Подробнее Запомнить город


Украина – Турция: связанные металлом

08.12.17
размер текста:

В Турции активно развивается собственная металлургия, но быстрорастущий внутренний спрос оставляет шансы и для импортеров металлопродукции, включая Украину.

В конце ноября глава Турецкой ассоциации производителей стали Фуат Тосьяли заявил, что в 2017 году ее выплавка в стране достигнет рекордного значения и превысит 36 млн тонн. При этом World Steel Association сообщает, что за 10 месяцев года в Турции выплавлено на 13,3% больше стали, чем в январе-октябре-2016, – это 31,05 млн тонн. В прошлом году национальная выплавка стали выросла на 5,2%, до 33,2 млн тонн, что означает 8-е место в мировом рейтинге.

Вслед за спросом

Это связано с достаточно активными продажами турецкого проката на внешнем и внутреннем рынке. Он пользуется спросом в средиземноморском регионе, на Ближнем Востоке, а также, все больше, в Европе и США. За 9 месяцев года металлоэкспорт вырос к аналогичному периоду минувшего года на 8,3%, до 13,5 млн тонн. Интересно, что зарубежные поставки сортового и фасонного проката упали на 11,2%, до 6,8 млн тонн, в основном из-за защитных мер против турецкой арматуры в США, Египте, ОАЭ. Так, Минторг США ввел против нее антидемпинговую пошлину в диапазоне 5,39-8,17%.

С другой стороны, экспорт листа возрос сразу на 55%, до 3,2 млн тонн – особенно в Евросоюз. Ф.Тосьяли связывает это с мероприятиями Брюсселя против металла из Китая и ростом внутреннего потребления в КНР, что освободило часть рынка для турок и других поставщиков. Эксперт по ГМК Горкем Болака (ЕС) полагает, что в данном контексте у проката из Турции большие перспективы на европейском рынке, которым вряд ли помешает недружественная риторика дипломатов сторон и прочие события в их отношениях. Добавим, экспорт турецких полуфабрикатов за 9 месяцев увеличился примерно в 4 раза, до 660 тыс. тонн.

Кроме того, металлургам страны удается вытеснять импортеров с национального рынка. В январе-сентябре металлоимпорт сократился на 14,6%, до 11,8 млн тонн; в частности, ввоз полуфабрикатов снизился на 33,2%, до 3,4 млн тонн, листа – на 0,8%, до 6,6 млн тонн. И это при том, что внутренний спрос растет за счет развития экономики, начиная с крупных инфраструктурных проектов. По словам аналитиков, в Турции государство продолжает вкладывать серьезные средства в инфраструктуру и вообще остается крупнейшим работодателем. Например, Анкара совместно с Грузией строит новую железную дорогу "Карс – Ахалкалаки – Тбилиси", которая будет иметь продолжение в виде возводимой транстурецкой магистрали от Карса от г. Эдирне в европейской части страны. Входит Турция и в Центральный коридор "Нового Шелкового пути", транспортного мегапроекта, запускаемого Пекином.

Значителен спрос и со стороны машиностроения, которое продолжается развиваться: сегодня Турция является 6-м по объему производителем машин и оборудования в Европе, а в структуре странового экспорта в 2016 году они заняли 9%. Этому способствует относительная дешевизна рабочей силы и инженерно-технических услуг – при растущей технологической оснащенности производств. В целях повышения качества и конкурентоспособности своей продукции многие крупные турецкие машиностроительные предприятия в последнее время создают собственные научно-исследовательские подразделения. Играют свою роль в развитии промышленности (а значит, металлопотребления) и такие успешные для страны форматы, как свободные экономические зоны, организованные промышленные зоны и др. При этом экономика Турции работает по 5-летним планам, сейчас продолжается 10-я "пятилетка" (2013-18 гг.).

