Подробнее Запомнить город


Дураки и дороги

18.04.18
размер текста:

Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.

Эта проблема не только значительно ухудшает качество жизни украинцев: плохие дороги увеличивают время пребывания в пути и тянут за собой дополнительные расходы на топливо и ремонт автомобиля. Более того, дороги, которые для экономики страны являются своего рода кровеносными сосудами, ухудшают и деловую активность. При этом правительство делает вид, что проблема незначительная и есть куда более важные задачи.

Если рассматривать проблему с точки зрения правительства, а не обывателя, все задачи можно разделить на главные и второстепенные. И дороги для чиновников – второстепенная задача. Хотя если бы правительство внимательно посмотрело на опыт других стран, то, вероятно, изменило бы свою точку зрения.

К примеру, Китай свой путь к процветанию начинал не с приватизации, не с либерализации торговли и даже не с притока инвестиций. Еще в 1980-х годах там поняли, что без развитой инфраструктуры не видать процветания как своих ушей. Потому в первую очередь ктайцы взялись за строительство дорог. Всего за 10 лет было построено столько дорог, сколько весь развитый мир построил за полстолетия. Масштабы работ были беспрецедентными. И за очень короткий период Китай из бедной страны, где были не дороги, а только направления, где раньше дороги деалали из камня с помощью лопат, превратился в страну с высокоразвитой инфраструктурой.

Китайцы понимали, что развитая инфраструктура – ключ к дальнейшему развитию экономики. Во-первых, потому что строительство дорог создает спрос на строительные услуги, ресурсы и рабочие места. Все это является стимулом для развития экономики, согласно канонам кейнсианского учения. Во-вторых, качество дорожного полотна удешевляет транспортные услуги, что в итоге влияет на себестоимость, а значит, конкурентоспособность продукции. Все это дает первоначальный импульс для дальнейшего развития.

Наше же правительство преследует совсем другие цели. Вместо того чтобы стимулировать рост экономики госзаказами, оно ударилось в экономию, которая при этом доходит до маразма. За 1000 грн. экономии мы можем отдать заказ на 2 млрд грн. иностранному производителю, в обход своего, который выпускает продукцию ничем не хуже.

С дорогами аналогично. В 2018 г. на строительство и ремонт дорог выделено около 40 млрд грн. В статье Bloomberg отмечено, что на инфраструктуру будет потрачено 1,4% ВВП, что в четыре раза превышает затраты на подготовку к Евро-2102. На первый взгляд кажется т обнадеживающим. Тем не менее из этих средств только 8 млрд грн. пойдут на строительство цементобетонных дорог. Вместо того чтобы начать масштабное строительство бетонных дорог, которые отличаются более высокой износостойкостью и долговечностью, чиновники отдают предпочтение асфальтовому покрытию.

Никто не учитывает, что в долгосрочной перспективе бетонные дороги выигрывают у асфальтовых. Срок службы бетона – 30-40 лет, в то время как у асфальта всего 5 лет. И через 8-10 лет эксплуатации содержание бетонных становится более дешевым, чем асфальтовых. К тому же есть успешный опыт эксплуатации этих дорог в развитых странах. У нас любят приводить в сравнение американские и германские дороги. Так вот, в США 60% дорог – бетонные, в Германии – 40%. И данный вид покрытия используется как раз на самых перегруженных участках.

Никто не учитывает, что вместо импортного битума цемент мы производим сами. А это заказы внутренним производителям, что позволит поднять экономику страны. Никто не учитывает, что качественные дороги в конечном счете снизят логистические издержки, что позволит нашей продукции быть более конкурентной на внешних рынках.

По оценкам McKinsey Global Institute, каждый доллар инвестиций в дороги приносит 20 центов дохода только за счет производительности. Но все эти аргументы меркнут перед магическим словом "экономия". Ведь изначальные инвестиции в бетонное покрытие более высокие.

Правительство ведет себя как штатный экономический агент. Сейчас главное отрапортовать о больших инвестициях в дорожное строительство. Показать, что отремонтировано столько-то километров дорог. И главное – побольше. А то что, качество этих дорог будет сомнительным, что через несколько лет их придется снова ремонтировать, снова импортировать битум, ухудшая торговый баланс, то об этом просто умалчивают. А зачем об этом говорить? Зачем планировать и создавать долгосрочные проекты, если можно дешевле построить больше дорог?

Правительство страны напоминает компанию, которой важнее выплатить дивиденды, а не реинвестировать их в будущие, более высокие доходы. Оно подобно кораблю, который не управляет парусами, чтобы достичь нужного пункта назначения, а плывет, куда ветер несет. Неудивительно, что страну штормит при каждом порыве ветра, и мы постоянно натыкаемся на рифы и мели.

