Подробнее Запомнить город


ГМК: между спросом и здравым смыслом

24.08.09
размер текста:

Преобладающий экспорт продукции первичного передела вот уже много лет является одной из ключевых проблем украинского ГМК. Да и всей экономики в целом – поскольку на долю металлургов приходится примерно 50% всей валютной выручки, поступающей в страну. Суть проблемы очевидна: продавая на мировых рынках преимущественно заготовку с низкой добавленной стоимостью, отрасль теряет колоссальные доходы.
 
Так, в марте 2008 года экспортная стоимость слябов (на условиях FOB Черное море без НДС) составляла 830 долл./тонн, а горячекатаного листа – 860 долл./тонн. Маржа между ними в июле 2008 года достигла исторического минимума: 1110 долл./тонн и 1132 долл./тонн соответственно. А далее разница в цене начала возрастать. В кризисном ноябре 2008 года экспортная стоимость слябов составляла 409 долл./тонн, а горячекатаного листа – 579 долл./тонн. В текущем году маржа продолжает оставаться значительной: в апреле экспортная стоимость для слябов и листового проката составляла 310 долл./тонн и 406 долл./тонн. То есть отечественные производители потенциально недополучали 96 долл. на каждую тонну готовой продукции. При этом стоимость проката оставалась стабильной, тогда как цена заготовки демонстрировала устойчивую тенденцию к снижению из месяца в месяц.

В таких условиях отрасль обречена на постепенно нарастающее отставание от технологического прогресса – поскольку выплавку металла из руды и получение полуфабрикатов можно осуществлять и без постоянного внедрения инноваций. Этим объясняется тот факт, что на целом ряде предприятий работает металлургическое оборудование немецкого производства, вывезенное из Германии после второй мировой войны. А старейший прокатный стан, до сих пор работающий на одном из украинских метзаводов, датирован 1892 г. выпуска. В конечном итоге такая ситуация чревата для национального производителя «выдавливанием» с рынка.

Понимая это, правительство задалось целью на законодательном уровне обязать собственников металлургических предприятий провести модернизацию производства. По словам источника в Минэкономики, предлагается предоставить металлургам льготы на определенный период времени, в течение которого они должны привести заводы к международным стандартам, в том числе по экологическим нормативам. «А дальше, если не будут выполняться эти требования, действовать жесткими штрафными санкциями» - сообщил собеседник издания.

При этом, по его словам, у разработчиков документа пока нет единого мнения, какие льготы могут быть предоставлены для стимулирования к инновациям: нулевая ставка НДС, освобождение от экологического сбора либо другие механизмы.

Между тем металлурги не хуже чиновников понимают всю уязвимость своего нынешнего положения. Из-за устаревшего оборудования сегодня они имеют одни из самых высоких показателей материальных затрат на 1 тонну готовой продукции. Например, на 1 тонну чугуна в Украине в среднем ЖРС расходуется 1,763 тонн, кокса – 530 кг. Российская «Северсталь» на 1 тонну чугуна тратит 1,726 тонн ЖРС и 455 кг кокса, китайская Baosteel – 1,689 тонн ЖРС и 385 кг кокса, европейский концерн Corus – 1,625 тонн ЖРС и 397 кг кокса. Энергозатраты на 1 тонну жидкой стали в Украине составляют 27,8 ГДж, у «Северстали» - 25,6 ГДж, у Baosteel – 23,3 ГДж, у Corus – 22,7 ГДж. Вот почему в докризисный период консолидированные инвестиции в ГМК постоянно возрастали. Если в 2002 году они составили 1,339 млрд грн., то в 2003 году было уже 2,164 млрд грн., в 2004 году – 3,006 млрд грн., в 2005 году – 5,017 млрд грн., а в 2006 году достигли 6,512 млрд грн. И, наконец, в 2007 году был зафиксирован пик инвестиционной активности акционеров – на модернизацию и развитие производства направлено 10,513 млрд грн. Дальнейшие планы были еще более грандиозными. Ориентируясь на растущий мировой спрос, до 2012 года украинские металлурги планировали увеличить сталеплавильные мощности до 65 млн тонн в год (существующие агрегаты позволяют выплавлять 45 млн тонн). При этом доля конвертерного производства по сравнению с 2007 годом должна была возрасти с 51% до 75%, электрометаллургического производства с 3,8% до 10%, разливка стали машинами непрерывного литья с 34,3% до 80%.

Однако глобальный кризис откорректировал инвестиционные аппетиты металлургов. И дело не только в ситуативном падении спроса на металл. Действующие условия международной торговли позволяют развитым странам с помощью тарифных барьеров защищать свои внутренние рынки от импорта металлопродукции с высокой добавленной стоимостью.
 
Таким образом, они стимулируют развивающиеся страны к ввозу первичных полуфабрикатов. Именно это в предыдущие годы заставляло украинские и российские компании покупать прокатные заводы в США, Канаде и странах Евросоюза – чтобы в дальнейшем поставлять туда заготовку собственного производства и далее получать прибыль от продажи готовой продукции. А выпускать продукцию высокого передела на своей территории было просто невыгодно. Поскольку она не находила соответствующего спроса на внутреннем рынке. Вместе с тем надо отметить, что в последние годы импорт металлопроката в Украину постоянно нарастал: с 0,5 млн тонн в 2000 году до 2,1 млн тонн в 2008 году.

При этом в его структуре увеличивалась доля продукции, аналог которой выпускается отечественными предприятиями: с 0,1 млн тонн в 2000 году до 1,25 млн тонн в 2008 году. Вот почему стимулирование производства продукции высокого передела в ГМК государству следовало бы начать с введения защитных механизмов против аналогичной металлопродукции.

Следующим шагом должно стать развитие внутреннего потребления готовой металлопродукции. Резервы здесь поистине колоссальны. По данным ГП «Укрпромвнешэкспертиза», совокупный износ металлофонда во всех отраслях украинской экономики в настоящее время достигает 60%, и для его обновления необходимо свыше 300 млн тонн стали. Другое дело, что сейчас у предприятий нет стимулов к модернизации основных фондов. А значит, металлурги, в свою очередь, не имеют достаточных объемов сбыта продукции высокого передела.

Игорь Воронцов

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".
11.11.19, Игорь Воронцов
Завершение первого этапа реконструкции стана "1700" позволяет Мариупольскому металлургическому комбинату им. Ильича (ММКИ) существенно увеличить продажи продукции с добавленной стоимостью – прежде всего на зарубежных рынках. Это вписывается в стратегию группы "Метинвест", в состав которой входит предприятие. Серьезным препятствием для ее реализации представляются торговые барьеры в виде заградительных пошлин и квот, получившие широкое распространение в различных регионах мира.
01.11.19, Игорь Воронцов
Европейская стальная отрасль начала сдавать позиции под напором игроков из КНР. Долгое время их удавалось успешно сдерживать, однако кризис в еврометаллургии, вызванный стагнацией экономики ЕС и непродуманными регуляторными решениями, открыл ворота для китайской экспансии.
25.10.19, Игорь Воронцов
Металлургическая промышленность в ряде регионов мира оказалась под ударом нового кризиса – так и не успев толком выбраться из предыдущего. Причины у кризисных явлений в Европе, Южной Америке и Украине общие, да и результат один: остановка предприятий, сокращение производства, рабочих мест, налоговых платежей.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!