Подробнее Запомнить город


Забытая промышленность

06.04.18
размер текста:

Практически любая инициатива о необходимости возрождения промышленности сейчас наталкивается на шквал критики. Основным аргументом выступает утверждение, что наши производства – это совковое наследство, которое морально и технологически устарело. Потому нет никакого смысла возрождать то, что уже мертво. Мы пытались создать свой автомобиль, и что из этого получилось?

Тем не менее критикующие забывают, что промышленность у нас все же есть. Причем далеко не умирающая, а довольно высококонкурентная даже сейчас и ничем не уступающая зарубежным аналогам. Знаете, о чем я говорю? О нашем ВПК.

Почему-то все забывают, что Украина до сих пор производит самолеты, танки, легкую бронетехнику, ракеты. Также мы освоили производство вертолетов, беспилотников, дронов, лазерных систем наведения, современных оптических систем, оружия. Все это мы производим сами. Никто не учил. Не инвестировал. Все научились делать сами.

Как же получилось, что здесь нам удалось завоевать свое место под солнцем? Если вспомнить историю, то все разговоры о несостоятельности промышленности восходят к временам СССР. Да, тогда страна производила разную продукцию гражданского назначения, которая предназначалась для внутреннего потребления. На мой взгляд, здесь ключевым являлся момент, что, поскольку рынок СССР был закрыт, необходимость конкуренции отсутствовала, и, соответственно, никому в голову не приходило усовершенствовать производство. Потому продукция гражданского назначения была столь низкого качества.

С другой стороны, активно развивался рынок оружия. В нем как раз и присутствовало то, чего не было на рынке гражданской продукции, – конкуренция. И суть конкуренции состояла в том, что от мощи и качества данного оружия зависела победа в гонке вооружений. Поэтому данная отрасль активно развивалась и модернизировалась.

Если вспомнить еще более ранний период, то большинство самой разной продукции не было изобретено в СССР. Ее заимствовали. Не изобретали велосипед, а брали хорошую идею или технологию и копировали, а впоследствии усовершенствовали. Так, в основе "Т-34" лежала технология американского танка "Кристи". "Жигули" – это итальянский "Фиат". И только позже, когда освоили производство чужого, начали изобретать свое. Веду к тому, что для создания своей конкурентной продукции была проделана огромная работа по изучению, внедрению и модернизации иностранных технологий. И именно этот опыт стал дальнейшей базой развития для своего ВПК.

Когда же СССР распался, накопленное наследие технологий, знаний и опыта досталось и нашей стране. И эта огромная база знаний сейчас позволяет нам легко делать то, что умеют делать только небольшое количество стран. А определенная продукция по качеству и характеристикам превышает аналоги, что производят более развитые государства. Уже прошло 30 лет после распада СССР, и за это время технологии ушли далеко вперед, но мы не отстаем и производим действительно конкурентную продукцию.

Насколько военная промышленность может помочь развитию страны? Снова же нужно вернуться к истории.

Если говорить об США, то именно Вторая мировая война, вернее, исполнение военных заказов, позволили ей стать глобальным лидером. Тогда многие частные компании разрабатывали военную продукцию, чтобы обеспечить потребности страны. Компании "Форд", "Дженерал моторс" и "Крайслер" именно тогда заработали свое состояние, которое легло в основу их дальнейшего могущества. "Форд" создавал армейские грузовики и джипы. "Дженерал моторс" – самолеты и авиадвигатели. Аналогично в Европе. Многие ведущие сейчас немецкие производители тогда активно работали на военные заказы. По окончании войны они перешли на выпуск гражданской продукции.

Если брать более современные примеры, можно упомянуть Израиль. Сейчас его неформально называют страной стартапов. Только мало кто помнит, что многие стартапы создавались военными и имеют военную или околовоенную направленность.

