Подробнее Запомнить город


Трубо-колесный взлет

21.02.18
размер текста:

После нескольких тоскливых лет холдинг "Интерпайп" Виктора Пинчука, наконец, почувствовал крылья за спиной. Компания пока не обнародует финансовые результаты, но объемы продаж у нее по итогам 2017 года увеличились на 35%.

Нефть в помощь

Крыльев у "Интерпайпа" два – производство труб и железнодорожных колес. Но все же львиную долю выручки генерируют именно трубы. В целом за прошедший год "Интерпайп" продал 595 тыс. тонн труб. Это лучший результат за последние 5 лет. И что даже важнее, достигнут он благодаря успешному окучиванию американского рынка. Объемы поставки в США уже превысили 90 тыс. тонн годовых. Это в два с лишним раза лучше результата за предыдущий год. Летом прошлого года правительство США пролонгировало до 10 июля 2018 г. соглашение о ценовых обязательствах "Интерпайпа" при поставках на местный рынок. Такое решение позволило украинскому производителю и дальше избегать антидемпинговой пошлины в размере 7,47%, которая применяется к экспорту целого ряда его конкурентов.

Момент оказался очень удачным, поскольку во втором полугодии резко пошли вверх мировые цены на нефть, что тут же отозвалось активизацией буровых работ в энергетическом секторе. На этой волне "Интерпайп" сумел удачно распродать не только текущие партии, но и складские остатки трубной продукции. Впрочем, оживление в нефтяном секторе коснулось ка США, так и других добывающих регионов. Например, после долгого затишья холдинг В.Пинчука смог значительно увеличить отгрузки в Азербайджан и Узбекистан, где возобновили работу несколько ранее замороженных проектов. И даже поставки в Россию за прошлый год выросли более чем на 10%, несмотря на существование там ограничительных пошлин на трубы происхождением из Украины (19,5% – антидемпинговая + 7% – таможенная).

Впрочем, порадовал В.Пинчука и внутренний рынок. Продажи труб украинским покупателям выросли на 29%, достигнув уровня 148 тыс. тонн годовых, а спрос на трубы нефтяного сортамента вообще подскочил в 2,2 раза, превысив 50-тысячный рубеж. Тут драйвером покупательской способности выступила государственная компания "Укргазвыдобування" со своей программой интенсификации добычи природного газа "20/20". За 2016 год эта компания увеличила объемы бурения на 21%, а по итогам 2017-го планирует удвоить предыдущий результат, что сулит "Интерпайпу" хорошие заказы и в текущем году.

В других товарных нишах, например, электросварных труб, компания не ставит слишком высоких целей. Удержится в текущих объемах производства (70-80 тыс. тонн в год) – уже хорошо. Свежей попыткой освоить новую продукцию может стать запуск линии оцинкованных труб на заводе "НикоТьюб". По словам Дениса Морозова, директора группы "Интерпайп" по финансам и экономике, сейчас идет монтаж необходимого завода в цеху №7 никопольского предприятия, а выпуск первой продукции ожидается во втором полугодии-2018.

Не последний вагон

Еще одна госкомпания, на которую "Интерпайп" возлагает большие надежды, – это "Укрзализныця". Отечественный вагонный парк буквально валится с колес. Дефицит подвижного состава в Украине стал хроническим. И это, с одной стороны, побуждает крупные компании задумываться над закупкой собственных вагонов, а с другой – вынуждает "УЗ" заниматься ремонтом и обновлением своего парка в неотложном режиме. В прошлом году национальная ж/д компания декларировала намерения приобрести 8 тыс. новых грузовых вагонов, по факту получила около 3 тыс. Но и это для "Интерпайпа" весьма положительный показатель. Как по итогам года, так и на перспективу. Значит, остается отложенный спрос, который надо удовлетворять.

