Подробнее Запомнить город


Газовое открытие

22.12.17
размер текста:

За 11 месяцев 2017 г. объемы импорта газа в Украину выросли почти на 40%, по сравнению с прошлогодними. Более 50 частных компаний уже оформили разрешения на поставки газа из-за рубежа на украинский рынок, из них около 20 осуществляют ввоз в достаточно больших размерах – от 100 млн куб. м. Отказ Киева от прямого сотрудничества с российским "Газпромом" стал толчком к быстрой либерализации на этом рынке. Государственная компания "Нафтогаз Украины" продолжает оставаться здесь крупнейшим игроком. Но конкуренция уже пошатывает ее устои.

Реверс и зайцы

Согласно оперативным данным компании "Укртрансгаз" за январь-ноябрь 2017-го в Украину зашло по импорту 13,95 млрд куб. м газа. Тогда как за весь 2016 г. было импортировано 10,9 млрд куб. м. И в текущем, и в прошлом годах ресурс главным образом поступал со словацкого направления (более 9 млрд куб. м за год). Остальные объемы добирались в Венгрии и Польше. Впрочем, физически преимущественное большинство этого газа имеет российское происхождение и никогда не пересекало украинскую границу. Но по документам это товар, приобретенный у частных европейских трейдеров. Перейдя на подобную реверсную схему, Украина смогла убить нескольких газовых зайцев.

Во-первых, она получала ресурс по более низкой цене, чем если бы рассчитывалась напрямую с "Газпромом" по ранее действующей "формуле Тимошенко". В 2017 г. средневзвешенная цена по импортным контрактам "Нафтогаза Украины" (согласно его же подсчетам) составляла 203 долл./тыс. куб. м в пункте поставки. Это немного дешевле, чем получалось бы, следуя упомянутой формуле. Однако в 2018 г. тенденция может и поменяться. К концу нынешнего года спотовые цены на газ в Европе заметно выросли, что отразилось и на стоимости украинских закупок. В ноябре таможенная цена импортного газа выросла на 15 долл. относительно октябрьской, вплотную приблизившись к 240 долл./тыс. куб. м. В декабре цены еще больше подстегнула авария на австрийском хабе в Баумгартене. К счастью, паника довольно быстро улеглась. Но, судя по всему, в 2018 г. цены на газ от европейских поставщиков все же будут двигаться вверх, вслед за котировками на нефть и нефтепродукты. Зато в период дешевой нефти украинские потребители газа сэкономили несколько сотен миллионов долларов за счет перехода на импорт газа исключительно из ЕС.

Во-вторых, импортная схема позволяет сохранить объемы транзита в украинской газотранспортной системе и даже увеличить их. Так, за три квартала текущего года транзит вырос на 23% по сравнению с прошлогодними показателями – до 70 млрд куб. м. Можно оценочно подсчитать, что "Нафтогаз Украины" в 2017-м заработает на прокачке более 30 млрд грн. И это без учета того, что в Стокгольмском арбитраже он пытается узаконить повышение тарифа на транзит, начиная с 2016 г. "Газпром" со своей стороны оспаривает такое повышение. Но, несмотря на этот затянувшийся спор, транзит продолжает увеличиваться.

Подземная кубышка

Правда, рост внешних закупок наряду с увеличением внутренней добычи (прогнозно на 6% в 2017 г.) пока не сопровождается заметным подъемом спроса на природный газ в Украине. Согласно статистике Минэнергоугля за 10 месяцев 2017 г. потребление выросло всего на 2,3% относительно показателя за аналогичный прошлогодний период. Причем из трех основных категорий потребителей – население, теплокоммунэнерго и промышленность – только последней потребовалось больше газа, чем раньше (почти на 10% больше, чем год назад). Такая тенденция косвенно свидетельствует об оживлении в промышленном секторе. Но она все же не до конца объясняет импортный всплеск. Есть и другие предпосылки.

