Подробнее Запомнить город


Дураки и дороги

18.04.18
размер текста:

Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.

Эта проблема не только значительно ухудшает качество жизни украинцев: плохие дороги увеличивают время пребывания в пути и тянут за собой дополнительные расходы на топливо и ремонт автомобиля. Более того, дороги, которые для экономики страны являются своего рода кровеносными сосудами, ухудшают и деловую активность. При этом правительство делает вид, что проблема незначительная и есть куда более важные задачи.

Если рассматривать проблему с точки зрения правительства, а не обывателя, все задачи можно разделить на главные и второстепенные. И дороги для чиновников – второстепенная задача. Хотя если бы правительство внимательно посмотрело на опыт других стран, то, вероятно, изменило бы свою точку зрения.

К примеру, Китай свой путь к процветанию начинал не с приватизации, не с либерализации торговли и даже не с притока инвестиций. Еще в 1980-х годах там поняли, что без развитой инфраструктуры не видать процветания как своих ушей. Потому в первую очередь ктайцы взялись за строительство дорог. Всего за 10 лет было построено столько дорог, сколько весь развитый мир построил за полстолетия. Масштабы работ были беспрецедентными. И за очень короткий период Китай из бедной страны, где были не дороги, а только направления, где раньше дороги деалали из камня с помощью лопат, превратился в страну с высокоразвитой инфраструктурой.

Китайцы понимали, что развитая инфраструктура – ключ к дальнейшему развитию экономики. Во-первых, потому что строительство дорог создает спрос на строительные услуги, ресурсы и рабочие места. Все это является стимулом для развития экономики, согласно канонам кейнсианского учения. Во-вторых, качество дорожного полотна удешевляет транспортные услуги, что в итоге влияет на себестоимость, а значит, конкурентоспособность продукции. Все это дает первоначальный импульс для дальнейшего развития.

Наше же правительство преследует совсем другие цели. Вместо того чтобы стимулировать рост экономики госзаказами, оно ударилось в экономию, которая при этом доходит до маразма. За 1000 грн. экономии мы можем отдать заказ на 2 млрд грн. иностранному производителю, в обход своего, который выпускает продукцию ничем не хуже.

С дорогами аналогично. В 2018 г. на строительство и ремонт дорог выделено около 40 млрд грн. В статье Bloomberg отмечено, что на инфраструктуру будет потрачено 1,4% ВВП, что в четыре раза превышает затраты на подготовку к Евро-2102. На первый взгляд кажется т обнадеживающим. Тем не менее из этих средств только 8 млрд грн. пойдут на строительство цементобетонных дорог. Вместо того чтобы начать масштабное строительство бетонных дорог, которые отличаются более высокой износостойкостью и долговечностью, чиновники отдают предпочтение асфальтовому покрытию.

Никто не учитывает, что в долгосрочной перспективе бетонные дороги выигрывают у асфальтовых. Срок службы бетона – 30-40 лет, в то время как у асфальта всего 5 лет. И через 8-10 лет эксплуатации содержание бетонных становится более дешевым, чем асфальтовых. К тому же есть успешный опыт эксплуатации этих дорог в развитых странах. У нас любят приводить в сравнение американские и германские дороги. Так вот, в США 60% дорог – бетонные, в Германии – 40%. И данный вид покрытия используется как раз на самых перегруженных участках.

Никто не учитывает, что вместо импортного битума цемент мы производим сами. А это заказы внутренним производителям, что позволит поднять экономику страны. Никто не учитывает, что качественные дороги в конечном счете снизят логистические издержки, что позволит нашей продукции быть более конкурентной на внешних рынках.

По оценкам McKinsey Global Institute, каждый доллар инвестиций в дороги приносит 20 центов дохода только за счет производительности. Но все эти аргументы меркнут перед магическим словом "экономия". Ведь изначальные инвестиции в бетонное покрытие более высокие.

