Подробнее Запомнить город


Забытая промышленность

06.04.18
размер текста:

Практически любая инициатива о необходимости возрождения промышленности сейчас наталкивается на шквал критики. Основным аргументом выступает утверждение, что наши производства – это совковое наследство, которое морально и технологически устарело. Потому нет никакого смысла возрождать то, что уже мертво. Мы пытались создать свой автомобиль, и что из этого получилось?

Тем не менее критикующие забывают, что промышленность у нас все же есть. Причем далеко не умирающая, а довольно высококонкурентная даже сейчас и ничем не уступающая зарубежным аналогам. Знаете, о чем я говорю? О нашем ВПК.

Почему-то все забывают, что Украина до сих пор производит самолеты, танки, легкую бронетехнику, ракеты. Также мы освоили производство вертолетов, беспилотников, дронов, лазерных систем наведения, современных оптических систем, оружия. Все это мы производим сами. Никто не учил. Не инвестировал. Все научились делать сами.

Как же получилось, что здесь нам удалось завоевать свое место под солнцем? Если вспомнить историю, то все разговоры о несостоятельности промышленности восходят к временам СССР. Да, тогда страна производила разную продукцию гражданского назначения, которая предназначалась для внутреннего потребления. На мой взгляд, здесь ключевым являлся момент, что, поскольку рынок СССР был закрыт, необходимость конкуренции отсутствовала, и, соответственно, никому в голову не приходило усовершенствовать производство. Потому продукция гражданского назначения была столь низкого качества.

С другой стороны, активно развивался рынок оружия. В нем как раз и присутствовало то, чего не было на рынке гражданской продукции, – конкуренция. И суть конкуренции состояла в том, что от мощи и качества данного оружия зависела победа в гонке вооружений. Поэтому данная отрасль активно развивалась и модернизировалась.

Если вспомнить еще более ранний период, то большинство самой разной продукции не было изобретено в СССР. Ее заимствовали. Не изобретали велосипед, а брали хорошую идею или технологию и копировали, а впоследствии усовершенствовали. Так, в основе "Т-34" лежала технология американского танка "Кристи". "Жигули" – это итальянский "Фиат". И только позже, когда освоили производство чужого, начали изобретать свое. Веду к тому, что для создания своей конкурентной продукции была проделана огромная работа по изучению, внедрению и модернизации иностранных технологий. И именно этот опыт стал дальнейшей базой развития для своего ВПК.

Когда же СССР распался, накопленное наследие технологий, знаний и опыта досталось и нашей стране. И эта огромная база знаний сейчас позволяет нам легко делать то, что умеют делать только небольшое количество стран. А определенная продукция по качеству и характеристикам превышает аналоги, что производят более развитые государства. Уже прошло 30 лет после распада СССР, и за это время технологии ушли далеко вперед, но мы не отстаем и производим действительно конкурентную продукцию.

Насколько военная промышленность может помочь развитию страны? Снова же нужно вернуться к истории.

Если говорить об США, то именно Вторая мировая война, вернее, исполнение военных заказов, позволили ей стать глобальным лидером. Тогда многие частные компании разрабатывали военную продукцию, чтобы обеспечить потребности страны. Компании "Форд", "Дженерал моторс" и "Крайслер" именно тогда заработали свое состояние, которое легло в основу их дальнейшего могущества. "Форд" создавал армейские грузовики и джипы. "Дженерал моторс" – самолеты и авиадвигатели. Аналогично в Европе. Многие ведущие сейчас немецкие производители тогда активно работали на военные заказы. По окончании войны они перешли на выпуск гражданской продукции.

Если брать более современные примеры, можно упомянуть Израиль. Сейчас его неформально называют страной стартапов. Только мало кто помнит, что многие стартапы создавались военными и имеют военную или околовоенную направленность.

В целом, нам всегда нужно помнить, что мы сильная в научном и технологическом плане страна, как бы нас ни пытались переубедить в обратном. Особенно в том, что возрождать промышленность нет смысла. Нужно помнить, что мы умеем не только выращивать зерно, но и создавать самолеты и ракеты. И мы не такие дикие аборигены, как настойчиво пытаются нас убедить иностранные советники.

