Подробнее Запомнить город


ГМК-2018: основные вызовы

06.04.18
размер текста:

Обострение конкуренции на глобальных рынках в текущем году ставит перед украинскими металлургами серьезные вызовы. На первый план выходят ресурсное и логистическое обеспечение работы отрасли, а также защита внутреннего рынка. Об этом шла речь на расширенном заседании совета директоров объединения "Укрметаллургпром", которое состоялось в Киеве 5 апреля.

Есть антирекорд!

Открывая заседание, президент "Укрметаллургпрома" Александр Каленков вкратце напомнил основные аспекты работы горно-металлургического комплекса в 2017 г. По его словам, это прежде всего потеря целого ряда предприятий, оставшихся на территории Донбасса, неконтролируемой официальным Киевом.

В докризисном 2007 г. на их долю приходилось 25% всего производства металлургической продукции, в 2013 г. – 18% и даже в 2014 г., в период военного конфликта на Донбассе, доля этих предприятий составила 14%. "Полностью компенсировать их потерю за счет предприятий на контролируемых территориях не удалось", – отметил А.Каленков.

Член комитета Верховной Рады по экологической политике Дмитрий Колесников в свою очередь подчеркнул, что за последние 4 года падение стального производства в Украине составило 29,8%, что является антирекордом. "Даже в кризисные 1990-е гг. в стране выплавляли на 1 млн тонн стали больше, чем сейчас", – подчеркнул он.

В этих условиях традиционные проблемы в работе железнодорожного госмонополиста ПАО "Укрзализныця" еще больше усугубились, констатировал А.Каленков. "Общая неэффективность "УЗ" наложилась на перенаправление потоков грузов ГМК с Востока на Юг – "Укрзализныця" не смогла перестроиться. Из-за этого мы недопроизвели, по нашим оценкам, минимум 2-3 млн тонн стали в год", – отметил он.

Защититься от Китая

В качестве еще одного фактора, глобально влиявшего на работу украинского ГМК в прошлом году, президент "Укрметаллургпрома" назвал ужесточение стального протекционизма на внешних рынках – на фоне сохранения избыточных производственных мощностей номиналом в сотни миллионов тонн по всему миру, главным образом в Китае.

"Показательным стало расследование, начатое в этом году Евросоюзом по импорту горячекатаного рулона. Это фактически наш домашний рынок, почти нашего 50% экспорта идет туда, в т.ч. по г/к рулону – на сотни миллионов евро, и это (расследование) ставит под сомнение эффективность нашей работы на данном рынке", – сказал А.Каленков.

На фоне увеличения числа заградительных тарифных барьеров для экспорта украинской металлопродукции в других странах глава "Укрметаллургпрома" обратил внимание на угрожающие тенденции на внутреннем рынке. Так, стальное потребление в Украине за 2017 г. выросло всего на 6,7% – тогда как импорт увеличился на 23%. Прирост обеспечен главным образом за счет поставок китайской продукции – оцинкованного листа и плоского проката с полимерным покрытием. Их качество оставляет желать лучшего, но более привлекательно по цене из-за демпинга китайцев.

В этом контексте А.Каленков высказался за введение правительством Украины пошлин на импорт всей стальной продукции – по аналогии с решением президентской администрации США, установившей пошлину в размере 25% от таможенной стоимости на импорт товарной группы ГМК. Рост стального импорта президент "Укрметаллургпрома" назвал одной из главных угроз для украинского ГМК в 2018 г., а принятие мер защиты – одной из главных задач, стоящих перед отраслью.

Глава комитета Верховной Рады по промышленной политике Виктор Галасюк в свою очередь высказался за введение защитных мер по примеру других стран. Одним из шагов он назвал принятие во втором чтении закона "Покупай украинское, плати украинцам", предусматривающего ценовое преимущество в 12% для украинских производителей при госзакупках. "Это норма, которая в США работает с 1933 г.", – подчеркнул он. Принятие данного закона позволит стимулировать рост производства в украинском машиностроении – которое в свою очередь, увеличит потребление стали, пояснил глава комитета ВР по промполитике.

Директор по корпоративным отношениям трубно-колесной корпорации "Интерпайп" Дмитрий Кисилевский также поддержал необходимость защиты внутреннего стального рынка Украины. "В этом году мы столкнулись с ударами с двух сторон: Российская Федерация ввела пошлину 34% на нашу продукцию, и США ввели 25% пошлины. Поэтому для нашего государства есть повод задуматься и восстановить статус-кво (за счет ответных мер – ред.)", – сказал он.

