Подробнее Запомнить город


Принуждение к транзиту

23.04.18
размер текста:

"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.

3 миллиарда + неустойка

Потенциал украинской газотранспортной системы позволяет прокачивать в западном направлении более 140 млрд куб. м природного газа. Но за последние 5 лет показатель транзита никогда не перешагивал за 100-миллиардную отметку. В прошлом году он составил 93,5 млрд куб. м – и это лучший результат за рассмотренный пятилетний период. Минимальный же объем зафиксирован в 2014 г. – 62,2 млрд куб. м. В последние годы все большую долю в транзите занимает так называемый реверсный газ: в 2016-м – 11,1 млрд куб. м, в 2017-м – 14,1 млрд куб. м. В ближайшие годы эти цифры реально нарастить еще на 10-20%.

Однако есть нюансы: реверсный газ – это тот же российский ресурс, но украинские потребители (не только "Нафтогаз", но и частники) покупают его не напрямую у "Газпрома", а у европейских трейдеров. По легенде этот газ поступает к покупателям по возвратной трубе из Словакии (основной объем поставок) и Польши с Венгрией (менее 5% на сегодня). По факту данный газ пересекает государственную границу только формально, а не физически. Но по документам – это импорт, и точка. Для "Нафтогаза Украины" подобные операции выгодны вдвойне, поскольку плату за транзит он берет и в одну, и в другую сторону. Но и риски сдвоены: если компания потеряет транзит – потеряет и реверс.

По словам главного коммерческого директора НАК "Нафтогаз Украины" Юрия Витренко, в 2018-2019 гг. страна должна получать до 3 млрд долл. доходов от транзита ежегодно. Примерно на столько же компания рассчитывала и по итогам 2017 г. Но официального подтверждения пока нет. Поскольку свою прошлогоднюю финансовую отчетность она еще не обнародовала. Кроме того, в потенциальные доходы от транспортировки газа топ-менеджеры НАК уже спешат засчитать и те суммы, которые в феврале текущего года присудил Стокгольмский арбитраж. Суть вердикта в том, что "Газпром" должен "Нафтогазу" 4,7 млрд долл. по контракту от 2009 г., поскольку не обеспечил в полной мере прокачку газа через украинскую ГТС. Оговоренный объем составлял 110 млрд куб. м в год. Но ни разу с 2009 г. такое количество газа транзитом через Украину не проходило.

Поскольку данный контракт действует еще два года (2018-2019), то и за этот период теоретически полагается "неустойка". "Газпром" пока что эти долги не признает. Но на всякий случай зарезервировал на своих счетах полную сумму стокгольмского штрафа. И параллельно, в марте, подал новые иски в Стокгольмский суд – о досрочном разрыве контрактов с "Нафтогазом Украины", чтобы обеспечить себя от новых взысканий по итогам 2018-2019 гг. Поэтому рассчитывать на эти поступление со 100-процентной уверенностью нельзя.

Война нервов

Также цена недополученной выгоды, во многом зависит от того, по какой ставке тарифицировать услуги за транзит. В базовом документе ставка была установлена на уровне 1,7 долл. за прокачку 1 тыс. куб. м газа на 100 км, что по тем временам получалось в несколько раз ниже, чем в большинстве европейских газотранспортных систем. После 2009 г. тариф превратился в плавающий и рассчитывался по определенной формуле с привязкой к инфляции и ценам на энергоносители. Согласно отчетности "Нафтогаза Украины" в 2013 г. тариф уже слегка превышал 3 долл., но в 2014-м опять откатился ниже 3-долларовой отметки. Дальше последовала война на Донбассе и острая конфронтация с "Газпромом". Хотя на полный разрыв отношений стороны не пошли – пока это никому невыгодно с коммерческой точки зрения.

