Подробнее Запомнить город


Коксохимия: поймать момент

31.08.09
размер текста:

Коксохимия переживает кризис едва ли не легче всех других подотраслей ГМК Украины. Пользуясь этим, собственники основных коксохимов пытаются и дальше модернизировать производство.

В Министерстве промышленной политики нам подтверждают, что в июле 2009 года производство валового кокса 6% влажности увеличилось относительно июня на 11,4%, или на 154 тыс. тонн, до 1510 тыс. тонн. Лидером подотрасли остался Алчевский коксохимзавод (КХЗ), нарастивший выпуск основной продукции на 6,4% до 314 тыс. тонн, на 2-м месте – крупнейший в Европе Авдеевский КХЗ, АКХЗ (+16,9%, до 242 тыс. тонн), на 3-м – КХП комбината «АрселорМиттал Кривой Рог», АМКР (+8,8%, до 222 тыс. тонн).

Напомним, по результатам июня 2009 года отечественное производство валового кокса упало относительно мая на 3,6%, а за 7 мес. года – на 24,4%, или на 3,072 млн тонн до 9,532 млн тонн.

Летние цифры

Как видим, в июле коксохимическая промышленность повторила общую тенденцию роста в ГМК. Это привело к активизации импорта качественных коксующихся углей и, соответственно, обострению борьбы импортеров и внутренних поставщиков (подробнее на эту тему см. интервью генерального директора ассоциации «Укркокс» от 25.08.2009 – Авт.). Добавим лишь, что оживление спроса на кокс привело к росту цен на коксующиеся угли. Так, к концу августа цены на угли украинских госпредприятий при внутренних поставках, по данным центра «Держзовнишинформ», были такими (грн./тонн с НДС FCA ст. отправления): марки Ж – на уровне 650, К – 600-610, ОС – 550-560. Тогда как импортные концентраты марки К ныне стоят до 100 долл./тонн DAF/FOB, марки Г – 70-75 долл./тонн, а Ж – 360-365 долл./тонн. С другой стороны, «наши» угли летом экспортировались в Турцию и Египет.

Что же касается собственно кокса, то в середине августа он на внутреннем рынке также подорожал – впервые за 2 месяца. Стоимость достигла 1100-1300 грн./тонн с НДС FCA ст. отправления, а это на 15-20% дороже, чем месяцем ранее. На экспорт доменный кокс к концу августа отправлялся по 135-155 долл./тонн (граница Украины). Акцентируем, что в летние месяцы около 90% отечественного экспорта кокса пришлось на Турцию, Россию и Болгарию. Причем отмечены крупные поставки не только доменного и литейного кокса, но и коксовой мелочи, которая заняла 5-10% в общей структуре экспорта. И по оперативным данным Минпромполитики, в июле 2009 года украинский экспорт кокса вырос относительно июня едва ли не в 3 раза, до 17-18 млн долл. в стоимостном выражении. Тогда как за январь-июль спад экспорта «в деньгах» составил примерно 50%.

Импорт кокса в июле, по предварительной информации, составил примерно 3 млн долл., тогда как в июне из-за низкого спроса на металлорынках кокс в нашу страну не завозился. А за 7 мес. года импорт составил всего 3,6 млн долл. – падение в годовом сравнении почти на 100%.

Жизнь налаживается

Есть основания считать, что июльский рост производства сохранится, по крайней мере, в августе, отражая увеличение выпуска металлопродукции. Дальнейшая ситуация будет зависеть, прежде всего, от того, случится ли таки осенью в стране ожидаемое обострение кризиса. И, конечно, от конъюнктуры мировых металлорынков. Но в любом случае производство кокса в Украине в сентябре прогнозируется на уровне 1,4 млн тонн, из которых почти весь объем будет потреблен на внутреннем рынке. По оценкам объединения «Металлургпром», для выпуска такого количества продукции отечественным коксохимам достаточно порядка 1,65 млн тонн украинского и до 0,5 млн тонн импортного угля.

