Подробнее Запомнить город


Нацбанк напечатает деньги для Евро 2012

27.08.09
размер текста:

Верховная Рада преодолела вето Президента на закон №4735-1 и обязала НБУ дополнительно внести в бюджет 9,8 млрд грн., которые правительство намерено направить на финансирование программы подготовки страны к Евро-2012. Очевидно, что Национальный банк не располагает такой суммой, поэтому в очередной раз прибегнет к эмиссии, что станет дополнительным фактором разгона инфляции и усиления давления на национальную валюту.

Верховная Рада на внеочередной сессии после долгих дискуссий таки преодолела вето Президента Украины Виктора Ющенко на закон Украины «О внесении изменений в законы Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» и «О Национальном банке Украины», касающийся выделения Нацбанком 9,8 млрд грн. на подготовку Евро-2012. За соответствующее решение проголосовали 384 депутата (ПР - 166, БЮТ - 152, НУ-НС - 20, КПУ – 27, Блок Литвина - 19) из 409 зарегистрированных в зале.

Напомним, данный закон, совместно разработанный фракциями БЮТ и Партии регионов, был принят парламентом еще 1 июля. Он обязывал Нацбанк, помимо прибыли за 2008 год в размере 4,008 млрд грн., перечислить в госбюджет в текущем году не менее 9,8 млрд грн. прибыли за 2009 год. График перечисления денег следующий: за I полугодие регулятор обязан дополнительно внести 3,4 млрд грн. в течение трех дней с момента официального вступления закона в силу, за III квартал – 3,4 млрд грн. до 20 октября, и за IV – 3 млрд грн. до 10 ноября.

Указанные поступления предлагается направить на обеспечение подготовки и проведения в Украине Евро-2012, выделив их отдельной бюджетной программой под названием «Реализация государственной целевой программы по подготовке и проведению в Украине финальной части Чемпионата Европы по футболу 2012 года, строительству, реконструкции, развитию и содержанию сети автомобильных дорог, в том числе строительству и реконструкции мостов государственной и коммунальной собственности (включая строительство железнодорожно-автомобильного мостового перехода через реку Днепр в городе Киеве на сумму 650 млн грн.), а также по строительству метрополитена в городах Днепропетровске, Донецке, Киеве и Харькове».

Несмотря на благие цели данного закона, механизм изымания дополнительных денег с НБУ весьма противоречив. Согласно статье 5 закона Украины «О Национальном банке Украины», НБУ и его учреждения (кроме хозрасчетных, которые облагаются налогами в общем порядке) по итогам года в случае превышения сметных доходов над сметными расходами, вносят в госбюджет следующего за отчетным годом положительную разницу. Норма о перечислении Национальным банком Украины в Государственный бюджет Украины положительной разницы валовыми доходами над валовыми расходами предусмотрена также законом «О налогообложении прибыли предприятий».

При этом, с целью хронологического сбалансирования расходов и доходов бюджета, начисление и уплата налога на прибыль осуществляется поквартально. На основании этого, НБУ традиционно разбивал свой платеж на части. Однако, в этом году «по просьбе» правительства он погасил все обязательства перед бюджетом за 2008 год, уже в I квартале 2009 года, что позволило правительству снизить напряжение на фискальскую сферу в начале года, который оказался очень тяжелым для экономики.

Таким образом, Нацбанк до конца года практически ничего не был должен бюджету. Однако правительство, не  обладающее иными источниками доходов, кроме как эмиссией НБУ, все же нашло механизм и основание для того, чтобы выжать из него дополнительную сумму. Как было сказано выше, закон №4735-1 обязал банк перечислить в этом году не только превышение доходов над расходами за прошлый год но и позитивную разницу за этот. Чтобы увеличить платеж, парламент указал на то, что в условиях финансово-экономического кризиса портфель НБУ пополнился дополнительными активами. Во-первых, с октября 2008 по май 2009 года Национальным банком Украины было предоставлено банкам около 63 млрд. грн. кредитов для поддержания их ликвидности на срок от 119 до 365 дней по ставке на уровне 12-18 % годовых. Во-вторых, Министерство финансов ежеквартально уплачивает Национальному банку проценты по облигациям внутреннего государственного займа (процентная ставка составляет 17,5-20%). В-третьих, законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» с целью оздоровления банковского сектора Минфин дополнительно выпустит ОВГЗ на общую сумму 44 млрд грн., которые Национальный банк обязан выкупить не позднее 5 дней со дня получения предложения об их выкупе. По этим бумагам правительство также выплачивает проценты.

Определенная логика в этих аргументах содержится. Однако разработчики закона не учли ряд важных моментов, которые, среди прочего, были подмечены Секретариатом Президента и изложены в обоснованиях наложения вето на данный закон. В частности, эксперты СП указали, что уплата НБУ в текущем году прибыли учреждения за этот же год является авансовым финансированием расходов госбюджета. Это, в свою очередь, приведет к необходимости осуществления НБУ дополнительной, ничем не обеспеченной эмиссии со всеми негативными последствиями для экономики государства (ускорение темпов инфляции, повышение давления на курс национальной валюты, падение уровня жизни населения, рост социального напряжения в обществе).

