Подробнее Запомнить город


Для кого «Нафтогаз» забросил сети?

14.08.09
размер текста:

Правительство продолжает перераспределять финансовые потоки в ключевых отраслях экономики. Очередным шагом в этом направлении стало создание ДП «Нафтогаз-сети» в составе НАК «Нафтогаз Украины». Соответствующее решение было принято Кабмином в конце июля. Оно предусматривает передачу новообразованной структуре газораспределительных сетей (ГРС) 43 украинских облгоррайгазов. Ранее эти ГРС находились на балансе Фонда госимущества и использовались региональными газораспределительными предприятиями на основании договоров.

Решение Кабмина автоматически лишает 43 облгоррайгаза 70-80% доходов, которые они получали за транспортировку газа по ГРС. Что делает экономически нецелесообразным их дальнейшее существование. Следующим шагом, по замыслу Юлии Тимошенко, должно стать создание региональных сбытовых структур.
 
«Туда смогут перейти на работу люди, которые сейчас работают в этих облгазах. А там (в облгазах) останется стол, стул и директор» - заявила премьер-министр на одном из последних заседаний Кабмина. Причиной столь жесткого подхода она называет неудовлетворительное техническое состояние ГРС, в модернизацию которых региональные газораспределяющие предприятия не вкладывают средства. Также премьера не устраивает наличие у газовщиков достаточно больших сумм задолженности перед НАК «Нафтогаз Украины», которая в отдельных случаях исчисляется сотнями миллионов гривен. Следует отметить, что решение правительства распространяется не только на облгоррайгазы, в которых большинство голосующих акций находится в руках частных собственников. Оно также касается тех предприятий, которые де-юре подконтрольны государству в лице НАК «Нафтогаз Украины».

К примеру, в ОАО «Винницагаз» и «Волыньгаз» госмонополии принадлежит соответственно 47,06% и 23,42% акций. Тогда как в ОАО «Черкассыгаз» и «Днепропетровскгаз» - по 51%. Вместе с тем де-факто влиять на ситуацию в компаниях с преобладающим госпакетом у «Нафтогаза» до сих пор не очень получалось. На это указывают высокая степень износа ГРС и значительные суммы задолженности перед поставщиком газа, т.е. перед НАК.

Не говоря уже о закупке консалтинговых услуг на миллионы гривен и прочих «художествах», которые при расследовании могут оказаться элементарным хищением. Впрочем, нецелевое использование средств характерно и для самой госмонополии. К тому же в 2003 году правительство уже пыталось идти таким путем, создав в составе «Нафтогаза» ДП «Газ-тепло». Аргументы тогда были примерно те же: предприятия теплокоммунэнерго своевременно не рассчитываются за газ, поэтому управление ими надо передать поставщику, то есть «Нафтогазу». Уж он-то добьется поступления платежей в полном объеме. Однако в итоге «Газ-тепло» в 2007 году пришлось ликвидировать. Проверки ГлавКРУ обнаружили в работе предприятия многочисленные финансовые нарушения, при этом улучшить платежную дисциплину в ТКЭ так и не удалось – долги коммунальщиков росли, словно снежный ком. Вот почему нет оснований полагать, что вновь созданная структура будет функционировать эффективнее, чем «Газ-тепло».

Зато задача перенаправления финансовых потоков при этом решается гарантированно – что для главы правительства сейчас гораздо важнее, чем аварийное состояние ГРС, угрожающее техногенными катастрофами. Действительно, положение, в котором сейчас находится НАК «Нафтогаз Украины», вызывает опасения даже у самых отчаянных оптимистов. По итогам текущего полугодия компания сообщила про чистый убыток в размере 1,987 млрд грн. по сравнению с чистой прибылью 3,011 млрд грн. за аналогичный период 2008 года. Суммарная задолженность потребителей всех категорий достигла в июне 26 млрд грн. – с учетом долгов прошлых лет. В связи с этим для обеспечения своевременных расчетов с российской стороной «Нафтогаз» был вынужден прибегать к заемным средствам.

Так, в мае для расчетов за газ компания привлекла кредит в размере 3,8 млрд грн., взятый у государственного «Ощадбанка». А совсем скоро, в сентябре, ей предстоит выплатить 500 млн долл. по еврооблигациям 2004 года выпуска. Удастся ли реструктуризировать эту задолженность, и на каких условиях – сейчас не возьмется сказать никто. Иными словами, до дефолта рукой подать. В такой ситуации приходится использовать любые варианты, позволяющие улучшить платежный баланс компании.

С другой стороны, в случае не покрытия обязательств «Нефтегаза» его кредиторы получат реальную возможность претендовать на ГРС. Которые сами по себе являются весьма привлекательным активом для любого инвестора – учитывая, что заполучить в собственность украинские магистральные трубопроводы, подземные газохранилища и нефтегазовые скважины было бы гораздо более проблематично. В связи с этим остается добавить, что без учета последних заимствований внешняя задолженность «Нафтогаза» достигла 56,198 млрд грн., из которых 34,518 млрд грн. приходится на банковские кредиты, а 5,681 млрд грн. – на обязательства по выпущенным ценным бумагам. Наибольшими кредиторами компании являются швейцарский Credit Suisse – 4,235 млрд грн., а также британские оффшорные компании Parbeck Capital Ltd и Linton Capital Ltd – 1,68 млрд грн. и 1,47 млрд грн. соответственно.

Следует отметить, что первичным кредитором в данном случае выступал немецкий Deutche bank, который позднее перевел вышеуказанную задолженность на оффшоры с неизвестными бенефициарами. При этом кредитные договора «Нафтогаза» предусматривают возможность уступки права требования – что позволяет заинтересованным структурам аккумулировать большую часть задолженности украинской нефтегазовой монополии.

Игорь Воронцов

... ...
 
Материалы по теме


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!