Подробнее Запомнить город


Запорожец за Китаем

18.09.17
размер текста:

Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.

Слишком хороший кредит

На украинском горизонте Skyrizon возникла ничуть не вдруг. Еще в феврале 2015 г. между "Мотор-Сичью" и Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co был подписан меморандум о совместном строительстве в китайском городе Чунцин (провинция Сычуань) нового завода по производству двигателей для вертолетов, самолетов общего назначения и турбореактивных самолетов. Запуск предприятия запланировали на 2018 г. В апреле прошлого года другая китайская компания (но из той же большой семьи) 
 Skyrizon Aircraft Holdings Limited – предоставила "Мотор-Сичи" кредит на 100 млн долл. под 0,3% годовых c 10-летним сроком соглашения, как бы на обновление производственных мощностей в Запорожье. Оба этих события сопровождались аплодисментами и восторженными комментариями со стороны украинских властей.

В октябре 2016-го перспективы сотрудничества с китайцами были красочно представлены главе Кабмина Владимиру Гройсману, посетившему запорожский завод. В мае 2017-го вице-премьер-министр Украины Степан Кубив, побывавший на авиавыставке в Китае, назвал решение о создании СП в Чунцине очередной победой. А МИД страны уже ставило вопрос об открытии в этом городе украинского дипломатического представительства. Т. е. сама идея авиастроительного партнерства с Китаем воспринималась официальным Киевом вполне позитивно. О чем косвенно свидетельствует и тот факт, что параллельным курсом развивается проект по строительству в КНР самолетов типа "Мрия". После разрыва с Россией Китай виделся самым перспективным рынком сбыта для отечественного авиастроения. Но у Луны, как известно, две стороны. В тактической плоскости заказы и инвестиции из Поднебесной действительно способны поддержать сегодня авиастроительную отрасль Украины в тонусе, но в стратегической – это билет на пенсию. Рано или поздно китайцы предпочтут избавиться от украинских партнеров. История с "Мотор-Сичью" как раз этому учит.

О том, что у партнерства "Мотор-Сичи" со Skyrizon должно быть двойное дно, можно было догадаться еще в прошлом году. На подозрения должны были натолкнуть неслыханно мягкие условия предоставления китайцами кредита 
– под процент ниже прогнозируемого уровня инфляции. Еще одним звоночком стало исчезновение в середине 2016 г. из списков акционеров "Мотор-Сичи" некоего физического лица, владевшего 15,91% акций запорожской компании. Имя данного лица, впрочем, ни для кого не было секретом. Почетного президента "Мотор-Сичи" Вячеслава Богуслаева все давно воспринимали не как топ-менеджера предприятия, а как его ключевого собственника. Да и сам он указывал данный пакет в своей налоговой декларации за 2015 г. А вот за прошлый год не указал. Фондовый рынок чует: когда собственник вдруг переоформляет свой именной пакет на офшор – значит, актив готовят к продаже.

Останется только Ван Цзин

Свою полную структуру собственности "Мотор-Сич" публично не раскрывает. Но государственной доли в этом ПАО нет ни копейки. В то же время семья Богуслаевых напрямую или опосредованно сосредоточила в своих руках контрольный пакет акций предприятия. В таком акционерном статусе-кво "Мотор-Сич" находилась все последнее десятилетие. Пока в июне 2017 г. в Антимонопольный комитет Украины не пришло письмо с просьбой разрешить гражданину Китая сконцентрировать у себя 56,0009% акций "Мотор-Сичи", которыми он уже владеет через подконтрольные компании и доверенное лицо. Прошение подписали представители китайской компании Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co., Ltd. и украинской "Мотор-Сичи". Письмо произвело эффект булыжника, брошенного в тихую заводь. АМКУ в ответ указал на необходимость не допустить дальнейшей перерегистрации прав собственности на акции запорожского предприятия. После чего засуетились Генеральная прокуратура и СБУ.

В июле на самой "Мотор-Сичи", а также в близких к В.Богуслаеву "Мотор-Банку" и страховой компании "Мотор-Гарант" прошли обыски по подозрению в махинациях с ценными бумагами. При этом генпрокурор Юрий Луценко заявил, что должностные лица "Мотор-Сичи" фигурируют сразу в нескольких открытых уголовных делах. В начале сентября по ходатайству Службы безопасности Украины Шевченковский райсуд Киева принял определение об аресте 41,00087% акций ПАО "Мотор-Сич", находящихся в собственности пяти офшорных компаний и пребывающих на счетах хранителя "Драгон Капитал" (Киев). Как объясняют в СБУ, такая мера нужна, чтобы воспрепятствовать возможной ликвидации запорожского предприятия. В судебном решении указаны названия этих 5 офшоров: два из Виргинских островов 
 Skyrizon Aircraft Holdings Limited и Waldo Trade Ltd и три "панамца"  Business House Helena, Еnfields Trade & Capital Corp, Granum Corporation. 15-процентный пакет акций, которые ранее принадлежал лично В.Богуслаеву, следствие тактично в этот перечень пока не включило.

