Подробнее Запомнить город


Машины на позитиве

08.02.18
размер текста:

В 2017 году в украинском машиностроении продолжился восстановительный рост. Скорее всего, позитивная динамика сохранится и далее.

В 2017-м машиностроение Украины выросло на 7,3%, продолжив позитивную тенденцию предшествующего года, когда рост составил 2%. Отрасль остается важной частью отечественной промышленности, в прошлом году обеспечив ей 7% валового дохода – для сравнения, в 2012-м это было 10,3%, после чего вплоть до 2016 года доля машиностроения неуклонно падала. В 1990-м данный показатель составлял 30,5%. Отрасль включает более 2800 производств и 230 организаций, общее число работников – свыше 1 млн чел.

Выделяются такие основные направления, как тяжелое, аэрокосмическое, транспортное, энергетическое, электротехническое, сельскохозяйственное машиностроение. Все они стараются преодолеть эффекты экономического кризиса последних лет, восстанавливать и обновлять производство и номенклатуру. Так, стремление выпускать новую (или обновленную) продукцию, особенно в крупносерийных масштабах, наталкивается на необходимость существенных расходов на модернизацию производственных линий. Однако мало у кого есть нужные инвестресурсы, а привлечение займов усложнено высокими кредитными ставками и нежеланием многих кредиторов работать с "воюющей страной".

Кроме того, недостаточным остается внутренний спрос, что связано с экономическим кризисом последних лет. Пострадал и машиностроительный экспорт, основная часть которого раньше шла в Россию. Экспортные потери удается постепенно компенсировать: за 11 мес. 2017-го по разделу XVI УКТВЭД экспорт вырос на 7,1%, до 3540,4 млн долл., а по разделу XVIІ (транспортные средства) – на 11%, до 561,7 млн долл., в т.ч. за счет восстановления объемов поставок в РФ. Украинские машины и оборудование закупает и Евросоюз: например, Венгрия в январе-ноябре прошлого года приобрела в Украине машиностроительной продукции на 676,5 млн долл., Германия – на 467,2 млн долл., Польша – на 358,5 млн долл., Чехия – на 163,5 млн долл., Румыния – на 137,6 млн долл., Нидерланды – на 122,1 млн долл., и т.д.

Что касается тяжелого машиностроения (изготовление основного оборудования для других секторов тяжелой индустрии), то оно представлено несколькими многопрофильными комплексами и рядом предприятий меньшего масштаба. Флагманы сектора – холдинг "Азовмаш" и Новокраматорский машзавод, производящие продукцию для металлургии, металлообработки, горнодобычи и др. Каждый такой комплекс имеет собственные металлургические и литейные мощности, обеспечивающие его необходимыми комплектующими.

Отдельно выделим энергомашиностроение, начиная с харьковских заводов "Электротяжмаш" и "Турбоатом", которые имеют развитые продуктовые линейки и стараются обновлять их согласно запросам рынка. Первый из заводов сегодня участвует в проектах реконструкции некоторых отечественных ГЭС, а второй специализируется на АЭС и ТЭС. В частности, минувшей осенью "Турбоатом" подписал с НАЭК "Энергоатом" договор о поставках техники на 5-летний период с 2018 по 2022 годы.

Другое важное направление – авиакосмическое. "Главным по космосу" является "Южмаш" (в партнерстве с КБ "Южное"), продолжающий работу сразу по нескольким международным проектам – это "Морской старт"/"Наземный старт" (в апреле-2017 с компанией S7 SeaLaunchLimited заключен контракт на 12 ед. ракеты-носителя "Зенит"), ракеты "Антарес" для снабжения Международной космической станции (запуск носителей "Антарес" с мыса Уоллопс, США; предусмотрено изготовление 14 основных блоков первой ступени, из которых 10 уже отгружены, ожидается дополнительный заказ на 8 ед.), "Вега" (ракета-носитель Европейского космического агентства, для которой делаются блоки маршевого двигателя IV ступени – ранее поставлено 16, в 2017-м заключен очередной контракт еще на 20). Нет сомнений, что "космопром" остается одной из важнейших отраслей украинской промышленности и экономики в целом.

