Подробнее Запомнить город


Экспортный компас Украины

09.01.18
размер текста:

К исходу четвертого года со времени последнего Майдана и всех последующих событий уже можно прикинуть предварительную цену, которую пришлось заплатить Украине за свой выбор. И если политические последствия данного шага сложно оценить однозначно, то с экономическими параметрами все немного проще: статистические показатели состояния экономики страны беспристрастны и спорить с ними тяжело.

Несмотря на многочисленные декларации о поддержке, помощь Запада пока не соответствует ни размерам программы ленд-лиза для СССР, ни масштабам плана Маршалла для послевоенной Европы. А потому в дальнейшем мы вынуждены рассчитывать исключительно на собственные силы и ресурсы. Осталось лишь оценить, чем же располагает страна к исходу третьего года войны за потерянные территории, которые не так давно составляли основу ее промышленного потенциала.

Шаг вперед и два – назад

Крутой поворот Украины на сближение с Евросоюзом и остальными странами западной демократии неизбежно означал окончательный разрыв "вековой дружбы" с Россией. Этот процесс был запущен задолго до изгнания Виктора Януковича, когда Россия устраивала регулярные "торговые войны" с Украиной, но с аннексией Крыма и войной на Донбассе процесс лишь ускорился и оформился законодательно. В итоге в 2014-2015 гг. Украина получила миниатюрную модель 1990-х, с характерным разрывом традиционных экономических связей, потерей освоенных рынков сбыта, бешеной инфляцией, галопирующей девальвацией и бюджетным дефицитом. Все эти процессы прежде всего отразились на промышленном секторе: индекс промышленного производства в 2015-м от месяца к месяцу колебался в пределах 79,4-85 %%, лишь к концу года достигнув отметки в 87%.

Однако беспристрастная статистика говорит о том, что украинцы не привыкли слишком долго скорбеть о потерях и уже в следующем, 2016 г. постарались компенсировать экономические провалы второго "постмайданного" периода. На протяжении практически всего 2016 г. индекс промышленного производства превышал 100%, поднявшись по итогам года до 102,4%. Однако на пути дальнейшего восстановления экономики страны внезапно появились баррикады активистов-добровольцев, которые вместе с блокадой транспортных маршрутов на восток Украины уничтожили последние производственные связи с предприятиями на оккупированных территориях, заодно похоронив и надежды на ускорение экономического роста. Таким образом, итоговый индекс промпроизводства в ушедшем году так и не смог преодолеть отметку в 100%. При этом перерабатывающая промышленность, увеличив выпуск продукции почти на 4%, немного компенсировала очевидные провалы в секторе добычи или энергосекторе. Подводя итоги, не стоит забывать о том, что в этих данных не учтены показатели последнего месяца года, но пока нет никаких признаков того, что в декабре Украина пережила бурный этап оживления промышленности.

По окончании 2017 г. надеяться на то, что его последние дни подбросили неожиданностей и подстегнули (либо наоборот – замедлили) экономический рост в стране, не приходится. За последние два года прирост ВВП Украины был стабильным, хоть и небольшим – около 2%. С одной стороны, подобный средний показатель в посткризисный период (примерно с 2009 г.) демонстрируют экономики ФРГ, США, Франции. Но в то же время, если мы ставим целью показать реальный успех реформ и улучшить жизнь людей, то ни 2%, ни даже 3% роста – показатель, предусмотренный в бюджете на 2018 год – не смогут оправдать надежд большинства граждан на достаток. Для дальнейшего развития страны требуются новые, более действенные механизмы роста экономики.

Устойчивая импортозависимость

Особенностью украинской экономики является интегрированность в мировые сырьевые и товарные рынки. Ежегодно примерно половина ВВП уходит на экспорт. При этом из-за границы поступает больше товаров, чем удается продать иностранцам. Если в 2014 г. соотношение экспорт-импорт составляло 49,2%/53,2% ВВП, то к прошлому году этот разрыв увеличился до 49,3%/55,5%.

Ежегодно на покрытие дисбаланса стране приходится искать новые источники поступления денег, и чаще всего ими становятся новые валютные кредиты, обслуживание которых с каждым годом обходится все дороже. Разорвать замкнутый порочный круг возможно либо активизацией экспорта, либо расширением импортозамещения. В обоих случаях это приведет к активизации промышленного производства, созданию новых рабочих мест и дополнительным поступлениям в бюджет.

