Трубо-колесный взлет

Публікації

После нескольких тоскливых лет холдинг "Интерпайп" Виктора Пинчука, наконец, почувствовал крылья за спиной. Компания пока не обнародует финансовые результаты, но объемы продаж у нее по итогам 2017 года увеличились на 35%.

Нефть в помощь

Крыльев у "Интерпайпа" два – производство труб и железнодорожных колес. Но все же львиную долю выручки генерируют именно трубы. В целом за прошедший год "Интерпайп" продал 595 тыс. тонн труб. Это лучший результат за последние 5 лет. И что даже важнее, достигнут он благодаря успешному окучиванию американского рынка. Объемы поставки в США уже превысили 90 тыс. тонн годовых. Это в два с лишним раза лучше результата за предыдущий год. Летом прошлого года правительство США пролонгировало до 10 июля 2018 г. соглашение о ценовых обязательствах "Интерпайпа" при поставках на местный рынок. Такое решение позволило украинскому производителю и дальше избегать антидемпинговой пошлины в размере 7,47%, которая применяется к экспорту целого ряда его конкурентов.

Момент оказался очень удачным, поскольку во втором полугодии резко пошли вверх мировые цены на нефть, что тут же отозвалось активизацией буровых работ в энергетическом секторе. На этой волне "Интерпайп" сумел удачно распродать не только текущие партии, но и складские остатки трубной продукции. Впрочем, оживление в нефтяном секторе коснулось ка США, так и других добывающих регионов. Например, после долгого затишья холдинг В.Пинчука смог значительно увеличить отгрузки в Азербайджан и Узбекистан, где возобновили работу несколько ранее замороженных проектов. И даже поставки в Россию за прошлый год выросли более чем на 10%, несмотря на существование там ограничительных пошлин на трубы происхождением из Украины (19,5% – антидемпинговая + 7% – таможенная).

Впрочем, порадовал В.Пинчука и внутренний рынок. Продажи труб украинским покупателям выросли на 29%, достигнув уровня 148 тыс. тонн годовых, а спрос на трубы нефтяного сортамента вообще подскочил в 2,2 раза, превысив 50-тысячный рубеж. Тут драйвером покупательской способности выступила государственная компания "Укргазвыдобування" со своей программой интенсификации добычи природного газа "20/20". За 2016 год эта компания увеличила объемы бурения на 21%, а по итогам 2017-го планирует удвоить предыдущий результат, что сулит "Интерпайпу" хорошие заказы и в текущем году.

В других товарных нишах, например, электросварных труб, компания не ставит слишком высоких целей. Удержится в текущих объемах производства (70-80 тыс. тонн в год) – уже хорошо. Свежей попыткой освоить новую продукцию может стать запуск линии оцинкованных труб на заводе "НикоТьюб". По словам Дениса Морозова, директора группы "Интерпайп" по финансам и экономике, сейчас идет монтаж необходимого завода в цеху №7 никопольского предприятия, а выпуск первой продукции ожидается во втором полугодии-2018.

Не последний вагон

Еще одна госкомпания, на которую "Интерпайп" возлагает большие надежды, – это "Укрзализныця". Отечественный вагонный парк буквально валится с колес. Дефицит подвижного состава в Украине стал хроническим. И это, с одной стороны, побуждает крупные компании задумываться над закупкой собственных вагонов, а с другой – вынуждает "УЗ" заниматься ремонтом и обновлением своего парка в неотложном режиме. В прошлом году национальная ж/д компания декларировала намерения приобрести 8 тыс. новых грузовых вагонов, по факту получила около 3 тыс. Но и это для "Интерпайпа" весьма положительный показатель. Как по итогам года, так и на перспективу. Значит, остается отложенный спрос, который надо удовлетворять.

За прошлый год "Интерпайп" продал на внутреннем рынке 45 тыс. тонн и других изделий железнодорожного сортамента, из которых около половины – непосредственно "Укрзализныце". Остальное – вагоностроительным и ремонтным заводам, которые выполняют преимущественно ее же заказы. Прирост продаж на внутренний рынок составил впечатляющие 83%. Хотя, как отмечают в самом трубно-колесном холдинге, прошлогодним цифрам еще далеко до показателей 2011-2012 гг., когда внутренний рынок потреблял около 130 тыс. тонн подобной продукции.