Если же говорить об авиастроении, то здесь действуют концерн "Антонов", харьковский авиазавод (ХГАПП), "Мотор Сич" (производитель двигателей и других компонентов), более 10 авиаремонтных площадок. "Антонов" располагает возможностями для выпуска ряда современных пассажирских и грузовых самолетов, но испытывает трудности с финансированием и твердыми заказами; в 2016 году серийное производство было приостановлено. Есть совместные проекты с Саудовской Аравией, Азербайджаном и др., которые позволяют рассчитывать на "перезагрузку" авиапрома Украины. Особо отметим достижения вертолетостроителей ("Авиакон", "Мотор Сич", "Аэрокоптер" и др.), разработавших и изготовляющих различные легкие вертолеты.

Автопром после 2011 года (а не только после 2014-го) испытывал быстрый обвал показателей и пытается хотя бы остановить дальнейший спад. Так, если в 2013-м было произведено 97 585 легковых авто, 3330 грузовиков и 3738 автобусов, то в 2017-м – соответственно 7296 (+68,1% к 2016-му), 486 (-19,4%), 804 (+150,5%). Крупнейшими производителями остаются сборочный "Еврокар", а также обладающие полным производственным циклом ЗАЗ, "Богдан", КрАЗ (грузовики). Дальнейшая динамика будет зависеть прежде всего от внутреннего спроса на новые отечественные машины, и если на легковые он традиционно не слишком активен, то продажи коммерческих автомобилей и автобусов могут вырасти на фоне общеэкономической стабилизации. Неудивительно, что в 2018 году ЗАЗ намерен сконцентрироваться на выпуске грузовиков и автобусов, почти не изготовляя легковых машин.

Другое перспективное автомобильное направление – электрокары, которые уже могут производить ЗАЗ и группа "Электрон", специализирующаяся на пассажирском транспорте. В январе глава Минэкономразвития Степан Кубив на экономическом форуме в Германии заявил, что в Украине есть хорошие условия для развития выпуска электромобилей, притом на украинских мощностях это примерно в 4 раза дешевле, чем на немецких. В 2017 году отечественный рынок электромобилей снова значительно вырос – в 2,3 раза до 2697 шт. Пока что этот спрос удовлетворяется за счет импорта, на 85% состоящего из б/у, но эксперты вполне допускают интерес потребителей к изготовленным внутри страны аналогам, которые могут быть дешевле при сравнимом качестве. Прогнозируется, что в ближайшие годы спрос на электроавто в Украине будет поступательно расти.

Пришла в упадок и еще одна подотрасль украинского "трансмаша" – вагоностроение: если в 2011-м оно произвело 52,7 тыс. грузовых вагонов, то в 2017-м – 6831 (в 2,4 раза больше, чем годом ранее). Возможно, именно этот сектор больше других пострадал от закрытия российского рынка, и началось это задолго до событий Евромайдана и АТО, в связи с политикой Москвы по поддержке собственных производителей. Тем не менее в нашей стране сохраняются несколько вагонзаводов – кроме "Азовмаша", это Крюковский ВСЗ, "Днепровагонмаш" и Стахановский ВСЗ (оказавшийся на неподконтрольной территории). Наряду с этим выпуск вагонов активно развивает и их крупнейший потребитель, "Укрзализныця", которая в прошлом году изготовила около 2500 шт. В 2018-м госмонополист рассчитывает закупить порядка 10 тыс. новых грузовых вагонов, но обычно такие годовые планы им не выполняются.

А вот сельскохозяйственное машиностроение чувствует себя неплохо: спрос на аграрную технику растет ввиду активности АПК и льгот, которые предоставляет государство при покупке отечественной агротехники. В июне-2017 МЭРТ утвердило перечень такой техники, стоимость которой частично компенсируется из госбюджета при покупке аграриями. Возмещение составляет 20% и касается продукции 40 предприятий, включая Харьковский тракторный завод, "Южмаш", "Бердянские жатки", "БелоцерковМАЗ" и др. (в общей сложности почти 800 наименований оборудования). В прошедшем году объем компенсаций составил 134 млн грн. (при заложенных в госбюджет 550 млн), на 2018-й на эти цели предусмотрено 945 млн грн.

