Подробнее Запомнить город


Три топливных ломтя

27.11.17
размер текста:

За три с лишним года военного конфликта на Донбассе Украина научилась обходиться без российского природного газа. А вот с корзиной нефтепродуктов такого не получилось. Сегодня 75% всего топлива, которым заправляются украинские водители, или сделано из российской нефти, или импортируется из России. И у операторов рынка до сих пор нет готового ответа, как уйти от такой зависимости.

Производимого отечественными заводами ресурса крайне мало для насыщения спроса. Поставки из Беларуси, Литвы, Польши – это все равно продукт из российского сырья. Контрактовать же топливо в более далеком зарубежье – это сознательно прибавлять к его цене еще 20-30 долл. на тонне. Автомобилистам такое вряд ли понравится. И пока украинские трейдеры ломают голову над данной дилеммой, доля российского топлива на внутреннем рынке медленно, но уверенно растет. Особенно в дизельном сегменте.

Дизтопливо: волшебная труба

На сегодня ДТ – самое популярное топливо в Украине. Ожидается, что в 2017 г. объем его потребления превысит 6 млн тонн, что почти в 3 раза больше, чем бензина, и в почти в 4 раза больше, чем сжиженного газа. И если в Европе уже начинают говорить о том, что процесс "дизелизации" рынка пошел на убыль (поскольку в текущем году продажи авто с дизельным двигателем упали на 4,4%), то в Украине тренд держится. По объемам потребления ДТ страна уже вышла на докризисный уровень 2013 г. Но при этом сегодня уже почти 90% внутренних потребностей в "дизеле" удовлетворяется за счет ввозного продукта. В последние несколько лет ДТ закупалось украинскими операторами преимущественно в Беларуси. Но в 2017-м "сябров" начал активно теснить российский товар.

Все расклады поменялись после того, как в дизельный сегмент топливного вклинилась слегка уже подзабытая труба, ведущая из российского города Унеча через Беларусь в Украину. Еще в советские времена по этому продуктопроводу под названием "Самара – Западное направление" можно было перекачивать нефтепродукты до самой Венгрии. Также этим маршрутом шли большие партии сырья в Калуш в местный химконцерн. Но сейчас значительная часть дизельного груза оседает в приграничном Новограде-Волынском, где разливается в цистерны и растекается по всей Украине. Ранее труба и пункт налива принадлежали российской "Транснефти", но в 2016 г. были проданы как бы швейцарской компании International Trading Partners. Хотя на рынке за ней закрепилась стойкая репутация фирмы бизнесмена и политика Виктора Медведчука. Такое же реноме и у компании Proton Energy – оператора поставок ДТ в Украину по этому трубопроводу.

Новые хозяева рьяно взялись за дело. По данным российского офиса группы Argus Media, в 2017 г. экспорт ДТ из России в Украину вырос в 3 раза – до 1,2 млн тонн. Согласно прогнозам украинской консалтинговой группы "А-95" его объемы в 2017 г. достигнут 1,9 млн тонн. Разница в цифрах может объясняться тем, что часть российского ресурса реэкспортируется на украинский рынок под видом белорусского. Но вывод в любом случае один: новоград-волынская труба за год вышла на первые роли в обеспечении Украины дизельным топливом. Если еще год назад в этом сегменте безоговорочно доминировали железнодорожные поставки из Беларуси, то к осени 2017-го российский трубопроводный экспорт практически сравнялся с ними по весу и значению. К осени по продуктопроводу поступало уже 25% всего импорта ДТ в Украину.

Это заметил даже комбат Семен Семенченко, который в конце ноября добавил в коллекцию своих блокад еще и блокирование работы терминала в Новограде-Волынском. Он утверждает, что через это "окно" в страну течет многомиллиардная контрабанда. Но как "активисты" собираются отличать легально ввезенное топливо от легального, непонятно – зато нездоровый ажиотаж на рынке, который и так весь на нервах из-за роста цен, уже поднят. Директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн предполагает, что действия "активистов" С.Семенченко могут сыграть на руку группе "Приват", в чьей собственности находится крупнейший в Украине НПЗ – "Укртатнафта" (Кременчуг). Естественно, что в случае нехватки импортного ресурса в свободном доступе кременчугское ДТ вырастет в цене. С другой стороны, группа "Приват" сильнее чувствует себя в бензиновом сегменте.

Бензин: потеря веса

Относительно бензина у рынка есть две новости. Плохая заключается в том, что за последние 6 лет потребление данного топлива уменьшилось в Украине практически вдвое – с 4 млн тонн в 2012 г. до 2,2 млн тонн в 2017 г. Хорошая – в том, что теперь более трети своих потребностей в бензине Украина закрывает самостоятельно, причем без использования российского сырья. Кременчугский НПЗ перерабатывает украинскую и азербайджанскую нефть. Шебелинский ГПЗ кормится углеводородным сырьем из месторождений ПАО "Укргазвыдобування". Да и по импорту российский бензин заходит в Украину в минимальных количествах. Таким образом, рынок бензинов в Украине хотя и в 3 раза "тоньше" дизельного, но зато он намного больше диверсифицирован.

