Подробнее Запомнить город


Для кого «Нафтогаз» забросил сети?

14.08.09
размер текста:

Правительство продолжает перераспределять финансовые потоки в ключевых отраслях экономики. Очередным шагом в этом направлении стало создание ДП «Нафтогаз-сети» в составе НАК «Нафтогаз Украины». Соответствующее решение было принято Кабмином в конце июля. Оно предусматривает передачу новообразованной структуре газораспределительных сетей (ГРС) 43 украинских облгоррайгазов. Ранее эти ГРС находились на балансе Фонда госимущества и использовались региональными газораспределительными предприятиями на основании договоров.

Решение Кабмина автоматически лишает 43 облгоррайгаза 70-80% доходов, которые они получали за транспортировку газа по ГРС. Что делает экономически нецелесообразным их дальнейшее существование. Следующим шагом, по замыслу Юлии Тимошенко, должно стать создание региональных сбытовых структур.
 
«Туда смогут перейти на работу люди, которые сейчас работают в этих облгазах. А там (в облгазах) останется стол, стул и директор» - заявила премьер-министр на одном из последних заседаний Кабмина. Причиной столь жесткого подхода она называет неудовлетворительное техническое состояние ГРС, в модернизацию которых региональные газораспределяющие предприятия не вкладывают средства. Также премьера не устраивает наличие у газовщиков достаточно больших сумм задолженности перед НАК «Нафтогаз Украины», которая в отдельных случаях исчисляется сотнями миллионов гривен. Следует отметить, что решение правительства распространяется не только на облгоррайгазы, в которых большинство голосующих акций находится в руках частных собственников. Оно также касается тех предприятий, которые де-юре подконтрольны государству в лице НАК «Нафтогаз Украины».

К примеру, в ОАО «Винницагаз» и «Волыньгаз» госмонополии принадлежит соответственно 47,06% и 23,42% акций. Тогда как в ОАО «Черкассыгаз» и «Днепропетровскгаз» - по 51%. Вместе с тем де-факто влиять на ситуацию в компаниях с преобладающим госпакетом у «Нафтогаза» до сих пор не очень получалось. На это указывают высокая степень износа ГРС и значительные суммы задолженности перед поставщиком газа, т.е. перед НАК.

Не говоря уже о закупке консалтинговых услуг на миллионы гривен и прочих «художествах», которые при расследовании могут оказаться элементарным хищением. Впрочем, нецелевое использование средств характерно и для самой госмонополии. К тому же в 2003 году правительство уже пыталось идти таким путем, создав в составе «Нафтогаза» ДП «Газ-тепло». Аргументы тогда были примерно те же: предприятия теплокоммунэнерго своевременно не рассчитываются за газ, поэтому управление ими надо передать поставщику, то есть «Нафтогазу». Уж он-то добьется поступления платежей в полном объеме. Однако в итоге «Газ-тепло» в 2007 году пришлось ликвидировать. Проверки ГлавКРУ обнаружили в работе предприятия многочисленные финансовые нарушения, при этом улучшить платежную дисциплину в ТКЭ так и не удалось – долги коммунальщиков росли, словно снежный ком. Вот почему нет оснований полагать, что вновь созданная структура будет функционировать эффективнее, чем «Газ-тепло».

Зато задача перенаправления финансовых потоков при этом решается гарантированно – что для главы правительства сейчас гораздо важнее, чем аварийное состояние ГРС, угрожающее техногенными катастрофами. Действительно, положение, в котором сейчас находится НАК «Нафтогаз Украины», вызывает опасения даже у самых отчаянных оптимистов. По итогам текущего полугодия компания сообщила про чистый убыток в размере 1,987 млрд грн. по сравнению с чистой прибылью 3,011 млрд грн. за аналогичный период 2008 года. Суммарная задолженность потребителей всех категорий достигла в июне 26 млрд грн. – с учетом долгов прошлых лет. В связи с этим для обеспечения своевременных расчетов с российской стороной «Нафтогаз» был вынужден прибегать к заемным средствам.

Так, в мае для расчетов за газ компания привлекла кредит в размере 3,8 млрд грн., взятый у государственного «Ощадбанка». А совсем скоро, в сентябре, ей предстоит выплатить 500 млн долл. по еврооблигациям 2004 года выпуска. Удастся ли реструктуризировать эту задолженность, и на каких условиях – сейчас не возьмется сказать никто. Иными словами, до дефолта рукой подать. В такой ситуации приходится использовать любые варианты, позволяющие улучшить платежный баланс компании.

С другой стороны, в случае не покрытия обязательств «Нефтегаза» его кредиторы получат реальную возможность претендовать на ГРС. Которые сами по себе являются весьма привлекательным активом для любого инвестора – учитывая, что заполучить в собственность украинские магистральные трубопроводы, подземные газохранилища и нефтегазовые скважины было бы гораздо более проблематично. В связи с этим остается добавить, что без учета последних заимствований внешняя задолженность «Нафтогаза» достигла 56,198 млрд грн., из которых 34,518 млрд грн. приходится на банковские кредиты, а 5,681 млрд грн. – на обязательства по выпущенным ценным бумагам. Наибольшими кредиторами компании являются швейцарский Credit Suisse – 4,235 млрд грн., а также британские оффшорные компании Parbeck Capital Ltd и Linton Capital Ltd – 1,68 млрд грн. и 1,47 млрд грн. соответственно.

Следует отметить, что первичным кредитором в данном случае выступал немецкий Deutche bank, который позднее перевел вышеуказанную задолженность на оффшоры с неизвестными бенефициарами. При этом кредитные договора «Нафтогаза» предусматривают возможность уступки права требования – что позволяет заинтересованным структурам аккумулировать большую часть задолженности украинской нефтегазовой монополии.

Игорь Воронцов

... ...
 
Материалы по теме


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!