Подробнее Запомнить город


ГМК-2018: основные вызовы

06.04.18
размер текста:

Обострение конкуренции на глобальных рынках в текущем году ставит перед украинскими металлургами серьезные вызовы. На первый план выходят ресурсное и логистическое обеспечение работы отрасли, а также защита внутреннего рынка. Об этом шла речь на расширенном заседании совета директоров объединения "Укрметаллургпром", которое состоялось в Киеве 5 апреля.

Есть антирекорд!

Открывая заседание, президент "Укрметаллургпрома" Александр Каленков вкратце напомнил основные аспекты работы горно-металлургического комплекса в 2017 г. По его словам, это прежде всего потеря целого ряда предприятий, оставшихся на территории Донбасса, неконтролируемой официальным Киевом.

В докризисном 2007 г. на их долю приходилось 25% всего производства металлургической продукции, в 2013 г. – 18% и даже в 2014 г., в период военного конфликта на Донбассе, доля этих предприятий составила 14%. "Полностью компенсировать их потерю за счет предприятий на контролируемых территориях не удалось", – отметил А.Каленков.

Член комитета Верховной Рады по экологической политике Дмитрий Колесников в свою очередь подчеркнул, что за последние 4 года падение стального производства в Украине составило 29,8%, что является антирекордом. "Даже в кризисные 1990-е гг. в стране выплавляли на 1 млн тонн стали больше, чем сейчас", – подчеркнул он.

В этих условиях традиционные проблемы в работе железнодорожного госмонополиста ПАО "Укрзализныця" еще больше усугубились, констатировал А.Каленков. "Общая неэффективность "УЗ" наложилась на перенаправление потоков грузов ГМК с Востока на Юг – "Укрзализныця" не смогла перестроиться. Из-за этого мы недопроизвели, по нашим оценкам, минимум 2-3 млн тонн стали в год", – отметил он.

Защититься от Китая

В качестве еще одного фактора, глобально влиявшего на работу украинского ГМК в прошлом году, президент "Укрметаллургпрома" назвал ужесточение стального протекционизма на внешних рынках – на фоне сохранения избыточных производственных мощностей номиналом в сотни миллионов тонн по всему миру, главным образом в Китае.

"Показательным стало расследование, начатое в этом году Евросоюзом по импорту горячекатаного рулона. Это фактически наш домашний рынок, почти нашего 50% экспорта идет туда, в т.ч. по г/к рулону – на сотни миллионов евро, и это (расследование) ставит под сомнение эффективность нашей работы на данном рынке", – сказал А.Каленков.

На фоне увеличения числа заградительных тарифных барьеров для экспорта украинской металлопродукции в других странах глава "Укрметаллургпрома" обратил внимание на угрожающие тенденции на внутреннем рынке. Так, стальное потребление в Украине за 2017 г. выросло всего на 6,7% – тогда как импорт увеличился на 23%. Прирост обеспечен главным образом за счет поставок китайской продукции – оцинкованного листа и плоского проката с полимерным покрытием. Их качество оставляет желать лучшего, но более привлекательно по цене из-за демпинга китайцев.

В этом контексте А.Каленков высказался за введение правительством Украины пошлин на импорт всей стальной продукции – по аналогии с решением президентской администрации США, установившей пошлину в размере 25% от таможенной стоимости на импорт товарной группы ГМК. Рост стального импорта президент "Укрметаллургпрома" назвал одной из главных угроз для украинского ГМК в 2018 г., а принятие мер защиты – одной из главных задач, стоящих перед отраслью.

Глава комитета Верховной Рады по промышленной политике Виктор Галасюк в свою очередь высказался за введение защитных мер по примеру других стран. Одним из шагов он назвал принятие во втором чтении закона "Покупай украинское, плати украинцам", предусматривающего ценовое преимущество в 12% для украинских производителей при госзакупках. "Это норма, которая в США работает с 1933 г.", – подчеркнул он. Принятие данного закона позволит стимулировать рост производства в украинском машиностроении – которое в свою очередь, увеличит потребление стали, пояснил глава комитета ВР по промполитике.