В целом, нам всегда нужно помнить, что мы сильная в научном и технологическом плане страна, как бы нас ни пытались переубедить в обратном. Особенно в том, что возрождать промышленность нет смысла. Нужно помнить, что мы умеем не только выращивать зерно, но и создавать самолеты и ракеты. И мы не такие дикие аборигены, как настойчиво пытаются нас убедить иностранные советники.

Павел Вернивский, эксперт института им. Александра Поля

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
15:58 | 07.04.2018
Хе-хе
Полный бред . Украина уже давно не производит никаких самолётов . 0 (ноль) штук за последние 4 года . Это медицинский факт . Танки производят штучно , кустарно : контракт на 50 танков выполнялся 6 лет . Ни одного вертолёта Украина самостоятельно также не произвела .
Статья набор фантазий и мрий .

...
Новости партнеров


Статьи
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.
08.01.19, Игорь Воронцов
Регион Юго-Восточной Азии не входит в число основных рынков сбыта для украинских металлургов. Но растущий торговый протекционизм в ЕС и обострение конкуренции в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) делают ЮВА привлекательным для производителей, желающих поддержать и нарастить стальные продажи.
04.01.19, Ярослав Ярош
Украинские производители подшипников празднуют промежуточную победу. В декабре Межведомственная комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта подшипников с цилиндрическими роликами происхождением из Казахстана. Но конечной мишенью в этом деле является российский холдинг ЕПК, чья продукция давно мозолит глаза Харьковскому подшипниковому заводу – инициатору расследования.
27.12.18, Игорь Воронцов
Рост стоимости активов в мировом горно-металлургическом комплексе и оживление процессов M&A свидетельствуют о подъеме и окончательном завершении кризиса в отрасли. При этом "болезни", которые к нему привели, никуда не делись: избыточные сталеплавильные мощности по-прежнему велики, а барьеры торгового протекционизма в уходящем году стали еще выше.
21.12.18, Ярослав Ярош
В 2018 г. большая приватизация снова провалена. И несостоявшиеся торги по "Центрэнерго" – как кислая вишенка на этом приевшемся торте. Правительство, возможно, даже отправит в отставку и. о. главы Фонда госимущества Виталия Трубарова. Не особо веря, что кадровые перестановки кардинально изменят ситуацию. Ведь у предшественника Трубарова тоже ничего не получилось. Да и накануне избирательной кампании в стране на эту стратегическую должность придется искать такого же временщика. Серьезные ставки пойдут уже после выборов.
18.12.18, Василий Январев
В уходящем году украинский горно-металлургический комплекс демонстрирует на первый взгляд неплохие показатели: производство увеличивается, финансовые показатели предприятий улучшаются. Но все это достигнуто в первую очередь за счет экспорта – внутренний рынок остается традиционно слабым, и это таит для отечественной металлургии немалые риски.
13.12.18, Игорь Воронцов
Металлургические предприятия КНР радикально улучшили свое финансовое положение по итогам января-сентября. Это позволяет китайцам упрочить мировое лидерство по объемам стальной выплавки. Причем секрет их успеха очень прост. Но далеко не все могут идти таким путем.
07.12.18, Ярослав Ярош
В 2018 г. Украина выйдет на третье место в Европе по потреблению сжиженного газа (LPG) на автотранспорте, обогнав Италию и отставая только от Польши и Турции. Емкость внутреннего рынка в денежном эквиваленте уже подобралась к 1 млрд долл. Но не стоит торопиться с фанфарами. Топливные трейдеры отмечают, что LPG-рынок в стране приближается к потолку, а платой за стремительный рост четырех прошедших лет стала его скрытая уязвимость – слишком разросшийся теневой сектор и слишком большая зависимость от России.
04.12.18, Игорь Воронцов
ПАО "Укрзализныця" анонсировала планы очередного многоэтапного повышения своих тарифов на грузоперевозки в 2019 г. В случае поддержки данной инициативы правительством ситуация в промышленности серьезно ухудшится и сама компания в итоге лишь потеряет объемы перевозок. Но монополист в своих решениях не привык руководствоваться ни рыночной логикой, ни государственными интересами, ни просто здравым смыслом.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!