Подробнее Запомнить город


Тайный финплан Балчуна: затраты и тарифы вверх, оптимизации и обсуждения не намечается

23.05.17
размер текста:

"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.

Как известно, в декабре прошлого года Министерство инфраструктуры с большим скрипом согласовало проект финансового плана "Укрзализныци" на 2017 год. При этом министр инфраструктуры Владимир Омелян назвал подготовленный командой польского реформатора Войцеха Балчуна финплан "откровенно слабым" и тогда же заверил, что никакого повышения тарифов без согласования с бизнесом не будет.

В феврале Государственная регуляторная служба отказалась согласовывать проект приказа Министерства инфраструктуры, предусматривающий повышение грузовых ж/д тарифов и решила создать совместную с бизнесом рабочую группу для определения компромиссной ставки их повышения. Позже министр инфраструктуры в очередной раз подчеркнул, что повышать грузовые тарифы можно только после появления общей позиции "Укрзализныци" и бизнеса по этому вопросу.

Однако эта общая позиция так и не была выработана. Несмотря на многочисленные обращения промышленников к руководству "Укрзализныци" монополия так и не представила для обсуждения детализированный проект финансового плана. Вместо этого ее руководитель В.Балчун озвучивает фантастические инвестиционные планы в объеме 150 млрд грн. в течение пяти лет, закупку 20 тыс. грузовых вагонов и т.д., в то время как после года его пребывания на должности "Укрзализныця" не может обеспечить прохождение необходимого количества поездов на Мариуполь и Бердянск, а на нехватку вагонов периодически жалуются все грузоотправители – от металлургов до аграриев.

МинПрому
удалось неофициально ознакомиться с некоторыми пунктами нового финансового плана "Укрзализныци" на 2017 год. Вместо предлагаемого ранее повышения тарифов на 25% железная дорога хочет поднять их на 22,5% с 1 июня. Но даже такое повышение не сделает "Укрзализныцю" прибыльной!

Впрочем, разговор о прибыли "Укрзализныци" заслуживает отдельной темы, пока же те цифры, которые попадают в СМИ, скорее говорят о том, что руководство железнодорожного монополиста просто озвучивает удобные показатели в нужный момент. Например, в январе председатель правления В.Балчун торжественно отчитался, что под его мудрым руководством "Укрзализныця" вышла в плюс и закончила прошлый год с прибылью в 303 млн грн. Однако, согласно обнародованным в апреле результатам аудита, проведенного международной аудиторской компании Ernst&Young, убытки "УЗ" в 2016 году составили 7,3 млрд грн. Таким образом, когда В.Балчуну нужно отрапортовать о победах, внезапно появляется прибыль, а когда необходимо проталкивать повышение тарифов – убыток.

Изюминкой нынешней ситуации является то, что даже с учетом предлагаемого 22,5%-ного повышения тарифов ожидаемый чистый убыток "Укрзализныци" в прошлом году составит 3,37 млрд грн. И это неудивительно, ведь некоторые статьи затрат консолидированного финансового плана определенно завышены, корректность их планирования вызывает сомнения и требует оптимизации.

Как и в предыдущем варианте финплана, огромные расходы заявлены на капитальные инвестиции – 22,7 млрд грн. Очевидно, что настолько большая сумма имеет мало общего с реальностью. Так, в прошлом году на капитальные инвестиции было потрачено менее 7 млрд грн. при заявленных еще предшественниками В.Балчуна 11,2 млрд грн. В первом квартале текущего года на эти цели было израсходовано почти 1,3 млрд грн., что составляет менее 6% от запланированного бюджета.

Также в новом проекте финплана предусмотрены инвестиционные затраты в размере 7,2 млрд грн. на приобретение полувагонов. в том числе 2,4 млрд грн. на изготовление 3 тыс. вагонов собственными силами. Но 12 мая первый заместитель начальника департамента вагонного хозяйства "УЗ" Михаил Мурашко признал, что железная дорога не в состоянии произвести такое количество вагонов. По его словам, на мощностях "УЗ" изготовлено всего 250 вагонов и до конца года стоит ожидать еще около 1 тыс. единиц.

По некоторым статьям запланирован весьма стремительный рост затрат. В частности, на административные расходы в текущем году предусмотрено направить 1,7 млрд грн., что более чем вдвое превышает прошлогодний показатель. А затраты на юридические услуги планируется увеличить в 8,9 раз – с 7,9 млн грн. до 70 млн грн.

