Подробнее Запомнить город


Газовая алхимия Кабмина

27.08.09
размер текста:

С подачи правительства НКРЭ в августе снизила на 16,6% предельные цены на газ для ряда химпредприятий страны. Это решение стало одновременно и актом поддержки химиков, и актом возмездия. В перечень предприятий-льготников не попали объединения "Ривнеазот" и "Сумыхимпром", чье руководство не проявляет должной лояльности к Кабмину.

Согласно решению НКРЭ от 14 августа право покупать газ по льготной цене - не выше 1584,4 грн./тыс. куб. м (без учета НДС, целевой надбавки и тарифов на транспортировку и поставку) получили 5 предприятий: Одесский припортовый завод, черкасский и северодонецкий "Азоты", горловский "Стирол" и "Днипроазот". Только первое из них принадлежит государству, все остальные находятся в частных руках. Впрочем, форма собственности в данном случае не имела первоочередного значения. Отбор шел, скорее, по принципу "свой-чужой".

Последний раз вопрос о пересмотре предельных цен на газ для химиков в Кабмине обсуждали 12 августа. По итогам этого финального совещания соответствующее протокольное решение с предложением поддержать отрасль поступило в НКРЭ. Следом за ним пришло и письмо с Министерства промышленной политики с перечнем из 5 предприятий, которым предлагалось предоставить ценовые преференции. "Ривнеазота" в этом перечне не оказалось, хотя на всех предыдущих этапах, когда речь заходила о господдержке производителей азотных удобрений, в проектах, предлагаемых правительственных решений, фигурировали все 6 предприятий азотной промышленности.

Именно эта «великолепная шестерка» и отбирает около 90% газа, закупаемого украинской химиндустрией. В I полугодии азотники пережили тяжелый шок, вызванный удорожанием газа, умноженный на падение сбыта. Но в этот самый трудный период господдержки они так и не дождались. Попытки властей помочь отрасли получались неуклюжими и малоэффективными.

Так, в апреле Верховная Рада приняла закон о преференциях для химической промышленности, но его ветировал Президент Виктор Ющенко, посчитав, что, предоставляемые химикам налоговые льготы слишком велики и продолжительны. После этого депутаты к законопроекту не возвращались.

В мае уже правительство сделало вид, что протягивает руку помощи химикам, предоставив им право самостоятельно импортировать газ. Но это решение априори было невыполнимым. Попытки некоторых украинских химпроизводителей законтрактировать голубое топливо по сходной цене в обход "Газпрома" и "Нафтогаза" не увенчались успехом. В конечном итоге украинским химпредприятиям пришлось до минимума свернуть работу собственных аммиачных цехов и перейти на закупку готового аммиака в России.

Такое изменение производственной стратегии ударило не только по самим химикам, растерявшим былую рентабельность и часть клиентов, но и рикошетом по "Нафтогазу". У последнего фактически пропал целый сегмент сбыта природного газа. Если в 2006-2008 гг. химиндустрия потребляла это топливо в пределах 7-8 млрд куб. м в год, то по итогам 2009 года показатель спроса может сократиться более чем наполовину. Ведь в I полугодии производство аммиака в стране упало более чем на 40%, а потребление газа в этой отрасли - почти на 60%. В целом за январь-июль 2009 года производители азотных удобрений использовали примерно лишь 1,6 млрд куб. м газа.

При такой статистике уже и руководство "Нафтогаза" перестало возражать против ценовых преференций для химиков. Ведь недополученные доходы компании из-за низкого спроса со стороны производителей минудобрений превысили 2 млрд грн.

Поэтому если в начале года Олег Дубина категорически выступал против любых ценовых скидок для промпотребителей, то в августе он с легкостью согласился пересмотреть прайсы на газ, используемый в качестве сырья для азотной промышленности. А чтобы совсем уж отвадить украинских химиков от импорта российского аммиака, НКРЭ с начала августа повысила тарифы на прокачку этого продукта по украинскому участку трубопровода "Тольятти-Одесса".

Причем это повышение не распространяется на транзитные объемы, а только на аммиак, предназначенный для внутреннего потребления. Таким образом, правительству удалось более-менее достигнуть ценового паритета на аммиачное сырье. Если до августа его можно было приобрести на спотовом рынке в России по 170-180 долл./тонн, то его генерация из импортного газа непосредственно в Украине обходилась химпредприятиям примерно в 250 долл./тонн. После 16% удешевления газа последняя цифра должна опуститься до более приемлемого уровня в 205 долл./тонн.

При такой себестоимости сырья и улучшившейся конъюнктуре на внешних рынках украинские производители минудобрений могут рассчитывать на довольно неплохую рентабельность - свыше 10% при изготовлении карбамида и аммиачной селитры. Хотя даже сейчас газ для них стоит более чем в 2 раза дороже, нежели у российских конкурентов, но наши земляки имеют перед россиянами преимущество в виде более короткого транспортного плеча. Особенно это касается Одесского припортового завода.