При всем желании "Газпром" сегодня физически не может обойтись без перекачки своего товара европейским покупателям через украинскую территорию. "Нафтогаз Украины", несмотря на всю антироссийскую риторику, старается любым способом сохранить объемы транзита, поскольку это единственный рычаг, не допускающий обесценивания национальной ГТС, а главное – это высокомаржинальный бизнес. К примеру, в последнем доконфликтном 2013 г. компания заработала на транзите 22,7 млрд грн., тогда как себестоимость этих услуг была в 3 раза меньшей – 7 млрд грн. Торговля газом, его добыча таких дивидендов не приносят и близко. Вполне объяснимо, что любой обходной газотранспортный маршрут Киев поддает острой критике и пытается торпедировать в меру своих возможностей.

В настоящее время транзитные отношения между двумя сторонами вообще до конца не урегулированы. Предполагается, что стоимость транзитных услуг "Нафтогаза Украины" должна ежегодно оформляться дополнительными протоколами. Но после того, как НАК и "Газпром" встретились в Стокгольме, подобное не происходит. А происходит война нервов. Так, в 2016 г. руководство "Нафтогаза" заявило, что ГТС нуждается в ускоренной амортизации, поскольку после 2019 г. система может оказаться пустой или почти пустой. Поэтому с ее подачи Нацкомиссия по регулированию энергорынков (НКРЭКУ) рассчитала транзитный тариф по-новому, доведя его размеры до астрономических. Теперь он состоит из платы за вход в систему – 12,47 долл. за 1 тыс. куб. м и платы за выход – более 30 долл. Впрочем, на практике такой подход Украина еще не применяет. А "Газпром", естественно, не принимает. И в платежах своему украинскому контрагенту продолжает ориентироваться на соглашение от 2009 г. и транзитную ставку в 1,7 долл.

По большому счету, установленный НКРЭКУ заоблачный тариф на транзит (более 40 долл. за 1 тыс. куб. м) – это, скорее, элемент троллинга "Газпрома" и очевидный предмет торга с Москвой, пожертвовать которым заведомо легко. Ю.Витренко подтвердил "Укринформу", что переговоры по транзиту с "Газпромом" проводятся ежемесячно и сейчас украинская сторона активизировала их в русле подписания нового транзитного контракта. "Мы четко говорим Газпрому, что если не будет транзита через Украину после 2020 года, мы будем требовать увеличения транзитного тарифа таким образом, чтобы экономическое обесценение украинской ГТС в случае отсутствия транзита было возмещено "Нафтогазу" сейчас", – заявил Ю.Витренко.

Запад нам поможет

Хотя в Киеве понимают, что Стокгольмский арбитраж вряд ли поддержит прием с ускоренной амортизацией. Это всего лишь план Б. А план А состоит в том, чтобы до 2020 г. передать ГТС в концессию западной компании или консорциуму. В этом случае "Нафтогаз" сможет полностью избегать прямых контрактов с "Газпромом" и заручиться поддержкой стран ЕС относительно сохранения объемов транзита через Украину. Возможно, в виде гарантий закупки газа на восточной границе Украины, а не западной – как сейчас. Со стороны канцлера Германии Ангелы Меркель и руководства Евросоюза подобные декларации уже прозвучали. Но пока без конкретных цифр и документов.

Зато цифру уже назвал председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер. По его словам, после 2019 г. компания готова сохранить объемы транзита через Украину в пределах 10-15 млрд куб. м ежегодно. Т. е. если сейчас украинская ГТС обеспечивает доставку 44% объемов российского газа европейским потребителям, то через пару лет ее доля должна уменьшиться до 10%. А фактически – до нуля. Ведь держать в эксплуатационной пригодности гигантскую трубопроводную систему ради прокачки 10 млрд куб. м – это капитально убыточное предприятие. И тогда единственный вариант – компенсировать потери за счет внутренних потребителей. Им-то газ нужен в любом случае. Но это крайнее и непопулярное решение, которого в "Нафтогазе" всеми способами стремятся избежать.

Согласно оценкам министра энергетики и угля Украины Игоря Насалыка минимально допустимый годовой объем транзита, при котором ГТС сможет работать рентабельно, – 40 млрд куб. м. Если объемы будут выше, транспортировка газа в Европу через Украину, согласно оценкам министра, будет экономически выгоднее для конечных потребителей, чем по "Северному потоку". У Москвы видение другое. "Российская ресурсная база смещается на север, и в центральном газотранспортном коридоре просто не будет ресурсов в прежних объемах", – заявил в интервью Reuters А.Миллер.