Правительство ведет себя как штатный экономический агент. Сейчас главное отрапортовать о больших инвестициях в дорожное строительство. Показать, что отремонтировано столько-то километров дорог. И главное – побольше. А то что, качество этих дорог будет сомнительным, что через несколько лет их придется снова ремонтировать, снова импортировать битум, ухудшая торговый баланс, то об этом просто умалчивают. А зачем об этом говорить? Зачем планировать и создавать долгосрочные проекты, если можно дешевле построить больше дорог?

Правительство страны напоминает компанию, которой важнее выплатить дивиденды, а не реинвестировать их в будущие, более высокие доходы. Оно подобно кораблю, который не управляет парусами, чтобы достичь нужного пункта назначения, а плывет, куда ветер несет. Неудивительно, что страну штормит при каждом порыве ветра, и мы постоянно натыкаемся на рифы и мели.

Павел Вернивский, эксперт института им. Александра Поля

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 3

...
Новости партнеров


Статьи
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.
10.08.20, Ярослав Ярош
Если говорить о государственно-частном партнерстве в бизнесе, то компания "Укрнафта" является классическим примером, как не надо делать. Имея 50%+1 акцию в "Укрнафте", государство не только не способно ею управлять, но и ежегодно теряет миллиарды гривен, уходящих на счета миноритарных акционеров – юридических лиц из условной группы "Приват" Игоря Коломойского.
20.07.20, Ярослав Ярош
Украина владеет одними из богатейших в мире месторождений титановых руд. Но так и научилась эффективно торговать этим сырьем. Закрытость рынка создает благодатные условия для "схематоза". Ни одна из команд, управляющих государственными титановыми активами, не сумела удержаться от такого искушения. В том числе и та, что сейчас у руля.
13.07.20, Василий Январев
В Украине стартовала очередная попытка оживить отечественную промышленность. Комитет Верховной Рады по вопросам экономического развития выступил с инициативой внедрить, такой всемирно признанный инструмент промполитики, как локализация машиностроительной продукции при госзакупках. Инициаторы изменений, профильные эксперты и производственники уверяют, что законопроект №3739 будет полезным для украинской экономики, но хватит ли у государства политической воли довести дело до конца?
06.07.20, Елена Курашина
Государственный монополист "Укрзализныця" в очередной раз создал проблему для грузоперевозчиков. Причина благая – обеспечение безопасности движения. Но ее формальная реализация уже поставила ряд крупнейших отечественных предприятий на грань остановки.
26.06.20, Ярослав Ярош
За два первых квартала 2020 г. спрос на сталь в мире фатально просел. За два следующих, есть надежда, он будет восстанавливаться. Но медленно и осторожно. Поэтому по итогам года в минусе окажутся все крупнейшие сталепроизводители за исключением, возможно, Китая. Такие выводы вытекают из последнего отчета ассоциации WorldSteel. Ухудшить и без того сдержанный прогноз может вторая волна коронавируса и желание некоторых участников рынка слишком быстро возобновить производство. Это как в случае с водолазом, опустившимся глубоко на дно - резкое всплытие может его убить.
23.06.20, Василий Январев, Елена Курашина
Необдуманное введение квот на импорт серной кислоты в июле 2018 года резко ухудшило ситуацию для отраслей, использующих ее в своих производственных процессах. Цена на этот ресурс для потребителей выросла более чем вдвое, но самое худшее, что дефицит кислоты грозит масштабными техногенными и экологическими катастрофами на металлургических и коксохимических предприятиях.
12.06.20, Василий Январев, Елена Курашина
Коронавирусный кризис внес серьезные коррективы в украинский рынок труда. На фоне роста безработицы, сокращения зарплат, а также невозможностью для многих заробитчан вернуться на свои рабочие места в странах ЕС конкуренция за хорошие рабочие места в Украине резко обострилась. Особенно в крупных промышленных компаниях, которые держаться на плаву и способны обеспечивать своим сотрудникам приемлемый уровень зарплат.
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!