Подробнее Запомнить город


Трубная промышленность на пике

26.08.09
размер текста:

Украинские производители труб продолжают восстанавливать позиции, утраченные во время кризиса. Так, в июле по сравнению с предыдущим месяцем производство труб увеличилось на 18,3%, до 181 тыс. тонн. При этом рост показали практически все основные участники рынка: Харцызский трубный завод на 10,6% - до 48,10 тыс. тонн, Новомосковский трубный завод на 21,4%, - до 34 тыс. тонн, Нижнеднепровский трубопрокатный завод на 45,6% - до 23 тыс. тонн, «Интерпайп Нико-Тьюб» на 9% - до 14,50 тыс. тонн.

Тем не менее, в целом за январь-июль выпуск трубного проката в Украине сократился на 40,8% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года – до 974 тыс. тонн. Это вызвано, прежде всего, уменьшением спроса на внешних рынках, поскольку основная часть трубной продукции экспортируется. Так, в I полугодии экспорт труб сократился с 512,995 тыс. тонн до 175,673 тыс. тонн.

Аналитики отрасли отмечают, что во многом это связано со снижением мировых цен на углеводородное сырье. Поскольку в условиях уменьшения доходности нефтегазодобывающих компаний последние предпочитают свести до минимума затраты на модернизацию существующих трубопроводов и строительство новых. Вот почему экспорт ТБД в январе-июне по сравнению с тем же периодом 2008 года сократился с 53,333 тыс. тонн до 5,807 тыс. тонн, т.е. практически в 10 раз.

Помимо этого, добывающие компании значительно уменьшили объемы поисково-разведывательных работ на перспективных месторождениях. Соответственно, объемы экспорта бурильных труб за 7 мес. сократились с 988 тонн до 284 тонн. Одновременно в январе-июле уменьшился ввоз бурильных труб в Украину с 2,492 тыс. тонн до 1,404 тыс. тонн - поскольку на нашем внутреннем рынке отмечаются те же тенденции, что и в глобальном масштабе. Столь значительная разница между объемами импорта и экспорта поясняется низкими ценами, к которым прибегают зарубежные производители бурильных труб. Так, в I полугодии 2009 года средняя экспортная стоимость в данном сегменте трубного проката составила 6715 долл./тонн, тогда как средняя импортная стоимость – 4686 долл./тонн.

Для защиты отечественных производителей от демпинга Минэкономики установило квоту на ввоз в Украину бурильных труб на период с 1 октября 2008 года до 30 сентября 2009 года. Уже на 1 июля квота была использована на 90,42%. В связи с этим представители Европейской бизнес-ассоциации обратились в Кабмин с просьбой увеличить размер квоты. Однако Минэкономики и Минпромполитики не поддержали данную инициативу.

Несмотря на оптимистичные июльские показатели, эксперты прогнозируют негативный сценарий для трубной отрасли на II полугодие. Они напоминают, в частности, что в октябре ХТЗ завершит выполнение контракта на поставку ТБД для казахского и узбекского участков газопровода «Средняя Азия - Китай». И пока неясно, каким образом предприятие планирует далее загружать свои производственные мощности. К примеру, тот же проект Nabucco пока далек от практической стадии и может рассматриваться лишь как декларация о намерениях. Что же касается второго по величине производителя, Новомосковского трубного завода, то, по мнению экспертов, это предприятие, входящее в состав корпорации «Интерпайп», по итогам 2009 года может выйти на рентабельность, близкую к нулевой.

При этом его чистая прибыль не превысит 100 тыс. долл. А Нижнеднепровский трубопрокатный завод, также принадлежащий Виктору Пинчуку, по прогнозам получит чистый убыток до 24 млн долл. Кстати, Никопольский завод стальных труб ЮТиСТ по результатам I полугодия уже задекларировал чистый убыток в размере 59,433 млн грн. по сравнению с чистой прибылью 1,38 млн грн. за аналогичный период в 2008 году. В целом по отрасли по итогам 2009 года аналитики ожидают снижения объемов производства труб на 40% по сравнению с предыдущим периодом, до 1,412 млн тонн.

Вместе с тем ситуация не так безнадежна, как может показаться на первый взгляд. Практика развитых стран наглядно демонстрирует, что лучшим антикризисным рецептом сейчас является стимулирование внутреннего потребления. И здесь Украина имеет значительные возможности. Например, одна только реализация проекта по модернизации национальной газотранспортной системы требует замены 5 тыс. км магистральных трубопроводов. А это 3 млн тонн ТБД. Иными словами, если ДК «Укртрансгаз» будет ежегодно менять по 500 км линейной части магистрали, украинские трубники будут иметь гарантированный рынок сбыта 300 тыс. тонн ТБД в течение ближайших 10 лет. Вполне сопоставимые объемы поставок трубной продукции необходимы для модернизации трубопроводного хозяйства предприятий ЖКХ. Общеизвестно, что в настоящее время потери горячей и холодной воды в сетях достигают 40%.

Поэтому, по данным ГП «Укрпромвнешэкспертиза», из существующих 570 млн тонн труб в коммунальных водопроводах и теплотрассах нуждаются в замене 300 млн тонн.
Кроме того, не следует забывать о локальных газораспределительных сетях. В настоящее время в такие объекты с высокой степенью готовности вложено около 700 млн грн. и правительство задекларировало намерение их достроить за счет средств НАК «Нафтогаз Украины».

Хотя сейчас компания находится в таком финансовом положении, что ей явно не до реализации инвестиционных проектов. И все же потенциально этот вариант также может рассматриваться как возможность расширения внутреннего рынка трубного проката.

Игорь Воронцов





... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!