Подробнее Запомнить город


Коксохимия: поймать момент

31.08.09
размер текста:

Коксохимия переживает кризис едва ли не легче всех других подотраслей ГМК Украины. Пользуясь этим, собственники основных коксохимов пытаются и дальше модернизировать производство.

В Министерстве промышленной политики нам подтверждают, что в июле 2009 года производство валового кокса 6% влажности увеличилось относительно июня на 11,4%, или на 154 тыс. тонн, до 1510 тыс. тонн. Лидером подотрасли остался Алчевский коксохимзавод (КХЗ), нарастивший выпуск основной продукции на 6,4% до 314 тыс. тонн, на 2-м месте – крупнейший в Европе Авдеевский КХЗ, АКХЗ (+16,9%, до 242 тыс. тонн), на 3-м – КХП комбината «АрселорМиттал Кривой Рог», АМКР (+8,8%, до 222 тыс. тонн).

Напомним, по результатам июня 2009 года отечественное производство валового кокса упало относительно мая на 3,6%, а за 7 мес. года – на 24,4%, или на 3,072 млн тонн до 9,532 млн тонн.

Летние цифры

Как видим, в июле коксохимическая промышленность повторила общую тенденцию роста в ГМК. Это привело к активизации импорта качественных коксующихся углей и, соответственно, обострению борьбы импортеров и внутренних поставщиков (подробнее на эту тему см. интервью генерального директора ассоциации «Укркокс» от 25.08.2009 – Авт.). Добавим лишь, что оживление спроса на кокс привело к росту цен на коксующиеся угли. Так, к концу августа цены на угли украинских госпредприятий при внутренних поставках, по данным центра «Держзовнишинформ», были такими (грн./тонн с НДС FCA ст. отправления): марки Ж – на уровне 650, К – 600-610, ОС – 550-560. Тогда как импортные концентраты марки К ныне стоят до 100 долл./тонн DAF/FOB, марки Г – 70-75 долл./тонн, а Ж – 360-365 долл./тонн. С другой стороны, «наши» угли летом экспортировались в Турцию и Египет.

Что же касается собственно кокса, то в середине августа он на внутреннем рынке также подорожал – впервые за 2 месяца. Стоимость достигла 1100-1300 грн./тонн с НДС FCA ст. отправления, а это на 15-20% дороже, чем месяцем ранее. На экспорт доменный кокс к концу августа отправлялся по 135-155 долл./тонн (граница Украины). Акцентируем, что в летние месяцы около 90% отечественного экспорта кокса пришлось на Турцию, Россию и Болгарию. Причем отмечены крупные поставки не только доменного и литейного кокса, но и коксовой мелочи, которая заняла 5-10% в общей структуре экспорта. И по оперативным данным Минпромполитики, в июле 2009 года украинский экспорт кокса вырос относительно июня едва ли не в 3 раза, до 17-18 млн долл. в стоимостном выражении. Тогда как за январь-июль спад экспорта «в деньгах» составил примерно 50%.

Импорт кокса в июле, по предварительной информации, составил примерно 3 млн долл., тогда как в июне из-за низкого спроса на металлорынках кокс в нашу страну не завозился. А за 7 мес. года импорт составил всего 3,6 млн долл. – падение в годовом сравнении почти на 100%.

Жизнь налаживается

Есть основания считать, что июльский рост производства сохранится, по крайней мере, в августе, отражая увеличение выпуска металлопродукции. Дальнейшая ситуация будет зависеть, прежде всего, от того, случится ли таки осенью в стране ожидаемое обострение кризиса. И, конечно, от конъюнктуры мировых металлорынков. Но в любом случае производство кокса в Украине в сентябре прогнозируется на уровне 1,4 млн тонн, из которых почти весь объем будет потреблен на внутреннем рынке. По оценкам объединения «Металлургпром», для выпуска такого количества продукции отечественным коксохимам достаточно порядка 1,65 млн тонн украинского и до 0,5 млн тонн импортного угля.

