Подробнее Запомнить город


Планета машин

27.04.18
размер текста:

В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.

Машиностроение – ключевой перерабатывающий надсектор (комплекс отраслей) мировой промышленности, обеспечивающий значительный объем вырабатываемой стоимости. Сегодня на долю машиностроения приходится около 35% валовой стоимости глобальной промышленной продукции. В развитых экономиках это до 38%, в переходных (постсоциалистических) – 20-25%, в новоиндустриальных (например, Сингапур, Юж. Корея) – 15-25%.

Общие тренды

Традиционно машиностроительный комплекс в мире подразделяется на общее, транспортное и электротехническое (включая электронное) машиностроение. Нетрудно догадаться, что активнее всего в последние 20-25 лет растет и развивается различная электротехника, от промышленного оборудования до компьютерных систем; в то же время доля транспортного машиностроения в общей структуре падает. Кроме электроники, наиболее динамичны автопром и авиастроение, спрос на продукцию которых всегда высок, как и на услуги по ее обслуживанию.

При этом усиливается стремление производителей разрабатывать и осваивать новые перспективные виды продукции с более высокой добавленной стоимостью; важными критерияеми при этом является долговечность изделий и способность поставщика обеспечить надлежащий сервис. Но есть и компании, даже целые регионы (Китай, отчасти экс-СССР), делающие ставку прежде всего на сниженную отпускную цену. Такая продукция востребована не только в "третьем мире" но и на Западе, где потребители порой также пытаются сэкономить. Подобные поставки более дешевых товаров – одна из важных причин заградительных торговых мер в западных странах.

Отметим также, что большая часть машиностроительной продукции относится к инвестиционным товарам, необходимым для осуществления капиталовложений в различных сферах экономики. Часть машиностроителей обеспечивает работу сразу несколько экономических сфер, ослабляя для себя риски сокращения производства из-за колебаний ситуации в потребляющих секторах. Характерный пример такой "разнонаправленной" подотрасли – выпуск подъемно-транспортного оборудования (краны, мобильные погрузчики, конвейеры). Тем не менее из-за зависимости от секторов-потребителей машиностроение в значительной степени подвержено перепадам экономической конъюнктуры.

Добавим: обычно машиностроение классифицируют как область со средневысоким уровнем наукоемкости, исходя из того, что среднемировая доля затрат на НИОКР здесь составляет около 2% стоимости продукции и остается на этом уровне уже более 15 лет. Это заметно ниже, чем в ИТ или даже фармацевтике. Однако такая точка зрения не учитывает "обеспечивающий" характер машиностроения, которое делает возможным распространение передовых технологий и оборудования в других сферах экономики. Международные эксперты сходятся во мнении, что основная часть наиболее динамичных технологических направлений (био- и нанотехнологий, изготовления современных материалов, микро- и фотоэлектроники) в существенной мере зависит от машиностроительных инноваций. Притом новые производственные технологии разрабатываются на основе ключевых "обеспечивающих" технологий совместно с поставщиками оборудования и необходимых материалов – это требует от машпредприятий разработки и освоения специфических решений для определенных отраслей или даже конкретных заказчиков.

В региональном разрезе

Крупнейшие машиностроительные корпорации – это многопрофильная General Electric, а также автостроительные General Motors (обе – США), Toyota Motor (Япония), DaimlerChrysler (Евросоюз). Среди стран по объемам валового выпуска машиностроительной продукции лидирует Евросоюз, за ним в рейтинге следуют КНР, США, Япония. Притом в Европе безусловное первенство имеет Германия (до 40% производственных объемов), далее с большим отрывом идут Италия (до 20%), Франция (8%), Британия (6%), Испания (4%), Польша, Чехия (по 2%). Обратим внимание на показатели Италии, которая в целом считается менее экономически развитой, чем Франция или Британия.

В общей сложности в мире выделяют 4 главных машиностроительных региона. Первый – это Северная Америка (США, Канада), лидирующая среди регионов по масштабам производства (30% от глобального), она выделяется изготовлением сверхмощных компьютеров, всех видов авиации, ракетно-космической техники, вооружений и вообще большинства типов машин и оборудования. Вся Европа (не только ЕС) в совокупности дает еще порядка 30% международного машиностроительного производства, хотя инновации в наиболее динамичных подотраслях здесь развиваются все же медленнее, чем в Северной Америке. Это отчасти связано с тем, говорят экономисты, что Брюссель (и тем более прочие страны) не так эффективно ставят задачи и концентрируют ресурсы для их реализации, как Вашингтон.

Третий регион – это Восточная и Юго-Восточная Азия, на которые, включая Поднебесную, сегодня приходится около 25% продукции мирового машиностроения. В последние 20-25 лет сюда с Запада активно перемещались самые разные производства, в т.ч. судов, автомобилей, бытовой техники и электроники, что позволило целым странам, включая Китай (а также Юж. Корею, Тайвань, Малайзию), поднять на ноги свою перерабатывающую промышленность и экономику вообще. Впрочем, в последние годы наметился тренд "репатриации" мощностей из Азии и других развивающихся стран в развитые: первые теряют способность обеспечить инновационное производство надлежащим уровнем соблюдения технологий, персонала, сырьевых материалов.

Четвертый регион – это бывший СССР, "осколки" которого не только вместе, но и по отдельности (Россия, Украина) обладают полной или почти полной номенклатурой машиностроительных товаров. Значительная часть этой номенклатуры по актуальным глобальным меркам устарела, компании предпринимают посильные меры по обновлению товарных рядов и технологий. Это позволяет им удерживать определенные позиции на внутренних рынках соответствующих стран и стран-соседей, а также продвигаться на рынки "третьего мира".

В целом самые весомые факторы развития любого национального машиностроительного комплекса – наличие сырьевой базы, замкнутого технологического цикла, роль страны в международном разделении труда, наличие внутреннего и внешнего спроса на соответствующую продукцию, степень зависимости от экспорта. Так, крупнейшие развивающиеся экономики (Бразилия, Индия, даже КНР) с большим трудом отвоевывают для себя возможности на международном машиностроительном рынке; при этом их машкорпорациям значимо помогает внутренний сбыт, сглаживая эффекты колебаний внешней обстановки.

И все же в среднесрочной перспективе в мировом машиностроении будет происходить усиление роли развивающихся стран, особенно Поднебесной. В 2015 году Китай уже опередил ЕС по объему условно-чистой машиностроительной продукции (250 млрд долл., в ЕС – 180 млрд), и этот разрыв будет расти. К 2025-му этот показатель в Китае достигнет 400 млрд долл., в Евросоюзе – 200 млрд долл., на 3-м и 4-м местах по данному параметру по-прежнему останутся США и Япония. Общий же масштаб изготовленной машпродукции возрастет с 530 млрд долл. в 2010-м до 930 млрд долл. в 2025-м.

Максим Полевой

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.
10.04.18, Максим Полевой
В конце марта Министерство экономического развития и торговли объявило об успешном завершении переговоров с Израилем о создании зоны свободной торговли (ЗСТ). Кроме того, украинское правительство одновременно работает еще по нескольким перспективным направлениям свободной торговли.
06.04.18, Игорь Воронцов
Обострение конкуренции на глобальных рынках в текущем году ставит перед украинскими металлургами серьезные вызовы. На первый план выходят ресурсное и логистическое обеспечение работы отрасли, а также защита внутреннего рынка. Об этом шла речь на расширенном заседании совета директоров объединения "Укрметаллургпром", которое состоялось в Киеве 5 апреля.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!