Подробнее Запомнить город


Дураки и дороги

18.04.18
размер текста:

Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.

Эта проблема не только значительно ухудшает качество жизни украинцев: плохие дороги увеличивают время пребывания в пути и тянут за собой дополнительные расходы на топливо и ремонт автомобиля. Более того, дороги, которые для экономики страны являются своего рода кровеносными сосудами, ухудшают и деловую активность. При этом правительство делает вид, что проблема незначительная и есть куда более важные задачи.

Если рассматривать проблему с точки зрения правительства, а не обывателя, все задачи можно разделить на главные и второстепенные. И дороги для чиновников – второстепенная задача. Хотя если бы правительство внимательно посмотрело на опыт других стран, то, вероятно, изменило бы свою точку зрения.

К примеру, Китай свой путь к процветанию начинал не с приватизации, не с либерализации торговли и даже не с притока инвестиций. Еще в 1980-х годах там поняли, что без развитой инфраструктуры не видать процветания как своих ушей. Потому в первую очередь ктайцы взялись за строительство дорог. Всего за 10 лет было построено столько дорог, сколько весь развитый мир построил за полстолетия. Масштабы работ были беспрецедентными. И за очень короткий период Китай из бедной страны, где были не дороги, а только направления, где раньше дороги деалали из камня с помощью лопат, превратился в страну с высокоразвитой инфраструктурой.

Китайцы понимали, что развитая инфраструктура – ключ к дальнейшему развитию экономики. Во-первых, потому что строительство дорог создает спрос на строительные услуги, ресурсы и рабочие места. Все это является стимулом для развития экономики, согласно канонам кейнсианского учения. Во-вторых, качество дорожного полотна удешевляет транспортные услуги, что в итоге влияет на себестоимость, а значит, конкурентоспособность продукции. Все это дает первоначальный импульс для дальнейшего развития.

Наше же правительство преследует совсем другие цели. Вместо того чтобы стимулировать рост экономики госзаказами, оно ударилось в экономию, которая при этом доходит до маразма. За 1000 грн. экономии мы можем отдать заказ на 2 млрд грн. иностранному производителю, в обход своего, который выпускает продукцию ничем не хуже.

С дорогами аналогично. В 2018 г. на строительство и ремонт дорог выделено около 40 млрд грн. В статье Bloomberg отмечено, что на инфраструктуру будет потрачено 1,4% ВВП, что в четыре раза превышает затраты на подготовку к Евро-2102. На первый взгляд кажется т обнадеживающим. Тем не менее из этих средств только 8 млрд грн. пойдут на строительство цементобетонных дорог. Вместо того чтобы начать масштабное строительство бетонных дорог, которые отличаются более высокой износостойкостью и долговечностью, чиновники отдают предпочтение асфальтовому покрытию.

Никто не учитывает, что в долгосрочной перспективе бетонные дороги выигрывают у асфальтовых. Срок службы бетона – 30-40 лет, в то время как у асфальта всего 5 лет. И через 8-10 лет эксплуатации содержание бетонных становится более дешевым, чем асфальтовых. К тому же есть успешный опыт эксплуатации этих дорог в развитых странах. У нас любят приводить в сравнение американские и германские дороги. Так вот, в США 60% дорог – бетонные, в Германии – 40%. И данный вид покрытия используется как раз на самых перегруженных участках.

Никто не учитывает, что вместо импортного битума цемент мы производим сами. А это заказы внутренним производителям, что позволит поднять экономику страны. Никто не учитывает, что качественные дороги в конечном счете снизят логистические издержки, что позволит нашей продукции быть более конкурентной на внешних рынках.

По оценкам McKinsey Global Institute, каждый доллар инвестиций в дороги приносит 20 центов дохода только за счет производительности. Но все эти аргументы меркнут перед магическим словом "экономия". Ведь изначальные инвестиции в бетонное покрытие более высокие.

Правительство ведет себя как штатный экономический агент. Сейчас главное отрапортовать о больших инвестициях в дорожное строительство. Показать, что отремонтировано столько-то километров дорог. И главное – побольше. А то что, качество этих дорог будет сомнительным, что через несколько лет их придется снова ремонтировать, снова импортировать битум, ухудшая торговый баланс, то об этом просто умалчивают. А зачем об этом говорить? Зачем планировать и создавать долгосрочные проекты, если можно дешевле построить больше дорог?

Правительство страны напоминает компанию, которой важнее выплатить дивиденды, а не реинвестировать их в будущие, более высокие доходы. Оно подобно кораблю, который не управляет парусами, чтобы достичь нужного пункта назначения, а плывет, куда ветер несет. Неудивительно, что страну штормит при каждом порыве ветра, и мы постоянно натыкаемся на рифы и мели.

Павел Вернивский, эксперт института им. Александра Поля

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 3
13:49 | 04.05.2018
Слава прошлому министру
Кучу людей спекулируют на теме дорог, как все плохо.. Это модно критиковать Автодор! Но уважаемые посмотрите в гугле суммы в USD затрачиваемые на ремонт дорог в США, Франции, ФРГ и сравните суммы у нас. Какое финансирование такие и дороги! Да и не забывайте, если не осуществлять ремонт десятилетиями, то суммы должны еще увеличиться на недофинансирование прошлых периодов! Дороги - это нефть! А нефти у нас нет! Прошлый министр предлагал строить дороги из бетона, это выход наверно для нас!
18:12 | 20.04.2018
Шура Банипалов
есть ещё одна проблема д+д - это депутаты-дегенераты
13:49 | 18.04.2018
Немайданутаяя
Но главное для маданутых по голове - шчо йих пидтрымуйуть.

...
Новости партнеров


Статьи
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.
10.04.18, Максим Полевой
В конце марта Министерство экономического развития и торговли объявило об успешном завершении переговоров с Израилем о создании зоны свободной торговли (ЗСТ). Кроме того, украинское правительство одновременно работает еще по нескольким перспективным направлениям свободной торговли.
06.04.18, Игорь Воронцов
Обострение конкуренции на глобальных рынках в текущем году ставит перед украинскими металлургами серьезные вызовы. На первый план выходят ресурсное и логистическое обеспечение работы отрасли, а также защита внутреннего рынка. Об этом шла речь на расширенном заседании совета директоров объединения "Укрметаллургпром", которое состоялось в Киеве 5 апреля.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!