Без лома нет подъема

Приоритетной задачей для украинского ГМК на 2018 г. А.Каленков назвал ресурсное обеспечение работы отрасли. В этом контексте предлагаются 2 решения – принятие Верховной Радой закона о детенизации рынка металлолома и продление пошлины на вывоз лома из Украины.

Д.Кисилевский от имени производителей поддержал оба решения, акцентировав внимание на их первостепенной важности. Он напомнил, что объемы ломозаготовки в Украине уменьшаются из года в год – поэтому для работы металлургических предприятий, базовой отрасли украинской экономики, требуется создать условия, когда дефицитное сырье будет оставаться в стране. Уже сейчас ежегодная потребность ГМК Украины в ломе оценивается в 4-5 млн тонн, а заготовка – на уровне 3,5 млн тонн.

В.Галасюк в свою очередь сообщил, что комитет Верховной Рады по промышленной политике разработал и одобрил законопроект, предусматривающий продление экспортных пошлин на лом на 3 года с одновременным повышением до 42 евро/тонну, что соответствует уровню тарифной защиты в 20% при текущих ценах. Д.Кисилевский уточнил, что в других странах экспортные пошлины на лом гораздо выше: 25-35%.

Также представитель "Интерпайпа" поддержал инициативу "Укрметаллургпрома" о детенизации рынка металлолома. По его словам, в настоящее время он "недалеко ушел" от того, что происходит с добычей янтаря. "В результате мы не можем купить лом у тех, кто его реально заготавливает, и вынуждены это делать через посредников. При этом они порой проводят некие операции, после чего уже к нам приходит налоговая и требует объяснений", – пояснил Д.Кисилевский.

Емкость рынка металлолома он оценил в 20 млрд грн. в год. Такова цена вопроса, который служит в т.ч. источником коррупционных схем для силовых органов. "Принятие закона позволит разрубить этот гордиев узел, который формировался годами", – заявил представитель "Интерпайпа".

Опасные инициативы "УЗ"

Не менее значимой задачей для ГМК Украины на 2018 г. является логистическая составляющая. Прежде всего речь идет о работе железнодорожного госмонополиста ПАО "Укрзализныця", для которого ГМК суммарно обеспечивает до 40% всех объемов грузоперевозки. "Остается проблема расшивки узких мест при ж/д перевозках в направлении портов и на Мариуполь", – сказал А.Каленков.

Член комитета Верховной Рады по вопросам транспорта Владимир Гусак отметил, что при нынешнем руководителе "УЗ" Евгении Кравцове наметились определенные изменения к лучшему в работе железнодорожников. Так, еще 2 года назад при польском менеджере Войцехе Балчуне "УЗ" обеспечивала не более 13 грузовых маршрутов на Мариуполь, где расположены 2 крупных металлургических комбината.

В 2017 г. это было 16 маршрутов – после проведения I этапа реконструкции, а сейчас это уже 22 маршрута грузовых поездов в сутки. "Сейчас стоит задача об увеличении цифры до 26-27 маршрутов – это позволит на полную мощность загрузить комбинаты в Мариуполе. Создается впечатление, что сейчас ситуация в "УЗ" более управляемая, чем ранее", – сказал В.Гусак.

А.Каленков в свою очередь отметил, что существуют определенные проблемы, связанные с тарифными инициативами "УЗ". Так, помимо прямого повышения стоимости грузоперевозок, железнодорожники идут на различные ухищрения. К примеру, с 19 февраля ПАО "Укрзализныця" повысила стоимость использования своих грузовых вагонов и полувагонов на 50-60% за счет так называемой "либерализации вагонной составляющей" тарифа.

Кроме того, сейчас "УЗ" продвигает следующую инициативу: отмену деления грузов на классы при расчете тарифов. По оценкам "Укрметаллургпрома", это приведет к дополнительным расходам предприятий ГМК на 4-5 млрд грн. в год. "Существующую классность грузов надо сохранить", – подчеркнул А.Каленков.

В.Гусак напомнил, что в соответствии с действующим законом Украины "О морских портах" предусматривается создание отдельного условно-независимого госрегулятора – Национальной комиссии регулирования транспорта. НКРТ должна заниматься проверкой обоснованности и утверждением тарифов в сфере транспорта, в т.ч. и для "УЗ", подчеркнул В.Гусак. Он назвал недопустимой инициативу передать тарифные полномочия относительно "УЗ" новому органу при Министерстве инфраструктуры, создание которого предлагается в новом законопроекте "О железнодорожном транспорте".