Однако развитие собственного производства товаров для внутреннего потребления, которое было бы способно существенно потеснить импорт по большинству позиций, – процесс сложный, дорогой, длительный и не всегда экономически оправданный. К чему может привести желание потреблять исключительно "национальный продукт", наглядно свидетельствует состояние автомобилестроительной отрасли. Как известно, Запорожский автомобильный завод, единственный отечественный производитель легковых автомобилей, недавно полностью отказался от выпуска наиболее массовой бюджетной модели "Ланос". С другой стороны, в этой же отрасли вполне комфортно себя чувствуют производители пассажирских автобусов, которые постепенно вытеснили с рынка столь популярные ранее импортные "Газели".

Лидеры отечественного экспорта

Фактически для оперативной коррекции внешнеторгового баланса у нашей страны остается лишь один действенный способ: активизация экспорта. В лучшие годы наибольшую долю экспортных доходов приносили три отрасли: металлургия, аграрный сектор и химическая промышленность. Однако сейчас ситуация кардинально изменилась.

С началом стремительного роста тарифов на "голубое топливо" рентабельность производства украинских удобрений с использованием импортного газа столь же стремительно снижалась. В таких условиях выстоять удалось немногим, вдобавок некоторые из предприятий, производивших удобрения и поставлявшие их на экспорт, оказались на неподконтрольных территориях или в прифронтовой полосе. Плюс владелец многих химкомбинатов – в Австрии, где он борется против своей экстрадиции в США в рамках расследования дела по обвинению в коррупции. В результате с начала этого года на 99 млн долл., вырученных от продажи украинских удобрений зарубежным покупателям, приходится 970 млн долл., перечисленных отечественными аграриями иностранным поставщикам за тот же товар.

В перспективе как-либо повлиять на ситуацию может лишь бурный рост отечественной газодобычи, который сможет обеспечить наших химиков достаточными объемами природного газа по цене, которая позволит конкурировать с иностранными (прежде всего с китайскими) производителями сельхозхимии. Но уровень инвестирования государства в разработку новых месторождений, отношение к перспективам освоения сланцевых месторождений (которые позволили США выйти в лидеры мировых поставок и сейчас активно осваиваются в самом Китае) пока не позволяют надеяться на подобный сценарий.

В горно-металлургическом комплексе страны ситуация немного лучше. По информации ГП "Укрпромвнешэкспертиза", в январе-ноябре 2017 года производство товарного ЖРС горнорудными предприятиями Украины составило 65,06 млн тонн, что на 1,46 млн тонн меньше, чем за аналогичный период 2016 г. Тем не менее сектор минеральной продукции вышел на 4-е место по итогам прошлого года и в основном за счет поставок руды за рубеж.

В подобном положении оказалась и металлургическая отрасль: выплавка стали в 2017 году снизилась на 12%, до 21,284 млн тонн. А производство чугуна и выпуск проката сократились на 15% и 14% — до 20,035 млн тонн и 18,439 млн тонн соответственно. Экспорт металлопроката в общем объеме выпуска металлопродукции по итогам 11 месяцев 2017 года снизился на 18,6% и составил 13,347 млн тонн.

Впрочем, подобный результат для металлургии не стал неожиданностью. Окончательная потеря контроля над некоторыми сталелитейными предприятиями на востоке страны и длительный простой Днепровского металлургического комбината привели к ожидаемому снижению производства и экспорта. Причем внутренние проблемы украинской металлургии совпали по времени с периодом, когда правительства многих государств решили вспомнить о необходимости "защиты отечественного производителя". Вначале Евросоюз ввел заградительные пошлины на ввоз украинского проката, затем Египет установил пошлину на импорт украинской арматуры.

Наиболее оптимальным способом компенсации грядущих потерь может стать экспорт продукции машиностроения. Подобный вариант более выгоден стране, чем простой экспорт металла: экспортируемая продукция содержит большую долю добавленной стоимости, а значит, способна принести больше валюты стране, в ее производстве задействовано больше предприятий, а соответственно – меньше проблем с безработицей и бюджеты получат дополнительные отчисления. К тому же у отрасли есть перспективы для роста: общая стоимость реализованной продукции машиностроительной отрасли вдвое ниже произведенной металлургами; доля экспорта велика (46%), однако импорт точно так же вдвое выше. Однако для того, чтобы наши машины, оборудование и механизмы продавались за границу не хуже чугунных чушек или стальной арматуры, потребуется еще не один год коренной перестройки предприятий и переход на новый технологический уровень, который удовлетворит запросы иностранных покупателей.

