Подробнее Запомнить город


Тарута сушит весла

12.04.18
размер текста:

Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.

Больше, чем верфь

Гданьская верфь (Stoczna Gdansk) досталась С.Таруте по сути в нагрузку. В середине 2000-х корпорация "ИСД" в Польше отчаянно сражалась за металлургический комбинат Huta Czestochowa. И в ходе непростых приватизационных перипетий она все-таки получила этот актив. Но в процессе переговоров с польским правительством "Индустриальному союзу" предложили обратить внимание и на судостроительную верфь в Гданьске, которая уже тогда переживала сложные времена. Одним из вдохновителей этой сделки были тогдашний президент Польши Лех Качиньский – покойный брат нынешнего лидера правящей в стране консервативной коалиции Ярослава Качиньского.

Если ченстоховский меткомбинат ИСД буквально выцарапал из-под носа Лакшми Миттала, то дорогу в Гданьск ему выстелили красной дорожкой. Интерес к верфи высказывали еще несколько потенциальных претендентов – польские, индийские, российские. Но С.Тарута на тот момент казался самым надежным и финансово мощным партнером. Поэтому приватизировали верфь не на открытом конкурсе, а через механизм допэмиссии, где ИСД как владелец скромного миноритарного пакета легко увеличил свою долю с 5 до более чем 80 процентов. Кроме того, правительство Польши пообещало новому хозяину всеобъемлющую, в т. ч. и преференционную, поддержку, но этот шаг частично заблокировала Еврокомиссия. Более того, на этой почве уже в 2008 г. произошла первая серьезная размолвка между официальной Варшавой и украинской корпорацией. Оказалось, что ЕС требует от нового владельца верфи вернуть часть государственной помощи, которое предприятие получило еще до прихода туда украинцев.

Особенность Гданьской судоверфи в том, что она по сей день имеет почти сакральное значение для консервативного электората первого президента посткоммунистической Польши Леха Валенсы и его преемников – братьев Качиньских. Этакая колыбель сопротивления. Живой символ новой Польши. Поэтому любой глава правительства в стране только в страшных снах видит, что легендарная верфь потерпит банкротство именно при нем. Виновен ли в превращении символа в руину украинский хозяин? И да, и нет.

Линейка с дырками

В конце 2007 г. приход ИСД в Гданьск был обставлен с большой помпой. Инвестор обещал вывести верфь в тройку лучших в европейском судостроении, производить до 14 больших судов в год и удержаться от сокращения персонала. На тот момент в компании трудилось около 2,5 тыс. рабочих. Сейчас их осталось, кстати, лишь 570, включая и персонал дочерней компании – GSG Towers. Для сравнения: во времена ПНР численность сотрудников верфи доходила и до 20 тыс. человек. Но тогда предприятие засыпал заказами Советский Союз. После его развала верфь очень скоро проиграла конкуренцию азиатским корабелам по цене, а немецким и норвежским – по технологичности. Поэтому С.Таруте де-факто уже достался тонущий актив. После приватизации ситуация только усугубилась, когда Еврокомиссия в рамках сбалансирования рынка внутри еврозоны потребовала закрыть 2 из 3 стапелей в Гданьске. Так пришел конец мечтам о возрождении крупной верфи. Сегодня у нее на балансе нет уже ни одного стапеля.

Руководство ИСД расценило давление Еврокомиссии как нечестную конкуренцию и лоббизм западных судостроителей. Но со временем оказалось, что не только происки врагов мешают работать. Самому "Индустриальному союзу Донбасса" ноша пришлась не по силам. В корпорации задумали очень перспективную линейку: слябы – лист – корабли. Ее сначала пробовали внедрить в Украине, но Фонд госимущества отказался отдавать С.Таруте Черноморский судостроительный завод исключительно под инвестиционный план, без денег. Тогда бизнесмен и обратил внимание на соседнюю Польшу. Алчевский меткомбинат, Huta Czestochowa и Гданьская верфь идеально ложились в схему.

Но даже когда эта цепочка заработала, в ней чувствовался один серьезный изъян. У ИСД никогда не было надежных сырьевых тылов. С приватизацией рудных и коксовых активов в Украине корпорация зазевалась и оказался на голодном пайке. Ситуация усугубилась в 2014 г., когда от остальных активов группы вследствие войны на Донбассе был оторван Алчевский меткомбинат. Поток слябов в Польшу прекратился, и корпорации пришлось запускать сталеплавильный цех в Ченстохове на местном металлоломе, что увеличило себестоимость листа на 20-30%. В 2017 г. Huta Czestochowa произвела примерно 500 тыс. тонн толстого листа из собственной стали.

