Подробнее Запомнить город


Правительство объявило фискальную мобилизацию

20.08.09
размер текста:

Как бы ни манипулировало правительство с помесячной росписью поступлений в бюджет, регулярно докладывая о перевыполнении плана, разрыв доходов и расходов с каждым месяцем увеличивается. Осознавая, что во II полугодии поступления средств будут только уменьшаться, правительство уже сейчас готовится к увеличению фискального давления на экономику.

Нынешний госбюджет формировался, исходя из прогноза увеличения ВВП в этом году на 0,4%. На основании этого правительство поставило себе план удержать доходы и расходы госбюджета на уровне 2008 года, т. е. 238,9 млрд грн. и 267,4 млрд грн. соответственно (дефицит госбюджета-2009 определен на уровне 31,2 млрд грн.).

Однако падение экономики в I полугодии оказалось чрезмерно глубоким – почти 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Несмотря на то, что отрицательная динамика благодаря низкой сравнительной базе 2008 года во II полугодии будет менее глубокой (а в ноябре-декабре в месячном сравнении и вовсе окажется близкой к 0), уже сегодня практически нет уверенности, что годовое падение будет меньшим, нежели «минус» 15%.

Очевидно, что снижение ВВП, а вместе с этим и доходов населения и предприятий не могло не отобразиться на доходах государственного и сводного бюджетов. При этом, как показывает практика, падение их доходов является более глубоким, нежели сокращение ВВП. Это объясняется тем, что в условиях кризиса по объективным и субъективным причинам финансовый результат предприятий стремится к нулю, поэтому опережающими темпами падают поступления налога на прибыль корпоративного сектора.

Тем не менее, в течение шести месяцев правительство сообщало о перевыполнении планов доходов и расходов бюджета. Достигаются эти результаты благодаря:

1. Коррекции ежемесячного плана мобилизации доходов в Госбюджет. Бюджетная роспись в этом году менялась несколько раз, более того, Госказначейство не всегда публикует плановые показатели для общего и специального фондов госбюджета, что очевидно связано с их невыполнением в этот период.

2. Инфляционному фактору. Высокая инфляция увеличивает налоговые поступления в номинальном выражении. К примеру, НДС с литра бензина А-95 при цене 5,00 грн./литр составляет 1 грн., а при цене 8 грн./литр – уже 1,6 грн. Таким образом, только благодаря росту цен, даже при падении производства, доходы госбюджета увеличиваются. При этом официальный ИПЦ в последнее время все более отдаляется от действительности, поэтому инфляционный фактор играет все большую роль.

3. Девальвации гривны. За счет снижения курса гривны с 5 грн. до 8 грн./долл. поступления от налогообложения импорта должны автоматически увеличиться.

4. Повышению фискального давления на экономику. В этом году по инициативе Кабинета министров парламент повысил ставки акцизного сбора на горюче-смазочные материалы, кузова и готовые автомобили, пиво, алкогольные и табачные изделия, а также ставки налога с владельцев транспортных средств. Кроме того, были проиндексированы твердые ставки акцизного сбора на большинство товаров, которые облагаются данным налогом.

5. Авансовым платежам по некоторым статьям доходов, которые должны были бы взиматься на протяжении всего года. Речь идет, прежде всего, о поступлениях от НБУ и платы за транзит российского газа. Кроме того, очевидно некоторые авансовые платежи осуществляли и государственные предприятия.

6. Сокращением финансирования капитальных расходов госбюджета. Капитальные расходы в I полугодии государственного бюджета сократились на 57,8%, до 2,19 млрд грн., сводного - на 41,3% - до 5,35 млрд грн.

7. Ресурсам прошлого года. Во-первых, правительству достались существенные суммы на едином казначейском счету, которые оно уже потратило на текущие потребности. Во-вторых, на январь и начало февраля пришлись доходы от уплаты налога на прибыль за предыдущий год. Несмотря на убытки украинских предприятий в ІV квартале 2008 года, общий финансовый результат большинства из них по итогам года был положительным, поэтому налог на прибыль за 2008 год поддержал бюджет в начале текущего года.

Несмотря на комплекс предпринятых мер, по итогам года оказалось, что по сравнению с аналогичным прошлым годом все же наблюдается существенный недобор.
 
В частности, если в январе-июне 2008 года доходы госбюджета составили 104,8 млрд грн., 77,7 млрд грн. из которых сформировали налоговые поступления, то за аналогичный период 2009 года доходы составили 101,1 млрд грн., а налоговые платежи только 67,7 млрд грн. Таким образом, доходы госбюджета в I полугодии сократились на 3,5%, налоговые поступления - на 12,9%, а недобор налогов по сравнению с прошлым годом достиг 10 млрд грн.

Дефицит сводного бюджета по итогам января-июня достиг 13,3 млрд грн. При этом доходы сводного бюджета сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4% - до 131,1 млрд грн., а налоговые платежи почти на 10 млрд грн. Как показано на Рис.1, среди налоговых поступлений в сводный бюджет уменьшение наблюдается практически по всем налогам.