Директор по корпоративным отношениям трубно-колесной корпорации "Интерпайп" Дмитрий Кисилевский также поддержал необходимость защиты внутреннего стального рынка Украины. "В этом году мы столкнулись с ударами с двух сторон: Российская Федерация ввела пошлину 34% на нашу продукцию, и США ввели 25% пошлины. Поэтому для нашего государства есть повод задуматься и восстановить статус-кво (за счет ответных мер – ред.)", – сказал он.

Без лома нет подъема

Приоритетной задачей для украинского ГМК на 2018 г. А.Каленков назвал ресурсное обеспечение работы отрасли. В этом контексте предлагаются 2 решения – принятие Верховной Радой закона о детенизации рынка металлолома и продление пошлины на вывоз лома из Украины.

Д.Кисилевский от имени производителей поддержал оба решения, акцентировав внимание на их первостепенной важности. Он напомнил, что объемы ломозаготовки в Украине уменьшаются из года в год – поэтому для работы металлургических предприятий, базовой отрасли украинской экономики, требуется создать условия, когда дефицитное сырье будет оставаться в стране. Уже сейчас ежегодная потребность ГМК Украины в ломе оценивается в 4-5 млн тонн, а заготовка – на уровне 3,5 млн тонн.

В.Галасюк в свою очередь сообщил, что комитет Верховной Рады по промышленной политике разработал и одобрил законопроект, предусматривающий продление экспортных пошлин на лом на 3 года с одновременным повышением до 42 евро/тонну, что соответствует уровню тарифной защиты в 20% при текущих ценах. Д.Кисилевский уточнил, что в других странах экспортные пошлины на лом гораздо выше: 25-35%.

Также представитель "Интерпайпа" поддержал инициативу "Укрметаллургпрома" о детенизации рынка металлолома. По его словам, в настоящее время он "недалеко ушел" от того, что происходит с добычей янтаря. "В результате мы не можем купить лом у тех, кто его реально заготавливает, и вынуждены это делать через посредников. При этом они порой проводят некие операции, после чего уже к нам приходит налоговая и требует объяснений", – пояснил Д.Кисилевский.

Емкость рынка металлолома он оценил в 20 млрд грн. в год. Такова цена вопроса, который служит в т.ч. источником коррупционных схем для силовых органов. "Принятие закона позволит разрубить этот гордиев узел, который формировался годами", – заявил представитель "Интерпайпа".

Опасные инициативы "УЗ"

Не менее значимой задачей для ГМК Украины на 2018 г. является логистическая составляющая. Прежде всего речь идет о работе железнодорожного госмонополиста ПАО "Укрзализныця", для которого ГМК суммарно обеспечивает до 40% всех объемов грузоперевозки. "Остается проблема расшивки узких мест при ж/д перевозках в направлении портов и на Мариуполь", – сказал А.Каленков.

Член комитета Верховной Рады по вопросам транспорта Владимир Гусак отметил, что при нынешнем руководителе "УЗ" Евгении Кравцове наметились определенные изменения к лучшему в работе железнодорожников. Так, еще 2 года назад при польском менеджере Войцехе Балчуне "УЗ" обеспечивала не более 13 грузовых маршрутов на Мариуполь, где расположены 2 крупных металлургических комбината.

В 2017 г. это было 16 маршрутов – после проведения I этапа реконструкции, а сейчас это уже 22 маршрута грузовых поездов в сутки. "Сейчас стоит задача об увеличении цифры до 26-27 маршрутов – это позволит на полную мощность загрузить комбинаты в Мариуполе. Создается впечатление, что сейчас ситуация в "УЗ" более управляемая, чем ранее", – сказал В.Гусак.

А.Каленков в свою очередь отметил, что существуют определенные проблемы, связанные с тарифными инициативами "УЗ". Так, помимо прямого повышения стоимости грузоперевозок, железнодорожники идут на различные ухищрения. К примеру, с 19 февраля ПАО "Укрзализныця" повысила стоимость использования своих грузовых вагонов и полувагонов на 50-60% за счет так называемой "либерализации вагонной составляющей" тарифа.

Кроме того, сейчас "УЗ" продвигает следующую инициативу: отмену деления грузов на классы при расчете тарифов. По оценкам "Укрметаллургпрома", это приведет к дополнительным расходам предприятий ГМК на 4-5 млрд грн. в год. "Существующую классность грузов надо сохранить", – подчеркнул А.Каленков.

