Подробнее Запомнить город


Коксохимия: поймать момент

31.08.09
размер текста:

Коксохимия переживает кризис едва ли не легче всех других подотраслей ГМК Украины. Пользуясь этим, собственники основных коксохимов пытаются и дальше модернизировать производство.

В Министерстве промышленной политики нам подтверждают, что в июле 2009 года производство валового кокса 6% влажности увеличилось относительно июня на 11,4%, или на 154 тыс. тонн, до 1510 тыс. тонн. Лидером подотрасли остался Алчевский коксохимзавод (КХЗ), нарастивший выпуск основной продукции на 6,4% до 314 тыс. тонн, на 2-м месте – крупнейший в Европе Авдеевский КХЗ, АКХЗ (+16,9%, до 242 тыс. тонн), на 3-м – КХП комбината «АрселорМиттал Кривой Рог», АМКР (+8,8%, до 222 тыс. тонн).

Напомним, по результатам июня 2009 года отечественное производство валового кокса упало относительно мая на 3,6%, а за 7 мес. года – на 24,4%, или на 3,072 млн тонн до 9,532 млн тонн.

Летние цифры

Как видим, в июле коксохимическая промышленность повторила общую тенденцию роста в ГМК. Это привело к активизации импорта качественных коксующихся углей и, соответственно, обострению борьбы импортеров и внутренних поставщиков (подробнее на эту тему см. интервью генерального директора ассоциации «Укркокс» от 25.08.2009 – Авт.). Добавим лишь, что оживление спроса на кокс привело к росту цен на коксующиеся угли. Так, к концу августа цены на угли украинских госпредприятий при внутренних поставках, по данным центра «Держзовнишинформ», были такими (грн./тонн с НДС FCA ст. отправления): марки Ж – на уровне 650, К – 600-610, ОС – 550-560. Тогда как импортные концентраты марки К ныне стоят до 100 долл./тонн DAF/FOB, марки Г – 70-75 долл./тонн, а Ж – 360-365 долл./тонн. С другой стороны, «наши» угли летом экспортировались в Турцию и Египет.

Что же касается собственно кокса, то в середине августа он на внутреннем рынке также подорожал – впервые за 2 месяца. Стоимость достигла 1100-1300 грн./тонн с НДС FCA ст. отправления, а это на 15-20% дороже, чем месяцем ранее. На экспорт доменный кокс к концу августа отправлялся по 135-155 долл./тонн (граница Украины). Акцентируем, что в летние месяцы около 90% отечественного экспорта кокса пришлось на Турцию, Россию и Болгарию. Причем отмечены крупные поставки не только доменного и литейного кокса, но и коксовой мелочи, которая заняла 5-10% в общей структуре экспорта. И по оперативным данным Минпромполитики, в июле 2009 года украинский экспорт кокса вырос относительно июня едва ли не в 3 раза, до 17-18 млн долл. в стоимостном выражении. Тогда как за январь-июль спад экспорта «в деньгах» составил примерно 50%.

Импорт кокса в июле, по предварительной информации, составил примерно 3 млн долл., тогда как в июне из-за низкого спроса на металлорынках кокс в нашу страну не завозился. А за 7 мес. года импорт составил всего 3,6 млн долл. – падение в годовом сравнении почти на 100%.

Жизнь налаживается

Есть основания считать, что июльский рост производства сохранится, по крайней мере, в августе, отражая увеличение выпуска металлопродукции. Дальнейшая ситуация будет зависеть, прежде всего, от того, случится ли таки осенью в стране ожидаемое обострение кризиса. И, конечно, от конъюнктуры мировых металлорынков. Но в любом случае производство кокса в Украине в сентябре прогнозируется на уровне 1,4 млн тонн, из которых почти весь объем будет потреблен на внутреннем рынке. По оценкам объединения «Металлургпром», для выпуска такого количества продукции отечественным коксохимам достаточно порядка 1,65 млн тонн украинского и до 0,5 млн тонн импортного угля.

