Подробнее Запомнить город


Трубо-колесный взлет

21.02.18
размер текста:

После нескольких тоскливых лет холдинг "Интерпайп" Виктора Пинчука, наконец, почувствовал крылья за спиной. Компания пока не обнародует финансовые результаты, но объемы продаж у нее по итогам 2017 года увеличились на 35%.

Нефть в помощь

Крыльев у "Интерпайпа" два – производство труб и железнодорожных колес. Но все же львиную долю выручки генерируют именно трубы. В целом за прошедший год "Интерпайп" продал 595 тыс. тонн труб. Это лучший результат за последние 5 лет. И что даже важнее, достигнут он благодаря успешному окучиванию американского рынка. Объемы поставки в США уже превысили 90 тыс. тонн годовых. Это в два с лишним раза лучше результата за предыдущий год. Летом прошлого года правительство США пролонгировало до 10 июля 2018 г. соглашение о ценовых обязательствах "Интерпайпа" при поставках на местный рынок. Такое решение позволило украинскому производителю и дальше избегать антидемпинговой пошлины в размере 7,47%, которая применяется к экспорту целого ряда его конкурентов.

Момент оказался очень удачным, поскольку во втором полугодии резко пошли вверх мировые цены на нефть, что тут же отозвалось активизацией буровых работ в энергетическом секторе. На этой волне "Интерпайп" сумел удачно распродать не только текущие партии, но и складские остатки трубной продукции. Впрочем, оживление в нефтяном секторе коснулось ка США, так и других добывающих регионов. Например, после долгого затишья холдинг В.Пинчука смог значительно увеличить отгрузки в Азербайджан и Узбекистан, где возобновили работу несколько ранее замороженных проектов. И даже поставки в Россию за прошлый год выросли более чем на 10%, несмотря на существование там ограничительных пошлин на трубы происхождением из Украины (19,5% – антидемпинговая + 7% – таможенная).

Впрочем, порадовал В.Пинчука и внутренний рынок. Продажи труб украинским покупателям выросли на 29%, достигнув уровня 148 тыс. тонн годовых, а спрос на трубы нефтяного сортамента вообще подскочил в 2,2 раза, превысив 50-тысячный рубеж. Тут драйвером покупательской способности выступила государственная компания "Укргазвыдобування" со своей программой интенсификации добычи природного газа "20/20". За 2016 год эта компания увеличила объемы бурения на 21%, а по итогам 2017-го планирует удвоить предыдущий результат, что сулит "Интерпайпу" хорошие заказы и в текущем году.

В других товарных нишах, например, электросварных труб, компания не ставит слишком высоких целей. Удержится в текущих объемах производства (70-80 тыс. тонн в год) – уже хорошо. Свежей попыткой освоить новую продукцию может стать запуск линии оцинкованных труб на заводе "НикоТьюб". По словам Дениса Морозова, директора группы "Интерпайп" по финансам и экономике, сейчас идет монтаж необходимого завода в цеху №7 никопольского предприятия, а выпуск первой продукции ожидается во втором полугодии-2018.

Не последний вагон

Еще одна госкомпания, на которую "Интерпайп" возлагает большие надежды, – это "Укрзализныця". Отечественный вагонный парк буквально валится с колес. Дефицит подвижного состава в Украине стал хроническим. И это, с одной стороны, побуждает крупные компании задумываться над закупкой собственных вагонов, а с другой – вынуждает "УЗ" заниматься ремонтом и обновлением своего парка в неотложном режиме. В прошлом году национальная ж/д компания декларировала намерения приобрести 8 тыс. новых грузовых вагонов, по факту получила около 3 тыс. Но и это для "Интерпайпа" весьма положительный показатель. Как по итогам года, так и на перспективу. Значит, остается отложенный спрос, который надо удовлетворять.

За прошлый год "Интерпайп" продал на внутреннем рынке 45 тыс. тонн и других изделий железнодорожного сортамента, из которых около половины – непосредственно "Укрзализныце". Остальное – вагоностроительным и ремонтным заводам, которые выполняют преимущественно ее же заказы. Прирост продаж на внутренний рынок составил впечатляющие 83%. Хотя, как отмечают в самом трубно-колесном холдинге, прошлогодним цифрам еще далеко до показателей 2011-2012 гг., когда внутренний рынок потреблял около 130 тыс. тонн подобной продукции.