Заместитель министра промышленной политики Украины Валерий Немилостивый считает, что снижение цен на технологический газ для азотников позволит им увеличить объемы производства на 30-40% и хотя бы частично покрыть убытки, понесенные в I полугодии. Их размер в Минпромполитики оценивают в 442 млн грн. Союз химиков Украины, правда, называет намного большую цифру - 1,4 млрд грн. Для сравнения: примерно столько же прибыли украинские азотники заработали за весь 2007 год - наиболее успешный в ХХI веке.

И эксперты рынка, и специалисты химпредприятий более корректными считают данные Минпромполитики. Но с пониманием относятся и ко второй цифре: если не будешь прибедняться - кто тебя пожалеет? Вместе с тем объективно оценить реальные финансовые потери химпроизводителей от удорожания газа весьма сложно, ведь владельцы этих предприятий (пожалуй, за исключением Одесского припортового) имеют привычку даже в благоприятных условиях аккумулировать убытки на производственном предприятии, а основной "навар" оставлять на балансе фирм, которые непосредственно реализуют химудобрения на внешних рынках.

Однако в данном случае Кабмин просто закрыл глаза на то, в чей карман ложится выручка от продажи удобрений. Закрыл, правда, избирательно. "Ривнеазоту" его близость к Дмитрию Фирташу не простили. Это предприятие, единственное из украинских производителей азотных удобрений, не попало в перечень тех, кому газ положен по льготной цене. Ни в НКРЭ, ни в Минпромполитики никто так и не взял на себя смелость официально объяснить, почему предприятию из Ривного отказали в господдержке. В неофициальной беседе сотрудники Минпромполитики ссылались на то, что "Ривнеазот" покупает газ не у "Нафтогаза", а у газпромовской дочки – "Газпром сбыт Украина". А раз так, пусть они сами и договариваются о ценовых преференциях.

Однако этот аргумент не до конца состоятелен. Ведь, например, черкасский "Азот" и днепропетровский "Днипроазот" также предпочитают закупать газ не у государственного "Нафтогаза", а у "Укрнафты", контролируемой "Приватом". Тем не менее, им размер предельного тарифа все-таки снизили. Не потому ли, что за этими химпредприятиями стоят бизнесмены, с которыми у Юлии Тимошенко на сегодня достигнут консенсус - Александр Ярославский и Игорь Коломойский.

Поставив "Ривнеазот" в заведомо невыгодные условия, правительство не только наносит очередной финансовый удар по бизнес-группе Дмитрия Фирташа, но и расчищает рынки для его конкурентов. Например, черкасский "Азот" Ярославского уже начинает перетягивать на себя заказы от сельхозпроизводителей с запада Украины, чьи нужды ранее удовлетворял географически более близкий "Ривнеазот". Его же нишу на зарубежных рынках остальные украинские азотники с радостью поделят между собой. Ведь руководство предприятия не исключает полной остановки производства. С июля "Ривнеазот" и так уже функционирует в режиме трехдневной рабочей недели.

Не попал в список льготников и еще один химический гигант Украины - объединение "Сумыхимпром". И хотя оно относится к производителям не азотных, а фосфорных удобрений - газовые проблемы и его поставили на грань краха. В июле предприятие "Сумыгаз" за долги отключило подачу газа на "Сумыхимпром", вследствие чего работать там может теперь один лишь кислотный цех. Местные власти обращались к Минпромполитики и премьер-министру с просьбами позволить градообразующему предприятию реструктуризировать газовые долги и приравнять его в льготах к производителям азотных удобрений, но и здесь взаимопониманию помешал политический момент.

"Сумыхимпром" сегодня возглавляет близкий к Партии регионов Евгений Лапин, который насколько может саботирует правительственное решение о вхождении его предприятия в госхолдинг "Титан Украины". С другой стороны место Е.Лапина не прочь снова занять Николай Трофименко, который уже возглавлял объединение после "помаранчевой революции", а теперь является первым заместителем главы Сумской облгосадминистрации. Но его кандидатура опять же неприемлема для правительства Ю.Тимошенко, поскольку Н.Трофименко - выдвиженец "Нашей Украины". В этой довольно запутанной борьбе за кресло страдают, как правило, экономические интересы, объятого спором предприятия.

Хотя ситуация в сегменте фосфорных удобрений еще хуже, чем с азотными: если производство первых за январь-июнь 2009 года упало на 25%, то вторых - на все 40%. Таким образом, августовская раздача дешевого газа стала одним из самых ярких примеров применения двойных стандартов в истории кабинета Ю.Тимошенко. Приближение выборов вынуждает премьера действовать прямолинейнее. Она уже в целом определилась с союзниками из бизнес-среды и в качестве аванса подкармливает их пряниками. Для остальных же остается кнут.

Впрочем, производителям азотных удобрений вкусить газовых пряников может и не удастся. "Ривнеазот" грозится оспорить постановление НКРЭ от 14 августа в суде. Если это случится, то газ по дешевке не достанется никому из его собратьев по цеху. Ведь пока суд да дело, то и срок действия документа истечет. Сниженные предельные цены на газ для азотников утверждены Нацкомиссией по регулированию электроэнергетики только до конца 2009 года.

Ярослав Ярош

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!