Подробнее Запомнить город


Родине металл не нужен

21.08.09
размер текста:

Металлурги стремительно теряют внутренний рынок. Доля поставок сократилась вдвое. Основные потребители – строительные и машиностроительные компании - переживают критическое состояние и не нуждаются в сырье. Понимая это, продавцы даже и не пытаются завоевать внутренний рынок, концентрируясь на экспорте. Увеличить внутреннее потребление металла могла бы масштабная государственная поддержка, однако она пока неэффективна.

Если летом металлургические предприятия смогли увеличить экспорт, то улучшить продажи на внутреннем рынке им так и не удалось. Поставки металлопроката за 6 месяцев текущего года сократились на 40% - до 2,5 млн тонн. Для сравнения: в первом полугодии прошлого года металлурги продали 4 млн тонн. Эксперты прогнозируют, что к концу текущего года на внутреннем рынке удастся продать не более 5,5 млн тонн.

Впрочем, существенно сократился и импорт - в 3,5 раза (до 210 тыс. тонн.), что позволило производителям увеличить свою долю на местном рынке. Причина неудач импортеров очевидна: из-за дорогого доллара завозить сюда металл стало невыгодно. В структуре импорта доминирует российская, польская, белорусская и молдавская продукция.

Промышленности не до металла

Причина падения продаж на внутреннем рынке очевидна – отсутствие спроса в промышленном секторе. Основные потребители металла – строительство и машиностроение – чувствуют себя не комфортабельно. Прекращение кредитования, отсутствие экспортных заказов, падение спроса на внутреннем рынке – все это привело к тому, что промышленный сектор стал сворачивать закупки металла.

К примеру, в строительстве за 5 месяцев с.г. продажи металла упали на 76,5% - до 28,718 тыс. тонн, в машиностроении - на 71,2% - до 211,610 тыс. тонн.
Упали закупки в метизной отрасли (на 55,9%, до 135,439 тыс. тонн), железнодорожной (на 14,3%, до 35,512 тыс. тонн), горно-металлургической (на 22,8%, до 296,475 тыс. тонн) и трубной (на 44,5% - до 557,601 тыс. тонн). Сократились закупки и металлоторговыми предприятиями (66,4% - до 479,750 тыс. тонн).

В такой обстановке правительство подписало с металлургами Меморандум о взаимопонимании, согласно которому, для металлургов действовали льготные тарифы на железнодорожные перевозки и электроснабжение в обмен на умеренные цены на внутреннем рынке. Документ действовал до 1 июля, однако в августе Кабмин пролонгировал Меморандум до конца года.

Действие документа не привело к росту продаж на внутреннем рынке, хоть цены и снизились. Промышленность не стала дополнительно закупать металл. И без того сдутый внутренний рынок продолжал уменьшаться.

Понимая это, производители металла решили не демпинговать и не продавать товар с отсрочкой платежа. В первом случае есть риск обвалить цены, во втором – могут возникнуть проблемы с оплатой товара и ростом задолженности за поставленный товар.

Что покупают

Если и покупают в Украине металл, то в основном, для пополнения складских запасов, хотя есть и небольшой «живой» спрос, связанный со строительством и модернизацией основных фондов.

В частности, наблюдается повышенный спрос на фасонный прокат. Высокий спрос сохранился по недостающим на рынке позициям: на угловой прокат и балку, непокрытый прокат. Потребность в арматуре остается низкой. Упал спрос на трубную продукцию из-за ее подорожания.

При выборе поставщика металла для покупателей главное значение имеет цена, сервисное обслуживание не играет такой большой роли, как в прошлые годы.

Цены

С начала года производители снизили отпускные цены на внутреннем рынке на 25-30%, после чего они стабилизировались.

Внутренние цены на горячекатаный лист и арматуру за январь-июнь 2009 года


Источник: данные участников «Металл Форум Украина – 2009»

В дальнейшем цены на внутреннем рынке будут зависеть от двух факторов. Первый – это спрос в украинской промышленности, второй – спрос на внешних рынках. Сейчас металлурги окрылены ростом продаж за рубежом, и повышают объемы производства. Однако это, скорее всего, не конец «дна», а «складской эффект», когда потребители пополняют свои запасы, пользуясь дешевизной металла.

В таких условиях украинский металл пользуется спросом за рубежом, ведь себестоимость нашего металла сейчас ниже, чем в Китае (255 долл. против 333 долл.). В случае падения мирового спроса метпредприятиям волей-неволей придется вернуться на украинский рынок, ведь надо где-то сбывать свои запасы. Такой исход будет крайне негативным для представителей отрасли, ведь придется продавать продукцию по ее себестоимости, а то и ниже. Это заставляет меткомбинаты более осторожно подходить к перспективам производства на ближайшие месяцы.

Рынок спасет правильная господдержка

Как видим, главные потребители металлопродукции в Украине не имеют ни возможности, ни желания закупать металл. Ведь их продукция (дома, оборудование, автомобили и т.д.) сейчас никому не нужна. Бизнес либо не в состоянии реализовывать какие-то инвестиционные проекты, либо просто боится это делать в условиях кризиса.

Правительство, вместо того, чтобы помогать конечному потребителю, поддерживает только производителя, требуя за льготные тарифы более низких цен на внутреннем рынке, погашения задолженности по зарплате, перед бюджетом и Пенсионным фондом.

В то же время потребность в металле в Украине огромная, и государственная поддержка модернизации промышленности и инфраструктуры могла бы обеспечить металлургические предприятия заказами на годы вперед. По подсчетам специалистов, объем металлоконструкций Украины, который нуждается в замене, равняется 300 млн тонн. Только в жилищно-коммунальном хозяйстве замене подлежат около 110 млн тонн металлоконструкций, еще 65 млн тонн – в промышленном оборудовании. На строения и конструкции надо израсходовать 65 млн тонн, на транспортную инфраструктуру - 53 млн тонн, трубопроводы - 30 млн тонн.

Выступая заказчиками работ по модернизации, или выдавая бизнесу специальные кредиты, государство могло бы превратить страну в масштабную стройку, и как следствие, обеспечить металлургов долгосрочными заказами. Однако этого сделано не было. Так, еще в середине мая Минпромполитики обещало подготовить правительственную программу реализации инфраструктурных проектов. Однако сей документ до сих пор не готов.

В правительстве, похоже, будут затягивать принятие подобной программы, ведь конечная поддержка потребителей означает эмиссию гривны на реализацию инфраструктурных проектов. Правительство и так успело напечатать около 25 млрд грн., поэтому вряд ли решится идти на новую эмиссию.

Пока же Кабмин сконцентрировался на проектах «Евро-2012» и финансировании строительства недостроенных домов. В вопросе подготовки к чемпионату не могут договориться Президент и премьер-министр, которые никак не могут определиться с финансированием.

По «недостройкам» правительство не могло составить список объектов более полугода. После того, как он был составлен, осталось найти деньги на финансирование этих проектов.

Если бы государство приняло более решительные меры по поддержке строительства зданий, сооружений и дорог, то это было бы неплохим подспорьем для выхода из состояния кризиса многих металлургических предприятий.

В таком случае на внутреннем рынке реализовывалось бы не 15% украинского металла, как сейчас, а 60%. Но пока что, на решительные шаги со стороны государства металлургам рассчитывать не приходится.

Сергей Чигирь

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!