Подробнее Запомнить город


Арматурная месть

16.01.18
размер текста:

2016 г. Евразийский экономический союз (читай – Россия) ввел заградительные пошлины на ввоз стального прутка из Украины. Спустя год с лишним Украина обложила пошлиной в размере 15,21% такую же продукцию происхождением из РФ. В обоих случаях в гуще событий оказывался комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог". Первый раз – как главный пострадавший, второй – как основной выгодополучатель.

За что боролись…

Вернемся немного в прошлое. В марте 2016 г. Евразийская экономическая комиссия объявила о применении индивидуальных пошлин относительно украинского стального прутка. Их размер составил 9,32% – для продукции АМКР и 10,11% – для Енакиевского меткомбината и прочих. Хотя само расследование стартовало еще в конце 2013-го, окончательное решение удалось несколько оттянуть благодаря позиции Казахстана. Там, сколько могли, отказывались поддерживать санкции против АМКР. Ведь крупнейший казахский металлургический актив – комбинат в Темиртау – также принадлежит Лакшми Митталу. И зачем ему переходить дорогу своему же предприятию в Украине? Но после того как российские стальные и политические лоббисты дожали Астану и пошлины вступили в силу, поставки украинской строительной арматуры в Россию по некоторым позициям заметно сократились.

Согласно российской таможенной статистике в 2016 г. в страну было ввезено более чем на 50 тыс. тонн меньше украинского прутка (товарные коды 7213, 7214, 7227, 7228), нежели в 2015 г. – около 133 тыс. тонн. Впрочем, уже в 2017-м украинская арматура все свои позиции на рынке отыграла. Объемы экспорта и в денежном, и в тоннажном измерении выросли более чем вдвое. Об этом уже можно говорить, хотя цифры за 2017 г. еще официально не подбиты. Но даже если исходить из показателей за 3 первых квартала, то на прутки приходилось около 18% от всего импорта украинских черных металлов в РФ – т. е. около 242 тыс. тонн на 134 млн долл.

Из этого следует, что введение пошлин возымело только краткосрочный эффект (наверняка не тот, на который рассчитывали российские сталепроизводители). По факту они должны действовать до 2021 г., но уже сейчас не являются непреодолимым препятствием на пути украинского импорта арматуры. С одной стороны, в этом виноваты сами же инициаторы расследования – в первую очередь, Новолипецкий меткомбинат и холдинг Evraz. После введения пошлин они первыми взвинтили цены на строительный металл на внутрироссийском рынке. За февраль-май 2016 г. цены на арматуру подскочили сразу на 80-90%. Потом был небольшой откат, но в 2017 г. они выросли еще на 20%. С другой стороны – в преддверии мирового чемпионата по футболу в России серьезно возрос спрос на арматуру. По оценкам местных металлотрейдеров, в прошлом году на постройку стадионов и сопутствующей инфраструктуры потребовалось 200-300 тыс. тонн арматуры. Но необходимо понимать, что это ситуативная вспышка спроса. Не исключено, что уже в текущем году АМКР испытает больше сложностей со сбытом в РФ. Но к тому времени как раз будет подчищен рынок в Украине.

Операция "Возмездие"

Можно вспомнить, что в пиковые годы (2012-2014) поставки в Россию арматуры украинского происхождения достигали 600-700 тыс. тонн в год. Но в тот период значительную лепту (до 200 тыс. тонн) в общий результат вносил Енакиевский металлургический завод, находящийся сейчас на неподконтрольной Украине территории на Донбассе. АМКР же за последние 3 года перенастроил свои экспортные приоритеты на арабские рынки. Хотя недавняя фиксация антидемпинговых пошлин на украинскую арматуру в Египте несколько ослабила позиции АМКР в данном регионе. Горькую пилюлю комбинату очень подсластил бы перехват ниши, которую до сих пор занимали в Украине российские поставщики прутка. По данным украинской таможни, суммарная стоимость этих поставок превысила 100 млн долл. в 2017 г. При этом физические объемы составили свыше 100 тыс. тонн арматуры и 20 тыс. тонн катанки.

Полтора года назад Министерство экономического развития и торговли Украины намеревалось оспаривать решение Евразийской комиссии о пошлинах на украинские прутки через механизмы ВТО. Но своевременно сориентировавшееся руководство АМКР подсказало властям в Киеве более простой путь: ответить ЕАЭС зеркально. При этом первоначально арматуру из России предлагалось обложить пошлиной в размере до 30%. Но экономически обосновать такую ставку не получилось, поэтому по факту она оказалась вдвое меньшей. Однако и этого достаточно, чтобы АМКР смог еще больше укрепить свое положение на внутреннем рынке, где его доля и так превышает 80%.

