Подробнее Запомнить город


Бум под елочку

20.12.17
размер текста:

В конце года на мировом железорудном рынке наметился новый всплеск, связанный с позитивной динамикой спроса на металл. Заработать на этом смогут и украинские рудники, и горно-обогатительные комбинаты.

Так, в Китае цены на руду превысили отметке 70 долл./тонну CFR на фоне повышенной активности металлургов страны, особенно в южных провинциях – тогда как северные в течение года пострадали от политики Пекина по секвестру устаревших мощностей. К тому же в стране намечено отменить около 1/3 лицензий на добычу железной руды (или более 1000), в основном – принадлежащих малым неэкологичным рудникам, в рамках правительственной кампании против загрязнения окружающей среды. В итоге железорудный импорт в КНР за 11 мес. года вырос на 6%, до 990,7 млн тонн, что остается важным фактором глобального спроса. Для сравнения, внутренняя добыча в 2016-м упала на 3%, до 1,28 млрд тонн, в основном это бедный материал с содержанием Fe менее 30%.

Общим ростом спроса на ЖРП пользуются международные производители, получившие шанс усилить загрузку своих мощностей и найти применение новым добычным проектам, развивавшимся в последние годы. В частности, гендиректор крупнейшей в мире компании-производителя железной руды, Vale SA (Бразилия), Фабио Шварцман заявляет, что в 2018-м она готова ввести в строй до 50 млн тонн новых мощностей, "чтобы сбалансировать рынок – если стоимость руды станет слишком высокой. Нам не нравится, когда котировки слишком сильно падают, и когда они слишком растут. Мы уже видели суперцикл, когда поставщики делали слишком много денег – и не знали, что делать с ними". Прогнозируется, что в 2018-м Vale нарастит добычу до 390 млн тонн (с ожидаемых 380 млн тонн в 2017-м), развивая свои высокосортные месторождения в северной части Бразилии в регионе Амазонки. Отметим, ранее рост добычи не предполагался: запуск в конце прошлого года нового ГОКа S11D плановой ежегодной мощностью 90 млн тонн намечалось компенсировать остановкой площадок с высоким уровнем затрат.

Австралийская корпорация Rio Tinto в 2018-м тоже планирует увеличить поставки – до 340 млн тонн с прогнозируемых в этом году 330 млн тонн, в т.ч. за счет нового рудника Silvergrass на западе Австралии, годовой производительностью 10 млн тонн низкофосфорной руды. Притом руководство Rio Tinto отмечает, что меры Поднебесной по охране окружающей среды и борьбе с устаревшими производствами способствуют спросу на железную руду более высокого качества с содержанием Fe в 62% и выше, которая приносит больше прибыли. В целом в следующем году Австралия может экспортировать 872 млн тонн руды, в 2019-м – 895 млн тонн, а Бразилия – 403 и 419 млн тонн соответственно.

Добавим, в грядущем году Rio Tinto вынесет на рассмотрение правления проект "умного" железорудного ГОКа с широким использованием новейших средств автоматизации, включая добычу промышленными роботами, беспилотные самосвалы и поезда. По словам гендиректора железорудного подразделения холдинга Криса Сэлисбери, проект сметой в 2,2 млрд долл. предусматривает освоение месторождения Koodaideri в небезызвестном районе Пилбара в штате Западная Австралия. Годовая производительность предприятия, которое должно вступить в строй в 2021 году, оценивается в 40 млн тонн высококачественной руды с возможным расширением до 70 млн тонн. В середине 2017-го Rio Tinto уже запустила в Австралии свой первый беспилотный поезд на участке длиной почти 100 км.

Вернуться на мировой рынок ЖРП может и Индия, где министерство сырьевой промышленности рекомендует правительству сократить экспортные пошлины на руду среднего качества (58-60% Fe) или же вовсе отказаться от них из-за сохраняющегося избытка такого сырья в стране. Сейчас пошлина составляет 30%, и горнорудное лобби борется за ее отмену. В то же время на низкокачественную руду (менее 58% Fe) экспортных пошлин нет.

В конечном счете общий рост предложения может привести к подешевению ЖРП. Например, обзор инвестбанка Goldman Sachs (США) гласит, что в 2018 году цены на руду могут вернуться на уровень 50 долл./тонну и остаться такими в 2019-м. Пока же потребители в условиях дорогой ЖРП снова обращают взоры в сторону лома как альтернативного сырья – в Турции, Индии, Юж. Корее и др. Но и лом дорожает: так, на турецком рынке он достиг 360-370 долл./тонну CFR.

Интересно, что недавно в Китае метгруппы Hebei Iron&Steel Group и Shougang Group при поддержке трейдера China Minmetals, транспортного оператора China Ocean Shipping Group и управления порта Цаофэйдянь (пров. Хэбэй) подписали соглашение о создании центра блендирования импортных железных руд на 41 млн тонн/год в этом порту, недалеко от крупного МК компании Shougang. Привозное сырье из различных источников будет смешиваться согласно требованиям конкретных доменных печей – сейчас китайские потребители делают это самостоятельно. Создание единого комплекса, с одной стороны, позволит централизовать закупки ЖРП, с другой – снизит нагрузку на окружающую среду, поскольку будет сооружен по современным экологичным технологиям (в т.ч. с минимизацией выбросов пыли).

Что касается Украины, то оживление глобального спроса на железную руду лишь частично отразилось на уровне ее отечественного производства: за 10 мес. года выпуск железорудного концентрата уменьшился на 4%, до 50,2 млн тонн, агломерата – на 11%, до 25,2 млн тонн, окатышей – на 10%, до 16,7 млн тонн. Такая динамика связана с ухудшением показателей металлургии (выплавка стали в январе-ноябре упала на 13%, до 19,4 млн тонн, прежде всего вследствие выпадения из статистики активов на неподконтрольных территориях). Зато благодаря ценовой динамике украинские рудари за 3 квартала года в денежном выражении нарастили экспорт на 52,3%, до 2,1 млрд долл. В 2018 году из-за стоимостной коррекции доходы от рудного экспорта могут несколько ослабнуть, но поставки будут поддерживаться активным спросом со стороны металлургов.

Основная часть ЖРП в январе-сентябре экспортировалась в КНР (27,4%, или 537,8 млн долл.), а также в Словакию (11,4%, или 223,7 млн долл.), Австрию (11%, или 215,3 млн долл.), Польшу (10,6%, или 208,7 млн долл.), Чехию (10,4%, или 204,9 млн долл.). Тем самым доля Поднебесной в железорудном экспорте Украины не так высока, как несколько лет назад, когда она приближалась к 50%. В 2016-м совокупный отечественный экспорт ЖРП упал на 11,8%, до менее чем 2 млрд долл. Для сравнения, в 2013 году это было 3,9 млрд долл.

В целом из-за роста предложения международный рынок железных руд становится более конкурентным, с чем отчасти и связано подобное ухудшение показателей украинских предприятий. Когда котировки опять ослабнут (а это возможно уже в начале нового года), конкуренция усилится, однако есть основания рассчитывать на довольно стабильные продажи ввиду активности мировой металлургии. За 10 мес. 2017-го она увеличила выплавку стали относительно аналогичного периода минувшего года на 5,6% до 1410,5 млн тонн – после годового роста в 2016-м на 0,7%, до 1604 млн тонн. В следующем году тоже ожидается хорошая динамика, которая окажет поддержку бизнесу поставщиков ЖРП.

Максим Полевой

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!