Его емкость за три последних года зафиксировалась на одном и том же уровне – в пределах 2,1-2,2 млн тонн в год и, как считают участники рынка, в этом же интервале он останется и в следующем году. Есть предпосылки, что доля украинского продукта в данном сегменте будет понемногу прирастать. Директор "Укргазвыдобування" Сергей Федоренко недавно сообщил о планах довести выпуск бензина на Шебелинском ГПЗ до 200 тыс. тонн к 2019 г., а в более далекой перспективе выйти на 800-тысячный показатель производства светлых нефтепродуктов (это чуть ли не вдвое больше нынешнего). Кременчугский НПЗ свои производственные показатели и планы по выпуску топлив, наоборот, тщательно скрывает. Но исходя из объемов закупки нефти и общего баланса бензинов в Украине, можно подсчитать, что за первые три квартала 2017 г. завод "выбросил" на рынок свыше 500 тыс. тонн бензинов, что более чем на 10% превышает прошлогодний объем за тот же период.

В консалтинговой группе "А-95" отмечают еще одно позитивный сдвиг на рынке бензина – это заметное сокращение теневого оборота. По их подсчетам, если в 2014 г. на рынке было зафиксировано 670 тыс. тонн непонятно откуда взявшегося продукта (который не был нигде зафиксирован на "входе" в рынок – ни как импорт, ни как произведенный в Украине), то за 9 месяцев 2017 г. такого теневого бензина насчитали только 140 тыс. тонн. Значит, что электронный порядок декларирования топливных акцизов себя оправдал. Кроме того, помогло и введение акцизов на так называемые бензиновые компоненты, из которых впоследствии умельцы и "бодяжили" высокооктан.

Что характерно, в дизельном сегменте теневые схемы исторически всегда были мало популярными из-за слишком низкой маржи подделки при достаточно высоком риске. Но 2017 г. открыл новую, не встречавшуюся ранее аномалию. Как показывает анализ таможенной статистики, в прошлом, а особенно – в текущем году, резко вырос импорт в страну реактивного топлива (авиакеросина) через порты. Так, за 9 месяцев приплыло 146 тыс. тонн данного продукта, но непосредственно в аэропорты из них не попало даже половины. Не исключено, что затерявшиеся объемы используют для "превращения" в ДТ или просто ввозят "дизель" под видом авиакеросина, поскольку акциз на последний ниже.

Сжиженный газ: полная чаша

Рынок сжиженного газа в Украине продолжает динамично развиваться. За последние 5 лет объемы его потребления выросли в полтора раза и составят в текущем году около 1,6 млн тонн. Если считать в литрах, то на отечественных заправках уже продается больше автогаза, чем бензина. Однако некоторые из операторов считают, что этот сегмент уже близок к насыщению и потребления в 2 млн тонн Украина может так и не достигнуть. В качестве аргумента они приводят цифры, доказывающие, что рост в сегменте замедляется. Так, в 2015 г. спрос на сжиженный газ вырос на 15,4%, в 2016 г. – на 34,2%, в 2017 г. – только на 6,7%. Как считает директор крупной трейдерской компании GT Group Владислав Колодяжный, в стране уже чувствуется нехватка инфраструктуры для приема, хранения и даже реализации данного топлива. Ведь на заправках сейчас на одну газовую колонку приходится 4-5 бензиново-дизельных. Недостаток же газонаполнительных станций и терминалов сильно ограничивает возможности закупки LPG морскими партиями. Соответственно, рынок остается привязанным к железнодорожным поставкам из Беларуси и России. И это создает серьезные риски.

В частности, в 2017 г. внутренний рынок газа лихорадило дважды. Первый раз в апреле, когда Федеральная служба экспортного контроля России запретила вывоз LPG в Украину. Второй раз – в августе, когда Мозырьский НПЗ (крупнейший в Беларуси) остановился на ремонт. В обоих случаях рынок почувствовал дефицит ресурса, цены взлетели, а все появляющиеся в продаже партии трейдеры сметали буквально с колес. И в обеих случаях пенки с паники сняла компания Proton Energy – да, именно та, что оседлала дизельную трубу в Новограде-Волынском. На данный момент она единственная обладает правом на экспорт сжиженного газа из России в Украину. Все попытки украинских операторов наладить альтернативные поставки LPG то ли по морю, то ли в автоцистернах разбиваются о невыгодную логистику. А национальные производители им тоже не сильно могут помочь. Их доля в балансе сжиженного газа в текущем году даже уменьшилась на 2% – главным образом, из-за спада производства на газоперерабатывающих заводах "Укрнафты". В итоге сейчас спрос на сжиженный газ в нашей стране на 75% обеспечивается за счет импорта.

