Подробнее Запомнить город


Не все банки переживут осень

28.08.09
размер текста:

Отсутствие в Украине какой-либо четкой программы по спасению банковской системы приводит к достаточно плачевным последствиям. Ее финансовое состояние продолжает стремительно ухудшаться. Очевидно, что далеко не каждый коммерческий банк обладает поддержкой крупной транснациональной группы или имеет стратегического инвестора, способного влить дополнительный капитал. Поэтому запас прочности у многих финансовых учреждений очень быстро истощается. В данном контексте высока вероятность того, что осенью в Украине последует очередная волна банкротств банков.

В большинстве экономически развитых стран мира, процесс оздоровления финансового сектора подходит к своему завершению. Проблемные учреждения были оперативно рекапитализированы еще в конце прошлого года, а в текущем – они уже показывают положительный финансовый результат. В Украине ситуация развивается кардинально противоположным образом. Июль показал, что сейчас рано говорить даже о стабилизации банковской системы, а не то чтобы о восстановительных процессах.

В июле банки получили самый большой убыток с начала года - 4 млрд грн. В итоге, только за первые 7 месяцев текущего года, совокупные убытки достигли 18,3 млрд грн. Самый большой убыток в банковской системе был зафиксирован в мае – 2,7 млрд грн.

Стремительное увеличение убыточности банков объясняется опережающим ростом расходов (в январе-июле на 93,4%, до 102,8 млрд грн.) над доходами (+44,7% - до 84,4 млрд грн.). В свою очередь, опережающий рост расходов обусловлен увеличением отчислений в резервы, которые в прошлом месяце выросли на 8 млрд грн., в то время как в апреле-июне они увеличивались в среднем на 5 млрд грн. ежемесячно. Динамика последнего показателя свидетельствует о том, что в июле резко увеличился объем проблемной задолженности. Эту тенденцию провоцирует ряд факторов.

Во-первых, объективное истощение ресурсов населения и корпоративного сектора. В I полугодии официальный реальный уровень доходов населения упал на 13%, а консолидированный финансовый результат предприятий давно прогрузился в отрицательную зону. И корпорации, и население используют сейчас ресурсы, накопленные во время экономического подъема, которые являются ограниченными. Поскольку еще год назад никто не ожидал, что кризис окажется настолько глубоким, и, очевидно, весьма продолжительным, существенных накоплений на «черный день» никто не делал.

Во-вторых, рост неплатежей по кредитам провоцирует в дальнейшем девальвацию гривны. В частности, эта тенденция наблюдается в сегменте ипотеки и в автокредитах. Помимо удорожания кредита почти на 80% (июль 2009 года к июню 2008 года), в некоторых случаях падение цен просто лишило смысла обслуживать долги. Если, оставшаяся сумма платежей по кредиту достаточно велика, иногда выгоднее вернуть залоговое имущество банку, а освободившиеся ресурсы направить на покупку, значительно подешевевших квартир и автомобилей.

В-третьих, значительную роль играет потеря уверенности в необходимости обслуживать задолженность в надежде на улучшение ситуации. Если в начале года еще доминировали позитивные настроения, что спад в экономике будет временным, и доходы начнут увеличиваться уже во II полугодии, то нынче настрой куда менее оптимистичен. Несмотря на то, что летом были зафиксированы первые восстановительные тенденции, уже очевидно, что экономике выйти на докризисный уровень в ближайшем будущем не удастся. В связи с этим, население и корпорации начали все больше допускать просрочки по кредитным платежам.

Ухудшение финансового состояния банковской системы должно было сподвигнуть НБУ на оперативное реагирование. Более того, в июле был принят Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно особенностей проведения мероприятий по финансовому оздоровлению банков» который предоставил НБУ дополнительные возможности. Однако регулятор использует преимущественно нормы, которые расширяют его административные полномочия.

В июле-августе НБУ продолжал рефинансировать банки в неограниченных количествах, однако в августе ситуация в банковской сфере еще более ухудшилась. Кроме того, регулятор:

1. Продлил еще на полгода мораторий на выплату депозитов в банках с временной администрацией. Согласно вышеназванному закону, срок моратория сокращен с шести до трех месяцев, однако для тех банков, в которых на момент его принятия уже действовала временная администрация, НБУ получил право продлить его действие еще на шесть месяцев. Таким образом, значительная часть вкладчиков все еще не может забрать свои деньги из проблемных банков. Такое решение бьет не только по деловой репутации банков, но и по всей банковской системе. Перспектива ожидать неопределенный срок свои вклады, существенно уменьшит количество желающих вкладывать депозиты в украинские банки.

2. Постановлением № 421, запретил убыточным банкам досрочно погашать свои долговые ценные бумаги, за исключением случаев погашения по цене ниже 50% номинала. Первыми воспользовались нормой, национализированные «Родовид Банк» и «Укргазбанк». Проигнорировать выплату долга по оферте до конца года и, таким образом, отсрочить возврат 2,7 млрд грн. могут еще 11 банков. Держатели облигаций возмущены действиями Нацбанка и намерены оспаривать их в судебном порядке.

3. Способствовал девальвации гривны. Во время июльской и августовской волн девальвации гривны, НБУ спокойно наблюдал, пока курс не достигал максимума, и только потом выходил на межбанк. При этом, за два месяца без всяких экономических предпосылок национальная валюта потеряла в цене 10%.