Павел Вернивский, эксперт института им. Александра Поля

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
15:58 | 07.04.2018
Хе-хе
Полный бред . Украина уже давно не производит никаких самолётов . 0 (ноль) штук за последние 4 года . Это медицинский факт . Танки производят штучно , кустарно : контракт на 50 танков выполнялся 6 лет . Ни одного вертолёта Украина самостоятельно также не произвела .
Статья набор фантазий и мрий .

...
Новости партнеров


Статьи
19.07.18, Ярослав Ярош
В конце прошлого года Украина ввела 5-летние антидемпинговые пошлины на импорт стальных прутков из России в размере 15,21%. Вскоре подобная "стена" должна вырасти и на границах с Беларусью и Молдовой. Министерство экономического развития и торговли Украины начало антидемпинговое расследование против прутка, происходящего из названных стран. Как и в первом случае, инициатором санкций выступил комбинат "Арселор Миттал Кривой Рог".
13.07.18, Ярослав Ярош
Во многосерийном баттле за контроль над компанией "Укрнафта" между государством и группой "Приват" открыт новый фронт. На этот раз в городе Каменском Днепропетровской области. Командующий приватовской армией Игорь Коломойский решил остановить одно из крупнейших химических предприятий Украины – объединение "Днипроазот". Но хлопнуть при этом дверью так, чтобы окна задрожали по всей стране. Причем здесь "Укрнафта"? В течение 7 последних лет "Днипроазот" находился у нее на иждивении.
09.07.18, Василий Январев
После введения Межведомственной комиссией по международной торговле квот на импорт серной кислоты обсуждение данного вопроса перенеслось из МЭРТ в Государственную регуляторную службу. На прошедшем на днях в ГРС совещании схлестнулись представители производителей и потребителей кислоты, причем аргументы последних оказались гораздо сильнее.
05.07.18, Ярослав Ярош
Газотранспортная система Украины похожа на перезревшую невесту. Когда ее трубы добивались, Киев медлил. Сегодня он готов отдать ГТС хоть в аренду, хоть в концессию, хоть в совместное владение, но очередь из претендентов уже не стоит. Есть риск, что через два года вся эта огромная система общей длинной в 38 тыс. км газопроводов будет обслуживать исключительно внутренний рынок Украины. А это уже мало кому интересно.
02.07.18, Максим Полевой
Ведущие железорудные производители мира готовят к работе новые месторождения взамен выбывающих – на фоне нестабильности рыночных ожиданий в связи с начатыми США торговыми войнами.
27.06.18, Игорь Воронцов
Наиболее масштабные сделки в европейской металлургии оказались под угрозой срыва из-за слишком строгого следования демократическим процедурам, при которых все имеют не только собственное мнение, но еще и голос с правом "вето". Закономерно, что при таком раскладе шансы продавцов и покупателей ударить по рукам уменьшаются – время работает против них. Да и вообще у любого делового энтузиазма есть предел. Как и у обычного человеческого терпения.
21.06.18, Анна Ганзенко
В мае Кабинет министров одобрил Национальную транспортную стратегию Украины до 2030 года. О необходимости разработки такого основополагающего документа говорили уже давно, ведь транспортная отрасль, несмотря на все еще весомый вклад в формирование отечественного ВВП (около 6%), по-прежнему находится в глубоком и затяжном падении.
18.06.18, Ярослав Ярош
Администрация США решила больше не откладывать введение защитных мер против экспорта из ЕС и NAFTA, так что с 1 июня стальная продукция из этих регионов должна облагаться 25-процентной пошлиной. Две недели спустя Евросоюз решился на ответные санкции. Вслед за Канадой, Индией, Китаем и некоторыми другими странами. Маховик торговой войны набирает глобальные обороты, так что и украинским производителям будет трудно от него уклониться.
14.06.18, Игорь Воронцов
Ситуация на украинском рынке металлолома становится все горячее, по мнению участников III научно-технической конференции, организованной ассоциацией "УАВтормет" и прошедшей в Киеве 12 июня. Однако летняя жара здесь ни при чем – растет конкуренция за ограниченный объем ресурса. За него борются несколько категорий потребителей: украинские металлурги, литейщики и зарубежные металлурги.
12.06.18, Павел Вернивский
На прошлой неделе Верховная Рада все же одобрила закупку 55 французских вертолетов на сумму 555 млн евро. Это решение украинских политиков еще раз доказывает, что власть взяла курс на деиндустриализацию экономики страны, а также самоустранение государства от функции главного субъекта экономического развития.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!