За прошлый год "Интерпайп" продал на внутреннем рынке 45 тыс. тонн и других изделий железнодорожного сортамента, из которых около половины – непосредственно "Укрзализныце". Остальное – вагоностроительным и ремонтным заводам, которые выполняют преимущественно ее же заказы. Прирост продаж на внутренний рынок составил впечатляющие 83%. Хотя, как отмечают в самом трубно-колесном холдинге, прошлогодним цифрам еще далеко до показателей 2011-2012 гг., когда внутренний рынок потреблял около 130 тыс. тонн подобной продукции.

Таким образом, в сегменте ж/д колес основным рынком сбыта для "Интерпайпа" остается регион СНГ. В прошлом году туда экспортировано 89 тыс. тонн продукции, т. е. более половины всех продаж. В России, правда, уже возникала тема ограничений на украинские колесные пары, подобно тем, что кардинально пресекли импорт труб от В.Пинчука. Но официальное расследование так и не было начато, и это позволяет "Интерпайпу" еще как минимум год не сдавать колесных позиций в РФ, нащупывая параллельно плацдармы в новых перспективных регионах. Так, в 2017-м холдинг осуществил первые поставки колесной продукции в Турцию и Иран. Пока там продано в сумме 1050 пар – начало положено. Учитывая озабоченность правительств обеих этих стран крупными железнодорожными проектами, данное направление может стать одним из будущих приоритетов интерпайповской маркетинговой политики. Кроме того, в начале прошлого года "Интерпайп" заключил 5-летний контракт на обеспечение железнодорожной продукцией одного из подразделений американской корпорации Caterpillar, который предусматривает ежегодную поставку более 10 тыс. механически обработанных ж/д колес и свыше 1 тыс. осей.

С легким прононсом

На европейских просторах главную ставку "Интерпайп", похоже, сделал на совместный бизнес с французской компанией Vallourec – одним из крупнейших мировых производителей бесшовных труб. Информация о будущем партнерстве появилась еще в прошлом году, но финализация сделки ожидается в 2018-м. В феврале текущего года она получила "добро" от Антимонопольного комитета Украины. Ранее, осенью 2017-го, ее одобрили антитрастовые органы Германии.

Почему Германии? Во-первых, там сосредоточены главные трубопрокатные мощности Vallourec – три завода в Дюссельдорфе и один в Мюльхайме. Ранее все они принадлежали немецкой промышленной группе Mannesmann, пока в 1997 г. не вошли в состав совместного предприятия с французами. С середины 2000-х годов Vallourec получил единоличный контроль над этими активами. Во-вторых, ключевым участником нынешней украинско-французской сделки выступает зарегистрированная в Дюссельдорфе фирма Vallourec Deutschland GmbН, действующая от лица материнской компании. В частности, она получила право на приобретение некоторых активов компании Interpipe Limited (Кипр). Задекларированная цель такой покупки – осуществление хозяйственной деятельности по реализации и продвижению стальных бесшовных труб на рынках ЕС.

Однако Interpipe Limited – не просто торговый агент холдинга В.Пинчука на внешних рынках. Именно на эту кипрскую компанию оформлена собственность большинства предприятий, что входят в холдинг "Интерпайп". Например, в уставном фонде Новомосковского трубного завода ей принадлежит 89,24% акций, Нижнеднепровского трубопрокатного – 21,84%, днепровского "Втормета" – 98,7%. На всех перечисленных предприятиях сегодня должность главы Наблюдательного совета занимает коммерческий директор "Интерпайпа" Фади Храйбе. В учредительных документах он же позиционируется как представитель Interpipe Limited и ее главный исполнительный директор.