Рис. 1 Доходы сводного бюджета в I полугодии 2008 и 2009 гг., млрд грн.

Исключение составляют внутренний и импортный акцизные сборы, которые как было сказано выше, были подняты Верховной Радой. Согласно данным Государственной налоговой администрации, объем поступлений акцизного сбора от табачных изделий за 7 месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года вырос в 2,4 раза, до 3,745 млрд грн. В июле он увеличился в 2,5 раза, до 718,6 млн грн.

Больше всего упали доходы бюджета от ввозной пошлины - на 55,9% (до 2,9 млрд грн.). Столь глубокое падение объясняется падением импорта и высокой сравнительной базой прошлого года. В течение первых пяти месяцев 2008 года, до вступления Украины в ВТО, действовали высокие ставки пошлин, которые были снижены только в конце мая.

Как и прогнозировалось, очень сильно сократились поступления налога на прибыль предприятий – «минус» 21,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Стоит подчеркнуть, что данный показатель учитывает авансовые платежи по налогу, которые активно взимали налоговики в I полугодии.

Также уменьшились на 5,5 млрд грн. поступления НДС. Учитывая, что внутреннее производство сократилось на 20%, а импорт по итогам I полугодия упал на 55%, падение по этой статье должно было быть более глубоким, но благодаря названным выше факторам снижение составило «минус» 12,1%. Относительно стабильными являются поступления налога с доходов физлиц (закреплены за местными бюджетами), чему способствовало сохранение на позитивном уровне номинальных доходов населения (реальные в I полугодии уменьшились на 10,1%).

Частично покрыть недоимку налоговых поступлений удалось благодаря неналоговым поступлениям, которые выросли на 7,4 млрд долл. Помимо авансированных платежей НБУ и других государственных учреждений и компаний, весомый вклад внесли административные штрафы и доходы от приватизации. Кроме того, часть бюджета удалось закрыть за счет его финансирования. Размер заимствований вырос по сравнению с прошлым годом в 21,6 раза - до 21,75 млрд грн., в том числе внешних - в 17,5 раза, до 0,71 млрд грн. Одновременно объем погашения долга увеличился в 22,6 раза - до 4,06 млрд грн., в том числе внешнего - в 13,2 раза, до 2,1 млрд грн.

В общей сложности фискальная картина выглядит не очень оптимистичной. Бюджет практически исчерпал потенциал авансирования платежей. Кроме того, у правительства практически отсутствуют возможности по выходу на долговые рынки. Иностранные инвесторы не хотят брать на себя валютные риски, продуцируемые НБУ, поэтому требуют слишком высокую цену. Летом текущего года правительство сумело разместить годичные облигации внутреннего государственного займа с доходностью 27,5% и трехлетние ОВГЗ с доходностью 29%, которые являются самыми дорогими бумагами с 2000 года (тогда Украина стояла на грани дефолта). Занимать деньги на таких условиях – это загнать страну в долговую яму на несколько лет вперед.

Уже сегодня, очевидно, что выполнить доходную часть бюджета в этом году практически нереально. Во многом, определяющим месяцем должен стать август, на который приходится пик уплаты налогов. В августе с.г., по данным газеты «Коммерсант Украина», необходимо собрать налогов на 20,87 млрд грн. При этом, с учетом неналоговых платежей и трансфертов в бюджет должно поступить 21,712 млрд грн. Это почти столько же, сколько было собрано в августе прошлого года, когда экономика еще не погрузилась в кризис. Интересно, что в нынешнем августе, не имея никаких экономических предпосылок для этого, правительство планирует собрать налог на прибыль 8,75 млрд грн. даже больше, чем в августе прошлого года (7,99 млрд грн.). Учитывая, что имплицитная ставка налога колеблется на уровне 15%, можно предположить, что Кабинет министров ожидает, что прибыль украинских компаний за II квартал составит около 58,4 млрд грн., что выглядит чрезмерно оптимистичным. По планам остальных налогов также есть вопросы, однако, в отличие от налога на прибыль они, по меньшей мере, теоретически реальные.

Имея очень ограниченный перечень инструментов, правительство во II полугодии, скорее всего, будет прибегать к усилению фискального давления на экономику. Уже сегодня можно говорить о следующих направлениях:

1. Повышение эффективности реализации начисленной, но не уплаченной части налоговых платежей. В частности, ДПА в последнее время активно взялась за работу по взиманию налоговой задолженности прошлых периодов. Кроме того, правительство сужает объемы предоставленного налогового кредита (Распоряжение Кабмина № 838-р), а также минимизирует налоговые льготы.

2. Дальнейшим повышением ставок налогов. В частности, Кабинет министров намерен предложить Верховной Раде повысить адвалорную ставку акцизного сбора на табачные изделия с 20 до 36%. По подсчетам Минфина, предлагаемое увеличение ставки акциза на сигареты позволит дополнительно привлечь в госбюджет 350-500 млн грн. до конца этого года.

3. Дальнейшим продолжением практики зачисления возмещенного НДС в счет уплаты налогов будущих периодов, а также взимания авансовых налоговых платежей.

