Восточная Азия, на которые, включая Поднебесную, сегодня приходится около 25% продукции мирового машиностроения. В последние 20-25 лет сюда с Запада активно перемещались самые разные производства, в т.ч. судов, автомобилей, бытовой техники и электроники, что позволило целым странам, включая Китай (а также Юж. Корею, Тайвань, Малайзию), поднять на ноги свою перерабатывающую промышленность и экономику вообще. Впрочем, в последние годы наметился тренд "репатриации" мощностей из Азии и других развивающихся стран в развитые: первые теряют способность обеспечить инновационное производство надлежащим уровнем соблюдения технологий, персонала, сырьевых материалов.

Четвертый регион – это бывший СССР, "осколки" которого не только вместе, но и по отдельности (Россия, Украина) обладают полной или почти полной номенклатурой машиностроительных товаров. Значительная часть этой номенклатуры по актуальным глобальным меркам устарела, компании предпринимают посильные меры по обновлению товарных рядов и технологий. Это позволяет им удерживать определенные позиции на внутренних рынках соответствующих стран и стран-соседей, а также продвигаться на рынки "третьего мира".

В целом самые весомые факторы развития любого национального машиностроительного комплекса – наличие сырьевой базы, замкнутого технологического цикла, роль страны в международном разделении труда, наличие внутреннего и внешнего спроса на соответствующую продукцию, степень зависимости от экспорта. Так, крупнейшие развивающиеся экономики (Бразилия, Индия, даже КНР) с большим трудом отвоевывают для себя возможности на международном машиностроительном рынке; при этом их машкорпорациям значимо помогает внутренний сбыт, сглаживая эффекты колебаний внешней обстановки.

И все же в среднесрочной перспективе в мировом машиностроении будет происходить усиление роли развивающихся стран, особенно Поднебесной. В 2015 году Китай уже опередил ЕС по объему условно-чистой машиностроительной продукции (250 млрд долл., в ЕС – 180 млрд), и этот разрыв будет расти. К 2025-му этот показатель в Китае достигнет 400 млрд долл., в Евросоюзе – 200 млрд долл., на 3-м и 4-м местах по данному параметру по-прежнему останутся США и Япония. Общий же масштаб изготовленной машпродукции возрастет с 530 млрд долл. в 2010-м до 930 млрд долл. в 2025-м.

Максим Полевой

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
14.08.18, Максим Полевой
В 2018 году украинский товарный экспорт продолжает расти, хотя и не так быстро, как в предыдущем. Эксперты говорят о формировании устойчивого тренда – но до "довоенных" объемов еще далеко.
08.08.18, Павел Вернивский
Пока весь мир продолжает ругать Дональда Трампа за его политику протекционизма, нужно все же поискать причины возникновения торговой войны между США и Китаем. Эта война назревала давно, просто до Д.Трампа не было политика, который смог бы решиться на столь радикальные меры. Причины же этой войны кроются в экономической политике основного торгового партнера США – Китая. И можно назвать пять причин, почему война была неизбежной.
03.08.18, Ярослав Ярош
В июле разнофракционная группа народных депутатов выступила с инициативой утвердить в Украине 20-летнюю программу развития и поддержки судостроения. А пока в парламентском секретариате регистрировали соответствующий законопроект, крупнейшее предприятие отрасли – Черноморский судостроительный завод – было признано банкротом. Похоже, если не поспешить, то поддержку оказывать будет некому.
31.07.18, Максим Полевой
Китай продолжает внешнеэкономическую экспансию, в том числе через инвестиционные проекты в зарубежных странах. Свою выгоду от этого может получить и Украина.
19.07.18, Ярослав Ярош
В конце прошлого года Украина ввела 5-летние антидемпинговые пошлины на импорт стальных прутков из России в размере 15,21%. Вскоре подобная "стена" должна вырасти и на границах с Беларусью и Молдовой. Министерство экономического развития и торговли Украины начало антидемпинговое расследование против прутка, происходящего из названных стран. Как и в первом случае, инициатором санкций выступил комбинат "Арселор Миттал Кривой Рог".
13.07.18, Ярослав Ярош
Во многосерийном баттле за контроль над компанией "Укрнафта" между государством и группой "Приват" открыт новый фронт. На этот раз в городе Каменском Днепропетровской области. Командующий приватовской армией Игорь Коломойский решил остановить одно из крупнейших химических предприятий Украины – объединение "Днипроазот". Но хлопнуть при этом дверью так, чтобы окна задрожали по всей стране. Причем здесь "Укрнафта"? В течение 7 последних лет "Днипроазот" находился у нее на иждивении.
09.07.18, Василий Январев
После введения Межведомственной комиссией по международной торговле квот на импорт серной кислоты обсуждение данного вопроса перенеслось из МЭРТ в Государственную регуляторную службу. На прошедшем на днях в ГРС совещании схлестнулись представители производителей и потребителей кислоты, причем аргументы последних оказались гораздо сильнее.
05.07.18, Ярослав Ярош
Газотранспортная система Украины похожа на перезревшую невесту. Когда ее трубы добивались, Киев медлил. Сегодня он готов отдать ГТС хоть в аренду, хоть в концессию, хоть в совместное владение, но очередь из претендентов уже не стоит. Есть риск, что через два года вся эта огромная система общей длинной в 38 тыс. км газопроводов будет обслуживать исключительно внутренний рынок Украины. А это уже мало кому интересно.
02.07.18, Максим Полевой
Ведущие железорудные производители мира готовят к работе новые месторождения взамен выбывающих – на фоне нестабильности рыночных ожиданий в связи с начатыми США торговыми войнами.
27.06.18, Игорь Воронцов
Наиболее масштабные сделки в европейской металлургии оказались под угрозой срыва из-за слишком строгого следования демократическим процедурам, при которых все имеют не только собственное мнение, но еще и голос с правом "вето". Закономерно, что при таком раскладе шансы продавцов и покупателей ударить по рукам уменьшаются – время работает против них. Да и вообще у любого делового энтузиазма есть предел. Как и у обычного человеческого терпения.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!