В результате внутреннее металлопотребление в 2016-м превысило 35 млн тонн, ВВП вырос на 2,9%, а промышленность – на 4,5%, ее доля составила 19,7% ВВП. В этом году, по прогнозам, экономика может вырасти уже приблизительно на 5%, в 2018 – еще на 3,5-4%. Это будет способствовать дальнейшей активизации спроса на металл.

Местные и Украина

Металлурги отвечают на рост потребления развитием мощностей. Так, компания Tosyali-Toyo, представляющая собой СП турецкого метхолдинга Tosyali (51%) и японской фирмы Toyo Kohan (49%), запустила комплекс холодной прокатки и нанесения покрытий в г. Османие на юге страны. Ежегодная производительность объекта – 1,2 млн тонн холоднокатаного рулона, оцинковки, проката с полимерным покрытием. Кроме того, установлены линии на 240 тыс. тонн/год жести и 300 тыс. тонн тонкого х/к листа толщиной 0,12-0,30 мм. Подобная продукция комплекса предназначена для автозаводов, производств бытовой техники (этот сектор особенно активно развивается), упаковки и др. Смета проекта – около 500 млн долл., поставщик основного оборудования Primetals Technologies (СП, образованное из Siemens VAI Metals Technologies и Mitsubishi Hitachi Metals Machinery).

Крупнейшими в отрасли являются меткомбинаты Erdemir (г. Карадениз Эрегли), İsdemir (г. Искендерун), Kardemir (г. Карабюк). Однако доминируют электрометаллургические мини-МЗ, дающие более 70% стали – включая, скажем, MMK Metalurji, дочерний электрометпроект группы Магнитогорского МК (Россия). Это требует значительного количества стального лома, поэтому страна входит в число его ведущих глобальных импортеров; в 2016-м ввоз лома вырос на 9%, до 17,7 млн тонн.

Основная часть черной металлургии сконцентрирована в районе Стамбула, а также в р-не г. Измир (запад страны, Эгейское море) и в пров. Искендерун (дальний юго-восток, провинция граничит с Ливаном и Сирией) – такое приморское расположение удобно для экспорта по воде. И если в 2002-м турецкие металлурги выпустили 16,5 млн тонн металлопродукции, то в 2006 г. – уже 23,3 млн тонн, а в 2012-м был достигнут нынешний рекорд в 35,9 млн тонн. Притом годовая добыча железных руд – всего лишь около 5 млн тонн, а остальной требуемый объем (свыше 10 млн тонн) импортируется.

Неуклонное развитие национальной металлургии негативно отразилось на отечественных металлопоставках в страну. Если еще в 2006‑07 гг. украинские метпредприятия ежегодно поставляли в Турцию 2‑2,3 млн тонн листа, то уже в 2013‑14 гг. эта цифра сократилась до 0,9‑1,1 млн тонн. В 2016-м Украина продала туркам различной металлопродукции на 974,3 млн долл. – на 28,5% меньше, чем годом ранее. Тем не менее это по-прежнему главная часть экспорта на данном направлении (47,5% в денежном выражении). Для сравнения, в 2013 году это было 2102,1 млн долл.

Неудивительно, что отечественные металлурги рассчитывают на восстановление былых позиций, хотя бы частичное. Этому может помочь и режим свободной торговли, переговоры о котором идут с Анкарой уже много лет. Против украинского проката на турецком рынке действуют пошлины в 5-9%, заметно снижающие его конкурентоспособность – тем более в моменты понижательных ценовых трендов. В рамках свободной торговли эти пошлины могут быть единовременно или постепенно отменены. Президент объединения "Укрметаллургпром" Александр Каленков подчеркивает: рынок Турции по привлекательности экспорта находится для черной металлургии Украины на 2-м месте после Евросоюза. А значит, отечественные поставщики продолжат борьбу за турецкого покупателя в расчете на то, что металлопотребление в стране будет расти быстрее, чем металлопроизводство.

