Подробнее Запомнить город


ГМК: между спросом и здравым смыслом

24.08.09
размер текста:

Преобладающий экспорт продукции первичного передела вот уже много лет является одной из ключевых проблем украинского ГМК. Да и всей экономики в целом – поскольку на долю металлургов приходится примерно 50% всей валютной выручки, поступающей в страну. Суть проблемы очевидна: продавая на мировых рынках преимущественно заготовку с низкой добавленной стоимостью, отрасль теряет колоссальные доходы.
 
Так, в марте 2008 года экспортная стоимость слябов (на условиях FOB Черное море без НДС) составляла 830 долл./тонн, а горячекатаного листа – 860 долл./тонн. Маржа между ними в июле 2008 года достигла исторического минимума: 1110 долл./тонн и 1132 долл./тонн соответственно. А далее разница в цене начала возрастать. В кризисном ноябре 2008 года экспортная стоимость слябов составляла 409 долл./тонн, а горячекатаного листа – 579 долл./тонн. В текущем году маржа продолжает оставаться значительной: в апреле экспортная стоимость для слябов и листового проката составляла 310 долл./тонн и 406 долл./тонн. То есть отечественные производители потенциально недополучали 96 долл. на каждую тонну готовой продукции. При этом стоимость проката оставалась стабильной, тогда как цена заготовки демонстрировала устойчивую тенденцию к снижению из месяца в месяц.

В таких условиях отрасль обречена на постепенно нарастающее отставание от технологического прогресса – поскольку выплавку металла из руды и получение полуфабрикатов можно осуществлять и без постоянного внедрения инноваций. Этим объясняется тот факт, что на целом ряде предприятий работает металлургическое оборудование немецкого производства, вывезенное из Германии после второй мировой войны. А старейший прокатный стан, до сих пор работающий на одном из украинских метзаводов, датирован 1892 г. выпуска. В конечном итоге такая ситуация чревата для национального производителя «выдавливанием» с рынка.

Понимая это, правительство задалось целью на законодательном уровне обязать собственников металлургических предприятий провести модернизацию производства. По словам источника в Минэкономики, предлагается предоставить металлургам льготы на определенный период времени, в течение которого они должны привести заводы к международным стандартам, в том числе по экологическим нормативам. «А дальше, если не будут выполняться эти требования, действовать жесткими штрафными санкциями» - сообщил собеседник издания.

При этом, по его словам, у разработчиков документа пока нет единого мнения, какие льготы могут быть предоставлены для стимулирования к инновациям: нулевая ставка НДС, освобождение от экологического сбора либо другие механизмы.

Между тем металлурги не хуже чиновников понимают всю уязвимость своего нынешнего положения. Из-за устаревшего оборудования сегодня они имеют одни из самых высоких показателей материальных затрат на 1 тонну готовой продукции. Например, на 1 тонну чугуна в Украине в среднем ЖРС расходуется 1,763 тонн, кокса – 530 кг. Российская «Северсталь» на 1 тонну чугуна тратит 1,726 тонн ЖРС и 455 кг кокса, китайская Baosteel – 1,689 тонн ЖРС и 385 кг кокса, европейский концерн Corus – 1,625 тонн ЖРС и 397 кг кокса. Энергозатраты на 1 тонну жидкой стали в Украине составляют 27,8 ГДж, у «Северстали» - 25,6 ГДж, у Baosteel – 23,3 ГДж, у Corus – 22,7 ГДж. Вот почему в докризисный период консолидированные инвестиции в ГМК постоянно возрастали. Если в 2002 году они составили 1,339 млрд грн., то в 2003 году было уже 2,164 млрд грн., в 2004 году – 3,006 млрд грн., в 2005 году – 5,017 млрд грн., а в 2006 году достигли 6,512 млрд грн. И, наконец, в 2007 году был зафиксирован пик инвестиционной активности акционеров – на модернизацию и развитие производства направлено 10,513 млрд грн. Дальнейшие планы были еще более грандиозными. Ориентируясь на растущий мировой спрос, до 2012 года украинские металлурги планировали увеличить сталеплавильные мощности до 65 млн тонн в год (существующие агрегаты позволяют выплавлять 45 млн тонн). При этом доля конвертерного производства по сравнению с 2007 годом должна была возрасти с 51% до 75%, электрометаллургического производства с 3,8% до 10%, разливка стали машинами непрерывного литья с 34,3% до 80%.