При этом основные производители кокса стремятся использовать даже незначительное улучшение конъюнктуры для продолжения модернизации производственных мощностей, ведь степень их износа в КХЗ Украины очень высока. Считается, что самое сложное положение в этом смысле на заводах приднепровской группы – «Баглейкоксе» (Днепродзержинск), Днепродзержинском коксохиме и «Днепрококсе» (Днепропетровск), ныне входящих в холдинг «Евраз».

В то время как отраслевые лидеры – АМКР, Индустриальный союз Донбасса и Метинвест - до кризиса развернули масштабные программы обновления своих коксохимов и даже сейчас пытаются их поддерживать. Например, неоднократно говорилось о крупной программе реконструкции КХП АМКР. А на входящем в группу Рината Ахметова АКХЗ в 2009 году продолжается возведение новой батареи №4 ежегодной проектной мощностью 690 тыс. тонн. В целом в нынешнем году завод проводит такие основные работы: замена устаревшего оборудования в цеху улавливания №1; реконструкция бензольного отделения одного из цехов; восстановление силосов закрытых угольных складов в углеподготовительных цехах (март 2009 – начало 2010). Годовая смета модернизации производства – более 14 млн грн. Так что будет не удивительно, если и в коксохимической «области» (а не только в железорудной) «Метинвест» и АМКР покинут кризис более развитыми, чем большинство конкурентов.

Вообще же сегодня реконструкция отечественных КХЗ развивается по таким основным направлениям:

- улавливание и использование коксового газа, пример – АКХЗ, уже давно внедривший у себя когенерационную электростанцию на данном газе и, среди прочего, продающий электричество и на свободном рынке;

- внедрение технологий сухого тушения кокса, позволяющих заметно повысить качество продукции;

- модернизация химических цехов согласно современным разработкам украинских и иностранных отраслевых НИИ.

Прочь от кокса?

Но это лишь одна сторона вопроса. Добавим, что в настоящее время предприятия различных подотраслей ГМК осваивают не только газо- (пылеугольное топливо - ПУТ), но и коксозаменяющие энергосберегающие технологии. К примеру, не только экономия кокса, но и его частичная замена иными материалами возможна в аглодоменном переделе черной металлургии, а также при производстве ферросплавов и др. Заменой могут быть альтернативные углеродистые восстановители.

Так, Институт черной металлургии им.академика Некрасова в последнее время разработал некоторые новые предложения в этой сфере. В частности, при выплавке чугуна предлагается заменять существенную часть кокса углем-антрацитом (до 50-80 кг на 1 тонн чугуна), притом метод уже опробован на АМКР.

Подобное же предлагается и для многотоннажного производства марганцевых ферросплавов, где – наряду с замещением кокса – антрацит можно применять при агломерации марганцевых концентратов (до 30% антрацита в составе аглошихты). На Никопольском заводе ферросплавов уже освоен промышленный выпуск электродной массы с заменой кокса прокаленным антрацитом. А на Запорожском ферросплавном заводе осваивается выплавка марганцевых ферросплавов с заменой антрацитом части кокса-орешка (до 35%).

Эти и аналогичные технологии уже в 2011-2012 гг. могут привести к заметному снижению спроса на кокс в Украине, что вынудит коксохимиков во избежание простоя мощностей активно искать новые внешние рынки сбыта. Пока же, по результатам текущего года, ожидается, что отечественный выпуск кокса упадет относительно 2008 года примерно на 13%, до уровня 17 млн тонн. Кстати, это самый низкий прогнозный показатель среди всех подотраслей ГМК: металлопроизводство, как ожидается, снизится по итогам года примерно на 20%, добыча железных руд – на 18%, выпуск железорудного агломерата – на 21%, труб – на 35%, и т.п. А значит, коксохимический бизнес остается одним из наиболее привлекательных в горно-металлургическом комплексе страны.

Максим Полевой

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!