Подробнее Запомнить город


Родине металл не нужен

21.08.09
размер текста:

Металлурги стремительно теряют внутренний рынок. Доля поставок сократилась вдвое. Основные потребители – строительные и машиностроительные компании - переживают критическое состояние и не нуждаются в сырье. Понимая это, продавцы даже и не пытаются завоевать внутренний рынок, концентрируясь на экспорте. Увеличить внутреннее потребление металла могла бы масштабная государственная поддержка, однако она пока неэффективна.

Если летом металлургические предприятия смогли увеличить экспорт, то улучшить продажи на внутреннем рынке им так и не удалось. Поставки металлопроката за 6 месяцев текущего года сократились на 40% - до 2,5 млн тонн. Для сравнения: в первом полугодии прошлого года металлурги продали 4 млн тонн. Эксперты прогнозируют, что к концу текущего года на внутреннем рынке удастся продать не более 5,5 млн тонн.

Впрочем, существенно сократился и импорт - в 3,5 раза (до 210 тыс. тонн.), что позволило производителям увеличить свою долю на местном рынке. Причина неудач импортеров очевидна: из-за дорогого доллара завозить сюда металл стало невыгодно. В структуре импорта доминирует российская, польская, белорусская и молдавская продукция.

Промышленности не до металла

Причина падения продаж на внутреннем рынке очевидна – отсутствие спроса в промышленном секторе. Основные потребители металла – строительство и машиностроение – чувствуют себя не комфортабельно. Прекращение кредитования, отсутствие экспортных заказов, падение спроса на внутреннем рынке – все это привело к тому, что промышленный сектор стал сворачивать закупки металла.

К примеру, в строительстве за 5 месяцев с.г. продажи металла упали на 76,5% - до 28,718 тыс. тонн, в машиностроении - на 71,2% - до 211,610 тыс. тонн.
Упали закупки в метизной отрасли (на 55,9%, до 135,439 тыс. тонн), железнодорожной (на 14,3%, до 35,512 тыс. тонн), горно-металлургической (на 22,8%, до 296,475 тыс. тонн) и трубной (на 44,5% - до 557,601 тыс. тонн). Сократились закупки и металлоторговыми предприятиями (66,4% - до 479,750 тыс. тонн).

В такой обстановке правительство подписало с металлургами Меморандум о взаимопонимании, согласно которому, для металлургов действовали льготные тарифы на железнодорожные перевозки и электроснабжение в обмен на умеренные цены на внутреннем рынке. Документ действовал до 1 июля, однако в августе Кабмин пролонгировал Меморандум до конца года.

Действие документа не привело к росту продаж на внутреннем рынке, хоть цены и снизились. Промышленность не стала дополнительно закупать металл. И без того сдутый внутренний рынок продолжал уменьшаться.

Понимая это, производители металла решили не демпинговать и не продавать товар с отсрочкой платежа. В первом случае есть риск обвалить цены, во втором – могут возникнуть проблемы с оплатой товара и ростом задолженности за поставленный товар.

Что покупают

Если и покупают в Украине металл, то в основном, для пополнения складских запасов, хотя есть и небольшой «живой» спрос, связанный со строительством и модернизацией основных фондов.

В частности, наблюдается повышенный спрос на фасонный прокат. Высокий спрос сохранился по недостающим на рынке позициям: на угловой прокат и балку, непокрытый прокат. Потребность в арматуре остается низкой. Упал спрос на трубную продукцию из-за ее подорожания.

При выборе поставщика металла для покупателей главное значение имеет цена, сервисное обслуживание не играет такой большой роли, как в прошлые годы.

Цены

С начала года производители снизили отпускные цены на внутреннем рынке на 25-30%, после чего они стабилизировались.

Внутренние цены на горячекатаный лист и арматуру за январь-июнь 2009 года


Источник: данные участников «Металл Форум Украина – 2009»

В дальнейшем цены на внутреннем рынке будут зависеть от двух факторов. Первый – это спрос в украинской промышленности, второй – спрос на внешних рынках. Сейчас металлурги окрылены ростом продаж за рубежом, и повышают объемы производства. Однако это, скорее всего, не конец «дна», а «складской эффект», когда потребители пополняют свои запасы, пользуясь дешевизной металла.