Можно заметить, что почти все дополнительно импортированные объемы осели к началу зимы в подземных хранилищах Украины. Так, в прошлом году на начало отопительного сезона в отечественных ПХГ находилось 14,7 млрд куб. м газа, а в текущем на тот же момент – почти на 2 млрд больше. Похоже, в профильном министерстве решили подстраховаться на случай дефицита энергетических марок угля для генерирующих станций. В прогнозном энергетическом балансе, разработанном в Минэнергоугля, предполагается увеличение в 2018 г. объемов потребления газа на тепловых электростанциях на 8% – до 4,87 млрд куб. м.

Другая тенденция – независимые трейдеры в течение года накапливали газ в украинских подземных хранилищах, чтобы в сезон продать его подороже. Раньше весь ресурс, закачанный в ПХГ, принадлежал исключительно госкомпаниям – "Нафтогазу Украины" и "Укрнафте" (эпоха Дмитрия Фирташа и RosUkrEnergo – это исключение и отдельный эпизод). Но сейчас там уже появился и собственный газ таких международных компаний, как MET Holding, Vitol, Trafigura и др. Пока они доверили "Укртансгазу" на хранение в режиме "таможенного склада" сравнительно небольшие объемы. Но лед наконец тронулся и на услуги украинских ПХГ появился внешний спрос. Сейчас наполненность этих хранилищ составляет лишь около 50% от номинальных мощностей. И в перспективе здесь можно хранить ресурс для потребителей не только в Украине, но и в сопредельных странах – Польше, Словакии, Венгрии. Кстати, высока вероятность того, что некоторые из нынешних клиентов ПХГ "Укртрансгаза" в будущем попытаются стать оператором украинской газотранспортной системы.

Непотопляемый кредит

Получив доступ к хранилищам газа в Украине, глобальные энерготрейдеры в то же время не особо спешат напрямую выходить на местных потребителей, предпочитая работать через "Нафтогаз Украины". Наверно, это временная осторожность, позволяющая минимизировать риски и не заморачиваться со сложной спецификой внутриукраинского рынка газа. Новичкам надо еще пообтереться. А пока проще за небольшую потерю в марже продать свой ресурс оптом "Нафтогазу". В итоге НАК скупает сейчас около 70% всего импортируемого Украиной природного газа. Так, за 3 первых квартала импортеры продали госкомпании примерно 6,4 млрд куб. м "голубого топлива", остальным покупателям вместе взятым – 2,6 млрд куб. м.

Кроме госстатуса, у "Нафтогаза Украины" есть еще одно весомое конкурентное преимущество, позволяющее ему выигрывать в борьбе за зарубежный ресурс. В 2015 г. Европейский банк реконструкции и развития открыл для компании возобновляемую кредитную линию специально под импорт газа в размере 300 млн долл. с совершенно символической процентной ставкой – под 1,5% годовых. Таким образом, НАК может потратить эти 300 млн, вернуть их и снова потратить. Компания уже трижды воспользовалась подобной опцией. С декабря 2015 г. по март 2016 г. "Нафтогаз Украины" за кредит ЕБРР закупил 1,7 млрд куб. м газа у 5 контрагентов, в августе-октябре 2016 г. – 1,8 млрд куб. м у 6 контрагентов, в июле-сентябре 2017 г. – опять 1,8 млрд куб. м у 5 контрагентов. Все эти поставщики проходят процедуру предварительного отбора с участием экспертов ЕБРР, что очень помогает отсекать от торгов фиктивные компании. Так, в 2017 г. партнерами НАК по импорту за средства кредитной линии выступили RWE Supply & Trading, Axpo Trading, Engie, Uniper Global Commodities и CEZ. Все они принадлежат к числу крупных и давно известных игроков на рынке энергоносителей Евросоюза. "Однодневок" нет. RWE и Axpo в 2017 г. уже продали "Нафтогазу" по более чем 1 млрд куб. м природного газа каждая.