В.Гусак напомнил, что в соответствии с действующим законом Украины "О морских портах" предусматривается создание отдельного условно-независимого госрегулятора – Национальной комиссии регулирования транспорта. НКРТ должна заниматься проверкой обоснованности и утверждением тарифов в сфере транспорта, в т.ч. и для "УЗ", подчеркнул В.Гусак. Он назвал недопустимой инициативу передать тарифные полномочия относительно "УЗ" новому органу при Министерстве инфраструктуры, создание которого предлагается в новом законопроекте "О железнодорожном транспорте".

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
13.07.18, Ярослав Ярош
Во многосерийном баттле за контроль над компанией "Укрнафта" между государством и группой "Приват" открыт новый фронт. На этот раз в городе Каменском Днепропетровской области. Командующий приватовской армией Игорь Коломойский решил остановить одно из крупнейших химических предприятий Украины – объединение "Днипроазот". Но хлопнуть при этом дверью так, чтобы окна задрожали по всей стране. Причем здесь "Укрнафта"? В течение 7 последних лет "Днипроазот" находился у нее на иждивении.
09.07.18, Василий Январев
После введения Межведомственной комиссией по международной торговле квот на импорт серной кислоты обсуждение данного вопроса перенеслось из МЭРТ в Государственную регуляторную службу. На прошедшем на днях в ГРС совещании схлестнулись представители производителей и потребителей кислоты, причем аргументы последних оказались гораздо сильнее.
05.07.18, Ярослав Ярош
Газотранспортная система Украины похожа на перезревшую невесту. Когда ее трубы добивались, Киев медлил. Сегодня он готов отдать ГТС хоть в аренду, хоть в концессию, хоть в совместное владение, но очередь из претендентов уже не стоит. Есть риск, что через два года вся эта огромная система общей длинной в 38 тыс. км газопроводов будет обслуживать исключительно внутренний рынок Украины. А это уже мало кому интересно.
02.07.18, Максим Полевой
Ведущие железорудные производители мира готовят к работе новые месторождения взамен выбывающих – на фоне нестабильности рыночных ожиданий в связи с начатыми США торговыми войнами.
27.06.18, Игорь Воронцов
Наиболее масштабные сделки в европейской металлургии оказались под угрозой срыва из-за слишком строгого следования демократическим процедурам, при которых все имеют не только собственное мнение, но еще и голос с правом "вето". Закономерно, что при таком раскладе шансы продавцов и покупателей ударить по рукам уменьшаются – время работает против них. Да и вообще у любого делового энтузиазма есть предел. Как и у обычного человеческого терпения.
21.06.18, Анна Ганзенко
В мае Кабинет министров одобрил Национальную транспортную стратегию Украины до 2030 года. О необходимости разработки такого основополагающего документа говорили уже давно, ведь транспортная отрасль, несмотря на все еще весомый вклад в формирование отечественного ВВП (около 6%), по-прежнему находится в глубоком и затяжном падении.
18.06.18, Ярослав Ярош
Администрация США решила больше не откладывать введение защитных мер против экспорта из ЕС и NAFTA, так что с 1 июня стальная продукция из этих регионов должна облагаться 25-процентной пошлиной. Две недели спустя Евросоюз решился на ответные санкции. Вслед за Канадой, Индией, Китаем и некоторыми другими странами. Маховик торговой войны набирает глобальные обороты, так что и украинским производителям будет трудно от него уклониться.
14.06.18, Игорь Воронцов
Ситуация на украинском рынке металлолома становится все горячее, по мнению участников III научно-технической конференции, организованной ассоциацией "УАВтормет" и прошедшей в Киеве 12 июня. Однако летняя жара здесь ни при чем – растет конкуренция за ограниченный объем ресурса. За него борются несколько категорий потребителей: украинские металлурги, литейщики и зарубежные металлурги.
12.06.18, Павел Вернивский
На прошлой неделе Верховная Рада все же одобрила закупку 55 французских вертолетов на сумму 555 млн евро. Это решение украинских политиков еще раз доказывает, что власть взяла курс на деиндустриализацию экономики страны, а также самоустранение государства от функции главного субъекта экономического развития.
06.06.18, Максим Полевой
На мировом рынке цветных металлов – борьба с последствиями импортных санкций США и дефицит большинства биржевых видов сырья, что создает предпосылки для дальнейшего повышения цен.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!