Подробнее Запомнить город


Тигипко собирает гвозди

01.11.17
размер текста:

Группа ТАС Сергея Тигипко после 10-летнего перерыва снова вступает в права владельца крупнейшего в Украине производителя проволоки и гвоздей – завода "Днепрометиз". 27 октября его предыдущий собственник, российский холдинг "Северсталь", сообщил о завершении сделки по продаже актива неназванному покупателю. Но еще за день до этого в наблюдательные органы "Днепрометиза" вошли люди, представляющие группу ТАС.

И снова здравствуйте…

В 2006 г. С.Тигипко продал 60% акций "Днепрометиза" российской "Северстали" за 50 млн долл. Впоследствии группа Алексея Мордашова довела свою долю в украинском метизном заводе почти до 100-процентной. Но в 2014 г., когда произошла агрессия РФ в Крыму и на Донбассе, "Северсталь" приняла принципиальное решение выйти из этого бизнеса. Поводом послужили как политические риски (у А.Мордашова опасались санкций со стороны Киева и потери имущества), так и экономические (спрос на метизы в Украине резко упал, а убытки завода выросли в 7 раз). Поэтому уже в декабре 2014-го "Северсталь" скоропостижно заявила о продаже "Днепрометиза" никому непонятной немецкой компании Emi Deutschland GmbH.

Но когда первый перепуг рассеялся, в "Северстали" подошли к вопросу более взвешенно. Об Emi уже никто не вспоминал. В 2016-м 99,6407% акций "Днепрометиза" были переведены с баланса прямой дочки российской "Северстали" – Severstal Trade на виргинскую офшорку Dealzone Holding Ltd. При этом интересы последней в наблюдательных органах "Днепрометиза" все равно представлял руководитель подразделения "Северсталь-Метиз" Сергей Ковряков. И вот в октябре 2017-го 100% акций Dealzone выкупили структуры группы ТАС. Формально новым владельцем выступила зарегистрированная в Эстонии компания Blossom Investments. В Украине ей уже принадлежит ЧП "Агри-Сервис", чей юридический адрес совпадает с адресом "ТАСкомбанка". Сразу после сделки оперативно поменялся и состав НС "Днепрометиза". Теперь в нем трое человек, двое из которых делегированы группой ТАС.

Согласно сообщению Blossom за 98,6578% акций "Днепрометиза" она заплатила порядка 13 млн грн. – это раз в 100 ниже цены, за которую завод был приобретен "Северсталью" 10 лет назад. Даже уставный фонд предприятия в 6 раз больше. Поэтому сложно поверить в реальность публично задекларированной цены. Хотя почти нет сомнений, что группа ТАС вернула себе завод с отличным дисконтом. По оценкам участников рынка, россиянам вряд ли удалось выручить за предприятие более 10 млн долл.

ТАС ловит кураж

И в то же время данная покупка органично ложится в нынешнюю агрессивную стратегию С.Тигипко на рынке, сводящуюся к скупке по дешевке активов российских юрлиц в Украине. Один из самых свежих и ярких примеров – выкуп гостиницы Radisson Blu в Киеве у компании "Отель Девелопмент". Компаниям С.Тигипко удалось выторговать его за 10 млн долл. при стартовой цене в 80 млн долл. Известно также о намерениях группы ТАС приобрести VS Банк, который опосредованно принадлежит Сбербанку России, и Украинский лизинговый фонд, бенефициаром которого является российский Внешэкономбанк. И это только видимая часть айсберга, о которой известно общественности.

В большинстве перечисленных случаев С.Тигипко движут искренне спекулятивные побуждения: имея возможность и свободные средства скупить сегодня бросовые российские акции, банкир в будущем надеется перепродать их с прибылью. Подобным образом действует не он один. Аналогичными играми занимается и Александр Ярославский, и ряд бизнесменов помельче, располагающих свободными средствами.

Но с "Днепрометизом", может быть, случай особый. Здесь имеет место и ностальгический момент. В прошлом группа ТАС была одним из лидеров на рынке Украины в сегменте метизделий и стального литья. Сегодня есть предпосылки, чтобы восстановить свой вес и влияние. Кроме того, "Днепрометиз" может быть полезен как вспомогательное предприятие для вагонного бизнеса С.Тигипко, который как раз поймал кураж. Благодаря успешным контрактам с "Укрзализныцей" контролируемый группой ТАС "Днепрвагонмаш" в прошлом году в 6 раз увеличил объемы производства вагонов.

Сейчас новые старые владельцы приступили к оценке состояние дел на "Днепрометизе". Не зря же главой наблюдательного совета завода 26 октября назначен главный казначей группы ТАС Олег Желтов. Если судить по официальной отчетности "Днепрометиза", дела на заводе понемногу идут на поправку. Так, в прошлом году предприятие сгенерировало 35 млн грн. прибыли, тогда как в 2014 и 2015 гг. у него были зафиксированы убытки на 95 млн грн. и 60 млн грн. соответственно. За этот же трехлетний отрезок "Днепрометиз" увеличил объемы выпуска продукции – с 78 тыс. тонн годовых до 88 тыс. тонн. Основными номенклатурными позициями оставались проволока из нелегированной стали (81% от общего объема производства) и стальные гвозди (10%).