При этом основные производители кокса стремятся использовать даже незначительное улучшение конъюнктуры для продолжения модернизации производственных мощностей, ведь степень их износа в КХЗ Украины очень высока. Считается, что самое сложное положение в этом смысле на заводах приднепровской группы – «Баглейкоксе» (Днепродзержинск), Днепродзержинском коксохиме и «Днепрококсе» (Днепропетровск), ныне входящих в холдинг «Евраз».

В то время как отраслевые лидеры – АМКР, Индустриальный союз Донбасса и Метинвест - до кризиса развернули масштабные программы обновления своих коксохимов и даже сейчас пытаются их поддерживать. Например, неоднократно говорилось о крупной программе реконструкции КХП АМКР. А на входящем в группу Рината Ахметова АКХЗ в 2009 году продолжается возведение новой батареи №4 ежегодной проектной мощностью 690 тыс. тонн. В целом в нынешнем году завод проводит такие основные работы: замена устаревшего оборудования в цеху улавливания №1; реконструкция бензольного отделения одного из цехов; восстановление силосов закрытых угольных складов в углеподготовительных цехах (март 2009 – начало 2010). Годовая смета модернизации производства – более 14 млн грн. Так что будет не удивительно, если и в коксохимической «области» (а не только в железорудной) «Метинвест» и АМКР покинут кризис более развитыми, чем большинство конкурентов.

Вообще же сегодня реконструкция отечественных КХЗ развивается по таким основным направлениям:

- улавливание и использование коксового газа, пример – АКХЗ, уже давно внедривший у себя когенерационную электростанцию на данном газе и, среди прочего, продающий электричество и на свободном рынке;

- внедрение технологий сухого тушения кокса, позволяющих заметно повысить качество продукции;

- модернизация химических цехов согласно современным разработкам украинских и иностранных отраслевых НИИ.

Прочь от кокса?

Но это лишь одна сторона вопроса. Добавим, что в настоящее время предприятия различных подотраслей ГМК осваивают не только газо- (пылеугольное топливо - ПУТ), но и коксозаменяющие энергосберегающие технологии. К примеру, не только экономия кокса, но и его частичная замена иными материалами возможна в аглодоменном переделе черной металлургии, а также при производстве ферросплавов и др. Заменой могут быть альтернативные углеродистые восстановители.

Так, Институт черной металлургии им.академика Некрасова в последнее время разработал некоторые новые предложения в этой сфере. В частности, при выплавке чугуна предлагается заменять существенную часть кокса углем-антрацитом (до 50-80 кг на 1 тонн чугуна), притом метод уже опробован на АМКР.

Подобное же предлагается и для многотоннажного производства марганцевых ферросплавов, где – наряду с замещением кокса – антрацит можно применять при агломерации марганцевых концентратов (до 30% антрацита в составе аглошихты). На Никопольском заводе ферросплавов уже освоен промышленный выпуск электродной массы с заменой кокса прокаленным антрацитом. А на Запорожском ферросплавном заводе осваивается выплавка марганцевых ферросплавов с заменой антрацитом части кокса-орешка (до 35%).

Эти и аналогичные технологии уже в 2011-2012 гг. могут привести к заметному снижению спроса на кокс в Украине, что вынудит коксохимиков во избежание простоя мощностей активно искать новые внешние рынки сбыта. Пока же, по результатам текущего года, ожидается, что отечественный выпуск кокса упадет относительно 2008 года примерно на 13%, до уровня 17 млн тонн. Кстати, это самый низкий прогнозный показатель среди всех подотраслей ГМК: металлопроизводство, как ожидается, снизится по итогам года примерно на 20%, добыча железных руд – на 18%, выпуск железорудного агломерата – на 21%, труб – на 35%, и т.п. А значит, коксохимический бизнес остается одним из наиболее привлекательных в горно-металлургическом комплексе страны.

Максим Полевой

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!