Подробнее Запомнить город


Что не так с портовыми тарифами в Украине?

22.02.18
размер текста:

Незначительное снижение правительством портовых сборов в Украине не отвечает текущей рыночной ситуации и ожиданиям бизнеса. Без дальнейших шагов в данном направлении невозможно добиться увеличения внутренних грузоперевозок и перевалки в портах. Об этом Кабинету министров Украины сигнализируют уже не только отраслевые бизнес-ассоциации, но и Международная финансовая корпорация IFC, структурное подразделение Всемирного банка.

Тарифная политика, как и Восток – дело тонкое. С ее помощью можно стимулировать развитие экономики, а можно и наоборот, заглушить рост и вогнать в рецессию. Данный тезис вполне справедлив и для портовых сборов: применительно как к портовому хозяйству, так и к транспортной отрасли в целом. Очевидно, что в нашем случае правительственные чиновники выбрали второй вариант.

Об этом свидетельствуют данные IFC, собранные в рамках исследования, презентованного консультантом IFC Эдвардом Лейнгом 20 февраля на заседании "круглого стола" в Украинском союзе промышленников и предпринимателей. Так, на портовые сборы приходится 70% доходов госпредприятия "Администрация морских портов Украины". В порту Роттердам показатель 48%, в Амстердаме – 39%, в Гамбурге – 30%, в Ванкувере – 19%.

В украинских портах приходится платить 10-20 портовых сборов, в частности, в крупнейшем из них, Одессе – 14. В европейских портах платят максимум 5 сборов, включая лоцманский и буксирный. В таком случае понятно, почему стоимость 1 судозахода балкера класса panamaх водоизмещением 60 тыс. тонн в порт Николаева составляет порядка 235 тыс. долл., в Южный – 151 тыс. долл., в Черноморск и Одессу – 110 тыс. долл. В то время как в Роттердаме и Антверпене – 75 тыс. долл., в Гамбурге – 60 тыс. долл.

Далее эти обязательные платежи ложатся на себестоимость у грузоотправителей. В результате при экспорте пшеницы из Украины расходы на портовые сборы обходятся примерно в 28 долл./тонну, тогда как в Германии и Франции – 6 долл./тонну, в США – 4 долл./тонну. Такой расклад, мягко говоря, не способствует конкурентоспособности украинского зерна на мировых рынках. То же самое можно сказать и о другой важнейшей статье украинского экспорта.

На грузы горно-металлургического комплекса в украинских портах приходится примерно 45% от перевалки, по данным объединения "Укрметаллургпром". И если стоимость судозахода балкера-рудовоза panamaх вместимостью 74 тыс. тонн в порт Южный в 2017 г. была 147 тыс. долл., то в Циндао, основные "ворота" китайского железорудного импорта – всего 52 тыс. долл., в Ричардс-Бей, из которого экспортируются южно-африканская руда и уголь – 28 тыс. долл. и т. д.

В случае снижения портовых сборов экспортный поток грузов от украинского ГМК возрастет, подчеркнул президент объединения "Укрметаллургпром" Александр Каленков. "Я общаюсь с директорами наших металлургических предприятий, и ситуация на рынке порой такая, что борьба за уменьшение себестоимости идет за каждый доллар. Другими словами, для них каждый 1 долл./тонну в себестоимости имеет значение", – сказал он.

Директор по маркетингу железорудной компании Ferrexpo (Полтавский и Еристовский ГОКи) Ярослава Блонская уточнила, что судозаход балкера класса capsize в украинский порт обходится компании в 378-441 тыс. долл. По ее информации, в Австралии производители железной руды платят 117-120 тыс. долл., в Бразилии – 85 тыс. долл. "Мы готовы подтвердить эти данные через судовых агентов", – отметила она.

При этом большая часть средств, полученных АМПУ от взимания портовых сборов, просто перечисляется в госбюджет. Сначала ГП платит туда 18% налога на прибыль, затем, в соответствии с постановлением Кабмина, отчисляет туда же 75% прибыли в виде дивидендов.

Итого получается, что 92% поступлений уходит прямиком государству и что с ними происходит далее – никто не знает. Ни о каком развитии портового сервиса, дноуглублении, строительстве новых подъездных путей, очистке акватории и т.д. – говорить в данном случае не приходится. Вот почему, несмотря на высокий уровень портовых сборов, Украина по итогам 2016 г. заняла всего 80-е место из 160 стран в рейтинге эффективности логистики от Всемирного банка.

Таким образом, сейчас портовые сборы превратились в инструмент скрытого налогообложения экспортеров. И проблема не только в том, что от этого снижаются объемы зарубежных продаж украинских предприятий – а значит, их налоговые отчисления в бюджет. Не менее важный вопрос – инвестиции. Точнее, куда они придут? Известно, что многие крупные компании в сфере АПК и ГМК стремятся развивать собственные логистические возможности.

Однако, по словам президента Украинской зерновой ассоциации Николая Горбачева, в нынешней ситуации, когда портовые сборы в Украине на 4-5 долл./тонну выше, чем в румынской Констанце и болгарской Варне, у зернотрейдеров нет стимула строить перевалочные терминалы в украинских портах. "Тогда проще уйти туда и строить там. Но кто от этого выиграет – государство?" – подчеркнул он.

Абсурдность положения, когда несущая золотые яйца курочка рискует оказаться окончательно зарезанной, наконец начали понимать и в Кабинете министров Украины. Своим постановлением от 6 декабря 2017 г. КМУ снизил норматив отчислений дивидендов для ГП "АМПУ" на 2018 г. до 50%. Кроме того, с 1 января снижены ставки портовых сборов – в среднем на 20%. Хотя, к примеру, ставка маякового сбора уменьшилась всего на 2%.