Из прежней тройки лидеров украинского экспорта лишь аграрный сектор еще может гордиться званием "Заслуженного экспортера Украины". Давно канули в Лету времена, когда вопрос обеспечения весенней посевной кампании льготной соляркой был главной проблемой правительства. Сейчас сельскохозяйственный сектор стал вполне жизнеспособным, а в некоторых сегментах – и достаточно прибыльным. И если животноводство еще требует дотаций и защиты от иностранных конкурентов, то в секторе растениеводства и выращивания зерновых нашим аграриям нет равных. Именно поэтому по итогам января-октября 2017 года по уровню экспортных доходов (11,5 млрд долл.) три категории продукции – зерновые, масложировые товары и готовые продукты питания – почти вдвое превысили поступления от продажи черных металлов за границу (6,9 млрд долл.).

Укрупнение агрохолдингов, расширение земельного банка каждого из них, привлечение инвестиций для покупки качественного семенного материала, агрохимии и современного оборудования для более эффективной обработки пашни создают надежный базис для дальнейшего роста отрасли. Еще 5-7 лет назад Украина периодически сталкивалась с дефицитом то картофеля, то гречки или сахара, что становилось головной болью для очередного правительства. Но теперь уже сами аграрии, уверенные в дальнейшем росте показателей, высказывают озабоченность дефицитом мощностей по переработке, хранению и перевозке сельскохозяйственной продукции. Государственная железнодорожная компания пока не готова обеспечить комфортные условия для перевозки зерна, а дефицит вагонов, локомотивов, длительный простой на таможенных пунктах традиционно делают процесс украинского зернового экспорта максимально долгим, сложным, а в результате – дорогим.

Поэтому некоторым агрохолдингам приходится искать собственные тропинки к иностранному потребителю. Примером может стать многолетняя практика концерна "Нибулон" по возрождению речных перевозок, формированию собственного торгового флота и строительству разветвленной сети зерновых терминалов и элеваторов в акватории нижнего и среднего течения Днепра. Объективно подобная задача должна решаться не только силами одного, пусть и достаточно крупного, предприятия. Развитие транспортной инфраструктуры, в том числе и речной, относится к компетенции государственных органов власти, среди которых есть даже профильное министерство с идентичным названием. Однако о каких-либо реальных мерах по развитию транспортных и транзитных возможностей в Украине всерьез заговорили лишь недавно. К сожалению, пока на уровне разговоров развитие транспортной инфраструктуры и замерло.

Направления и перспективы

Очевидно, что резервы для роста промышленного производства и экспорта украинской продукции есть. К октябрю минувшего года суммарные поставки отечественной продукции иностранным покупателям выросли на 20%, при этом поставки в страны Евросоюза – более чем на треть и составили 40% всего экспорта. Потребление украинских товаров в странах СНГ увеличилось на 15% и такую же долю занимают поставки нашим бывшим соседям по СССР в общей структуре экспорта.

Однако и показатели импорта тоже не стояли на месте и по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. выросли на 27%. При этом импорт товаров из стран СНГ, включая Россию, вырос значительно больше (+33,5%), чем поставки с территории стран Евросоюза (+22%), хотя по абсолютным показателям (16,7 млрд долл. против 9 млрд долл.) европейское направление все равно остается приоритетным. В отношении украинского экспорта сравнение СНГ/ЕС более выразительно демонстрирует, какой из рынков Украина считает приоритетным: если на территорию бывшего Союза удалось продать украинских товаров на 5,6 млрд долл., то европейские поставки оказались чуть ли не втрое выше – 14,1 млрд. долл.

Может быть, именно поэтому украинский экспорт с каждым годом приобретает ярко выраженный аграрно-сырьевой характер: немногие из украинских товаров (особенно промышленного назначения) по уровню качества и надежности соответствуют европейским стандартам.

Анна Ганзенко

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 5
21:05 | 21.01.2018
ФЭдя
Интересно посмотреть экспорт по позициям.
Вырос экспорт зерновых? А сколько импонировано технологии, химии , топлива для получения этого экспорта? Т.е. на 1$ экспорта зерна затрачено ?$ .
Т.е. насколько глубока переработка импортируемых товаров для экспорта
15:30 | 09.01.2018
Алеххандр
бизнеса в Украину- рывка в промышленном производстве не будет.Посмотрите на соседние Польшу и Чехию. В 1991 году экономические показатели Польши были похуже,чем у Украины.Зато в прошлом году Польша экспортировала товаров на 196 миллиардов долларов (импорт 188 млрд),что почти в 4,7 раза превышает показатели Украины.Больше четверти экспорта-машины и запчасти,одних автосидений экспортировали на 5 миллиардов зеленых,компьютеров и комплектующих на 4 миллиарда и т.д.В Германию экспорт составил 55 миллиардов,еще тридцать миллиардов наторговали у голландцев и англичан. Причем большая часть экспорта-это продукция польских филиалов западных компаний. Украина пока не сможет производить Мерседес,Аэрбас или роботы Кука-роботикс.Но огромную номенклатуру комплектующих для авто-авиа-и прочего машиностроения будут производить здесь,вот тогда и произойдет промышленный расцвет
22:56 | 10.01.2018
Дмитрий
А зачем немцам и другим европейцам делиться добавленной стоимостью в пользу украинцев? С прибалтами не делились (а они в ЕС) и тут не будут.