Таким образом, в сегменте ж/д колес основным рынком сбыта для "Интерпайпа" остается регион СНГ. В прошлом году туда экспортировано 89 тыс. тонн продукции, т. е. более половины всех продаж. В России, правда, уже возникала тема ограничений на украинские колесные пары, подобно тем, что кардинально пресекли импорт труб от В.Пинчука. Но официальное расследование так и не было начато, и это позволяет "Интерпайпу" еще как минимум год не сдавать колесных позиций в РФ, нащупывая параллельно плацдармы в новых перспективных регионах. Так, в 2017-м холдинг осуществил первые поставки колесной продукции в Турцию и Иран. Пока там продано в сумме 1050 пар – начало положено. Учитывая озабоченность правительств обеих этих стран крупными железнодорожными проектами, данное направление может стать одним из будущих приоритетов интерпайповской маркетинговой политики. Кроме того, в начале прошлого года "Интерпайп" заключил 5-летний контракт на обеспечение железнодорожной продукцией одного из подразделений американской корпорации Caterpillar, который предусматривает ежегодную поставку более 10 тыс. механически обработанных ж/д колес и свыше 1 тыс. осей.

С легким прононсом

На европейских просторах главную ставку "Интерпайп", похоже, сделал на совместный бизнес с французской компанией Vallourec – одним из крупнейших мировых производителей бесшовных труб. Информация о будущем партнерстве появилась еще в прошлом году, но финализация сделки ожидается в 2018-м. В феврале текущего года она получила "добро" от Антимонопольного комитета Украины. Ранее, осенью 2017-го, ее одобрили антитрастовые органы Германии.

Почему Германии? Во-первых, там сосредоточены главные трубопрокатные мощности Vallourec – три завода в Дюссельдорфе и один в Мюльхайме. Ранее все они принадлежали немецкой промышленной группе Mannesmann, пока в 1997 г. не вошли в состав совместного предприятия с французами. С середины 2000-х годов Vallourec получил единоличный контроль над этими активами. Во-вторых, ключевым участником нынешней украинско-французской сделки выступает зарегистрированная в Дюссельдорфе фирма Vallourec Deutschland GmbН, действующая от лица материнской компании. В частности, она получила право на приобретение некоторых активов компании Interpipe Limited (Кипр). Задекларированная цель такой покупки – осуществление хозяйственной деятельности по реализации и продвижению стальных бесшовных труб на рынках ЕС.

Однако Interpipe Limited – не просто торговый агент холдинга В.Пинчука на внешних рынках. Именно на эту кипрскую компанию оформлена собственность большинства предприятий, что входят в холдинг "Интерпайп". Например, в уставном фонде Новомосковского трубного завода ей принадлежит 89,24% акций, Нижнеднепровского трубопрокатного – 21,84%, днепровского "Втормета" – 98,7%. На всех перечисленных предприятиях сегодня должность главы Наблюдательного совета занимает коммерческий директор "Интерпайпа" Фади Храйбе. В учредительных документах он же позиционируется как представитель Interpipe Limited и ее главный исполнительный директор.

