Подробнее Запомнить город


Рынок МК: поиск света в конце тоннеля

18.12.17
размер текста:

Производство и потребление металлоконструкций в Украине в текущем году продолжило рост, сигнализируя об устойчивости восстановления национальной экономики. Но в целом для металлургов данный рынок остается нишевым в виду незначительных объемов. О том, как их увеличить, говорилось на VI национальной конференции участников рынка стального строительства, которая состоялась 14 декабря в Киеве.

Ностальгия по 2013-му

Обзор текущей ситуации представил исполнительный директор ассоциации "Украинский центр стального строительства" Вячеслав Колесник. Озвученные им цифры выглядят вполне оптимистично. За январь-сентябрь 2017 г. производство МК в Украине достигло 60 тыс. тонн по сравнению с 50 тыс. тонн за тот же период 2016 г. По итогам текущего года ожидается, что показатель превысит 85 тыс. тонн.

Тем не менее до отраслевого рекорда, установленного в 2013 г., еще далеко: тогда было произведено 132 тыс. тонн. Далее наблюдался спад, обусловленный экономическим и политическим кризисом в старне: в 2014 г. – 89 тыс. тонн, в 2015 г. – 63 тыс. тонн, в 2016 г. – 73 тыс. тонн. Да и приспособиться к кризисным условиям удалось не всем. В текущем году 19% предприятий отрасли простаивали, а у 35% сократились объемы производства.

"Эта статистика идет вразрез с известным утверждением о том, что кризис – это возможности", – отметил В.Колесник. Но, по крайней мере, сегодня можно уверенно говорить о том, что прошлогодний рост не был просто ситуативным отскоком от дна – после которого обычно следует новое, еще более глубокое падение.

Несмотря на рост, отличительной чертой отрасли остается большое количество мелких игроков. По прогнозам УЦСС, по итогам текущего года только 3 предприятия превысят показатель в 5 тыс. тонн. Хотя так было не всегда: в 2010 г. на заводы с объемом свыше 5 тыс. тонн пришлось 62% от всего производства МК. Теперь – лишь 17%. Такое дробление рынка объясняется слабостью внутреннего спроса. А она, в свою очередь, порождается полудистрофическим состоянием украинской экономики.

Так, в 2013 г., т.е. уже после завершения большой госпрограммы по подготовке к проведению финального турнира чемпионата Европы по футболу, в Украине были введены в эксплуатацию 284 отеля, 437 промышленных зданий, 1882 торговых центра и 1086 зданий административного и общественного назначения. В 2016 было 220 промзданий, 501 – административно-общественное, 606 – торговых и 64 отеля. В целом ввод в эксплуатацию объектов нежилого строительства сократился с 6697 до 2645, т.е. почти в 3(!) раза.

Между тем на общестроительные конструкции приходится порядка 90% всего производства МК в Украине. Признаком общеэкономического нездоровья можно считать и структуру распределения инвестиций в нежилое строительство. По итогам января-июня текущего года в сфере торговой недвижимости 35% вложений пришлось на Киев и Киевскую обл., в сфере сельхоззданий и сооружений 52% – у Черкасской обл. Т.е. имеют место какие-то точечные относительно крупные проекты – на фоне мертвого штиля в остальных регионах, если прибегнуть к морской терминологии.

Заграница не поможет

Сохранить былые объемы производства за счет переориентации на внешние направления сбыта не получается. Довольно емкий российский рынок по известной причине остается закрытым, а выход на европейский весьма и весьма проблематичен. Генеральный директор ЧАО "Укрстальконструкция" Владимир Носов еще год назад на предыдущей конференции УЦСС рассказывал, что у его компании от момента возникновения идеи наладить экспорт в ЕС до непосредственной продажи первой партии МК в Польшу прошло 2(!) года.

При этом, как В.Носов отметил уже на нынешней конференции, польский рынок МК является низкомаржинальным. По его словам, для украинских экспортеров это просто ступенька для дальнейшего продвижения на более привлекательные западноевропейские рынки, включая немецкий. Выйти туда сразу напрямую, минуя такой промежуточный этап, как продажи в Польшу – нереально, заверил В.Носов, обобщая собственный опыт.