Как установил суд, сделка купли-продажи упомянутых 41,00087% акций осуществлена в рамках меморандума от 2015 г. о строительстве завода авиадвигателей в городе Чунцин. Конечным бенефициаром покупки стал собственник компании Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co. Имя этого гражданина в материалах слушания не называется. Но из открытых источников известно, что Skyrizon входит в холдинг компаний миллиардера Ван Цзина, имеющего интересы в самых разных отраслях бизнеса. В прессе его иногда называют китайским Илоном Маском, с некоторой долей иронии. Что, впрочем, не мешает ему постоянно попадать в списки богатейших Forbes. Больше всего Ван Цзин прославился идеей создания альтернативы Панамскому каналу через территорию Никарагуа.

Но и в Украине он в свое время побывал, и здесь тоже имеет интересы. До аннексии Крыма его структуры рассматривались в качестве наиболее реальных инвесторов строительства нового глубоководного порта в районе Евпатории. Война на Востоке нивелировала этот проект. Но осталась телекоммуникационная сфера. Компания Xinwei Group, входящая в орбиту Ван Цзина, планирует в 2018 году развернуть по всей Украине собственную инфраструктуру высокоскоростного интернета и передачи данных с возможной перспективой создания нового мобильного оператора. Претензия серьезная, но не на пустом месте. Xinwei может рассчитывать не только на китайские деньги, но и на политических лоббистов. Главой киевского представительства этой компании является Антон Зацепин, муж первого вице-спикера Верховной Рады Ирины Геращенко, советник на общественных началах одного из вице-премьеров и член наблюдательного совета Украинской ассоциации  "Шелкового Пути" – организации, ратующей за сближение Украины и Китая. В ее глазах вхождение китайского капитала в "Мотор-Сич" 
 удачный пример такого сотрудничества.

Чунцин ждет не дождется

В китайской прессе уже пишут, что Чунцин готов принять 2-3 тыс. украинских специалистов авиастроительной отрасли. Это больше 10% от штатной численности работников "Мотор-Сичи" со всеми дочерними предприятиями. Ожидаемая миграция профессиональных кадров в Поднебесную оголит цеха материнского завода в Запорожье. Возможно, настолько, что китайский хозяин сочтет излишним содержать украинскую площадку или для отвода глаз оставит за ней вспомогательную роль. Перенеся основную сборку двигателей на китайскую территорию, "Мотор-Сич" не только станет важным звеном тамошнего авиастроения, но и сможет беспрепятственно возобновить сотрудничество с российскими клиентами, которые до агрессии РФ против Украины обеспечивали предприятию, а соответственно и его ключевому бенефициару, основную прибыль.

Так, в фатальном 2014 г. в России было выпущено порядка 300 вертолетов, на которых стояло порядка 600 запорожских двигателей. Но в этом же году в Украине был введен запрет на продажу России товаров военного и двойного предназначения. Тем не менее и двигатели "Мотор-Сичи", и запчасти к ним продолжали попадать к заказчикам из РФ. Пусть и окольными путями 
 через Беларусь, где фирмы В.Богуслаева купили вертолеторемонтный завод в Орше, через СП "Двигатели "Владимир Климов  Мотор Сич", через российское ЗАО "Борисфен-ТНП", конечным бенефициаром которого опять же выступает В.Богуслаев. Вместе с тем сложная логистика и "серые" схемы привели к уменьшению продаж, и в 2016 г. прибыль "Мотор-Сичи" сократилась на 36,4%. Это стало еще одним толчком, чтобы менять прописку на Китай.

Формально в самой продаже акций "Мотор-Сичи" китайцам, панамцам или марсианам состава преступления быть не может. В.Богуслаев через подконтрольные ему фирмы распорядился своей частной собственностью по своему же усмотрению. Доказать, что эта сделка была осуществлена с целю ослабления государства или уничтожения предприятия, как говорится в материалах досудебного расследования, нереально. Если "Мотор-Сич" важна для обороноспособности Украины (а она важна), то государство должно было раньше позаботиться о том, как выкупить хотя бы часть акций у богуслаевских офшоров. Нынешний арест акций запорожской компании может сработать лишь как краткосрочная мера. Ван Цзин засудит Киев в международных судах или вернет свое через украинских лоббистов. В конце концов дело может выйти на уровень межправительственного скандала, ведь, несмотря на миллиардное состояние, новый владелец "Мотор-Сичи" отличается лояльностью к коммунистическим властям в Пекине.

Другое дело, что правоохранителям стоит внимательно пройтись по экспортным контрактам "Мотор-Сичи" за 3 прошлых года. Если будет установлено, что завод выполнял заказы вопреки правительственным санкциям или обходя их, то юридические позиции государства станут более сильными, а конфискация активов более оправданной. Как-то так сложилось, что Запорожье превращается в настоящий полигон национализации в Украине. Сначала ЗАлК, теперь ЗТМК, а там, глядишь, и "Мотор-Сич". Для иностранных инвесторов это, конечно, плохой сигнал. Но для тех работников завода, которые переезжать в Китай не собираются, 
 хороший.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 4

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!