Российских конкурентов "АрселорМиттал Кривой Рог" побил их же оружием. Давил на жалость и заявлял о притеснении национального потребителя. Среди его основных аргументов, в частности, можно выделить такие. За период 2014-2016 гг. объемы производства на АМКР и объемы использования производственных мощностей уменьшились на 8,55% и 10,85% соответственно, объемы продаж на внутреннем рынке упали на 1,75%, персонал пришлось сократить на 15,37%, а инвестиции – на 8,01%. Все это криворожский комбинат связывает с ростом импорта российской арматуры.

Ради справедливости стоит отметить, что далеко не в каждом случае первое исходит из второго. Но Межведомственная комиссия по международной торговле, действующая при МЭРТ Украины, сработала гораздо оперативнее, чем их коллеги из ЕАЭС. Расследование было возбуждено в феврале 2017 г., а уже 28 декабря появилось соответствующее решение. Согласно ему через 60 дней, т.е. с конца февраля 2018 г. вся арматура происхождением из РФ при ввозе в Украину будет облагаться специальной пошлиной в размере 15,21%. И так 5 лет кряду.

Один за всех

В случае изгнания российского продукта доминанта АМКР на внутреннем рынке станет еще жирнее. Очевидно, немного выгоды из этой ситуации смогут выжать для себя также Белорусский и Молдавский металлургические заводы. Судя по таможенной статистике, они в 2017 г. уже заметно активизировались, по некоторым позициям даже опередив россиян. Например, Молдавский МЗ продал в Украине за прошедший год различных прутков более чем на 50 млн долл., Белорусский МЗ – на 30 млн долл. Это на порядок выше, чем годом ранее. Но при всем при этом отечественные металлотрейдеры убеждены, что упомянутые метзаводы составить серьезную конкуренцию АМКР не смогут. Летом прошлого года генеральный директор Украинской горно-металлургической компании Валентин Собчук охарактеризовал поставки белоарусской и молдовской арматуры как несистемные попытки, которые не отразятся на структуре рынка. Тем более что и качество их продукции, по словам руководителя УГМК, уступает криворожской арматуре.

Это означает, что теперь АМКР получит еще больше рычагов, чтобы диктовать цены и условия поставок как трейдерам, так и отечественным потребителям. Ни для кого давно не секрет, что дома АМКР сбывает товар по более высокой цене, чем отправляет на экспорт. За прошедший год, к примеру, арматура на внутреннем рынке подорожала почти на 100 долл. (в эквиваленте) – со средних 450 долл./тонну до 550 долл./тонну. И это еще под конец года цены немного "клюнули" вниз. Хотя в ближайшей перспективе рынок ожидают ценоповышательные настроения.

Согласно прогнозам компании "Укрпромвнешэкспертиза" в январе-феврале на внешних рынках длинномерного проката в ходе подготовки к новому строительному сезону будет наблюдаться растущий ценовой тренд. Кроме того, поддержку ему окажут и дальнейшее удорожание лома, и рост контрактных цен на коксующийся уголь. Экспортные же котировки неминуемо потянут за собой и цены внутреннего рынка.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 2
10:17 | 04.05.2018
Danieldot
Если вам недостаточно еще виртуального сервера, тогда предлагаю виртуальную инфраструктуру с подходящей конфигурацией. настроим Вы улучшите свою работу. Сервера размещаются на брендовом оборудовании имеется Дата-центр.
Напишите в скайп seo pro1 Пишите промо код Алексей 980 висенНие скидки 20%
Какой сервер вам нужен и я его настрою.
Стоимость серверов самая разная дорогие и дешевые.
Пишите в скайп и вас обслужат
Если скайп не подходит предоставим другие контакты
21:55 | 27.03.2018
ThomasMok
заказать продвижение сайта у частника или в компании логин в скайпе SEO PRO1

...
Новости партнеров


Статьи
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.
10.04.18, Максим Полевой
В конце марта Министерство экономического развития и торговли объявило об успешном завершении переговоров с Израилем о создании зоны свободной торговли (ЗСТ). Кроме того, украинское правительство одновременно работает еще по нескольким перспективным направлениям свободной торговли.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!