Неудивительно, что всего 4 украинских производителя МК из 40 действующих в 2017 г. занимались экспортом. В относительной динамике рост зарубежных отгрузок по итогам года будет довольно впечатляющим – на 50%, по прогнозам УЦСС. Однако в абсолютном значении это будет всего лишь 10,5 тыс. тонн. Из них 25% поставок пришлось на Нидерланды, 24% – на Польшу и 11% – на Бельгию. Для сравнения: в нынешнем году квартальный экспорт МК у турецких производителей составлял 397 тыс. тонн., по данным Turkey's Steel Exporters' Association. Или 1,6 млн тонн в годовой экстраполяции.

Очевидно, что изменить эту ситуацию на зарубежных рынках сбыта довольно сложно. Поэтому надежды следует возлагать на внутренний рынок. Из выступления заместителя министра строительства и региональной политики Льва Парцхаладзе следует, что повод для оптимизма вроде как есть. По его словам, в планах правительства на будущий год – построить 1 тыс. современных амбулаторий в рамках программы развития сельской медицины, капитально реконструировать и построить 1 тыс. школ.

Также предусмотрено строительство 1 тыс. центров безопасности в городах, включая райцентры. Они предусматривают наличие под одной крышей полицейских, пожарных и медицинских служб быстрого реагирования на экстренные вызовы и чрезвычайные ситуации. Если все это будет реализовано – то безусловно, в 2018 г. есть основания ожидать серьезного роста нежилого строительства. А значит, и роста потребления МК.

Со своей стороны, металлурги готовы поддержать запросы производителей МК, заверил директор ООО "Метинвест СМЦ" Дмитрий Липпа. С этой целью в г.Днепр в следующем году компания начинает строительство крупного распределительного центра металлоторговли на 40 тыс. тонн. Там будет храниться прокат такого сортамента, который требуется не постоянно, а периодически.

Бизнес-идея понятна: под такие малоходовые позиции металлотрейдеры не хотят отводить дефицитные складские площади. Их предпочитают заполнять высоколиквидным товаром. Тем не менее время от времени у производителей МК есть нужда именно в определенных видах проката и ждать их потом с завода – серьезная потеря не только времени, но и денег. Распределительный центр "Метинвест СМЦ" позволит данную проблему решить в пользу клиентов.

Кроме того, "Метинвест СМЦ" прилагает большие усилия, создавая условия развития своих потребителей, подчеркнул Д.Липпа. С этой целью компания расширяет свой торговый сортамент новыми, более эффективными марками стали, сертифицируя продукцию в соответствии с европейскими требованиями и оптимизируя форматы работы по цепочке поставок.

Так, с августа 2017 г. на складах "Метинвест СМЦ" размещаются горячекатаные листы марки S355 по EN 10025 в толщинах 2-50 мм вместо 09Г2С по ГОСТ 19281, действие которого заканчивается в декабре этого года. "Ключевое преимущество МК из этой марки стали для украинских производителей – возможность максимально оперативно закупать металл под экспортные заказы в ЕС, а также участвовать там в тендерах наравне с местными игроками", – отметил Д.Липпа.

Но и самим производителям для этого есть над чем поработать. Как отметил В.Колесник, помимо низкой строительной активности, очень серьезно рост рынка МК сдерживает ускоренный рост их стоимости по сравнению с железобетонными. Так, цена горячекатаного листа, из которого делают трубный профиль для строительных МК, в 2013-2017 гг. возросла в 3,2 раза. При этом в 2017 г. стоимость проката росла, даже несмотря на умеренное укрепление курса гривны в середине года.

Тогда как цемент и бетон за этот период подорожал всего в 1,6 раза. Благодаря этому стоимость железобетонных конструкций, в состав которых входит и стальной арматурный прокат, повысилась только в 2,1 раза. Т.е. металл дорожал в 2 раза быстрее, чем бетон, и это позволяло производителям ЖБК быть более эффективными на рынке по сравнению с МК, подчеркнул В.Колесник. В связи с этим он предложил компаниям в сфере стального строительства проработать решения, направленные на снижение себестоимости.

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
16:39 | 22.03.2018
ThomasMok
заказать продвижение сайта ростов на дону логин в скайпе SEO PRO1

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!