При этом основные производители кокса стремятся использовать даже незначительное улучшение конъюнктуры для продолжения модернизации производственных мощностей, ведь степень их износа в КХЗ Украины очень высока. Считается, что самое сложное положение в этом смысле на заводах приднепровской группы – «Баглейкоксе» (Днепродзержинск), Днепродзержинском коксохиме и «Днепрококсе» (Днепропетровск), ныне входящих в холдинг «Евраз».

В то время как отраслевые лидеры – АМКР, Индустриальный союз Донбасса и Метинвест - до кризиса развернули масштабные программы обновления своих коксохимов и даже сейчас пытаются их поддерживать. Например, неоднократно говорилось о крупной программе реконструкции КХП АМКР. А на входящем в группу Рината Ахметова АКХЗ в 2009 году продолжается возведение новой батареи №4 ежегодной проектной мощностью 690 тыс. тонн. В целом в нынешнем году завод проводит такие основные работы: замена устаревшего оборудования в цеху улавливания №1; реконструкция бензольного отделения одного из цехов; восстановление силосов закрытых угольных складов в углеподготовительных цехах (март 2009 – начало 2010). Годовая смета модернизации производства – более 14 млн грн. Так что будет не удивительно, если и в коксохимической «области» (а не только в железорудной) «Метинвест» и АМКР покинут кризис более развитыми, чем большинство конкурентов.

Вообще же сегодня реконструкция отечественных КХЗ развивается по таким основным направлениям:

- улавливание и использование коксового газа, пример – АКХЗ, уже давно внедривший у себя когенерационную электростанцию на данном газе и, среди прочего, продающий электричество и на свободном рынке;

- внедрение технологий сухого тушения кокса, позволяющих заметно повысить качество продукции;

- модернизация химических цехов согласно современным разработкам украинских и иностранных отраслевых НИИ.

Прочь от кокса?

Но это лишь одна сторона вопроса. Добавим, что в настоящее время предприятия различных подотраслей ГМК осваивают не только газо- (пылеугольное топливо - ПУТ), но и коксозаменяющие энергосберегающие технологии. К примеру, не только экономия кокса, но и его частичная замена иными материалами возможна в аглодоменном переделе черной металлургии, а также при производстве ферросплавов и др. Заменой могут быть альтернативные углеродистые восстановители.

Так, Институт черной металлургии им.академика Некрасова в последнее время разработал некоторые новые предложения в этой сфере. В частности, при выплавке чугуна предлагается заменять существенную часть кокса углем-антрацитом (до 50-80 кг на 1 тонн чугуна), притом метод уже опробован на АМКР.

Подобное же предлагается и для многотоннажного производства марганцевых ферросплавов, где – наряду с замещением кокса – антрацит можно применять при агломерации марганцевых концентратов (до 30% антрацита в составе аглошихты). На Никопольском заводе ферросплавов уже освоен промышленный выпуск электродной массы с заменой кокса прокаленным антрацитом. А на Запорожском ферросплавном заводе осваивается выплавка марганцевых ферросплавов с заменой антрацитом части кокса-орешка (до 35%).

Эти и аналогичные технологии уже в 2011-2012 гг. могут привести к заметному снижению спроса на кокс в Украине, что вынудит коксохимиков во избежание простоя мощностей активно искать новые внешние рынки сбыта. Пока же, по результатам текущего года, ожидается, что отечественный выпуск кокса упадет относительно 2008 года примерно на 13%, до уровня 17 млн тонн. Кстати, это самый низкий прогнозный показатель среди всех подотраслей ГМК: металлопроизводство, как ожидается, снизится по итогам года примерно на 20%, добыча железных руд – на 18%, выпуск железорудного агломерата – на 21%, труб – на 35%, и т.п. А значит, коксохимический бизнес остается одним из наиболее привлекательных в горно-металлургическом комплексе страны.

Максим Полевой

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!