Не забывают железнодорожники и о себе любимых. Согласно новому проекту финплана расходы на оплату труда вырастут на 26%, до 24,2 млрд грн. при снижении численности работников на 5%. А по отдельным категориям фонд оплаты труда неадекватно увеличился: директор – +192,1%, административно-управленческий персонал – +267% к факту 2016 года. Также предлагается премировать руководящий состав на 0,5 млн грн., и это при запланированной убыточности железной дороги!

В новый проект финплана заложено и увеличение затрат на дизтопливо и электроэнергию. В частности, затраты на дизтопливо планируется увеличить на 1,1 млрд грн., что почти на 19% больше прошлогоднего показателя. На электроэнергию затраты вырастут на 8,5%, или на 660 млн грн. При этом в удельных расходах на т.км. не прослеживаются цели по снижению удельных расходов ключевых ресурсов (дизтопливо, электроэнергия), хотя по оценкам отдельных экспертов масштабы воровства дизельного топлива на "УЗ" достигают 20-30% от объема потребления.

Стоит отметить, что при существенном общем росте затрат динамика грузопотоков, несмотря на предусмотренное увеличение на 3,2% относительно факта 2016 года, снижена по отношению к плановым прошлогодним показателям на 3,4%, т.е. грузопотоки увеличивать не планируется. В течение последних лет на железных дорогах наблюдается неуклонное снижение объема грузоперевозок при постоянном росте тарифов. В 2016 году объем грузоперевозок "Укрзализныци" упал на 2%, а перевозки автомобильным транспортом выросли на 12%. С высокой долей вероятности можно прогнозировать, что при очередном повышении тарифов мы увидим продолжение этой динамики – бизнес продолжит все больше "уходить" с УЗ, а украинские автодороги – разрушаться от верениц тяжелых грузовиков.

Учитывая, что при пересмотре тарифов на грузовые перевозки на 22,5% "Укрзализныця" планирует дополнительно получить 6,707 млрд грн. доходов, все равно непонятно, зачем проводить индексацию тарифов, если без нее железная дорога имеет возможность профинансировать беспрецедентную инвестпрограмму в 16 млрд грн., разрешение на которые "УЗ" получила от правительства в начале 2017 года (и это с учетом того, что в финплане не отражены эффекты от операционных улучшений, которые могли быть дать монополии несколько миллиардов гривен дополнительных доходов).

Необходимо учесть и тот факт, что "Укрзализныця" получает неплохой доход от грузовых перевозок и при нынешних тарифах. При этом железная дорога тщательно скрывает себестоимость грузовых перевозок. "Еще полтора-два года назад "Укрзализныця" озвучивала цифру 35-37%. По той отчетности, которую "Укрзализныця" дает своим иностранным кредиторам, это от 35% до 50%. Грузовые перевозки крайне прибыльные", – отмечал ранее президент ОП Укрметаллургпром Александр Каленков.

В связи с этим более логичным было бы доработать финплан исходя из предположения об нулевой индексации ж/д тарифов, заложить более агрессивные цели по снижению затрат монополиста (в т.ч. удельных расходов электроэнергию и дизтопливо), подробно проработать инвестпрограмму и проекты, которые в нее попадут, а также оценить их экономическую эффективность. И только после этого, если останутся действительно важные проекты, которые необходимо профинансировать именно в 2017 году, проработать их и вынести на обсуждение общественности, понимая, что для их реализации необходима индексация тарифов.

Сегодня вопрос тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом не только касается "Укрзализныци", а будет иметь непосредственное отражение на работе всей украинской экономики. Соответственно, можно либо ускорить выход Украины из кризиса, либо же замедлить его. Блокада неподконтрольных Киеву территорий уже привела к снижению темпов роста ВВП, тарифный удар по украинской экономике рискует снизить этот показатель почти до нуля. В связи с этим хотелось бы услышать позицию премьер-министра Владимира Гройсмана и первого вице-премьера – министра экономики Степана Кубива: будет ли принято прозрачное и взвешенное решение по ж/д тарифам или же мы увидим очередной договорняк по финансовым потокам крупнейшего государственного монополиста.

Елена Курашина

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.
04.03.20, Василий Январев
Чем лучше развит внутренний рынок стали, тем проще металлургам любой страны переносить периодически повторяющиеся спады на глобальной арене. В Украине с этим традиционно было неважно, а по итогам прошлого года ситуация ухудшилась: потребление металлопродукции сокращается, а импортеры продолжают наращивать свою долю даже на падающем рынке.
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!