Однако в феврале 2018 г. срок действия льготной кредитной линии истекает. И вопрос о ее пролонгации стоит, но еще не решен. Директор ЕБРР в странах Восточной Европы и Кавказа Фрэнсис Малиж ранее говорил, что банк готов даже увеличить финансовую поддержку импортных закупок газа для Украины, но есть одно препятствие – отсутствие независимого наблюдательного совета в "Нафтогазе Украины". Большинство предыдущих членов НС уволились из-за разногласий с курсом правительства относительно компании. 22 ноября Кабинет министров сформировал новый состав набсовета, включив в него 3 представителей от исполнительной власти и 4 зарубежных спецов. Реально начать работу новый орган попробует со следующего года. И тогда же ЕБРР будет оценивать, насколько новый наблюдательный совет независим и работоспособен.

Мимо НАК

Пощипать клиентуру "Нафтогаза" всегда готовы и частные украинские трейдеры, которые напрямую заключают контракты с зарубежными поставщиками и поставляют газ отечественным промпотребителям, минуя НАК. В большинстве своем они не могут дать меньшую цену, но могут предложить лучшие условия – отсрочку оплаты, толлинг, товарный кредит и т.п. На некоторых клиентов это действует. В 2017 г. крупнейшим негосударственным импортером газа стала компания "ЭРУ Трейдинг" Андрея Фаворова с партнерами. Сейчас именно она обеспечивает природным газом Одесский припортовый завод. И за 9 месяцев 2017 г. импортировала в Украину более 500 млн куб. м газа. Также сильные позиции в данном сегменте удерживают и структуры, близкие к старожилам украинской энергоотрасли – бизнесмену Д.Фирташу и политику Николаю Мартыненко. В первую группу входят компании "Промэнерго-Ресурс", "Метида", "РГК-Трейдинг". За те же 9 месяцев они ввезли в страну свыше 500 млн куб. м газа на троих. Ключевые клиенты – азотные комбинаты Д.Фирташа. К орбите Н.Мартыненко относят компании "Энерджи Трейд Груп" и ГК "Укргаз". Их совместный взнос в импорт за январь-сентябрь – более 200 млн куб. м.

Показательный факт – присутствие в списке крупных импортеров металлургического комбината "АрселорМиттал Кривой Рог". Уже второй год подряд АМКР самостоятельно занимается своим газообеспечением, работая через сестринскую компанию из Словакии – ArcelorMittal Energy. Этот пример доказывает, что в нынешних условиях любой крупный потребитель газа при желании может сам выходить на внешние хабы и покупать себе ресурс. Другое дело, стоит ли игра свеч? Ведь тогда придется нанимать консультантов для ориентации в тонкостях европейского рынка и проходить весь процесс лицензирования в Украине, что на практике занимает около года.

С другой стороны, в "Нафтогазе Украины" не исключают, что в обозримой перспективе внешними закупками могут заинтересоваться и предприятия из когорты облгазов. А уже зашедшие в страну международные трейдеры будут искать возможности торговли газом и для предприятий ТКЭ, и даже для населения. Очевидно, в случае повышения тарифов для этих категорий. И только премьер-министр Владимир Гройсман ожидает, что к 2020 году Украину полностью откажется от импорта газа.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
10:00 | 07.01.2018
Так куда же подевался украинский газ с Украины?!
Ведь его же было добыто в 1991 году от 60 до 70 млрд.м3 ?!1 И куда теперь его девают украинские ТОП-15 нефте-газовых владельцев газо-нефтяными компаниями Украины???!!! Пояснит-разъяснит кто-либо это явление: когда и кто продал "по сходной цене",- *лигархам", не только украинским, но и зарубежным, залежи нефти и газа, титановой и урановой руд... и кто за это ответит???!!! Когда от таких "продаж" будет ТОЛК для украинского народа???!!!

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!