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
07.12.18, Ярослав Ярош
В 2018 г. Украина выйдет на третье место в Европе по потреблению сжиженного газа (LPG) на автотранспорте, обогнав Италию и отставая только от Польши и Турции. Емкость внутреннего рынка в денежном эквиваленте уже подобралась к 1 млрд долл. Но не стоит торопиться с фанфарами. Топливные трейдеры отмечают, что LPG-рынок в стране приближается к потолку, а платой за стремительный рост четырех прошедших лет стала его скрытая уязвимость – слишком разросшийся теневой сектор и слишком большая зависимость от России.
04.12.18, Игорь Воронцов
ПАО "Укрзализныця" анонсировала планы очередного многоэтапного повышения своих тарифов на грузоперевозки в 2019 г. В случае поддержки данной инициативы правительством ситуация в промышленности серьезно ухудшится и сама компания в итоге лишь потеряет объемы перевозок. Но монополист в своих решениях не привык руководствоваться ни рыночной логикой, ни государственными интересами, ни просто здравым смыслом.
30.11.18, Игорь Воронцов
Экспансия в Латинскую Америку, анонсированная председателем турецкой ассоциации экспортеров стали CIB Аднаном Асланом в начале ноября на отраслевой конференции Alacero в Колумбии, сыграла бы на руку украинским металлургам. Это хотя бы немного сняло напряжение там, где их интересы пересекаются в борьбе за сбыт, т.е. в ЕС и на Ближнем Востоке.
28.11.18, Ярослав Ярош
Подписание договоров о режиме свободной торговли с ЕС (в 2016 г.) и Канадой (в 2017 г.) способствовало росту товарооборота между Украиной и этими партнерами, хотя и не снесло до основания все торговые барьеры. Теперь в Киеве готовы сделать подобный шаг и в восточном направлении. Точнее два шага. Договор о ЗСТ с Турцией уже почти готов, а с Китаем – только на начальной переговорной стадии. Однако ожидания относительно выгодности новых зон неоднозначные.
26.11.18, Анна Ганзенко
Несмотря на все победные реляции о пополнении парка грузовых вагонов и резонансную историю с закупкой американских локомотивов работа главного предприятия железнодорожной отрасли все так же вызывает справедливые нарекания наиболее крупных клиентов, что бесспорно свидетельствует о наличии более сложных, системных препятствий для ее дальнейшего развития.
22.11.18, Игорь Воронцов
Совет Национального банка Украины в начале ноября направил Кабинету министров Украины рекомендации с целью не допустить разбалансировку валютного рынка в конце 2018 – начале 2019 гг. Сможет ли Кабмин выполнить пожелания Совета НЮУ и не допустить обвал курса, как это уже было последние 3 года – МинПром выяснил с помощью экспертов.
15.11.18, Игорь Воронцов
Платить за отопление нынешней зимой украинцам предстоит ощутимо больше – поскольку Кабинет министров Украины своим постановлением от 19 октября повысил цену газа с прежних 6958 грн. до 8550 грн./тыс. куб. м для предприятий теплоэнергетики. Те, в свою очередь, уже обратились в Национальную комиссию регулирования в сферах энергетики и коммунальных услуг с просьбой о повышении своих тарифов – поскольку газ является основным топливом для котельных.
13.11.18, Ярослав Ярош
Национальная компания "Энергоатом" утвердила среднесрочную программу инвестиций на период 2019-2023 гг. с общим наполнением 64,5 млрд грн. Но только под половину этой суммы есть реальные источники финансирования, остальные инвестиции покрывать нечем. И это дает "Энергоатому" очередной повод требовать повышения тарифов на электроэнергию, производимую АЭС.
08.11.18, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal стал главным претендентом на покупку обанкротившейся компании Essar Steel, четвертого по величине игрока на индийском рынке, обладающего мощностями по выплавке 10 млн тонн стали в год.
05.11.18, Ярослав Ярош
10 лет подряд объемы добычи природного газа в Украине топчутся у отметки 20 млрд куб. м в год, то чуть переходя ее, то опускаясь. Ни одна из программ стимулирования отрасли не сработала, в т. ч. и последняя – "20/20" – громко распиаренная ДК "Укргазвыдобування". Уже понятно, что в 2020 г. страна не перейдет на исключительно отечественный газ. Правда, можно прогнозировать, что в следующем году добыча сделает все же прыжок, а не шажок. Подорожание газа болезненно бьет по кошелькам потребителей и в то же время превращает разработку газовых месторождений в высокоприбыльный бизнес.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!