Рынок Мерседесов, Эирбасов конечен и поделен. Недостатка в производящих мощностях нет. Чтобы что-то открыть в Украине нужного где-то закрыть и сократить европейца.
10:51 | 11.01.2018
Титановая отрасль ЕС
не имеет базы производства первичного титана. Сам бог велел заиметь, ЗТМК выставлен на продажу.
15:33 | 09.01.2018
Алеххандр
Без прихода западного,прежде всего немецкого... и т.д.

...
Новости партнеров


Статьи
19.01.18, Максим Полевой
Рост на мировых металлорынках продолжается и задает "настроение" на первое полугодие. Металлурги Украины в таких условиях смогут наращивать доходность экспорта и производственные показатели.
16.01.18, Ярослав Ярош
2016 г. Евразийский экономический союз (читай – Россия) ввел заградительные пошлины на ввоз стального прутка из Украины. Спустя год с лишним Украина обложила пошлиной в размере 15,21% такую же продукцию происхождением из РФ. В обоих случаях в гуще событий оказывался комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог". Первый раз – как главный пострадавший, второй – как основной выгодополучатель.
12.01.18, Максим Полевой
Мировой рынок ежегодно потребляет сотни новых гражданских самолетов и будет расти дальше. Чтобы воспользоваться этим, авиапром Украины должен развивать постпродажный сервис, лизинг и производственную эффективность.
04.01.18, Ярослав Ярош
Конец года оказался необычайно щедрым для меткомбината "Arcelor Mittal Кривой Рог". АМКР подписал документы о получении кредитов от Европейского банка реконструкции и развития и синдиката европейских банков на общую сумму 350 млн долл. Этот заем покроет примерно треть нужд комбината в денежных средствах, которые тот намерен вложить в масштабную модернизацию.
27.12.17, Максим Полевой
По итогам 2017 года в мире ожидается рост прямых иностранных инвестиций на 5%. Значительнее всего увеличатся вложения в переходные экономики. В их числе может оказаться и Украина.
22.12.17, Ярослав Ярош
За 11 месяцев 2017 г. объемы импорта газа в Украину выросли почти на 40%, по сравнению с прошлогодними. Более 50 частных компаний уже оформили разрешения на поставки газа из-за рубежа на украинский рынок, из них около 20 осуществляют ввоз в достаточно больших размерах – от 100 млн куб. м. Отказ Киева от прямого сотрудничества с российским "Газпромом" стал толчком к быстрой либерализации на этом рынке. Государственная компания "Нафтогаз Украины" продолжает оставаться здесь крупнейшим игроком. Но конкуренция уже пошатывает ее устои.
20.12.17, Максим Полевой
В конце года на мировом железорудном рынке наметился новый всплеск, связанный с позитивной динамикой спроса на металл. Заработать на этом смогут и украинские рудники, и горно-обогатительные комбинаты.
18.12.17, Игорь Воронцов
Производство и потребление металлоконструкций в Украине в текущем году продолжило рост, сигнализируя об устойчивости восстановления национальной экономики. Но в целом для металлургов данный рынок остается нишевым в виду незначительных объемов. О том, как их увеличить, говорилось на VI национальной конференции участников рынка стального строительства, которая состоялась 14 декабря в Киеве.
12.12.17, Ярослав Ярош
Надежды на то, что украинским правительственным и промышленным лоббистам удастся уговорить Египет сменить гнев на милость в отношении украинской стальной арматуры, не оправдались. 6 декабря Министерство торговли и промышленности Египта объявило, что временные заградительные пошлины на данную продукцию теперь станут постоянными. По крайней мере, на 5 ближайших лет.
08.12.17, Максим Полевой
В Турции активно развивается собственная металлургия, но быстрорастущий внутренний спрос оставляет шансы и для импортеров металлопродукции, включая Украину.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!