Все это необязательно означает, что Vallourec войдет в состав владельцев украинского трубно-колесного холдинга, но наталкивает на мысль, что стороны подготовили такую возможность. Она вполне вписывается в стратегию, которой французская корпорация придерживается в последние годы. Стратегия заключается в постепенном сокращении мощностей в ЕС и Северной Америке, но увеличении их за пределами этих наиболее высокоразвитых регионов мира. В контексте подобного курса можно вспомнить, что за последние 2 года Vallourec закрыла два предприятия в США и продала одно во Франции, но в то же время она консолидировала свои активы в Бразилии и завершила сделку по приобретению крупного китайского производителя бесшовных труб – Anhui Tianda Oil Pipe (TOP). К последнему достижению Vallourec, кстати, шла целых 6 лет. Первый пакет TOP (около 20%) она выкупила еще в 2011 г., а владение контрольным пакетом (более 70%) финально оформила только в начале 2017-го. Не исключено, что в таком же динамическом ключе может развиваться и ее партнерство с холдингом В.Пинчука.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
24.09.18, Игорь Воронцов
Торговая война США против остального мира, начатая нынешним президентом Дональдом Трампом, вышла на новый уровень после введения с 24 сентября очередной порции тарифных ограничений на импорт китайских товаров стоимостью 200 млрд долл. в год.
21.09.18, Ярослав Ярош
Фонд госимущества намерен до конца текущего года продать контрольный пакет акций электрогенерирующей компании "Центрэнерго" и таким образом хоть чуть-чуть наполнить бюджет по статье "Поступления от приватизации". Конкурса с нетерпением ждут украинские "угольные генералы", заинтересованные в закрытии сделки еще до президентских выборов. Но они же могут и сорвать продажу, пытаясь помешать друг другу.
19.09.18, Павел Вернивский
Недавняя новость: Беларусь отказалась от кредитов Международного валютного фонда. Возможно, многим данный факт не покажется чем-то особенным, но можно вспомнить и Польшу, которая приняла аналогичное решение годом ранее. Почему же мы так зависим от этой организации? Если названные страны отказались от кредитов МВФ, способна ли и Украина поступить так же? И если подобное невозможно сегодня, то как сделать это реальным в будущем?
17.09.18, Игорь Воронцов
Скупка наличной валюты населением через официальные обменные пункты в августе вернулась к кризисным значениям января-февраля 2015 г. Означает ли это, что всем нам следует готовиться к обвалу курса гривны, МинПром выяснил с помощью экспертов.
14.09.18, Максим Полевой
У "Днепроспецстали" в 2018 году возникли трудности из-за ослабления спроса, подорожания сырья и энергоносителей. Это привело к росту импорта нержавейки в Украину, тем более что ее мировое производство активно растет.
10.09.18, Игорь Воронцов
Серьезные изменения наметились в стальном балансе Турции, а это один из наиболее важных рынков сбыта для украинских металлургов. Смогут ли они воспользоваться благоприятной ситуацией, станет ясно ближе к концу года. Тем более что по-прежнему существует ряд внутренних факторов, сдерживающих развитие отрасли.
07.09.18, Анна Ганзенко
Очередная эпопея с доставкой по Днепру херсонских арбузов киевским покупателям снова напомнила, что отрасль речных грузовых перевозок в Украине еще существует. Однако беспристрастная статистика свидетельствует, что небывалый общественный интерес к барже с арбузами, за передвижением которой и в прошлом, и в этом году, следили чуть ли не все ведущие масс-медиа страны, так и не смог убедить законодателей своевременно предоставить отрасли более комфортные условия для возрождения былого потенциала.
05.09.18, Игорь Воронцов
Новое падение курса гривны в этом году началось даже раньше, чем в прошлом. При этом Национальный банк Украины традиционно рапортует, что фундаментальных причин для обесценивания гривны нет. Тем не менее она уже благополучно потеряла 10% своей стоимости за последние 1,5 недели.
03.09.18, Ярослав Ярош
В конце августа Украина подала сразу 2 апелляции на решения Всемирной торговой организации: по кейсу DS 499 о поставках железнодорожных вагонов в Россию и по кейсу DS 493 об импорте российской аммиачной селитры. Прецедентов, когда ВТО меняет свое первоначальное мнение, немного. Но время мы потянуть можем, и особенно в споре вокруг удобрений это имеет существенное значение.
29.08.18, Максим Полевой
Европейские чиновники говорят, что ЕС окончательно оправился от последствий экономического кризиса 2008 года. Помешать укреплению тренда могут капризы президента США Дональда Трампа и выход Великобритании из Евросоюза.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!