Подробнее Запомнить город


Каир слезам не верит

12.12.17
размер текста:

Надежды на то, что украинским правительственным и промышленным лоббистам удастся уговорить Египет сменить гнев на милость в отношении украинской стальной арматуры, не оправдались. 6 декабря Министерство торговли и промышленности Египта объявило, что временные заградительные пошлины на данную продукцию теперь станут постоянными. По крайней мере, на 5 ближайших лет.

Ущербный импорт

Вместе с украинской арматурой под антидемпинговые санкции в Египте попала также аналогичная продукция происхождением из Китая и Турции. Но отечественным металлургам в лице комбината "Арселор Миттал Кривой Рог" досталось больше всего. Его продукция будет облагаться пошлиной в размере 15-27% от таможенной стоимости, тогда как китайская – на уровне 17%, турецкая – в диапазоне 10-15%. Хотя как раз поставки из Турции до сих пор доминировали в данном сегменте.

За прошлый год Украина продала в Египте около 500 тыс. тонн арматуры. Это примерно 7-8% от емкости египетского рынка. Свыше 90% экспортированной арматуры было выпущено на АМКР. За период с 2014 по 2016 гг. местный рынок стал вторым по значимости для криворожского комбината в арматурном сегменте. И только в прошлом году он заработал на этих поставках порядка 200 млн долл. По подсчетам агентства "Металл-Эксперт", за 2016 г. доля украинской арматуры на внутреннем рынке Египта выросла на 6%, хотя все равно оставалась вдвое меньше турецкой.

В самом конце прошедшего года официальный Каир подложил под елочку крупнейшим зарубежным поставщикам арматуры неприятный сюрприз. 22 декабря в правительственном издании Egyptian Official Gazette появилось сообщение о начале антидемпингового расследования против импортных прутков из железа и нелегированной стали, прутков и стержней горячекатаных в спиральных рулонах (а проще говоря – стальной арматуры для строительства), классифицируемых по таким кодами HS: 7213, 7214, 7227, 7228. Год спустя оно завершилось наложением антидемпинговых пошлин сроком на 5 лет. До этого, в период расследования, применялись временные пошлины – практически на том же уровне, что были введены с 6 декабря.

И представители Министерства экономики и развития Украины, и представители Arcelor Mittal наведывались за последний год в Египет, пытаясь смягчить санкции относительно украинской арматуры. "Я лично посещал Каир, встречался с их министрами, ведущими бизнесменами, привлекали наше посольство в Египте. В швейцарском Давосе также состоялась встреча министров Египта и Украины по этому вопросу. Он все еще обсуждается, и, возможно, украинская продукция не попадет под египетские пошлины", – высказывал смутные надежды в одном из интервью вначале 2017 г. генеральный директор АМКР Парамжит Калон. Но напрасно. В сентябре Египет посетила делегация украинского МЭРТ во главе с госсекретарем Юрием Перевезенцевым. Тема пошлин была во время визита одной из двух ключевых (вторая – участие предприятий Украины в реконструкции Хелуанского металлургического комбината, построенного при помощи СССР). Но уже тогда гостям из Киева дали понять, что в арматурном вопросе рассчитывать на поблажки не стоит.

Как заявил позже министр торговли и промышленности Египта Тарек Кабиль, департаменту по борьбе с демпингами и субсидиями потребовалось больше времени, чем ожидалось сначала, чтобы провести тщательное расследование. Но зато получено достаточно доказательств, что импорт арматуры наносит ущерб местной промышленности АРЕ. По подсчетам председателя неправительственной Палаты металлургической промышленности Египта Мохамеда Эль-Гахри, за прошлый год величина ущерба составила 45 млн долл.

Строители проиграли

Однако тут срабатывает свой закон сохранения энергии. То, что на "ура" воспринято египетскими металлургами, совсем не по нраву египетским строителям. Ведь ограничения на импорт арматуры уже привели к скачку цен на нее на внутреннем рынке, а это в свою очередь повлечет рост цен на недвижимость, особенно – на первичную. Как прогнозирует глава дивизиона стройматериалов Федерации торговых палат Египта Ахмед Аль-Зайни, рост цен на строительную сталь приведет к повышению цен на недвижимость на 25-50%. Для многих строительных проектов, по его словам, это болезненный рост, который в совокупности может привести к стагнации в строительной отрасли.

Только за прошедшее лето, когда уже действовали временные пошлины на импортную арматуру, последняя подорожала на внутреннем рынке Египта более чем на 20% – с 530-560 долл./тонну в июне до 650-675 долл./тонну в августе. Если же сравнивать эти цены с аналогичными показателями годичной давности, то они стали почти вдвое выше. Как отметил А.Аль-Зайни, ранее цены на арматуру в Египте изменялись примерно раз в месяц, начиная же с лета 2017-го они повышаются еженедельно, а иногда и ежедневно. Осенью, правда, рост цен приобрел более плавный характер, но покупатели арматуры опасаются, что после объявления решения египетского правительства о 5-летних санкциях может последовать вторая волна подорожания арматуры. Ведь теперь две местные компании – Ezz Steel и Egyptian Steel – смогут контролировать данный сегмент практически без конкуренции.