Волочильные перспективы

В отечественной метизной промышленности "Днепрометиз" и сегодня является крупнейшим игроком. По оценкам агентства "Металл-Курьер", на его долю приходится треть всех произведенных в стране метизов. Остальные две трети распределены между несколькими десятками предприятий. В сбытовой политике предприятие ориентируется на внутренний рынок, куда уходит примерно 80% всей выпускаемой продукции.

В своем производственном цикле "Днепрометиз" сильно зависим от закупок стальной катанки, на которую в себестоимости метизов приходится более 80%. Сортовой круглый прокат в бунтах на завод ранее поставляли как "Северсталь", так и украинские партнеры – "Арселор Миттал Кривой Рог", "Метинвест-СМЦ" и УГМК. Не исключено, что после смены собственников "Северсталь" выпадет из этого списка. А за освободившуюся нишу смогут пободаться отечественные металлурги. "Днепрометиз" для них, может, и не самый выгодный, но достаточно серьезный клиент. К примеру, его самый крупный контракт текущего года предусматривает закупку катанки у компании "Метинвест-СМЦ" на 90,6 млн грн. (без НДС).

Потенциально сегодня мощности днепровского предприятия позволяют выпускать до 140 тыс. тонн готовой продукции в год. Эта цифра ограничена производительностью 26 волочильных станов, имеющихся на балансе завода. 8 из них сравнительно новые – закуплены в 2009 г. у итальянской компании Mario Frigerio. В условиях неполной загрузки их в основном и эксплуатируют сейчас на предприятии. В конце 2000-х "Северсталь" рассматривала варианты доведения мощностей "Днепрометиза" до более чем 200 тыс. тонн годовых. Но это потребовало бы дополнительных вложений в пределах 30 млн долл., тогда как рыночной нужды в подобных инвестициях не наблюдалось.

Вряд ли будет вкладывать дополнительные средства в усиление "Днепрометиза" и сам С.Тигипко. Существенного роста спроса на метизную продукцию в Украине пока не зафиксировано, несмотря на достаточно высокие темпы роста в строительной отрасли – примерно 25% за три первых квартала текущего года. Более того, по данным ассоциации "Укрметаллургпром", за тот же период в стране даже несколько снизились объемы выпуска метизов (их произведено на 7% меньше, чем за аналогичный прошлогодний период). А значит, справиться с актуальными требованиями внутреннего рынка "Днепрометизу" вполне по силам и на существующих мощностях.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
18.06.18, Ярослав Ярош
Администрация США решила больше не откладывать введение защитных мер против экспорта из ЕС и NAFTA, так что с 1 июня стальная продукция из этих регионов должна облагаться 25-процентной пошлиной. Две недели спустя Евросоюз решился на ответные санкции. Вслед за Канадой, Индией, Китаем и некоторыми другими странами. Маховик торговой войны набирает глобальные обороты, так что и украинским производителям будет трудно от него уклониться.
14.06.18, Игорь Воронцов
Ситуация на украинском рынке металлолома становится все горячее, по мнению участников III научно-технической конференции, организованной ассоциацией "УАВтормет" и прошедшей в Киеве 12 июня. Однако летняя жара здесь ни при чем – растет конкуренция за ограниченный объем ресурса. За него борются несколько категорий потребителей: украинские металлурги, литейщики и зарубежные металлурги.
12.06.18, Павел Вернивский
На прошлой неделе Верховная Рада все же одобрила закупку 55 французских вертолетов на сумму 555 млн евро. Это решение украинских политиков еще раз доказывает, что власть взяла курс на деиндустриализацию экономики страны, а также самоустранение государства от функции главного субъекта экономического развития.
06.06.18, Максим Полевой
На мировом рынке цветных металлов – борьба с последствиями импортных санкций США и дефицит большинства биржевых видов сырья, что создает предпосылки для дальнейшего повышения цен.
01.06.18, Максим Полевой
Введение весенних "пошлин Трампа" уже привело к росту конкуренции на мировом металлургическом рынке: поставщики перераспределяют сбытовые потоки и ждут дальнейшего развития событий.
29.05.18, Ярослав Ярош
Стремигородское ильменито-апатитовое месторождение с прогнозными запасами более 1 млрд тонн руды относится к числу крупнейших в мире, достаточно хорошо изученных и готовых к промышленному освоению. Но сегодня процесс его разработки блокирует государство, не желающее мириться с тем, что титановые сливки достанутся бизнесмену Дмитрию Фирташу.
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!