Как показывают предварительные расчеты, два ключевых обходных проекта "Газпрома" способны высосать из украинской трубы до 70 млрд куб. м транзитного газа: "Северный поток-2" – 50-55 млрд и "Турецкий поток" – около 15 млрд куб. м. Обе эти трубопроводные системы еще строятся. Запуск обеих намечен на конец 2019 г., но есть высокая вероятность, что сроки будут несколько сдвинуты. И отношение внутри Европейского Союза к этим проектам нестойкое. Там колеблются между экономической выгодой и энергетической безопасностью. Если бы решение принималось сейчас, то ЕС, скорее всего, помог бы Украине сохранить транзит, по крайней мере, в минимально рентабельных объемах. Но через два года расстановка на газовой шахматной доске может оказаться совсем иной.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 8
20:36 | 28.04.2018
Аноним
Ага пусть Тягнисрак им транзит обеспечивает.
12:35 | 27.04.2018
Да, вот интересно..
Постановил " Суть вердикта в том, что "Газпром" должен "Нафтогазу" 4,7 млрд долл. по контракту от 2009 г., поскольку не обеспечил в полной мере прокачку газа через украинскую ГТС. Оговоренный объем составлял 110 млрд куб. м в год. Но ни разу с 2009 г. такое количество газа транзитом через Украину не проходило." А не возможно выполнить было 110 млрд. Ведь к примеру Венгрия из года в год переносила закупки годовые по пункту "бери или плати". И после окончания срока действия договора еще пару лет выкупала перенесённые объёмы! А украина, вместо расчётных 52 млрд. куб в самый лучший год 36 млрд. А ведь рассчитывали объём 110 млрд по объёмам прописанным в договорах!? Что то у стромгольскими арбитрами с арифметикой трудновато! Там считаем, там нет. Бараны...
09:35 | 26.04.2018
башни едут
"Они разъединились. Это очень интересное событие, буквально последних дней. Вся эта сирийская шумиха как-то отвлекла внимание... Первая российская официальная реакция – наша пропаганда придумала новый термин. Эти оли гархи объявляются "капитанами российского бизнеса". Первая часть кампании – произошло безобразное нарушение всех священных прав частной собственности, атака на "капитанов российского бизнеса". Посол, этот идиот, генерал Антонов (посол РФ в США Анатолий Антонов. – "ГОРДОН")… Он заявил: "Как это так, вы подрываете деятельность "капитанов российского бизнеса", которые дают десятки тысяч рабочих мест простым американцам", – сказал политолог.
Он отметил, что в Госдуму РФ был внесен законопроект об их поддержке, то есть об увеличении налогов и сокращении пенсий.
"Да, мы все должны собирать на Абрамовичей и Ротенбергов. Такая кампания продолжалась два дня, 7-го и 8 числа. А потом, с воскресенья, вступила другая артиллерия... Одна из башен Кремля подняла бунт. В одной из телевизионных программ выступил генеральный прокурор РФ Чайка (Юрий Чайка. – "ГОРДОН"), заявивший: "Очень хорошо, что наконец хоть кто-то арестовывает активы этих преступников, мерзавцев, которые ограбили Россию. Да, пусть арестовывают, пусть оставляют у себя этих жуликов, а деньги они должны вернуть нам, России", – сказал Пионтковский.
09:38 | 26.04.2018
раскол в башнях
Он добавил, что на следующий день с той же позицией выступил председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин.

"То же самое сказал. Что это очень позитивная акция, он надеется, что Англия и Америка цивилизованно выполнят свое законодательство, арестуют эти огромные деньги и вернут их нам. Кому нам? Тем же самым, кто участвовал в ограблении! Чем интересная позиция Чайки и Бастрыкина? Полтора триллиона долларов выведены преступниками за пределы Российской Федерации, а генеральный прокурор и председатель Следственного комитета просто при этом присутствовали? И только сейчас это для них открылось?" – сказал он.