Деньги за ветер

Сегодня большую потребность в металле испытывает не столько верфь, сколько созданная на ее мощностях компания GSG Towers. Она специализируется на производстве стальных опор для ветряков, генерирующих электроэнергию. В начале 2018-го GSG Towers удалось наконец подписать достаточно большой контракт – на строительство 15 таких опор для датской фирмы Vestas. Это должно обеспечить ее стабильной работой как минимум на полгода. Не исключено, что в итоге опоры попадут на рынок России. Там Vestas в ноябре прошлого года как раз заключила первый контракт – на поставку 15 ветровых турбин для местной компании "Фортум Энерджи". Впрочем, выполнять обязательства перед датчанами будет уже не С.Тарута.

28 марта Агентство развития промышленности (орган, подконтрольный правительству Польши) официально сообщило, что подписало с "ИСД" term sheet, т. е. соглашение о взаимопонимании, относительно выкупа акций Гданьской верфи и GSG Towers. По словам президента АРП Марцина Хлудзинского, с таким предложением Агентство вышло к украинским инвесторам в январе текущего года, а март провело в интенсивных переговорах, которые и привели к взаимному согласию. Он уточнил, что за активы была предложена рыночная цена, но отказался назвать конкретную цифру. Формально сделка еще остается открытой, пока не прошла все процедурные круги внутри корпорации "ИСД" и не получила одобрения со стороны антимонопольного ведомства Польши. Это может продолжаться еще несколько месяцев, но если отбросить в сторону все бюрократические моменты, то можно определенно утверждать, что купля-продажа состоялась. И С.Тарута уже готовится отчалить из Гданьска.

Польские эксперты полагают, что сумма сделки может исчисляться десятками миллионов злотых (10 млн злотых – это более 70 млн грн. по нынешнему курсу). Да, с одной стороны, у Гданьской верфи накопилось до полумиллиарда убытков (в тех же злотых) и большинство ее имущества находится в залоге. Но с другой – значительную часть долговых обязательств государство может списать. При этом верфь владеет большими земельными площадями, которые могут быть интересны для девелоперского бизнеса, а в цехах GSG Towers установлено новое современное оборудование. Свои инвестиции в этот бизнес, начиная с 2010 г., ИСД оценивает более чем в 100 млн злотых.

Далеко не все в Польше считают подобную покупку целесообразной, а возрождение Гданьской верфи – возможным. Согласно оценкам посла польского Сейма от оппозиционной "Гражданской платформы" Тадеуша Азевича в этой сделке политика отчетливо превалирует над экономикой. Но нынешнее польское правительство ведет последовательную политику национализации судостроительных предприятий страны. Верфь в Гданьске – уже четвертое предприятие в отрасли, выкупленное из частных рук. Не исключено, что С.Тарута уловил тренд и выторговал для себя лучшую цену. На самом деле разговоры об обратном выкупе "колыбели "Солидарности" начались не в январе 2018-го, а как минимум год назад. Но несколько предыдущих предложений С.Тарута отклонил.

По мнению президента польской юридической фирмы Nexus Consultants Томаша Пельца, госвыкуп верфи у инвестора – один из способов избежать проблем, которые могут возникнуть в случае банкротства гданьского предприятия. Но если после этого не обеспечить выкупленный объект заказами, проблемы никуда не денутся. Как считает Т.Пельц, сегодня Гданьская верфь может найти свою нишу только на рынке стальных конструкций. Спускать на воду готовые корабли она уже не имеет даже технологических возможностей. У предприятия нет ни одного собственного стапеля, поэтому оно может производить лишь детали кораблей, а не полноценные плавсредства. И можно предполагать, что Агентство развития промышленности перспективы своего новоприобретенного актива видит преимущественно на рынке ветроэнергетики.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 3
14:32 | 24.04.2018
Вася Соломоненко
Евреям - евреев Кремля!
- Президент - Петр Порошенко (Вальцман) – еврей, педераст.
- и. о. президента Турчинов (Коган) – еврей.
- Премьер Министр – Арсений Яценюк (Бакай) - еврей.
- Министр финансов – Александр Шлапак– еврей.
- Секретарь Совета нац.безопасности и обороны Украины – Андрей Парубий – еврей, педераст.
- Вице премьер – Владимир Гройсман– еврей.
- Министр МВД Арсен Аваков – Армянский Еврей, педераст.
- Министр Культуры – Сергей Нищук - Еврей, масон, педераст.
- Директор НацБанк – Степан Кубив – еврей.
- Глава администрации президента - Сергей Пашинский– еврей.
Основные кандидаты в президенты от оппозиции:
- Юлия Тимошенко (Циля Капительман) – еврейка.
- Виталий Кличко (Этинзон) – еврей по отцу.
- Олег Тягнибок (Фротман) – еврей по маме.
- Дмитрий (Авдим) Ярош– еврей, хасид.
Олигархи Украины – все евреи:
И. Коломойский, Э. Гурвиц, Г. Боголюбов, П. Порошенко, Д. Фирташ, С. Левочкин, В. Гайдук, В.Немировский, К. Жеваго, В. Пинчук, Э. Прутник, Р. Ахметов(Татарин) А. Мартынов, В. Костельман, Е.Сигал, Б. Колесников, А. Фельдман, Ф. Шпиг, Н. Шуфрич, А. Роднянский, И. Дворецкий, А. Абдинов, В. Ермолаев, М. Киперман, Е. Звягильский, Ф. Жебровская, С. Ронис, Г. Корбан, Г. Суркис, И. Суркис, В. Шамотий, А. Лещинский, Ю. Родин, М. Беккер.
Все СМИ – в руках евреев!
П. Порошенко, И. Коломойский, Д. Фирташ, В. Пинчук, Р. Ахметов.