Все это необязательно означает, что Vallourec войдет в состав владельцев украинского трубно-колесного холдинга, но наталкивает на мысль, что стороны подготовили такую возможность. Она вполне вписывается в стратегию, которой французская корпорация придерживается в последние годы. Стратегия заключается в постепенном сокращении мощностей в ЕС и Северной Америке, но увеличении их за пределами этих наиболее высокоразвитых регионов мира. В контексте подобного курса можно вспомнить, что за последние 2 года Vallourec закрыла два предприятия в США и продала одно во Франции, но в то же время она консолидировала свои активы в Бразилии и завершила сделку по приобретению крупного китайского производителя бесшовных труб – Anhui Tianda Oil Pipe (TOP). К последнему достижению Vallourec, кстати, шла целых 6 лет. Первый пакет TOP (около 20%) она выкупила еще в 2011 г., а владение контрольным пакетом (более 70%) финально оформила только в начале 2017-го. Не исключено, что в таком же динамическом ключе может развиваться и ее партнерство с холдингом В.Пинчука.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
07.12.18, Ярослав Ярош
В 2018 г. Украина выйдет на третье место в Европе по потреблению сжиженного газа (LPG) на автотранспорте, обогнав Италию и отставая только от Польши и Турции. Емкость внутреннего рынка в денежном эквиваленте уже подобралась к 1 млрд долл. Но не стоит торопиться с фанфарами. Топливные трейдеры отмечают, что LPG-рынок в стране приближается к потолку, а платой за стремительный рост четырех прошедших лет стала его скрытая уязвимость – слишком разросшийся теневой сектор и слишком большая зависимость от России.
04.12.18, Игорь Воронцов
ПАО "Укрзализныця" анонсировала планы очередного многоэтапного повышения своих тарифов на грузоперевозки в 2019 г. В случае поддержки данной инициативы правительством ситуация в промышленности серьезно ухудшится и сама компания в итоге лишь потеряет объемы перевозок. Но монополист в своих решениях не привык руководствоваться ни рыночной логикой, ни государственными интересами, ни просто здравым смыслом.
30.11.18, Игорь Воронцов
Экспансия в Латинскую Америку, анонсированная председателем турецкой ассоциации экспортеров стали CIB Аднаном Асланом в начале ноября на отраслевой конференции Alacero в Колумбии, сыграла бы на руку украинским металлургам. Это хотя бы немного сняло напряжение там, где их интересы пересекаются в борьбе за сбыт, т.е. в ЕС и на Ближнем Востоке.
28.11.18, Ярослав Ярош
Подписание договоров о режиме свободной торговли с ЕС (в 2016 г.) и Канадой (в 2017 г.) способствовало росту товарооборота между Украиной и этими партнерами, хотя и не снесло до основания все торговые барьеры. Теперь в Киеве готовы сделать подобный шаг и в восточном направлении. Точнее два шага. Договор о ЗСТ с Турцией уже почти готов, а с Китаем – только на начальной переговорной стадии. Однако ожидания относительно выгодности новых зон неоднозначные.
26.11.18, Анна Ганзенко
Несмотря на все победные реляции о пополнении парка грузовых вагонов и резонансную историю с закупкой американских локомотивов работа главного предприятия железнодорожной отрасли все так же вызывает справедливые нарекания наиболее крупных клиентов, что бесспорно свидетельствует о наличии более сложных, системных препятствий для ее дальнейшего развития.
22.11.18, Игорь Воронцов
Совет Национального банка Украины в начале ноября направил Кабинету министров Украины рекомендации с целью не допустить разбалансировку валютного рынка в конце 2018 – начале 2019 гг. Сможет ли Кабмин выполнить пожелания Совета НЮУ и не допустить обвал курса, как это уже было последние 3 года – МинПром выяснил с помощью экспертов.
15.11.18, Игорь Воронцов
Платить за отопление нынешней зимой украинцам предстоит ощутимо больше – поскольку Кабинет министров Украины своим постановлением от 19 октября повысил цену газа с прежних 6958 грн. до 8550 грн./тыс. куб. м для предприятий теплоэнергетики. Те, в свою очередь, уже обратились в Национальную комиссию регулирования в сферах энергетики и коммунальных услуг с просьбой о повышении своих тарифов – поскольку газ является основным топливом для котельных.
13.11.18, Ярослав Ярош
Национальная компания "Энергоатом" утвердила среднесрочную программу инвестиций на период 2019-2023 гг. с общим наполнением 64,5 млрд грн. Но только под половину этой суммы есть реальные источники финансирования, остальные инвестиции покрывать нечем. И это дает "Энергоатому" очередной повод требовать повышения тарифов на электроэнергию, производимую АЭС.
08.11.18, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal стал главным претендентом на покупку обанкротившейся компании Essar Steel, четвертого по величине игрока на индийском рынке, обладающего мощностями по выплавке 10 млн тонн стали в год.
05.11.18, Ярослав Ярош
10 лет подряд объемы добычи природного газа в Украине топчутся у отметки 20 млрд куб. м в год, то чуть переходя ее, то опускаясь. Ни одна из программ стимулирования отрасли не сработала, в т. ч. и последняя – "20/20" – громко распиаренная ДК "Укргазвыдобування". Уже понятно, что в 2020 г. страна не перейдет на исключительно отечественный газ. Правда, можно прогнозировать, что в следующем году добыча сделает все же прыжок, а не шажок. Подорожание газа болезненно бьет по кошелькам потребителей и в то же время превращает разработку газовых месторождений в высокоприбыльный бизнес.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!