Кроме того, в СП отмечают тот факт, что ожидание парламента относительно размера позитивной разницы сметными доходами и расходами НБУ не совсем обосновано (с этим согласилось и Главное научно-экспертное управление ВРУ). Эксперты СП указывают, что более 90% доходной части сметы Национального банка Украины составляют процентные доходы по операциям по регулированию денежно-кредитного рынка. Действительно, Нацбанк выдал громаднейший объем рефинансирования, однако, в условиях финансового кризиса также повышаются риски неполучения доходов. В частности, по оперативным данным Национального банка Украины, из начисленных доходов по кредитам в сумме 4531,2 млн грн. Национальный банк Украины не получил 1187,7 млн грн.

Также в СП резонно указали на негативные последствия того, что законом №4735-1 из текста закона Украины «О Национальном банке Украины» исключается и норма, согласно которой из объема средств, которые НБУ по итогам года перечисляет в госбюджет, 25% но не менее 1 млрд грн., ежегодно направляется на пополнение средств Фонда гарантирования вкладов физических лиц, капитализацию банков и Государственного ипотечного учреждения. Подобными мерами правительство сужает свои возможности по стабилизации финансового сектора и рынка недвижимости.

Ветировав закон, В.Ющенко выдвинул свое предложение по финансированию мероприятий Евро-2012. По его мнению, проблему можно решить путем реализации программы целевого финансирования строительства объектов Евро-2012, разработанной специалистами Минфина, Нацбанка, Секретариата Президента и «Укравтодора». В соответствии с ней средства предполагается взять у банков, имеющих свободную ликвидность. У многих экономистов, такое предложение вызвало улыбку. Очевидно, что этот механизм априори не выполним хотя бы по той причине, что в банковской системе нет такого объема свободной ликвидности.

Поскольку Президент не сумел предложить действенной альтернативы финансирования Евро-2012, позиция правительства, продвигавшего идею преодоления вето, оказалась более убедительной. При этом, очевидно из политических соображений БЮТ и ПР публично проигнорировали все замечания СП, хотя, как было отмечено, некоторые из них были достаточно рациональными и аргументированными.

Вступивший в силу закон позволяет правительству решить сразу несколько проблем. Помимо того, что Кабинет министров получил «бесплатный» ресурс для финансирования подготовки Евро-2012, он дал возможность сбалансировать государственный бюджет, решив проблему нарастающего дефицита. Отчет о выполнении бюджета-2009 за I полугодие частично приоткрыл тайну сбалансирования бюджетных расходов и доходов в этом году при существенном падении последних. Как оказалось, капитальные расходы государственного бюджета в I полугодии сократились на 57,8%. Это свидетельствует, что бюджет был полностью переориентирован на финансирование социальных программ за счет замораживания инвестиционных проектов. Дополнительные доходы в размере 9,8 млрд грн. позволяют закрыть дыру по капрасходам и отчитаться по результатам года о выполнении бюджета.

Однако, напечатать деньги для финансирования капитальных расходов бюджета, большая часть из которых будет разворована, - весьма рискованный шаг. Правительству стоило бы проанализировать эффективность выполнения государственных программ на которые оно собирается потратить, свалившиеся на него деньги. К примеру, по оценкам специалистов строительство 1 м моста автомобильного мостового перехода через Днепр в Киеве в несколько десятков раз (!!!) дороже, чем строительство мостов в Китае. Несмотря на сотни миллионов гривен, выделенных на строительство метрополитена в Днепропетровске за последние десять лет не было построено ни одной станции, а автомобилисты с любопытством ищут те дороги, которые "Укравтодор" построил, на взятые в займы несколько миллиардов долларов. В данном контексте, весьма вероятно, что полученные из воздуха 9,8 млрд грн., туда же и отправятся.

Алексей Виниций

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
18.03.19, Ярослав Ярош
Более 10 лет руководство комбината "ArcelorMittal Кривой Рог" вело разговоры о строительстве новой агломерационной фабрики на предприятии. Но в начале 2019-го из дирекции АМКР прилетели другие вводные. Комбинат решил отказаться от прежней идеи. Теперь вместо новой аглофабрики должна появиться фабрика по окомкованию ЖРС. Такой объект, согласно предварительным расчетам, и экологичнее, и экономически выгоднее. Но при этом реконструкция обогатительного хозяйства на АМКР затянется и подорожает.
01.03.19, Игорь Воронцов
Наметившийся рост мировых цен на стальной лом угрожает стабильности работы украинских металлургических предприятий, обеспечивающих сотни тысяч рабочих мест и 25% валютных поступлений в страну. Ответом на вызов является законопроект №9474, принятый Верховной Радой 28 февраля за основу и в целом и направленный президенту Украины. Если он последует примеру законодателей и не станет затягивать с подписанием важного для отрасли документа, можно будет считать, что у металлургов есть сырье, а у бюджета – рост налоговых поступлений.
27.02.19, Ярослав Ярош
Глобальные торговые войны на стальном рынке украинскую металлургию пока особо не подкосили. Наоборот, по данным Министерства экономического развития и торговли, экспорт стальной продукции из страны вырос на 14,9%, или на 1,5 млрд долл. в денежном выражении, а по некоторым товарным позициям показал лучшие результаты с 2014 года.
20.02.19, Игорь Воронцов
Инициатива железнодорожной госмонополии грозит "заморозить" даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!