Ezz Steel является крупнейшим производителем стали в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Ее производственные мощности составляют 5,8 млн тонн стали в год, но в 2016-м было произведено только 3,2 млн тонн. В состав компании, среди прочего, входит и предприятие Al Ezz Steel Rebars Co., контролирующее более 20% египетского рынка стального прутка. Egyptian Steel пока что только активно наступает на пяты Ezz Steel. В 2016 г. группа ввела в эксплуатацию металлургическое предприятие в провинции Бени Суэф, а в ближайших планах – запуск еще двух заводов (в районе Александрии и в Порт-Саиде). После этого суммарные мощности Egyptian Steel по выплавке достигнут 3,5 млн тонн.

Клиент сдувается

Вообще-то, в 2014-2016 гг. в Египте также действовали пошлины на ввозную арматуру, но ставки при этом были достаточно щадящими – в пределах 6,5-8% от таможенной стоимости. Это в целом и импортеров устраивало, и правительству в Каире позволяло сохранять баланс между влиятельными промышленными лобби страны – стальным и строительным. Однако в 2017-м металлургам удалось все же перетянуть одеяло на себя. Не в последнюю очередь потому, что лоббированием более жестких антидемпинговых санкций активно занялась вторая по величине парламентская сила Египта – Партия национального будущего. Ее главным спонсором считается Ахмед Абу Хашима, владелец упомянутой выше Egyptian Steel Group.

По итогам 2016 г. Египет оказался третьим по величине рынком сбыта для украинских товаров в мире после России и Европейского Союза. Но по результатам 9 месяцев 2017 г. он уже опустился на пятую позицию. Наложение пошлин на украинскую арматуру сыграло не последнюю роль в таком проседании. Если и в первом, и во втором квартале Украина продавала в Египте товаров на 500 млн долл., то в третьем – только на 323 млн долл. Напомним, что как раз с июня в АРЕ начали действовать временные пошлины на украинскую арматуру, а в третьем квартале эффект от этого решения проявился в полную силу. Причем это касается не только Украины, но и других стран, попавших под санкции. Импорт арматуры в Египет летом упал в несколько раз.

Украинская таможенная статистика также фиксирует закрытие египетского рынка для украинской арматуры. Так, если в 2016 г. по товарному коду 7214 (стальные прутки из углеродной стали) АРЕ был клиентом №1 для Украины, закупив продукции более чем на 186 млн долл., то в 2017 г. он выпал из первой тройки покупателей. Правда, за этот же период значительно (в 2,5 раза) возросла доля Ливана в импорте по этому коду. Из чего можно предположить, что часть украинской арматуры теперь заходит в Египет транзитом через ливанских контрагентов. Причем если в 2017 г. такой маршрут все еще рассматривали как временную меру, то в следующие 5 лет он может превратиться и в базовый.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.
10.04.18, Максим Полевой
В конце марта Министерство экономического развития и торговли объявило об успешном завершении переговоров с Израилем о создании зоны свободной торговли (ЗСТ). Кроме того, украинское правительство одновременно работает еще по нескольким перспективным направлениям свободной торговли.
06.04.18, Игорь Воронцов
Обострение конкуренции на глобальных рынках в текущем году ставит перед украинскими металлургами серьезные вызовы. На первый план выходят ресурсное и логистическое обеспечение работы отрасли, а также защита внутреннего рынка. Об этом шла речь на расширенном заседании совета директоров объединения "Укрметаллургпром", которое состоялось в Киеве 5 апреля.
06.04.18, Павел Вернивский
Практически любая инициатива о необходимости возрождения промышленности сейчас наталкивается на шквал критики. Основным аргументом выступает утверждение, что наши производства – это совковое наследство, которое морально и технологически устарело. Потому нет никакого смысла возрождать то, что уже мертво. Мы пытались создать свой автомобиль, и что из этого получилось?
03.04.18, Ярослав Ярош
В апреле в Украине начнет действовать упрощенный механизм получения земельных участков под поиск и добычу углеводородов. Соответствующий закон президент Петр Порошенко подписал 29 марта. Участники рынка уверены, что нововведения станут отличным стимулом для отрасли, где пока что происходят разновекторные процессы. Если с добычей природного газа наблюдается очевидный прогресс, то в "нефтянке" продолжается стагнация.
29.03.18, Максим Полевой
В 2018 году "Днепроспецсталь" впервые за 10 лет приняла годовую, а не поквартальную инвестпрограмму, и продолжает модернизировать производство – на фоне активного роста мирового рынка.
26.03.18, Ярослав Ярош
Объем долговых обязательств ЧАО "Донецксталь" Виктора Нусенкиса приближается к 1 млрд долл. Даже в хорошие времена чрезмерная долговая нагрузка ложилась тяжелым бременем на хребет компании, а теперь стала совсем непосильной ношей. Но и на это "добро" нашелся желающий: финансовая группа ICU в течение последних месяцев активно скупает почти безнадежные долги "Донецкстали". Наиболее вероятный мотив таких действий – ICU хочет разжиться угольными запасами В.Нусенкиса в Украине.
23.03.18, Игорь Воронцов
Очередной отопительный сезон в Украине подходит к завершению – хотя зима в этот раз задержалась дольше обычного. Тем не менее платежки за тепло украинцам будут продолжать приходить и далее, даже летом.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!