Подробнее Запомнить город


Африка в ожидании украинского металла

29.01.18
размер текста:

Ведущие страны неарабской Африки предпринимают усилия по развитию собственной металлургии. Пока же региональный металлорынок зависит от импорта, чем пользуются и украинские металлурги.

В начале года стало известно, что турецкий метхолдинг Tosyali, включающий 25 активов в Турции, Алжире, США, Европе и на Ближнем Востоке, может построить сталеплавильный завод в Эфиопии. По словам главы холдинга, Фуата Тосьяли, новые мощности смогут в значительной мере заместить металлоимпорт и сократить расходы местных потребителей. В качестве примера приводится проект строительства метпредприятия в Алжире стоимостью около 2 млрд долл., реализованный компанией в 2013-17 годах.

Сегодня в Эфиопии более 240 металлургических производств совокупной ежегодной мощностью около 1,5 млн тонн, из которых 1,2 млн тонн приходится на арматуру. Однако из-за высокой себестоимости и конкуренции со стороны импорта, в т.ч. из Турции и постсоветских стран, загрузка национальной металлургии сравнительно невелика. Так, в 2016 году она произвела лишь 386,3 тыс. тонн арматуры. При этом выплавка стали отсутствует, и если Tosyali удастся реализовать свой проект, это приведет к значительному изменению ситуации на местном рынке.

Спрос на металл в Эфиопии связан с ростом ее экономики, который продолжается с 2002 года (с небольшим перерывом в 2010-м) и в 2016-м, по данным Всемирного банка, составил 12,3%, до 72,4 млрд долл. В числе факторов – значительные иностранные инвестиции: в 2016-м их приток вырос на 1 млрд долл., до 4,5 млрд долл., и по результатам прошлого года прогнозируется такая же динамика. В ближайшие годы стране прочат примерно такие же темпы роста ВВП, и это будет стимулировать металлопотребление. К тому же собственная металлургия позволит развивать экспорт в соседние государства.

Ключевой металлургической "державой" неарабской Африки является ЮАР, одна из основных развивающихся стран, входящая в неформальную группу БРИКС. Отрасль имеет годовую производительность более 6 млн тонн стали и представлена прежде всего предприятием ArcelorMittal South Africa (примерно 60% странового рынка, 5 активов). В то же время агрессивную экспансию на южноафриканском металлорынке ведет Китай, что стало одной из причин спада выплавки стали в ЮАР – в 2016 году она снизилась на 4,3%, до 6,1 млн тонн. Подобную политику Пекин проводит и по всей Африке, и в остальных важных регионах мирового металлопотребления, в т.ч. через приобретение местных производств или создание новых. Так, китайский холдинг Hebei Iron & Steel договорился с Южноафриканским государственным институтом развития о строительстве нового МК на 5 млн тонн стали в год, сметой приблизительно 5 млрд долл. Предполагаемое место размещения – северо-восточная часть ЮАР недалеко от побережья Индийского океана, в провинции Квазулу-Наталь или Мпумаланга.

Другой пример экспансии КНР – это соседняя с ЮАР Зимбабве, где правительство объявило о готовности взять на себя долги МК Zimbabwe Iron and Steel Company (Zisco) на сумму около 450 млн долл., чтобы сделать его привлекательнее для китайской R&F Properties, в августе-2017 заявившей о готовности приобрести комбинат и вернуть его в строй. По словам министра финансов Зимбабве Патрика Чинамасы, R&F готова вложить в МК, простаивающий с 2008 года, до 2 млрд долл. Это критически важно для восстановления национальной экономики, находящейся в глубоком кризисе; возрождение Zisco позволит вернуть к прибыльности угольный рудник Hwange и зимбабвийские железные дороги. МК построен в 1960-е годы, его плановая мощность – 2 млн тонн стали, замены требует до 90% имеющегося оборудования.