Выше перечисленные меры являются крайне неприятными для отечественной экономики, поскольку ухудшают финансовое положение корпоративного сектора. Между тем, украинская налоговая система и без того находится на предпоследнем месте в мире по эффективности и качеству работы. Внедрить в практику дополнительные административные инструменты не представляет труда, проблема заключается в том, чтобы суметь отказаться от них мо мере улучшения ситуации. А вот практика либерализации налоговых отношений в Украине проходит куда менее продуктивно, даже в самые благоприятные экономические периоды.

Алексей Молдован, Центр антикризисных исследований

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
11.07.19, Ярослав Ярош
1 июля Украина завершила самый быстротечный и самый массовый по количеству претендентов конкурс для частных добытчиков. 9 газоносных блоков получили своих потенциальных хозяев, проявивших готовность работать с государством на условиях раздела продукции. Но если раньше Киеву удавалось подписывать СРП с мировыми грандами, такими как Shell, Chevron, Eni, то сейчас список победителей не настолько звездный. В нем преимущественно отечественные компании, а также иностранцы из второго эшелона. Кабмин уже не может позволить себе переборчивость. На страну надвигается реальный дефицит природного газа.
04.07.19, Василий Январев
Нарастивший объемы производства после вынужденного простоя в 2017 году Днепровский металлургический комбинат столкнулся с новой угрозой – 31 мая Хозяйственный суд Днепропетровской области начал процедуру банкротства предприятия по иску компании "Технобудмонтаж Груп". Впрочем, у меткомбината есть все возможности пройти этот непростой период, не теряя объемы производства и не сокращая производственный персонал.
02.07.19, Павел Вернивский
Одно из первых важных сообщений, прозвучавших от команды президента Владимира Зеленского, – работа с Международным валютным фондом будет продолжена. При этом почти каждый политик, пытаясь убедить народ в необходимости работы с МВФ, говорит людям: другой альтернативы нет. Но действительно ли это так?
20.06.19, Василий Январев
На шахтоуправлении "Покровское" входит в финальную фазу крупнейший в угледобывающей отрасли страны инвестиционный проект. Компания готова вложить более 160 млн долл. в разработку нового угольного блока №11. Строительные работы стартовали на этом блоке еще в 2011 г., но у прежнего хозяина Виктора Нусенкиса не хватило ресурсов, чтобы завершить начатое. Приход на "Покровское" в качестве владельца холдинга "Метинвест" дал проекту второе дыхание.
14.06.19, Игорь Воронцов
Банкротство второго по величине стального производителя Великобритании, официально объявленное 22 мая, наглядно показывает, к чему приводят необдуманные регуляторные решения правительства страны. Это хороший повод задуматься и для украинских высокопоставленных чиновников: ведь всегда лучше учиться на чужих ошибках, чем самим наступать на грабли.
10.06.19, Игорь Воронцов
Импорт известкового камня в Украину растет опережающими темпами по сравнению с показателями местных добывающих предприятий. Отрасль находится под воздействием ряда общеэкономических негативных факторов, которые сохранятся и в текущем году. Несмотря на это, планы отдельных производителей на 2019 г. довольно оптимистичны. Они надеются расширить долю рынка, потеснив импортеров. Хотя последним пока удается наращивать объемы поставок.
06.06.19, Ярослав Ярош
Холдинг Виктора Пинчука взялся системно блокировать проникновение чужеродного импорта на внутренний рынок труб. В январе 2019-го "Интерпайп" добился от Антимонопольного комитета решения, которым был разблокирован доступ компании для ряда тендеров ДК "Укргазвыдобування". В мае он получил поддержку и со стороны Минэкоразвития. Межведомственная комиссия по международной торговле начала антидемпинговое расследование в отношении импорта стальных бесшовных горячедеформированных труб из Китая.
30.05.19, Игорь Воронцов, Виктория Финчук
Начавшийся спад в жилищном строительстве негативно сказался на загрузке мощностей украинской цементной промышленности. Основные надежды предприятий связаны с планами правительства по масштабному строительству цементобетонных дорог. Это может стать драйвером роста для всей украинской экономики – поскольку одно рабочее место в дорожном строительстве создает 12 рабочих мест в смежных отраслях. А при строительстве цементобетонных дорог создается 20 рабочих мест, по подсчетам ассоциации "Укрцемент".
21.05.19, Игорь Воронцов
Металлургические предприятия Китая наращивают стальную выплавку стремительными темпами. По итогам апреля показатель повысился на 12,7% по сравнению с тем же месяцем 2018 года, до 85,03 млн тонн. В целом за январь-апрель прирост составил 10,1%, до 314,96 млн тонн.
17.05.19, Ярослав Ярош
За последнюю декаду апреля российской "Транснефти" удалось загрязнить ядовитой хлорорганикой около 6000 км трубопроводной системы "Дружба". Только по предварительным подсчетам российские потери составят свыше 1 млрд долл. Как говорится, и диверсантов не надо. Украина же на истории с грязной нефтью может даже подзаработать в краткосрочной перспективе, хотя потерять – в длинной.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!