Подробнее Запомнить город


Забытая промышленность

06.04.18
размер текста:

Практически любая инициатива о необходимости возрождения промышленности сейчас наталкивается на шквал критики. Основным аргументом выступает утверждение, что наши производства – это совковое наследство, которое морально и технологически устарело. Потому нет никакого смысла возрождать то, что уже мертво. Мы пытались создать свой автомобиль, и что из этого получилось?

Тем не менее критикующие забывают, что промышленность у нас все же есть. Причем далеко не умирающая, а довольно высококонкурентная даже сейчас и ничем не уступающая зарубежным аналогам. Знаете, о чем я говорю? О нашем ВПК.

Почему-то все забывают, что Украина до сих пор производит самолеты, танки, легкую бронетехнику, ракеты. Также мы освоили производство вертолетов, беспилотников, дронов, лазерных систем наведения, современных оптических систем, оружия. Все это мы производим сами. Никто не учил. Не инвестировал. Все научились делать сами.

Как же получилось, что здесь нам удалось завоевать свое место под солнцем? Если вспомнить историю, то все разговоры о несостоятельности промышленности восходят к временам СССР. Да, тогда страна производила разную продукцию гражданского назначения, которая предназначалась для внутреннего потребления. На мой взгляд, здесь ключевым являлся момент, что, поскольку рынок СССР был закрыт, необходимость конкуренции отсутствовала, и, соответственно, никому в голову не приходило усовершенствовать производство. Потому продукция гражданского назначения была столь низкого качества.

С другой стороны, активно развивался рынок оружия. В нем как раз и присутствовало то, чего не было на рынке гражданской продукции, – конкуренция. И суть конкуренции состояла в том, что от мощи и качества данного оружия зависела победа в гонке вооружений. Поэтому данная отрасль активно развивалась и модернизировалась.

Если вспомнить еще более ранний период, то большинство самой разной продукции не было изобретено в СССР. Ее заимствовали. Не изобретали велосипед, а брали хорошую идею или технологию и копировали, а впоследствии усовершенствовали. Так, в основе "Т-34" лежала технология американского танка "Кристи". "Жигули" – это итальянский "Фиат". И только позже, когда освоили производство чужого, начали изобретать свое. Веду к тому, что для создания своей конкурентной продукции была проделана огромная работа по изучению, внедрению и модернизации иностранных технологий. И именно этот опыт стал дальнейшей базой развития для своего ВПК.

Когда же СССР распался, накопленное наследие технологий, знаний и опыта досталось и нашей стране. И эта огромная база знаний сейчас позволяет нам легко делать то, что умеют делать только небольшое количество стран. А определенная продукция по качеству и характеристикам превышает аналоги, что производят более развитые государства. Уже прошло 30 лет после распада СССР, и за это время технологии ушли далеко вперед, но мы не отстаем и производим действительно конкурентную продукцию.

Насколько военная промышленность может помочь развитию страны? Снова же нужно вернуться к истории.

Если говорить об США, то именно Вторая мировая война, вернее, исполнение военных заказов, позволили ей стать глобальным лидером. Тогда многие частные компании разрабатывали военную продукцию, чтобы обеспечить потребности страны. Компании "Форд", "Дженерал моторс" и "Крайслер" именно тогда заработали свое состояние, которое легло в основу их дальнейшего могущества. "Форд" создавал армейские грузовики и джипы. "Дженерал моторс" – самолеты и авиадвигатели. Аналогично в Европе. Многие ведущие сейчас немецкие производители тогда активно работали на военные заказы. По окончании войны они перешли на выпуск гражданской продукции.

Если брать более современные примеры, можно упомянуть Израиль. Сейчас его неформально называют страной стартапов. Только мало кто помнит, что многие стартапы создавались военными и имеют военную или околовоенную направленность.

В целом, нам всегда нужно помнить, что мы сильная в научном и технологическом плане страна, как бы нас ни пытались переубедить в обратном. Особенно в том, что возрождать промышленность нет смысла. Нужно помнить, что мы умеем не только выращивать зерно, но и создавать самолеты и ракеты. И мы не такие дикие аборигены, как настойчиво пытаются нас убедить иностранные советники.

Павел Вернивский, эксперт института им. Александра Поля

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
15:58 | 07.04.2018
Хе-хе
Полный бред . Украина уже давно не производит никаких самолётов . 0 (ноль) штук за последние 4 года . Это медицинский факт . Танки производят штучно , кустарно : контракт на 50 танков выполнялся 6 лет . Ни одного вертолёта Украина самостоятельно также не произвела .
Статья набор фантазий и мрий .

...
Новости партнеров


Статьи
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.
10.04.18, Максим Полевой
В конце марта Министерство экономического развития и торговли объявило об успешном завершении переговоров с Израилем о создании зоны свободной торговли (ЗСТ). Кроме того, украинское правительство одновременно работает еще по нескольким перспективным направлениям свободной торговли.
06.04.18, Игорь Воронцов
Обострение конкуренции на глобальных рынках в текущем году ставит перед украинскими металлургами серьезные вызовы. На первый план выходят ресурсное и логистическое обеспечение работы отрасли, а также защита внутреннего рынка. Об этом шла речь на расширенном заседании совета директоров объединения "Укрметаллургпром", которое состоялось в Киеве 5 апреля.
03.04.18, Ярослав Ярош
В апреле в Украине начнет действовать упрощенный механизм получения земельных участков под поиск и добычу углеводородов. Соответствующий закон президент Петр Порошенко подписал 29 марта. Участники рынка уверены, что нововведения станут отличным стимулом для отрасли, где пока что происходят разновекторные процессы. Если с добычей природного газа наблюдается очевидный прогресс, то в "нефтянке" продолжается стагнация.
29.03.18, Максим Полевой
В 2018 году "Днепроспецсталь" впервые за 10 лет приняла годовую, а не поквартальную инвестпрограмму, и продолжает модернизировать производство – на фоне активного роста мирового рынка.
26.03.18, Ярослав Ярош
Объем долговых обязательств ЧАО "Донецксталь" Виктора Нусенкиса приближается к 1 млрд долл. Даже в хорошие времена чрезмерная долговая нагрузка ложилась тяжелым бременем на хребет компании, а теперь стала совсем непосильной ношей. Но и на это "добро" нашелся желающий: финансовая группа ICU в течение последних месяцев активно скупает почти безнадежные долги "Донецкстали". Наиболее вероятный мотив таких действий – ICU хочет разжиться угольными запасами В.Нусенкиса в Украине.
23.03.18, Игорь Воронцов
Очередной отопительный сезон в Украине подходит к завершению – хотя зима в этот раз задержалась дольше обычного. Тем не менее платежки за тепло украинцам будут продолжать приходить и далее, даже летом.
22.03.18, Максим Полевой
Параллельно с дальнейшими заградительными мерами против российского "азотного" импорта Украина может обнулить пошлины на ввоз минеральных удобрений из других стран.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!