Подробнее Запомнить город


Для кого «Нафтогаз» забросил сети?

14.08.09
размер текста:

Правительство продолжает перераспределять финансовые потоки в ключевых отраслях экономики. Очередным шагом в этом направлении стало создание ДП «Нафтогаз-сети» в составе НАК «Нафтогаз Украины». Соответствующее решение было принято Кабмином в конце июля. Оно предусматривает передачу новообразованной структуре газораспределительных сетей (ГРС) 43 украинских облгоррайгазов. Ранее эти ГРС находились на балансе Фонда госимущества и использовались региональными газораспределительными предприятиями на основании договоров.

Решение Кабмина автоматически лишает 43 облгоррайгаза 70-80% доходов, которые они получали за транспортировку газа по ГРС. Что делает экономически нецелесообразным их дальнейшее существование. Следующим шагом, по замыслу Юлии Тимошенко, должно стать создание региональных сбытовых структур.
 
«Туда смогут перейти на работу люди, которые сейчас работают в этих облгазах. А там (в облгазах) останется стол, стул и директор» - заявила премьер-министр на одном из последних заседаний Кабмина. Причиной столь жесткого подхода она называет неудовлетворительное техническое состояние ГРС, в модернизацию которых региональные газораспределяющие предприятия не вкладывают средства. Также премьера не устраивает наличие у газовщиков достаточно больших сумм задолженности перед НАК «Нафтогаз Украины», которая в отдельных случаях исчисляется сотнями миллионов гривен. Следует отметить, что решение правительства распространяется не только на облгоррайгазы, в которых большинство голосующих акций находится в руках частных собственников. Оно также касается тех предприятий, которые де-юре подконтрольны государству в лице НАК «Нафтогаз Украины».

К примеру, в ОАО «Винницагаз» и «Волыньгаз» госмонополии принадлежит соответственно 47,06% и 23,42% акций. Тогда как в ОАО «Черкассыгаз» и «Днепропетровскгаз» - по 51%. Вместе с тем де-факто влиять на ситуацию в компаниях с преобладающим госпакетом у «Нафтогаза» до сих пор не очень получалось. На это указывают высокая степень износа ГРС и значительные суммы задолженности перед поставщиком газа, т.е. перед НАК.

Не говоря уже о закупке консалтинговых услуг на миллионы гривен и прочих «художествах», которые при расследовании могут оказаться элементарным хищением. Впрочем, нецелевое использование средств характерно и для самой госмонополии. К тому же в 2003 году правительство уже пыталось идти таким путем, создав в составе «Нафтогаза» ДП «Газ-тепло». Аргументы тогда были примерно те же: предприятия теплокоммунэнерго своевременно не рассчитываются за газ, поэтому управление ими надо передать поставщику, то есть «Нафтогазу». Уж он-то добьется поступления платежей в полном объеме. Однако в итоге «Газ-тепло» в 2007 году пришлось ликвидировать. Проверки ГлавКРУ обнаружили в работе предприятия многочисленные финансовые нарушения, при этом улучшить платежную дисциплину в ТКЭ так и не удалось – долги коммунальщиков росли, словно снежный ком. Вот почему нет оснований полагать, что вновь созданная структура будет функционировать эффективнее, чем «Газ-тепло».

Зато задача перенаправления финансовых потоков при этом решается гарантированно – что для главы правительства сейчас гораздо важнее, чем аварийное состояние ГРС, угрожающее техногенными катастрофами. Действительно, положение, в котором сейчас находится НАК «Нафтогаз Украины», вызывает опасения даже у самых отчаянных оптимистов. По итогам текущего полугодия компания сообщила про чистый убыток в размере 1,987 млрд грн. по сравнению с чистой прибылью 3,011 млрд грн. за аналогичный период 2008 года. Суммарная задолженность потребителей всех категорий достигла в июне 26 млрд грн. – с учетом долгов прошлых лет. В связи с этим для обеспечения своевременных расчетов с российской стороной «Нафтогаз» был вынужден прибегать к заемным средствам.

Так, в мае для расчетов за газ компания привлекла кредит в размере 3,8 млрд грн., взятый у государственного «Ощадбанка». А совсем скоро, в сентябре, ей предстоит выплатить 500 млн долл. по еврооблигациям 2004 года выпуска. Удастся ли реструктуризировать эту задолженность, и на каких условиях – сейчас не возьмется сказать никто. Иными словами, до дефолта рукой подать. В такой ситуации приходится использовать любые варианты, позволяющие улучшить платежный баланс компании.

С другой стороны, в случае не покрытия обязательств «Нефтегаза» его кредиторы получат реальную возможность претендовать на ГРС. Которые сами по себе являются весьма привлекательным активом для любого инвестора – учитывая, что заполучить в собственность украинские магистральные трубопроводы, подземные газохранилища и нефтегазовые скважины было бы гораздо более проблематично. В связи с этим остается добавить, что без учета последних заимствований внешняя задолженность «Нафтогаза» достигла 56,198 млрд грн., из которых 34,518 млрд грн. приходится на банковские кредиты, а 5,681 млрд грн. – на обязательства по выпущенным ценным бумагам. Наибольшими кредиторами компании являются швейцарский Credit Suisse – 4,235 млрд грн., а также британские оффшорные компании Parbeck Capital Ltd и Linton Capital Ltd – 1,68 млрд грн. и 1,47 млрд грн. соответственно.

Следует отметить, что первичным кредитором в данном случае выступал немецкий Deutche bank, который позднее перевел вышеуказанную задолженность на оффшоры с неизвестными бенефициарами. При этом кредитные договора «Нафтогаза» предусматривают возможность уступки права требования – что позволяет заинтересованным структурам аккумулировать большую часть задолженности украинской нефтегазовой монополии.

Игорь Воронцов

... ...
 
Материалы по теме


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!