Глава Нефтегазовой ассоциации Украины Дмитрий Кулик обращает внимание на еще один существенный риск в данном сегменте. По его оценкам, именно сюда теперь переместился теневой полюс топливного рынка. И если бензиновый и дизельный сектор больше всего страдают от подделок, то газовый – от неуплаты налогов. Как отметил Д.Кулик, благодаря решительности киевских властей удалось очистить столицу от нелегальных газовых модулей. В текущем году с киевских дорог исчезло около 300 таких точек, Зато теперь их больше появилось на региональных рынках Украины. Согласно подсчетам Нефтегазовой ассоциации в нелегальном или полулегальном статусе сегодня работает до 30% рынка автогаза.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 4
22:52 | 27.11.2017
Виктор
Как избавиться от зависимости от нефтепродуктов? Да так как от газа- покупать у поляков российский бензин на 20-50% дороже.
08:07 | 28.11.2017
Александр Ивашин
Нужно покупать нефть и перерабатывать на своих НПЗ. Как делают в Прибалтике и Беларуси.
14:39 | 30.11.2017
Александр
И у кого же её "нужно" покупать, чтоб после этих "покупок" жовто-блакытные швровары не спадали?
15:31 | 30.11.2017
В Баку
нефть гораздо более высокого качества, чем "Юралз"

...
Новости партнеров


Статьи
22.02.18, Игорь Воронцов
Незначительное снижение правительством портовых сборов в Украине не отвечает текущей рыночной ситуации и ожиданиям бизнеса. Без дальнейших шагов в данном направлении невозможно добиться увеличения внутренних грузоперевозок и перевалки в портах. Об этом Кабинету министров Украины сигнализируют уже не только отраслевые бизнес-ассоциации, но и Международная финансовая корпорация IFC, структурное подразделение Всемирного банка.
21.02.18, Ярослав Ярош
После нескольких тоскливых лет холдинг "Интерпайп" Виктора Пинчука наконец почувствовал крылья за спиной. Компания пока не обнародует финансовые результаты, но объемы продаж у нее по итогам 2017 года увеличились на 35%.
16.02.18, Максим Полевой
Недавний резкий обвал на мировых фондовых рынках может быть "первой ласточкой" очередного масштабного кризиса. Если он случится, то сильно ударит по Украине, поскольку отечественная экономика очень открыта миру, и любые серьезные внешние потрясения значимо повлияют на нашу страну.
12.02.18, Ярослав Ярош
1 февраля руководители более 20 крупных металлургических компаний США обратились к президенту страны Дональду Трампу с просьбой защитить национальную безопасность и незамедлительно ввести ограничения на импорт стали. Если Трамп уступит, то под удар попадут уже не только Китай и страны третьего мира, как традиционно случалось до сих пор, но и такие глобальные партнеры США, как Германия, Япония, Южная Корея.
08.02.18, Максим Полевой
В 2017 году в украинском машиностроении продолжился восстановительный рост. Скорее всего, позитивная динамика сохранится и далее.
02.02.18, Павел Вернивский
В Украине затягивается предусмотренное законом создание экспортно-кредитного агентства. Учитывая важность вопроса, на нескольких примерах стоит показать, какова специфика работы ЭКА, в чем необходимость создания такой организации и как подобный инструмент будет способствовать развитию отечественного экспорта.
30.01.18, МинПром
Бензин и дизельное топливо в очередной раз начали дорожать в декабре и пока ничего не говорит о прекращении роста цен. Дежурное расследование Антимонопольного комитета Украины на предмет возможного сговора владельцев крупнейших автозаправочных сетей, как обычно, затягивается. Другой реакции со стороны правительства вообще не последовало.
29.01.18, Максим Полевой
Ведущие страны неарабской Африки предпринимают усилия по развитию собственной металлургии. Пока же региональный металлорынок зависит от импорта, чем пользуются и украинские металлурги.
25.01.18, Ярослав Ярош
Правительство надеется, что, возобновив работу, Одесский НПЗ может стать инструментом государственного регулирования на рынке нефтепродуктов. Но его мощностей недостаточно для того, чтобы существенно влиять на баланс и ценообразование, зато вполне может хватить, чтобы в очередной раз перессорить близкие к власти бизнес-группы.
19.01.18, Максим Полевой
Рост на мировых металлорынках продолжается и задает "настроение" на первое полугодие. Металлурги Украины в таких условиях смогут наращивать доходность экспорта и производственные показатели.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!