В таких условиях украинский металл пользуется спросом за рубежом, ведь себестоимость нашего металла сейчас ниже, чем в Китае (255 долл. против 333 долл.). В случае падения мирового спроса метпредприятиям волей-неволей придется вернуться на украинский рынок, ведь надо где-то сбывать свои запасы. Такой исход будет крайне негативным для представителей отрасли, ведь придется продавать продукцию по ее себестоимости, а то и ниже. Это заставляет меткомбинаты более осторожно подходить к перспективам производства на ближайшие месяцы.

Рынок спасет правильная господдержка

Как видим, главные потребители металлопродукции в Украине не имеют ни возможности, ни желания закупать металл. Ведь их продукция (дома, оборудование, автомобили и т.д.) сейчас никому не нужна. Бизнес либо не в состоянии реализовывать какие-то инвестиционные проекты, либо просто боится это делать в условиях кризиса.

Правительство, вместо того, чтобы помогать конечному потребителю, поддерживает только производителя, требуя за льготные тарифы более низких цен на внутреннем рынке, погашения задолженности по зарплате, перед бюджетом и Пенсионным фондом.

В то же время потребность в металле в Украине огромная, и государственная поддержка модернизации промышленности и инфраструктуры могла бы обеспечить металлургические предприятия заказами на годы вперед. По подсчетам специалистов, объем металлоконструкций Украины, который нуждается в замене, равняется 300 млн тонн. Только в жилищно-коммунальном хозяйстве замене подлежат около 110 млн тонн металлоконструкций, еще 65 млн тонн – в промышленном оборудовании. На строения и конструкции надо израсходовать 65 млн тонн, на транспортную инфраструктуру - 53 млн тонн, трубопроводы - 30 млн тонн.

Выступая заказчиками работ по модернизации, или выдавая бизнесу специальные кредиты, государство могло бы превратить страну в масштабную стройку, и как следствие, обеспечить металлургов долгосрочными заказами. Однако этого сделано не было. Так, еще в середине мая Минпромполитики обещало подготовить правительственную программу реализации инфраструктурных проектов. Однако сей документ до сих пор не готов.

В правительстве, похоже, будут затягивать принятие подобной программы, ведь конечная поддержка потребителей означает эмиссию гривны на реализацию инфраструктурных проектов. Правительство и так успело напечатать около 25 млрд грн., поэтому вряд ли решится идти на новую эмиссию.

Пока же Кабмин сконцентрировался на проектах «Евро-2012» и финансировании строительства недостроенных домов. В вопросе подготовки к чемпионату не могут договориться Президент и премьер-министр, которые никак не могут определиться с финансированием.

По «недостройкам» правительство не могло составить список объектов более полугода. После того, как он был составлен, осталось найти деньги на финансирование этих проектов.

Если бы государство приняло более решительные меры по поддержке строительства зданий, сооружений и дорог, то это было бы неплохим подспорьем для выхода из состояния кризиса многих металлургических предприятий.

В таком случае на внутреннем рынке реализовывалось бы не 15% украинского металла, как сейчас, а 60%. Но пока что, на решительные шаги со стороны государства металлургам рассчитывать не приходится.

Сергей Чигирь

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.02.19, Игорь Воронцов
Инициатива железнодорожной госмонополии грозит "заморозить" даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.
08.01.19, Игорь Воронцов
Регион Юго-Восточной Азии не входит в число основных рынков сбыта для украинских металлургов. Но растущий торговый протекционизм в ЕС и обострение конкуренции в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) делают ЮВА привлекательным для производителей, желающих поддержать и нарастить стальные продажи.
04.01.19, Ярослав Ярош
Украинские производители подшипников празднуют промежуточную победу. В декабре Межведомственная комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта подшипников с цилиндрическими роликами происхождением из Казахстана. Но конечной мишенью в этом деле является российский холдинг ЕПК, чья продукция давно мозолит глаза Харьковскому подшипниковому заводу – инициатору расследования.
27.12.18, Игорь Воронцов
Рост стоимости активов в мировом горно-металлургическом комплексе и оживление процессов M&A свидетельствуют о подъеме и окончательном завершении кризиса в отрасли. При этом "болезни", которые к нему привели, никуда не делись: избыточные сталеплавильные мощности по-прежнему велики, а барьеры торгового протекционизма в уходящем году стали еще выше.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!