Подробнее Запомнить город


Машины на позитиве

08.02.18
размер текста:

В 2017 году в украинском машиностроении продолжился восстановительный рост. Скорее всего, позитивная динамика сохранится и далее.

В 2017-м машиностроение Украины выросло на 7,3%, продолжив позитивную тенденцию предшествующего года, когда рост составил 2%. Отрасль остается важной частью отечественной промышленности, в прошлом году обеспечив ей 7% валового дохода – для сравнения, в 2012-м это было 10,3%, после чего вплоть до 2016 года доля машиностроения неуклонно падала. В 1990-м данный показатель составлял 30,5%. Отрасль включает более 2800 производств и 230 организаций, общее число работников – свыше 1 млн чел.

Выделяются такие основные направления, как тяжелое, аэрокосмическое, транспортное, энергетическое, электротехническое, сельскохозяйственное машиностроение. Все они стараются преодолеть эффекты экономического кризиса последних лет, восстанавливать и обновлять производство и номенклатуру. Так, стремление выпускать новую (или обновленную) продукцию, особенно в крупносерийных масштабах, наталкивается на необходимость существенных расходов на модернизацию производственных линий. Однако мало у кого есть нужные инвестресурсы, а привлечение займов усложнено высокими кредитными ставками и нежеланием многих кредиторов работать с "воюющей страной".

Кроме того, недостаточным остается внутренний спрос, что связано с экономическим кризисом последних лет. Пострадал и машиностроительный экспорт, основная часть которого раньше шла в Россию. Экспортные потери удается постепенно компенсировать: за 11 мес. 2017-го по разделу XVI УКТВЭД экспорт вырос на 7,1%, до 3540,4 млн долл., а по разделу XVIІ (транспортные средства) – на 11%, до 561,7 млн долл., в т.ч. за счет восстановления объемов поставок в РФ. Украинские машины и оборудование закупает и Евросоюз: например, Венгрия в январе-ноябре прошлого года приобрела в Украине машиностроительной продукции на 676,5 млн долл., Германия – на 467,2 млн долл., Польша – на 358,5 млн долл., Чехия – на 163,5 млн долл., Румыния – на 137,6 млн долл., Нидерланды – на 122,1 млн долл., и т.д.

Что касается тяжелого машиностроения (изготовление основного оборудования для других секторов тяжелой индустрии), то оно представлено несколькими многопрофильными комплексами и рядом предприятий меньшего масштаба. Флагманы сектора – холдинг "Азовмаш" и Новокраматорский машзавод, производящие продукцию для металлургии, металлообработки, горнодобычи и др. Каждый такой комплекс имеет собственные металлургические и литейные мощности, обеспечивающие его необходимыми комплектующими.

Отдельно выделим энергомашиностроение, начиная с харьковских заводов "Электротяжмаш" и "Турбоатом", которые имеют развитые продуктовые линейки и стараются обновлять их согласно запросам рынка. Первый из заводов сегодня участвует в проектах реконструкции некоторых отечественных ГЭС, а второй специализируется на АЭС и ТЭС. В частности, минувшей осенью "Турбоатом" подписал с НАЭК "Энергоатом" договор о поставках техники на 5-летний период с 2018 по 2022 годы.

Другое важное направление – авиакосмическое. "Главным по космосу" является "Южмаш" (в партнерстве с КБ "Южное"), продолжающий работу сразу по нескольким международным проектам – это "Морской старт"/"Наземный старт" (в апреле-2017 с компанией S7 SeaLaunchLimited заключен контракт на 12 ед. ракеты-носителя "Зенит"), ракеты "Антарес" для снабжения Международной космической станции (запуск носителей "Антарес" с мыса Уоллопс, США; предусмотрено изготовление 14 основных блоков первой ступени, из которых 10 уже отгружены, ожидается дополнительный заказ на 8 ед.), "Вега" (ракета-носитель Европейского космического агентства, для которой делаются блоки маршевого двигателя IV ступени – ранее поставлено 16, в 2017-м заключен очередной контракт еще на 20). Нет сомнений, что "космопром" остается одной из важнейших отраслей украинской промышленности и экономики в целом.

Если же говорить об авиастроении, то здесь действуют концерн "Антонов", харьковский авиазавод (ХГАПП), "Мотор Сич" (производитель двигателей и других компонентов), более 10 авиаремонтных площадок. "Антонов" располагает возможностями для выпуска ряда современных пассажирских и грузовых самолетов, но испытывает трудности с финансированием и твердыми заказами; в 2016 году серийное производство было приостановлено. Есть совместные проекты с Саудовской Аравией, Азербайджаном и др., которые позволяют рассчитывать на "перезагрузку" авиапрома Украины. Особо отметим достижения вертолетостроителей ("Авиакон", "Мотор Сич", "Аэрокоптер" и др.), разработавших и изготовляющих различные легкие вертолеты.