4. Не смог достичь договоренностей с Минфином по вопросу рекапитализации большинства проблемных банков. За три квартала рекапитализировано всего три банка – «Родовид», «Киев» и «Укргазбанк», тогда как помощи требуют около двух десятков. Премьер-министр Ю.Тимошенко заявила, что сама будет заниматься данным вопросом, и в течение ближайших двух месяцев правительство национализирует около 15 банков. Подобное поведение Минфина и НБУ вызывает недовольство уже и в Секретариате Президента. Как сообщил на днях постоянный представитель Президента в Кабинете министров Александр Шлапак, В.Ющенко считает позицию Национального банка Украины в вопросе рекапитализации банков «слишком закрытой». Аналогичные претензии касались и рефинансирования.

Просчеты НБУ проявятся уже в начале осени.

Низкую эффективность Нацбанка в деле стабилизации и оздоровления банковского сектора можно объяснить разными причинами. Можно этот факт попросту игнорировать, как это делает КМУ, или списать на отсутствие опыта, чем прикрывается и сам НБУ, или же вовсе отстраниться от этой темы, как сделали Президент и народные депутаты. Между тем, решать подобные задачи – прямая обязанность регулятора, что зафиксировано не только в украинском законодательстве, но и в Меморандуме об экономической и финансовой политике, утвержденным МВФ.

К сожалению, в Украине ни одна ветвь власти не способна дать объективную оценку антикризисной политике Нацбанка, а поэтому и нет оснований для привлечения к ответственности чиновников регулятора за ее провал. А поскольку руководство НБУ хорошо осознает этот факт, то эффективность его деятельности может и далее снижаться: ведь даже если вся банковская система ляжет, всегда можно найти причины, которыми объяснить «объективный» характер данного процесса.

Алексей Виниций

 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
16.01.18, Ярослав Ярош
2016 г. Евразийский экономический союз (читай – Россия) ввел заградительные пошлины на ввоз стального прутка из Украины. Спустя год с лишним Украина обложила пошлиной в размере 15,21% такую же продукцию происхождением из РФ. В обоих случаях в гуще событий оказывался комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог". Первый раз – как главный пострадавший, второй – как основной выгодополучатель.
12.01.18, Максим Полевой
Мировой рынок ежегодно потребляет сотни новых гражданских самолетов и будет расти дальше. Чтобы воспользоваться этим, авиапром Украины должен развивать постпродажный сервис, лизинг и производственную эффективность.
09.01.18, Анна Ганзенко
К исходу четвертого года со времени последнего Майдана и всех последующих событий уже можно прикинуть предварительную цену, которую пришлось заплатить Украине за свой выбор. И если политические последствия данного шага сложно оценить однозначно, то с экономическими параметрами все немного проще: статистические показатели состояния экономики страны беспристрастны и спорить с ними тяжело.
04.01.18, Ярослав Ярош
Конец года оказался необычайно щедрым для меткомбината "Arcelor Mittal Кривой Рог". АМКР подписал документы о получении кредитов от Европейского банка реконструкции и развития и синдиката европейских банков на общую сумму 350 млн долл. Этот заем покроет примерно треть нужд комбината в денежных средствах, которые тот намерен вложить в масштабную модернизацию.
27.12.17, Максим Полевой
По итогам 2017 года в мире ожидается рост прямых иностранных инвестиций на 5%. Значительнее всего увеличатся вложения в переходные экономики. В их числе может оказаться и Украина.
22.12.17, Ярослав Ярош
За 11 месяцев 2017 г. объемы импорта газа в Украину выросли почти на 40%, по сравнению с прошлогодними. Более 50 частных компаний уже оформили разрешения на поставки газа из-за рубежа на украинский рынок, из них около 20 осуществляют ввоз в достаточно больших размерах – от 100 млн куб. м. Отказ Киева от прямого сотрудничества с российским "Газпромом" стал толчком к быстрой либерализации на этом рынке. Государственная компания "Нафтогаз Украины" продолжает оставаться здесь крупнейшим игроком. Но конкуренция уже пошатывает ее устои.
20.12.17, Максим Полевой
В конце года на мировом железорудном рынке наметился новый всплеск, связанный с позитивной динамикой спроса на металл. Заработать на этом смогут и украинские рудники, и горно-обогатительные комбинаты.
18.12.17, Игорь Воронцов
Производство и потребление металлоконструкций в Украине в текущем году продолжило рост, сигнализируя об устойчивости восстановления национальной экономики. Но в целом для металлургов данный рынок остается нишевым в виду незначительных объемов. О том, как их увеличить, говорилось на VI национальной конференции участников рынка стального строительства, которая состоялась 14 декабря в Киеве.
12.12.17, Ярослав Ярош
Надежды на то, что украинским правительственным и промышленным лоббистам удастся уговорить Египет сменить гнев на милость в отношении украинской стальной арматуры, не оправдались. 6 декабря Министерство торговли и промышленности Египта объявило, что временные заградительные пошлины на данную продукцию теперь станут постоянными. По крайней мере, на 5 ближайших лет.
08.12.17, Максим Полевой
В Турции активно развивается собственная металлургия, но быстрорастущий внутренний спрос оставляет шансы и для импортеров металлопродукции, включая Украину.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!