Максим Полевой

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
19.07.18, Ярослав Ярош
В конце прошлого года Украина ввела 5-летние антидемпинговые пошлины на импорт стальных прутков из России в размере 15,21%. Вскоре подобная "стена" должна вырасти и на границах с Беларусью и Молдовой. Министерство экономического развития и торговли Украины начало антидемпинговое расследование против прутка, происходящего из названных стран. Как и в первом случае, инициатором санкций выступил комбинат "Арселор Миттал Кривой Рог".
13.07.18, Ярослав Ярош
Во многосерийном баттле за контроль над компанией "Укрнафта" между государством и группой "Приват" открыт новый фронт. На этот раз в городе Каменском Днепропетровской области. Командующий приватовской армией Игорь Коломойский решил остановить одно из крупнейших химических предприятий Украины – объединение "Днипроазот". Но хлопнуть при этом дверью так, чтобы окна задрожали по всей стране. Причем здесь "Укрнафта"? В течение 7 последних лет "Днипроазот" находился у нее на иждивении.
09.07.18, Василий Январев
После введения Межведомственной комиссией по международной торговле квот на импорт серной кислоты обсуждение данного вопроса перенеслось из МЭРТ в Государственную регуляторную службу. На прошедшем на днях в ГРС совещании схлестнулись представители производителей и потребителей кислоты, причем аргументы последних оказались гораздо сильнее.
05.07.18, Ярослав Ярош
Газотранспортная система Украины похожа на перезревшую невесту. Когда ее трубы добивались, Киев медлил. Сегодня он готов отдать ГТС хоть в аренду, хоть в концессию, хоть в совместное владение, но очередь из претендентов уже не стоит. Есть риск, что через два года вся эта огромная система общей длинной в 38 тыс. км газопроводов будет обслуживать исключительно внутренний рынок Украины. А это уже мало кому интересно.
02.07.18, Максим Полевой
Ведущие железорудные производители мира готовят к работе новые месторождения взамен выбывающих – на фоне нестабильности рыночных ожиданий в связи с начатыми США торговыми войнами.
27.06.18, Игорь Воронцов
Наиболее масштабные сделки в европейской металлургии оказались под угрозой срыва из-за слишком строгого следования демократическим процедурам, при которых все имеют не только собственное мнение, но еще и голос с правом "вето". Закономерно, что при таком раскладе шансы продавцов и покупателей ударить по рукам уменьшаются – время работает против них. Да и вообще у любого делового энтузиазма есть предел. Как и у обычного человеческого терпения.
21.06.18, Анна Ганзенко
В мае Кабинет министров одобрил Национальную транспортную стратегию Украины до 2030 года. О необходимости разработки такого основополагающего документа говорили уже давно, ведь транспортная отрасль, несмотря на все еще весомый вклад в формирование отечественного ВВП (около 6%), по-прежнему находится в глубоком и затяжном падении.
18.06.18, Ярослав Ярош
Администрация США решила больше не откладывать введение защитных мер против экспорта из ЕС и NAFTA, так что с 1 июня стальная продукция из этих регионов должна облагаться 25-процентной пошлиной. Две недели спустя Евросоюз решился на ответные санкции. Вслед за Канадой, Индией, Китаем и некоторыми другими странами. Маховик торговой войны набирает глобальные обороты, так что и украинским производителям будет трудно от него уклониться.
14.06.18, Игорь Воронцов
Ситуация на украинском рынке металлолома становится все горячее, по мнению участников III научно-технической конференции, организованной ассоциацией "УАВтормет" и прошедшей в Киеве 12 июня. Однако летняя жара здесь ни при чем – растет конкуренция за ограниченный объем ресурса. За него борются несколько категорий потребителей: украинские металлурги, литейщики и зарубежные металлурги.
12.06.18, Павел Вернивский
На прошлой неделе Верховная Рада все же одобрила закупку 55 французских вертолетов на сумму 555 млн евро. Это решение украинских политиков еще раз доказывает, что власть взяла курс на деиндустриализацию экономики страны, а также самоустранение государства от функции главного субъекта экономического развития.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!