Автопром после 2011 года (а не только после 2014-го) испытывал быстрый обвал показателей и пытается хотя бы остановить дальнейший спад. Так, если в 2013-м было произведено 97 585 легковых авто, 3330 грузовиков и 3738 автобусов, то в 2017-м – соответственно 7296 (+68,1% к 2016-му), 486 (-19,4%), 804 (+150,5%). Крупнейшими производителями остаются сборочный "Еврокар", а также обладающие полным производственным циклом ЗАЗ, "Богдан", КрАЗ (грузовики). Дальнейшая динамика будет зависеть прежде всего от внутреннего спроса на новые отечественные машины, и если на легковые он традиционно не слишком активен, то продажи коммерческих автомобилей и автобусов могут вырасти на фоне общеэкономической стабилизации. Неудивительно, что в 2018 году ЗАЗ намерен сконцентрироваться на выпуске грузовиков и автобусов, почти не изготовляя легковых машин.

Другое перспективное автомобильное направление – электрокары, которые уже могут производить ЗАЗ и группа "Электрон", специализирующаяся на пассажирском транспорте. В январе глава Минэкономразвития Степан Кубив на экономическом форуме в Германии заявил, что в Украине есть хорошие условия для развития выпуска электромобилей, притом на украинских мощностях это примерно в 4 раза дешевле, чем на немецких. В 2017 году отечественный рынок электромобилей снова значительно вырос – в 2,3 раза до 2697 шт. Пока что этот спрос удовлетворяется за счет импорта, на 85% состоящего из б/у, но эксперты вполне допускают интерес потребителей к изготовленным внутри страны аналогам, которые могут быть дешевле при сравнимом качестве. Прогнозируется, что в ближайшие годы спрос на электроавто в Украине будет поступательно расти.

Пришла в упадок и еще одна подотрасль украинского "трансмаша" – вагоностроение: если в 2011-м оно произвело 52,7 тыс. грузовых вагонов, то в 2017-м – 6831 (в 2,4 раза больше, чем годом ранее). Возможно, именно этот сектор больше других пострадал от закрытия российского рынка, и началось это задолго до событий Евромайдана и АТО, в связи с политикой Москвы по поддержке собственных производителей. Тем не менее в нашей стране сохраняются несколько вагонзаводов – кроме "Азовмаша", это Крюковский ВСЗ, "Днепровагонмаш" и Стахановский ВСЗ (оказавшийся на неподконтрольной территории). Наряду с этим выпуск вагонов активно развивает и их крупнейший потребитель, "Укрзализныця", которая в прошлом году изготовила около 2500 шт. В 2018-м госмонополист рассчитывает закупить порядка 10 тыс. новых грузовых вагонов, но обычно такие годовые планы им не выполняются.

А вот сельскохозяйственное машиностроение чувствует себя неплохо: спрос на аграрную технику растет ввиду активности АПК и льгот, которые предоставляет государство при покупке отечественной агротехники. В июне-2017 МЭРТ утвердило перечень такой техники, стоимость которой частично компенсируется из госбюджета при покупке аграриями. Возмещение составляет 20% и касается продукции 40 предприятий, включая Харьковский тракторный завод, "Южмаш", "Бердянские жатки", "БелоцерковМАЗ" и др. (в общей сложности почти 800 наименований оборудования). В прошедшем году объем компенсаций составил 134 млн грн. (при заложенных в госбюджет 550 млн), на 2018-й на эти цели предусмотрено 945 млн грн.

В общем и целом вероятно, что в ближайшие годы машиностроение Украины будет постепенно восстанавливаться от последствий кризиса – если не помешают новые экстраординарные события (скажем, политическое "обострение", или возобновление активных боевых действий в зоне АТО). Эксперты сходятся во мнении, что в 2018-м прирост совокупных показателей отрасли может составить не менее 10%, а далее будет зависеть от общей динамики отечественной экономики, активности потребительского и инвестиционного спроса.

Максим Полевой

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
21:03 | 10.02.2018
ФЭдя
Я" планов наших люблю громадьёЁ"

...
Новости партнеров


Статьи
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.
10.04.18, Максим Полевой
В конце марта Министерство экономического развития и торговли объявило об успешном завершении переговоров с Израилем о создании зоны свободной торговли (ЗСТ). Кроме того, украинское правительство одновременно работает еще по нескольким перспективным направлениям свободной торговли.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!