Подробнее Запомнить город


Трубо-колесный взлет

21.02.18
размер текста:

После нескольких тоскливых лет холдинг "Интерпайп" Виктора Пинчука, наконец, почувствовал крылья за спиной. Компания пока не обнародует финансовые результаты, но объемы продаж у нее по итогам 2017 года увеличились на 35%.

Нефть в помощь

Крыльев у "Интерпайпа" два – производство труб и железнодорожных колес. Но все же львиную долю выручки генерируют именно трубы. В целом за прошедший год "Интерпайп" продал 595 тыс. тонн труб. Это лучший результат за последние 5 лет. И что даже важнее, достигнут он благодаря успешному окучиванию американского рынка. Объемы поставки в США уже превысили 90 тыс. тонн годовых. Это в два с лишним раза лучше результата за предыдущий год. Летом прошлого года правительство США пролонгировало до 10 июля 2018 г. соглашение о ценовых обязательствах "Интерпайпа" при поставках на местный рынок. Такое решение позволило украинскому производителю и дальше избегать антидемпинговой пошлины в размере 7,47%, которая применяется к экспорту целого ряда его конкурентов.

Момент оказался очень удачным, поскольку во втором полугодии резко пошли вверх мировые цены на нефть, что тут же отозвалось активизацией буровых работ в энергетическом секторе. На этой волне "Интерпайп" сумел удачно распродать не только текущие партии, но и складские остатки трубной продукции. Впрочем, оживление в нефтяном секторе коснулось ка США, так и других добывающих регионов. Например, после долгого затишья холдинг В.Пинчука смог значительно увеличить отгрузки в Азербайджан и Узбекистан, где возобновили работу несколько ранее замороженных проектов. И даже поставки в Россию за прошлый год выросли более чем на 10%, несмотря на существование там ограничительных пошлин на трубы происхождением из Украины (19,5% – антидемпинговая + 7% – таможенная).

Впрочем, порадовал В.Пинчука и внутренний рынок. Продажи труб украинским покупателям выросли на 29%, достигнув уровня 148 тыс. тонн годовых, а спрос на трубы нефтяного сортамента вообще подскочил в 2,2 раза, превысив 50-тысячный рубеж. Тут драйвером покупательской способности выступила государственная компания "Укргазвыдобування" со своей программой интенсификации добычи природного газа "20/20". За 2016 год эта компания увеличила объемы бурения на 21%, а по итогам 2017-го планирует удвоить предыдущий результат, что сулит "Интерпайпу" хорошие заказы и в текущем году.

В других товарных нишах, например, электросварных труб, компания не ставит слишком высоких целей. Удержится в текущих объемах производства (70-80 тыс. тонн в год) – уже хорошо. Свежей попыткой освоить новую продукцию может стать запуск линии оцинкованных труб на заводе "НикоТьюб". По словам Дениса Морозова, директора группы "Интерпайп" по финансам и экономике, сейчас идет монтаж необходимого завода в цеху №7 никопольского предприятия, а выпуск первой продукции ожидается во втором полугодии-2018.

Не последний вагон

Еще одна госкомпания, на которую "Интерпайп" возлагает большие надежды, – это "Укрзализныця". Отечественный вагонный парк буквально валится с колес. Дефицит подвижного состава в Украине стал хроническим. И это, с одной стороны, побуждает крупные компании задумываться над закупкой собственных вагонов, а с другой – вынуждает "УЗ" заниматься ремонтом и обновлением своего парка в неотложном режиме. В прошлом году национальная ж/д компания декларировала намерения приобрести 8 тыс. новых грузовых вагонов, по факту получила около 3 тыс. Но и это для "Интерпайпа" весьма положительный показатель. Как по итогам года, так и на перспективу. Значит, остается отложенный спрос, который надо удовлетворять.

За прошлый год "Интерпайп" продал на внутреннем рынке 45 тыс. тонн и других изделий железнодорожного сортамента, из которых около половины – непосредственно "Укрзализныце". Остальное – вагоностроительным и ремонтным заводам, которые выполняют преимущественно ее же заказы. Прирост продаж на внутренний рынок составил впечатляющие 83%. Хотя, как отмечают в самом трубно-колесном холдинге, прошлогодним цифрам еще далеко до показателей 2011-2012 гг., когда внутренний рынок потреблял около 130 тыс. тонн подобной продукции.

Таким образом, в сегменте ж/д колес основным рынком сбыта для "Интерпайпа" остается регион СНГ. В прошлом году туда экспортировано 89 тыс. тонн продукции, т. е. более половины всех продаж. В России, правда, уже возникала тема ограничений на украинские колесные пары, подобно тем, что кардинально пресекли импорт труб от В.Пинчука. Но официальное расследование так и не было начато, и это позволяет "Интерпайпу" еще как минимум год не сдавать колесных позиций в РФ, нащупывая параллельно плацдармы в новых перспективных регионах. Так, в 2017-м холдинг осуществил первые поставки колесной продукции в Турцию и Иран. Пока там продано в сумме 1050 пар – начало положено. Учитывая озабоченность правительств обеих этих стран крупными железнодорожными проектами, данное направление может стать одним из будущих приоритетов интерпайповской маркетинговой политики. Кроме того, в начале прошлого года "Интерпайп" заключил 5-летний контракт на обеспечение железнодорожной продукцией одного из подразделений американской корпорации Caterpillar, который предусматривает ежегодную поставку более 10 тыс. механически обработанных ж/д колес и свыше 1 тыс. осей.

