Подробнее Запомнить город


Трубная промышленность на пике

26.08.09
размер текста:

Украинские производители труб продолжают восстанавливать позиции, утраченные во время кризиса. Так, в июле по сравнению с предыдущим месяцем производство труб увеличилось на 18,3%, до 181 тыс. тонн. При этом рост показали практически все основные участники рынка: Харцызский трубный завод на 10,6% - до 48,10 тыс. тонн, Новомосковский трубный завод на 21,4%, - до 34 тыс. тонн, Нижнеднепровский трубопрокатный завод на 45,6% - до 23 тыс. тонн, «Интерпайп Нико-Тьюб» на 9% - до 14,50 тыс. тонн.

Тем не менее, в целом за январь-июль выпуск трубного проката в Украине сократился на 40,8% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года – до 974 тыс. тонн. Это вызвано, прежде всего, уменьшением спроса на внешних рынках, поскольку основная часть трубной продукции экспортируется. Так, в I полугодии экспорт труб сократился с 512,995 тыс. тонн до 175,673 тыс. тонн.

Аналитики отрасли отмечают, что во многом это связано со снижением мировых цен на углеводородное сырье. Поскольку в условиях уменьшения доходности нефтегазодобывающих компаний последние предпочитают свести до минимума затраты на модернизацию существующих трубопроводов и строительство новых. Вот почему экспорт ТБД в январе-июне по сравнению с тем же периодом 2008 года сократился с 53,333 тыс. тонн до 5,807 тыс. тонн, т.е. практически в 10 раз.

Помимо этого, добывающие компании значительно уменьшили объемы поисково-разведывательных работ на перспективных месторождениях. Соответственно, объемы экспорта бурильных труб за 7 мес. сократились с 988 тонн до 284 тонн. Одновременно в январе-июле уменьшился ввоз бурильных труб в Украину с 2,492 тыс. тонн до 1,404 тыс. тонн - поскольку на нашем внутреннем рынке отмечаются те же тенденции, что и в глобальном масштабе. Столь значительная разница между объемами импорта и экспорта поясняется низкими ценами, к которым прибегают зарубежные производители бурильных труб. Так, в I полугодии 2009 года средняя экспортная стоимость в данном сегменте трубного проката составила 6715 долл./тонн, тогда как средняя импортная стоимость – 4686 долл./тонн.

Для защиты отечественных производителей от демпинга Минэкономики установило квоту на ввоз в Украину бурильных труб на период с 1 октября 2008 года до 30 сентября 2009 года. Уже на 1 июля квота была использована на 90,42%. В связи с этим представители Европейской бизнес-ассоциации обратились в Кабмин с просьбой увеличить размер квоты. Однако Минэкономики и Минпромполитики не поддержали данную инициативу.

Несмотря на оптимистичные июльские показатели, эксперты прогнозируют негативный сценарий для трубной отрасли на II полугодие. Они напоминают, в частности, что в октябре ХТЗ завершит выполнение контракта на поставку ТБД для казахского и узбекского участков газопровода «Средняя Азия - Китай». И пока неясно, каким образом предприятие планирует далее загружать свои производственные мощности. К примеру, тот же проект Nabucco пока далек от практической стадии и может рассматриваться лишь как декларация о намерениях. Что же касается второго по величине производителя, Новомосковского трубного завода, то, по мнению экспертов, это предприятие, входящее в состав корпорации «Интерпайп», по итогам 2009 года может выйти на рентабельность, близкую к нулевой.

При этом его чистая прибыль не превысит 100 тыс. долл. А Нижнеднепровский трубопрокатный завод, также принадлежащий Виктору Пинчуку, по прогнозам получит чистый убыток до 24 млн долл. Кстати, Никопольский завод стальных труб ЮТиСТ по результатам I полугодия уже задекларировал чистый убыток в размере 59,433 млн грн. по сравнению с чистой прибылью 1,38 млн грн. за аналогичный период в 2008 году. В целом по отрасли по итогам 2009 года аналитики ожидают снижения объемов производства труб на 40% по сравнению с предыдущим периодом, до 1,412 млн тонн.

Вместе с тем ситуация не так безнадежна, как может показаться на первый взгляд. Практика развитых стран наглядно демонстрирует, что лучшим антикризисным рецептом сейчас является стимулирование внутреннего потребления. И здесь Украина имеет значительные возможности. Например, одна только реализация проекта по модернизации национальной газотранспортной системы требует замены 5 тыс. км магистральных трубопроводов. А это 3 млн тонн ТБД. Иными словами, если ДК «Укртрансгаз» будет ежегодно менять по 500 км линейной части магистрали, украинские трубники будут иметь гарантированный рынок сбыта 300 тыс. тонн ТБД в течение ближайших 10 лет. Вполне сопоставимые объемы поставок трубной продукции необходимы для модернизации трубопроводного хозяйства предприятий ЖКХ. Общеизвестно, что в настоящее время потери горячей и холодной воды в сетях достигают 40%.

Поэтому, по данным ГП «Укрпромвнешэкспертиза», из существующих 570 млн тонн труб в коммунальных водопроводах и теплотрассах нуждаются в замене 300 млн тонн.
Кроме того, не следует забывать о локальных газораспределительных сетях. В настоящее время в такие объекты с высокой степенью готовности вложено около 700 млн грн. и правительство задекларировало намерение их достроить за счет средств НАК «Нафтогаз Украины».

Хотя сейчас компания находится в таком финансовом положении, что ей явно не до реализации инвестиционных проектов. И все же потенциально этот вариант также может рассматриваться как возможность расширения внутреннего рынка трубного проката.

Игорь Воронцов





... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
18.03.19, Ярослав Ярош
Более 10 лет руководство комбината "ArcelorMittal Кривой Рог" вело разговоры о строительстве новой агломерационной фабрики на предприятии. Но в начале 2019-го из дирекции АМКР прилетели другие вводные. Комбинат решил отказаться от прежней идеи. Теперь вместо новой аглофабрики должна появиться фабрика по окомкованию ЖРС. Такой объект, согласно предварительным расчетам, и экологичнее, и экономически выгоднее. Но при этом реконструкция обогатительного хозяйства на АМКР затянется и подорожает.
01.03.19, Игорь Воронцов
Наметившийся рост мировых цен на стальной лом угрожает стабильности работы украинских металлургических предприятий, обеспечивающих сотни тысяч рабочих мест и 25% валютных поступлений в страну. Ответом на вызов является законопроект №9474, принятый Верховной Радой 28 февраля за основу и в целом и направленный президенту Украины. Если он последует примеру законодателей и не станет затягивать с подписанием важного для отрасли документа, можно будет считать, что у металлургов есть сырье, а у бюджета – рост налоговых поступлений.
27.02.19, Ярослав Ярош
Глобальные торговые войны на стальном рынке украинскую металлургию пока особо не подкосили. Наоборот, по данным Министерства экономического развития и торговли, экспорт стальной продукции из страны вырос на 14,9%, или на 1,5 млрд долл. в денежном выражении, а по некоторым товарным позициям показал лучшие результаты с 2014 года.
20.02.19, Игорь Воронцов
Инициатива железнодорожной госмонополии грозит "заморозить" даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!