- Ляшко - жид, гомосек.
- депутат Украины Юрий Берёза - жид.
- голос СНБО Лысенко - жид.
- Говорящая каска (мистер "потерь нет") Тымчук - жид.
- Фарион - жидовка из колена Левитова.
- член партии "Народный фронт" Татьяна Черновол - жидовка.
- Сэмэн Сэмэнченко - пархатый.
- Командир батальона "Шахтерск" Руслан Онищенко - Еврей, гомосексуалист.
- Рабинович, Вадим Зиновьевич - лукавый жидок
- Три варяга-депутата - жидки.
- Вадим Зиновьевич Рабинович -еврей, предприниматель, политический деятель
Президенты незалэжной:
- Кравчук (Блюм) – еврей.
- Кучма (Кучман) – еврей.
Иконы нацизма Западной Украины:
- Степан Бандера (Шимон Штефан) – польский еврей, педераст.
- Роман Шухевич – еврей, педераст.
11:46 | 24.04.2018
Аарон Залупенко
Точно, еврейчикам на украине не прокатило. Переезд из исраэлю отменяется.
18:14 | 20.04.2018
Таратута
я думаю, не лишним будет и сухари сушить

...
Новости партнеров


Статьи
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.
08.01.19, Игорь Воронцов
Регион Юго-Восточной Азии не входит в число основных рынков сбыта для украинских металлургов. Но растущий торговый протекционизм в ЕС и обострение конкуренции в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) делают ЮВА привлекательным для производителей, желающих поддержать и нарастить стальные продажи.
04.01.19, Ярослав Ярош
Украинские производители подшипников празднуют промежуточную победу. В декабре Межведомственная комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта подшипников с цилиндрическими роликами происхождением из Казахстана. Но конечной мишенью в этом деле является российский холдинг ЕПК, чья продукция давно мозолит глаза Харьковскому подшипниковому заводу – инициатору расследования.
27.12.18, Игорь Воронцов
Рост стоимости активов в мировом горно-металлургическом комплексе и оживление процессов M&A свидетельствуют о подъеме и окончательном завершении кризиса в отрасли. При этом "болезни", которые к нему привели, никуда не делись: избыточные сталеплавильные мощности по-прежнему велики, а барьеры торгового протекционизма в уходящем году стали еще выше.
21.12.18, Ярослав Ярош
В 2018 г. большая приватизация снова провалена. И несостоявшиеся торги по "Центрэнерго" – как кислая вишенка на этом приевшемся торте. Правительство, возможно, даже отправит в отставку и. о. главы Фонда госимущества Виталия Трубарова. Не особо веря, что кадровые перестановки кардинально изменят ситуацию. Ведь у предшественника Трубарова тоже ничего не получилось. Да и накануне избирательной кампании в стране на эту стратегическую должность придется искать такого же временщика. Серьезные ставки пойдут уже после выборов.
18.12.18, Василий Январев
В уходящем году украинский горно-металлургический комплекс демонстрирует на первый взгляд неплохие показатели: производство увеличивается, финансовые показатели предприятий улучшаются. Но все это достигнуто в первую очередь за счет экспорта – внутренний рынок остается традиционно слабым, и это таит для отечественной металлургии немалые риски.
13.12.18, Игорь Воронцов
Металлургические предприятия КНР радикально улучшили свое финансовое положение по итогам января-сентября. Это позволяет китайцам упрочить мировое лидерство по объемам стальной выплавки. Причем секрет их успеха очень прост. Но далеко не все могут идти таким путем.
07.12.18, Ярослав Ярош
В 2018 г. Украина выйдет на третье место в Европе по потреблению сжиженного газа (LPG) на автотранспорте, обогнав Италию и отставая только от Польши и Турции. Емкость внутреннего рынка в денежном эквиваленте уже подобралась к 1 млрд долл. Но не стоит торопиться с фанфарами. Топливные трейдеры отмечают, что LPG-рынок в стране приближается к потолку, а платой за стремительный рост четырех прошедших лет стала его скрытая уязвимость – слишком разросшийся теневой сектор и слишком большая зависимость от России.
04.12.18, Игорь Воронцов
ПАО "Укрзализныця" анонсировала планы очередного многоэтапного повышения своих тарифов на грузоперевозки в 2019 г. В случае поддержки данной инициативы правительством ситуация в промышленности серьезно ухудшится и сама компания в итоге лишь потеряет объемы перевозок. Но монополист в своих решениях не привык руководствоваться ни рыночной логикой, ни государственными интересами, ни просто здравым смыслом.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!