Подробнее Запомнить город


Очень интересная энергетика

25.08.09
размер текста:

В сентябре текущего года правительство намерено продать ряд активов, которые на сегодняшний день являются едва ли не единственными компаниями, показывающими рост прибыли. Речь идет о продаже государственных пакетов акций 15 облэнерго. По словам экспертов, в покупке пакетов акций предприятий облэнерго заинтересованы крупнейшие отечественные и иностранные компании. Однако существует риск, что данные активы будут проданы слишком дешево.

В следующем месяце правительство намерено продать ряд стратегических объектов, среди которых предприятия, неоднократно оказывавшиеся в эпицентре рейдерских войн между братьями Суркисами, Константином Григоришиным, Игорем Коломойским и рядом других ФПГ. Это предприятия облэнерго. Следует отметить, что правительство выбрало не самый удачный момент для продажи стратегических объектов нашей страны. Согласно документу, утвержденному Кабмином, в 2009 году должны быть проданы государственные пакеты акций «Укртелекома», «Турбоатома», Одесского припортового завода, а также «Черниговоблэнерго», «Сумыоблэнерго», «Прикарпатьеоблэнерго», «Львовоблэнерго», «Одессаоблэнерго», «Полтаваоблэнерго», «Центрэнерго», «Донбассэнерго», «Западэнерго» и «Днепроэнерго».

В настоящее время, по мнению многих экспертов, цена предприятий облэнерго переживает пик падения вследствие мирового финансового кризиса. Поэтому большинство участников рынка считают, что предприятия облэнерго будут проданы по очень низкой цене. Виной всему – конфликт между Президентом Виктором Ющенко и премьер-министром Юлией Тимошенко, который стал причиной того, что Ющенко несколько раз блокировал, как продажу Одесского припортового завода, так и активов облэнерго. По мнению Секретариата Президента, Кабмин намеревался направить деньги не на развитие предприятий, а на предвыборную кампанию. Однако позже, очевидно, конфликт между первыми лицами государства был исчерпан, и президент дал согласие на приватизацию стратегических объектов.

Хотя на сегодняшний день пока что неизвестны размеры продаваемых пакетов акций, участники рынка подчеркивают, что блокирующие пакеты предприятий облэнерго, скорее всего, не найдут своих покупателей, так как блок-пакет стратегическим инвесторам просто не интересен. Единственным исключением могут стать компании, которые уже владеют в данных предприятиях пакетами в размере 20-25% акций или инвестиционные фонды, занимающиеся торговлей акций.
Подтверждением этому могут стать неудавшиеся торги блок-пакетами акций «Полтаваоблэнерго», «Прикарпатьеобэнерго» и «Сумыоблэнерго» в первой половине текущего года. Торги пакетами данных предприятий переносились несколько раз из-за отсутствия на них спроса у покупателей. Поэтому, вероятнее всего, правительство будет выставлять на продажу контрольные пакеты акций предприятий облэнерго. Однако лишь в том случае, если оно действительно захочет получить прибыль от продажи. Об этом как раз и сообщила пресс-секретарь Фонда госимущества Нина Яворская, подчеркнув, что в части облэнерго государство намерено реализовать контрольные пакеты. Поэтому именно за эти лоты разгорится ожесточенная борьба между инвесторами. При этом в Кабмине подчеркнули, что пакеты 15 предприятий облэнерго не будут продаваться одновременно. После проведения необходимого маркетингового исследования Фонд Госимущества определит четкий график их продажи.

К слову, в этом году все-таки были проданы два блокирующих пакета предприятий облэнерго – 26,98% акций «Львовоблэнерго» и 25%+1 акция «Черниговоблэнерго». Львовское предприятие было продано компании «ТЕКТ-Трейд» за 198 млн грн. при стартовой цене 171,7 млн грн., а черниговское – компании «Он-лайн Капитал» за 223,4 млн грн. при стартовой цене 119 млн грн. Основная борьба за пакеты данных акций развернулась между двумя группами – братьями Суркисами, которых представляла компания «ТЕКТ-Трейд», и тандемом Игоря Коломойского и Константина Григоришина, интересы которых представляла компания «Он-лайн Капитал». В обоих случаях государство существенно выиграло на продаже. К примеру, рыночная стоимость акции «Львовоблэнерго» на тот момент (25 мая текущего года) составила 1,2 грн., тогда как была продана за 2,27 грн., черниговского предприятия – 3,47 грн./акцию, тогда как приватизационная цена достигла 7,79 грн./акцию.

Однако это не означает, что в сентябре нас ждет ажиотаж на торгах пакетами акций предприятий облэнерго. Подтверждением этому являются, как уже подчеркивалось, неудавшиеся торги блокирующими пакетами трех предприятий. В чем же причина неудачи? Несмотря на то, что, к примеру, стоимость «Прикарпатьеобэнерго» ПФТС определяло в 9,3 грн./акция, купить их готовы были лишь за 0,95 грн./акция. А все дело в том, что реальную стоимость предприятия на тот момент было невозможно определить из-за отсутствия торгов на его акции. То же самое может произойти и во время торгов в следующем месяце.

Однако государство все же ожидает частичный успех, так как на ряд предприятий облэнерго уже объявились потенциальные покупатели. В частности, о своей заинтересованности в покупке пакетов акций предприятий облэнерго из отечественных групп уже не раз заявляли «Донбасская топливно-энергетическая компания» (ДТЭК), группа «Приват» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова, «Энергетический стандарт» Константина Григоришина, «Финансы и кредит» Константина Жеваго, а также братья Суркисы. Генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко, в частности, подчеркивал, что их интересует компания «Донецкоблэнерго», в которой они уже владеют 30% акций. Остальные компании также в первую очередь сосредоточатся на покупке акций компаний, где у них уже есть определенный пакет акций. Но это не означает, что борьбы за пакеты акций не будет, так как, купив пакет акций предприятия, в котором присутствует конкурент, в будущем можно будет с выгодой продать данный пакет тому же конкуренту.

Единственный вариант торгов без конкуренции может возникнуть лишь в том случае, считают эксперты, если финансово-промышленные группы между собой договорятся. А этот вариант в данный момент слишком вероятен, так как он минимизирует финансовые потери всех участников торгов, что в условиях финансового кризиса очень актуально. В таком случае проигравшим останется лишь один игрок – государство. Помехой для данного сценария, в принципе, могут стать иностранные компании, которые заявят о своем желании принять участие в торгах. Одним из основных конкурентов отечественным ФПГ может стать российская «Интер РАО ЕЭС», у которой, кстати, и финансовые возможности намного выше, чем у ряда украинских бизнес-групп.

По какому же сценарию пройдет продажа этих объектов станет известно совсем скоро, после того как решится вопрос изъятия пакетов этих предприятий из уставного фонда НАК «Энергетическая компания Украины», которая сегодня осуществляет управление этими акциями. Правительство обещает провести данную процедуру в максимально короткие сроки, что является сигналом для того, чтобы начать переговоры между заинтересованными участниками торгов.

Максим Гачев

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!