Таким образом, в сегменте ж/д колес основным рынком сбыта для "Интерпайпа" остается регион СНГ. В прошлом году туда экспортировано 89 тыс. тонн продукции, т. е. более половины всех продаж. В России, правда, уже возникала тема ограничений на украинские колесные пары, подобно тем, что кардинально пресекли импорт труб от В.Пинчука. Но официальное расследование так и не было начато, и это позволяет "Интерпайпу" еще как минимум год не сдавать колесных позиций в РФ, нащупывая параллельно плацдармы в новых перспективных регионах. Так, в 2017-м холдинг осуществил первые поставки колесной продукции в Турцию и Иран. Пока там продано в сумме 1050 пар – начало положено. Учитывая озабоченность правительств обеих этих стран крупными железнодорожными проектами, данное направление может стать одним из будущих приоритетов интерпайповской маркетинговой политики. Кроме того, в начале прошлого года "Интерпайп" заключил 5-летний контракт на обеспечение железнодорожной продукцией одного из подразделений американской корпорации Caterpillar, который предусматривает ежегодную поставку более 10 тыс. механически обработанных ж/д колес и свыше 1 тыс. осей.

С легким прононсом

На европейских просторах главную ставку "Интерпайп", похоже, сделал на совместный бизнес с французской компанией Vallourec – одним из крупнейших мировых производителей бесшовных труб. Информация о будущем партнерстве появилась еще в прошлом году, но финализация сделки ожидается в 2018-м. В феврале текущего года она получила "добро" от Антимонопольного комитета Украины. Ранее, осенью 2017-го, ее одобрили антитрастовые органы Германии.

Почему Германии? Во-первых, там сосредоточены главные трубопрокатные мощности Vallourec – три завода в Дюссельдорфе и один в Мюльхайме. Ранее все они принадлежали немецкой промышленной группе Mannesmann, пока в 1997 г. не вошли в состав совместного предприятия с французами. С середины 2000-х годов Vallourec получил единоличный контроль над этими активами. Во-вторых, ключевым участником нынешней украинско-французской сделки выступает зарегистрированная в Дюссельдорфе фирма Vallourec Deutschland GmbН, действующая от лица материнской компании. В частности, она получила право на приобретение некоторых активов компании Interpipe Limited (Кипр). Задекларированная цель такой покупки – осуществление хозяйственной деятельности по реализации и продвижению стальных бесшовных труб на рынках ЕС.

Однако Interpipe Limited – не просто торговый агент холдинга В.Пинчука на внешних рынках. Именно на эту кипрскую компанию оформлена собственность большинства предприятий, что входят в холдинг "Интерпайп". Например, в уставном фонде Новомосковского трубного завода ей принадлежит 89,24% акций, Нижнеднепровского трубопрокатного – 21,84%, днепровского "Втормета" – 98,7%. На всех перечисленных предприятиях сегодня должность главы Наблюдательного совета занимает коммерческий директор "Интерпайпа" Фади Храйбе. В учредительных документах он же позиционируется как представитель Interpipe Limited и ее главный исполнительный директор.

Все это необязательно означает, что Vallourec войдет в состав владельцев украинского трубно-колесного холдинга, но наталкивает на мысль, что стороны подготовили такую возможность. Она вполне вписывается в стратегию, которой французская корпорация придерживается в последние годы. Стратегия заключается в постепенном сокращении мощностей в ЕС и Северной Америке, но увеличении их за пределами этих наиболее высокоразвитых регионов мира. В контексте подобного курса можно вспомнить, что за последние 2 года Vallourec закрыла два предприятия в США и продала одно во Франции, но в то же время она консолидировала свои активы в Бразилии и завершила сделку по приобретению крупного китайского производителя бесшовных труб – Anhui Tianda Oil Pipe (TOP). К последнему достижению Vallourec, кстати, шла целых 6 лет. Первый пакет TOP (около 20%) она выкупила еще в 2011 г., а владение контрольным пакетом (более 70%) финально оформила только в начале 2017-го. Не исключено, что в таком же динамическом ключе может развиваться и ее партнерство с холдингом В.Пинчука.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