По словам Пионтковского, прошло несколько дней после введения санкций, а "раскол" уже был "налицо".
17:34 | 24.04.2018
Фима Полужив
Я честно говоря от этих принуждал просто тащусь.
14:33 | 24.04.2018
Вася Соломоненко
Евреям - евреев Кремля!
- Президент - Петр Порошенко (Вальцман) – еврей, педераст.
- и. о. президента Турчинов (Коган) – еврей.
- Премьер Министр – Арсений Яценюк (Бакай) - еврей.
- Министр финансов – Александр Шлапак– еврей.
- Секретарь Совета нац.безопасности и обороны Украины – Андрей Парубий – еврей, педераст.
- Вице премьер – Владимир Гройсман– еврей.
- Министр МВД Арсен Аваков – Армянский Еврей, педераст.
- Министр Культуры – Сергей Нищук - Еврей, масон, педераст.
- Директор НацБанк – Степан Кубив – еврей.
- Глава администрации президента - Сергей Пашинский– еврей.
Основные кандидаты в президенты от оппозиции:
- Юлия Тимошенко (Циля Капительман) – еврейка.
- Виталий Кличко (Этинзон) – еврей по отцу.
- Олег Тягнибок (Фротман) – еврей по маме.
- Дмитрий (Авдим) Ярош– еврей, хасид.
Олигархи Украины – все евреи:
И. Коломойский, Э. Гурвиц, Г. Боголюбов, П. Порошенко, Д. Фирташ, С. Левочкин, В. Гайдук, В.Немировский, К. Жеваго, В. Пинчук, Э. Прутник, Р. Ахметов(Татарин) А. Мартынов, В. Костельман, Е.Сигал, Б. Колесников, А. Фельдман, Ф. Шпиг, Н. Шуфрич, А. Роднянский, И. Дворецкий, А. Абдинов, В. Ермолаев, М. Киперман, Е. Звягильский, Ф. Жебровская, С. Ронис, Г. Корбан, Г. Суркис, И. Суркис, В. Шамотий, А. Лещинский, Ю. Родин, М. Беккер.
Все СМИ – в руках евреев!
П. Порошенко, И. Коломойский, Д. Фирташ, В. Пинчук, Р. Ахметов.

- Ляшко - жид, гомосек.
- депутат Украины Юрий Берёза - жид.
- голос СНБО Лысенко - жид.
- Говорящая каска (мистер "потерь нет") Тымчук - жид.
- Фарион - жидовка из колена Левитова.
- член партии "Народный фронт" Татьяна Черновол - жидовка.
- Сэмэн Сэмэнченко - пархатый.
- Командир батальона "Шахтерск" Руслан Онищенко - Еврей, гомосексуалист.
- Рабинович, Вадим Зиновьевич - лукавый жидок
- Три варяга-депутата - жидки.
- Вадим Зиновьевич Рабинович -еврей, предприниматель, политический деятель
Президенты незалэжной:
- Кравчук (Блюм) – еврей.
- Кучма (Кучман) – еврей.
Иконы нацизма Западной Украины:
- Степан Бандера (Шимон Штефан) – польский еврей, педераст.
- Роман Шухевич – еврей, педераст.
11:48 | 24.04.2018
Ицык Шлимазлов
Аноним, о чём ты? Всё намного проще - у евреев антироссийский проект на украине не получился, вот отсюда и все истерики. Как-то вот так.
12:53 | 23.04.2018
Аноним
Вся нынешняя война – она изначально идет за идентичность. В этом смысле любые сравнения с Израилем изначально хромают. Потому что у евреев не было иллюзий в отношении того, что их ждет в случае проигрыша в войне. А в украинском варианте вилка вариантов звучит иначе. «Мы хотим быть украинцами – они хотят видеть нас малоросами». И в этой дихотомии есть немало вариантов для компромисса.

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.
10.04.18, Максим Полевой
В конце марта Министерство экономического развития и торговли объявило об успешном завершении переговоров с Израилем о создании зоны свободной торговли (ЗСТ). Кроме того, украинское правительство одновременно работает еще по нескольким перспективным направлениям свободной торговли.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!