С легким прононсом

На европейских просторах главную ставку "Интерпайп", похоже, сделал на совместный бизнес с французской компанией Vallourec – одним из крупнейших мировых производителей бесшовных труб. Информация о будущем партнерстве появилась еще в прошлом году, но финализация сделки ожидается в 2018-м. В феврале текущего года она получила "добро" от Антимонопольного комитета Украины. Ранее, осенью 2017-го, ее одобрили антитрастовые органы Германии.

Почему Германии? Во-первых, там сосредоточены главные трубопрокатные мощности Vallourec – три завода в Дюссельдорфе и один в Мюльхайме. Ранее все они принадлежали немецкой промышленной группе Mannesmann, пока в 1997 г. не вошли в состав совместного предприятия с французами. С середины 2000-х годов Vallourec получил единоличный контроль над этими активами. Во-вторых, ключевым участником нынешней украинско-французской сделки выступает зарегистрированная в Дюссельдорфе фирма Vallourec Deutschland GmbН, действующая от лица материнской компании. В частности, она получила право на приобретение некоторых активов компании Interpipe Limited (Кипр). Задекларированная цель такой покупки – осуществление хозяйственной деятельности по реализации и продвижению стальных бесшовных труб на рынках ЕС.

Однако Interpipe Limited – не просто торговый агент холдинга В.Пинчука на внешних рынках. Именно на эту кипрскую компанию оформлена собственность большинства предприятий, что входят в холдинг "Интерпайп". Например, в уставном фонде Новомосковского трубного завода ей принадлежит 89,24% акций, Нижнеднепровского трубопрокатного – 21,84%, днепровского "Втормета" – 98,7%. На всех перечисленных предприятиях сегодня должность главы Наблюдательного совета занимает коммерческий директор "Интерпайпа" Фади Храйбе. В учредительных документах он же позиционируется как представитель Interpipe Limited и ее главный исполнительный директор.

Все это необязательно означает, что Vallourec войдет в состав владельцев украинского трубно-колесного холдинга, но наталкивает на мысль, что стороны подготовили такую возможность. Она вполне вписывается в стратегию, которой французская корпорация придерживается в последние годы. Стратегия заключается в постепенном сокращении мощностей в ЕС и Северной Америке, но увеличении их за пределами этих наиболее высокоразвитых регионов мира. В контексте подобного курса можно вспомнить, что за последние 2 года Vallourec закрыла два предприятия в США и продала одно во Франции, но в то же время она консолидировала свои активы в Бразилии и завершила сделку по приобретению крупного китайского производителя бесшовных труб – Anhui Tianda Oil Pipe (TOP). К последнему достижению Vallourec, кстати, шла целых 6 лет. Первый пакет TOP (около 20%) она выкупила еще в 2011 г., а владение контрольным пакетом (более 70%) финально оформила только в начале 2017-го. Не исключено, что в таком же динамическом ключе может развиваться и ее партнерство с холдингом В.Пинчука.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
18.03.19, Ярослав Ярош
Более 10 лет руководство комбината "ArcelorMittal Кривой Рог" вело разговоры о строительстве новой агломерационной фабрики на предприятии. Но в начале 2019-го из дирекции АМКР прилетели другие вводные. Комбинат решил отказаться от прежней идеи. Теперь вместо новой аглофабрики должна появиться фабрика по окомкованию ЖРС. Такой объект, согласно предварительным расчетам, и экологичнее, и экономически выгоднее. Но при этом реконструкция обогатительного хозяйства на АМКР затянется и подорожает.
01.03.19, Игорь Воронцов
Наметившийся рост мировых цен на стальной лом угрожает стабильности работы украинских металлургических предприятий, обеспечивающих сотни тысяч рабочих мест и 25% валютных поступлений в страну. Ответом на вызов является законопроект №9474, принятый Верховной Радой 28 февраля за основу и в целом и направленный президенту Украины. Если он последует примеру законодателей и не станет затягивать с подписанием важного для отрасли документа, можно будет считать, что у металлургов есть сырье, а у бюджета – рост налоговых поступлений.
27.02.19, Ярослав Ярош
Глобальные торговые войны на стальном рынке украинскую металлургию пока особо не подкосили. Наоборот, по данным Министерства экономического развития и торговли, экспорт стальной продукции из страны вырос на 14,9%, или на 1,5 млрд долл. в денежном выражении, а по некоторым товарным позициям показал лучшие результаты с 2014 года.
20.02.19, Игорь Воронцов
Инициатива железнодорожной госмонополии грозит "заморозить" даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!