Павел Вернивский, эксперт института им. Александра Поля

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 3
13:49 | 04.05.2018
Слава прошлому министру
Кучу людей спекулируют на теме дорог, как все плохо.. Это модно критиковать Автодор! Но уважаемые посмотрите в гугле суммы в USD затрачиваемые на ремонт дорог в США, Франции, ФРГ и сравните суммы у нас. Какое финансирование такие и дороги! Да и не забывайте, если не осуществлять ремонт десятилетиями, то суммы должны еще увеличиться на недофинансирование прошлых периодов! Дороги - это нефть! А нефти у нас нет! Прошлый министр предлагал строить дороги из бетона, это выход наверно для нас!
18:12 | 20.04.2018
Шура Банипалов
есть ещё одна проблема д+д - это депутаты-дегенераты
13:49 | 18.04.2018
Немайданутаяя
Но главное для маданутых по голове - шчо йих пидтрымуйуть.

...
Новости партнеров


Статьи
14.08.18, Максим Полевой
В 2018 году украинский товарный экспорт продолжает расти, хотя и не так быстро, как в предыдущем. Эксперты говорят о формировании устойчивого тренда – но до "довоенных" объемов еще далеко.
08.08.18, Павел Вернивский
Пока весь мир продолжает ругать Дональда Трампа за его политику протекционизма, нужно все же поискать причины возникновения торговой войны между США и Китаем. Эта война назревала давно, просто до Д.Трампа не было политика, который смог бы решиться на столь радикальные меры. Причины же этой войны кроются в экономической политике основного торгового партнера США – Китая. И можно назвать пять причин, почему война была неизбежной.
03.08.18, Ярослав Ярош
В июле разнофракционная группа народных депутатов выступила с инициативой утвердить в Украине 20-летнюю программу развития и поддержки судостроения. А пока в парламентском секретариате регистрировали соответствующий законопроект, крупнейшее предприятие отрасли – Черноморский судостроительный завод – было признано банкротом. Похоже, если не поспешить, то поддержку оказывать будет некому.
31.07.18, Максим Полевой
Китай продолжает внешнеэкономическую экспансию, в том числе через инвестиционные проекты в зарубежных странах. Свою выгоду от этого может получить и Украина.
19.07.18, Ярослав Ярош
В конце прошлого года Украина ввела 5-летние антидемпинговые пошлины на импорт стальных прутков из России в размере 15,21%. Вскоре подобная "стена" должна вырасти и на границах с Беларусью и Молдовой. Министерство экономического развития и торговли Украины начало антидемпинговое расследование против прутка, происходящего из названных стран. Как и в первом случае, инициатором санкций выступил комбинат "Арселор Миттал Кривой Рог".
13.07.18, Ярослав Ярош
Во многосерийном баттле за контроль над компанией "Укрнафта" между государством и группой "Приват" открыт новый фронт. На этот раз в городе Каменском Днепропетровской области. Командующий приватовской армией Игорь Коломойский решил остановить одно из крупнейших химических предприятий Украины – объединение "Днипроазот". Но хлопнуть при этом дверью так, чтобы окна задрожали по всей стране. Причем здесь "Укрнафта"? В течение 7 последних лет "Днипроазот" находился у нее на иждивении.
09.07.18, Василий Январев
После введения Межведомственной комиссией по международной торговле квот на импорт серной кислоты обсуждение данного вопроса перенеслось из МЭРТ в Государственную регуляторную службу. На прошедшем на днях в ГРС совещании схлестнулись представители производителей и потребителей кислоты, причем аргументы последних оказались гораздо сильнее.
05.07.18, Ярослав Ярош
Газотранспортная система Украины похожа на перезревшую невесту. Когда ее трубы добивались, Киев медлил. Сегодня он готов отдать ГТС хоть в аренду, хоть в концессию, хоть в совместное владение, но очередь из претендентов уже не стоит. Есть риск, что через два года вся эта огромная система общей длинной в 38 тыс. км газопроводов будет обслуживать исключительно внутренний рынок Украины. А это уже мало кому интересно.
02.07.18, Максим Полевой
Ведущие железорудные производители мира готовят к работе новые месторождения взамен выбывающих – на фоне нестабильности рыночных ожиданий в связи с начатыми США торговыми войнами.
27.06.18, Игорь Воронцов
Наиболее масштабные сделки в европейской металлургии оказались под угрозой срыва из-за слишком строгого следования демократическим процедурам, при которых все имеют не только собственное мнение, но еще и голос с правом "вето". Закономерно, что при таком раскладе шансы продавцов и покупателей ударить по рукам уменьшаются – время работает против них. Да и вообще у любого делового энтузиазма есть предел. Как и у обычного человеческого терпения.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!