В общем и целом вероятно, что в ближайшие годы машиностроение Украины будет постепенно восстанавливаться от последствий кризиса – если не помешают новые экстраординарные события (скажем, политическое "обострение", или возобновление активных боевых действий в зоне АТО). Эксперты сходятся во мнении, что в 2018-м прирост совокупных показателей отрасли может составить не менее 10%, а далее будет зависеть от общей динамики отечественной экономики, активности потребительского и инвестиционного спроса.

Максим Полевой

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
21:03 | 10.02.2018
ФЭдя
Я" планов наших люблю громадьёЁ"

...
Новости партнеров


Статьи
22.02.18, Игорь Воронцов
Незначительное снижение правительством портовых сборов в Украине не отвечает текущей рыночной ситуации и ожиданиям бизнеса. Без дальнейших шагов в данном направлении невозможно добиться увеличения внутренних грузоперевозок и перевалки в портах. Об этом Кабинету министров Украины сигнализируют уже не только отраслевые бизнес-ассоциации, но и Международная финансовая корпорация IFC, структурное подразделение Всемирного банка.
21.02.18, Ярослав Ярош
После нескольких тоскливых лет холдинг "Интерпайп" Виктора Пинчука наконец почувствовал крылья за спиной. Компания пока не обнародует финансовые результаты, но объемы продаж у нее по итогам 2017 года увеличились на 35%.
16.02.18, Максим Полевой
Недавний резкий обвал на мировых фондовых рынках может быть "первой ласточкой" очередного масштабного кризиса. Если он случится, то сильно ударит по Украине, поскольку отечественная экономика очень открыта миру, и любые серьезные внешние потрясения значимо повлияют на нашу страну.
12.02.18, Ярослав Ярош
1 февраля руководители более 20 крупных металлургических компаний США обратились к президенту страны Дональду Трампу с просьбой защитить национальную безопасность и незамедлительно ввести ограничения на импорт стали. Если Трамп уступит, то под удар попадут уже не только Китай и страны третьего мира, как традиционно случалось до сих пор, но и такие глобальные партнеры США, как Германия, Япония, Южная Корея.
02.02.18, Павел Вернивский
В Украине затягивается предусмотренное законом создание экспортно-кредитного агентства. Учитывая важность вопроса, на нескольких примерах стоит показать, какова специфика работы ЭКА, в чем необходимость создания такой организации и как подобный инструмент будет способствовать развитию отечественного экспорта.
30.01.18, МинПром
Бензин и дизельное топливо в очередной раз начали дорожать в декабре и пока ничего не говорит о прекращении роста цен. Дежурное расследование Антимонопольного комитета Украины на предмет возможного сговора владельцев крупнейших автозаправочных сетей, как обычно, затягивается. Другой реакции со стороны правительства вообще не последовало.
29.01.18, Максим Полевой
Ведущие страны неарабской Африки предпринимают усилия по развитию собственной металлургии. Пока же региональный металлорынок зависит от импорта, чем пользуются и украинские металлурги.
25.01.18, Ярослав Ярош
Правительство надеется, что, возобновив работу, Одесский НПЗ может стать инструментом государственного регулирования на рынке нефтепродуктов. Но его мощностей недостаточно для того, чтобы существенно влиять на баланс и ценообразование, зато вполне может хватить, чтобы в очередной раз перессорить близкие к власти бизнес-группы.
19.01.18, Максим Полевой
Рост на мировых металлорынках продолжается и задает "настроение" на первое полугодие. Металлурги Украины в таких условиях смогут наращивать доходность экспорта и производственные показатели.
16.01.18, Ярослав Ярош
2016 г. Евразийский экономический союз (читай – Россия) ввел заградительные пошлины на ввоз стального прутка из Украины. Спустя год с лишним Украина обложила пошлиной в размере 15,21% такую же продукцию происхождением из РФ. В обоих случаях в гуще событий оказывался комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог". Первый раз – как главный пострадавший, второй – как основной выгодополучатель.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!