Вместе с тем надо учитывать, что, например, в Мариупольском морском торговом порту (через который экспортируется значительная часть грузов ГМК) в 2017 г. уровень портовых сборов был в 1,8-2,1 раза выше, чем в сопоставимых зарубежных портах. Поэтому принятое решение КМУ – безусловно, правильное. Но явно недостаточное для исправления ситуации.

Эксперты IFC в своем исследовании предлагают оценивать оптимальный уровень портовых сборов исходя из соотношения затрат порта и его доходов. По итогам 2016 г. доходы АМПУ составили 7,3 млрд грн., расходы 2,6 млрд грн. Получается коэффициент 2,77. Это означает возможность снижения существующих сборов в портах на 63% – чтобы они покрывали расходы на деятельность портовой администрации, а не служили источником сверхприбыли (например, уровень доходности канального сбора сейчас – 336%).

Сегодня средняя ставка портовых сборов 1,47 долл./тонну и если снизить их на 63%, как предлагает IFC, показатель уменьшится до 0,54 долл./тонну. "Данная оценка является индикативной, поскольку может варьироваться в зависимости от исходных данных. Но она довольно четко показывает правительству уровень требуемого снижения портовых сборов", – пояснил Э.Лейнг, комментируя результаты исследования.

По расчетам IFC, соответствующее решение КМУ позволит дополнительно сгенерировать порядка 260 млн долл. в экономике Украины, или 0,28% ВВП. Это не так уж мало – с учетом того, что рост ВВП по итогам 2017 г. составил 2,2%. Поэтому участники "круглого стола" в УСПП решили обратиться к Кабинету министров и лично к премьеру Владимиру Гройсману с письмом от имени отраслевых бизнес-ассоциаций с просьбой решить вопрос уменьшения портовых сборов до уровня, позволяющего экономике Украины развиваться.

"Нам необходимо опираться на законы экономики и не уменьшать конкурентоспособность наших производителей, работающих в условиях открытого рынка", – подчеркнул президент УСПП Анатолий Кинах. По его словам, вопрос портовых тарифов не является узкоотраслевой проблемой. "Это часть проблемы инвестиционного климата в стране", – заявил глава Украинского союза промышленников и предпринимателей.

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
24.09.18, Игорь Воронцов
Торговая война США против остального мира, начатая нынешним президентом Дональдом Трампом, вышла на новый уровень после введения с 24 сентября очередной порции тарифных ограничений на импорт китайских товаров стоимостью 200 млрд долл. в год.
21.09.18, Ярослав Ярош
Фонд госимущества намерен до конца текущего года продать контрольный пакет акций электрогенерирующей компании "Центрэнерго" и таким образом хоть чуть-чуть наполнить бюджет по статье "Поступления от приватизации". Конкурса с нетерпением ждут украинские "угольные генералы", заинтересованные в закрытии сделки еще до президентских выборов. Но они же могут и сорвать продажу, пытаясь помешать друг другу.
19.09.18, Павел Вернивский
Недавняя новость: Беларусь отказалась от кредитов Международного валютного фонда. Возможно, многим данный факт не покажется чем-то особенным, но можно вспомнить и Польшу, которая приняла аналогичное решение годом ранее. Почему же мы так зависим от этой организации? Если названные страны отказались от кредитов МВФ, способна ли и Украина поступить так же? И если подобное невозможно сегодня, то как сделать это реальным в будущем?
17.09.18, Игорь Воронцов
Скупка наличной валюты населением через официальные обменные пункты в августе вернулась к кризисным значениям января-февраля 2015 г. Означает ли это, что всем нам следует готовиться к обвалу курса гривны, МинПром выяснил с помощью экспертов.
14.09.18, Максим Полевой
У "Днепроспецстали" в 2018 году возникли трудности из-за ослабления спроса, подорожания сырья и энергоносителей. Это привело к росту импорта нержавейки в Украину, тем более что ее мировое производство активно растет.
10.09.18, Игорь Воронцов
Серьезные изменения наметились в стальном балансе Турции, а это один из наиболее важных рынков сбыта для украинских металлургов. Смогут ли они воспользоваться благоприятной ситуацией, станет ясно ближе к концу года. Тем более что по-прежнему существует ряд внутренних факторов, сдерживающих развитие отрасли.
07.09.18, Анна Ганзенко
Очередная эпопея с доставкой по Днепру херсонских арбузов киевским покупателям снова напомнила, что отрасль речных грузовых перевозок в Украине еще существует. Однако беспристрастная статистика свидетельствует, что небывалый общественный интерес к барже с арбузами, за передвижением которой и в прошлом, и в этом году, следили чуть ли не все ведущие масс-медиа страны, так и не смог убедить законодателей своевременно предоставить отрасли более комфортные условия для возрождения былого потенциала.
05.09.18, Игорь Воронцов
Новое падение курса гривны в этом году началось даже раньше, чем в прошлом. При этом Национальный банк Украины традиционно рапортует, что фундаментальных причин для обесценивания гривны нет. Тем не менее она уже благополучно потеряла 10% своей стоимости за последние 1,5 недели.
03.09.18, Ярослав Ярош
В конце августа Украина подала сразу 2 апелляции на решения Всемирной торговой организации: по кейсу DS 499 о поставках железнодорожных вагонов в Россию и по кейсу DS 493 об импорте российской аммиачной селитры. Прецедентов, когда ВТО меняет свое первоначальное мнение, немного. Но время мы потянуть можем, и особенно в споре вокруг удобрений это имеет существенное значение.
29.08.18, Максим Полевой
Европейские чиновники говорят, что ЕС окончательно оправился от последствий экономического кризиса 2008 года. Помешать укреплению тренда могут капризы президента США Дональда Трампа и выход Великобритании из Евросоюза.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!