Однако глобальный кризис откорректировал инвестиционные аппетиты металлургов. И дело не только в ситуативном падении спроса на металл. Действующие условия международной торговли позволяют развитым странам с помощью тарифных барьеров защищать свои внутренние рынки от импорта металлопродукции с высокой добавленной стоимостью.
 
Таким образом, они стимулируют развивающиеся страны к ввозу первичных полуфабрикатов. Именно это в предыдущие годы заставляло украинские и российские компании покупать прокатные заводы в США, Канаде и странах Евросоюза – чтобы в дальнейшем поставлять туда заготовку собственного производства и далее получать прибыль от продажи готовой продукции. А выпускать продукцию высокого передела на своей территории было просто невыгодно. Поскольку она не находила соответствующего спроса на внутреннем рынке. Вместе с тем надо отметить, что в последние годы импорт металлопроката в Украину постоянно нарастал: с 0,5 млн тонн в 2000 году до 2,1 млн тонн в 2008 году.

При этом в его структуре увеличивалась доля продукции, аналог которой выпускается отечественными предприятиями: с 0,1 млн тонн в 2000 году до 1,25 млн тонн в 2008 году. Вот почему стимулирование производства продукции высокого передела в ГМК государству следовало бы начать с введения защитных механизмов против аналогичной металлопродукции.

Следующим шагом должно стать развитие внутреннего потребления готовой металлопродукции. Резервы здесь поистине колоссальны. По данным ГП «Укрпромвнешэкспертиза», совокупный износ металлофонда во всех отраслях украинской экономики в настоящее время достигает 60%, и для его обновления необходимо свыше 300 млн тонн стали. Другое дело, что сейчас у предприятий нет стимулов к модернизации основных фондов. А значит, металлурги, в свою очередь, не имеют достаточных объемов сбыта продукции высокого передела.

Игорь Воронцов

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
21.06.18, Анна Ганзенко
В мае Кабинет министров одобрил Национальную транспортную стратегию Украины до 2030 года. О необходимости разработки такого основополагающего документа говорили уже давно, ведь транспортная отрасль, несмотря на все еще весомый вклад в формирование отечественного ВВП (около 6%), по-прежнему находится в глубоком и затяжном падении.
18.06.18, Ярослав Ярош
Администрация США решила больше не откладывать введение защитных мер против экспорта из ЕС и NAFTA, так что с 1 июня стальная продукция из этих регионов должна облагаться 25-процентной пошлиной. Две недели спустя Евросоюз решился на ответные санкции. Вслед за Канадой, Индией, Китаем и некоторыми другими странами. Маховик торговой войны набирает глобальные обороты, так что и украинским производителям будет трудно от него уклониться.
14.06.18, Игорь Воронцов
Ситуация на украинском рынке металлолома становится все горячее, по мнению участников III научно-технической конференции, организованной ассоциацией "УАВтормет" и прошедшей в Киеве 12 июня. Однако летняя жара здесь ни при чем – растет конкуренция за ограниченный объем ресурса. За него борются несколько категорий потребителей: украинские металлурги, литейщики и зарубежные металлурги.
12.06.18, Павел Вернивский
На прошлой неделе Верховная Рада все же одобрила закупку 55 французских вертолетов на сумму 555 млн евро. Это решение украинских политиков еще раз доказывает, что власть взяла курс на деиндустриализацию экономики страны, а также самоустранение государства от функции главного субъекта экономического развития.
06.06.18, Максим Полевой
На мировом рынке цветных металлов – борьба с последствиями импортных санкций США и дефицит большинства биржевых видов сырья, что создает предпосылки для дальнейшего повышения цен.
01.06.18, Максим Полевой
Введение весенних "пошлин Трампа" уже привело к росту конкуренции на мировом металлургическом рынке: поставщики перераспределяют сбытовые потоки и ждут дальнейшего развития событий.
29.05.18, Ярослав Ярош
Стремигородское ильменито-апатитовое месторождение с прогнозными запасами более 1 млрд тонн руды относится к числу крупнейших в мире, достаточно хорошо изученных и готовых к промышленному освоению. Но сегодня процесс его разработки блокирует государство, не желающее мириться с тем, что титановые сливки достанутся бизнесмену Дмитрию Фирташу.
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!