Еще одна крупная африканская страна, стремящаяся развивать собственную металлургию, – Нигерия, которая рассчитывает привлечь 2 млрд долл. в завершение своего долгостроя, МК Ajaokuta, актуальной ежегодной производительностью 1,3 млн тонн стали. Сооружение предприятия началось еще в 1979-м с помощью СССР. Мощность намечено повысить до проектной – более чем 5 млн тонн стали в год, при нынешней емкости внутреннего рынка в 7 млн тонн проката. Тем самым выход на расчетные показатели позволит МК покрывать основную часть странового спроса. В целом в стране есть около 30 меткомпаний разного размера, из них реально работает менее 20. Нигерия – заметный игрок глобального рынка нефти и сжиженного газа, использующий доходы от экспорта углеводородов для экономического развития. С 2014 года нигерийский ВВП уменьшается из-за подешевения нефти, в 2016-м спад составил целых 15,8%, до 405,1 млрд долл. Но до того он почти неуклонно рос с 2001 года, стартовав от уровня 44 млрд долл. и с тех пор увеличившись в 10 раз. Нет сомнений, что у Нигерии значительный потенциал металлопотребления. И здесь тоже заметна "рука Поднебесной", которая уже вложила в местные проекты свыше 10 млрд долл. – в промышленность, ТЭК, транспорт.

Поступления от углеводородного экспорта содействуют появлению и развитию металлургии и в других государствах Африки – например, в Анголе, где в 2016-м запущен первый мини-МЗ Aceria de Angola (ADA) на 300 тыс. тонн арматуры в год. После многолетней гражданской войны здесь осталось немало разбитой военной техники, негодного промоборудования, разрушенных зданий и т.п., благодаря чему электросталеплавильные агрегаты ADA будут обеспечены ломом 3-4 года. Затем предусмотрено постепенное расширение импорта этого сырья. Хотя и тут с 2014 года наблюдается сокращение ВВП, который в этот период снизился почти на 30%, со 126,8 до 89,6 млрд долл.

Другими кандидатами в африканский "металлургический клуб" являются такие относительно крупные и динамичные (по меркам континента) экономики, как Сенегал, Кения, Замбия. Скажем, кенийский ВВП не пострадал от международного кризиса-2008 или колебаний нефтерынков, и поступательно растет с 2000 года, за это время увеличившись с 12,7 до 70,5 млрд долл. В стране развивается перерабатывающая индустрия, а это – принципиальный фактор спроса на металл, тем более что речь не только о пищевой или легкой промышленности, но и о химии и автопроме. В Сенегале также, кроме прочего, налажена сборка автомобилей и сельскохозяйственных машин, а Замбия известна своими полезными ископаемыми.

В целом, в последующие годы в ряде стран Африки южнее Сахары будут развиваться инфраструктура, промышленность, энергетика. Это означает и спрос на металл, а значит – и возможности для металлургов Украины, тем более что конкуренция на африканском металлорынке пока что все-таки не так остра, как в других регионах потребления. Можно сказать, что в 2017-м отечественный металлоэкспорт в направлении Черного континента постепенно развивался и составил 3 млн тонн, или 16,2% общегодового тоннажа. Ведущее место в этом объеме занимает более экономически активная и развитая Северная Африка, однако и на остальной части континента есть успехи: поставки по многим второстепенным направлениям (Гана, Кот-д`Ивуар, Камерун, Кения) возросли во много раз, в тот же Сенегал – на 28%, до 59,4 млн долл., в Эфиопию – на 19,1%, до 69,9 млн долл. Украинским экспортерам, среди прочего, помогает отмеченное в прошлом году ослабление металлоэкспорта из Китая, которое несколько упростило работу и на других рынках. В 2018-м КНР может снова активизировать экспорт, но будем надеяться, что нашим металлургам удастся закрепиться на достигнутых позициях.

Максим Полевой

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
15:14 | 06.04.2018
Дональд Джонсон
Ога, ждите-ждите. Мексика уже болт рязанского завода с левой резьбой вам показала? И с Африкой то же самое будет. Нигде майдаунов не любят. Не надо госперевороты за деньги омереги делать. Незаконно это.

...
Новости партнеров


Статьи
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.
10.04.18, Максим Полевой
В конце марта Министерство экономического развития и торговли объявило об успешном завершении переговоров с Израилем о создании зоны свободной торговли (ЗСТ). Кроме того, украинское правительство одновременно работает еще по нескольким перспективным направлениям свободной торговли.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!