Подробнее Запомнить город


Выйдет ли атомная энергетика Украины из-под контроля?

20.04.17
размер текста:

Вечером 18 апреля энергоблок №6 Запорожской АЭС был отключен от сети действием автоматики. После устранения замечаний на подстанции "Днепровская" был снова подключен к сети. В пресс-службе Запорожской АЭС поспешили заверить, что ситуация контролируемая. "В данный момент на Запорожской АЭС в работе находятся 5 энергоблоков. Суммарная мощность генераторов составляет 4400 МВт. Замечаний к работе основного оборудования действующих энергоблоков и персонала нет. Радиационный фон в районе расположения Запорожской АЭС и в санитарно-защитной зоне (территория вокруг АЭС радиусом 2,5 км) – 8-12 микрорентген в час, что соответствует природному радиационному фону", – сообщили в пресс-службе ЗАЭС.

Случай на Запорожской АЭС можно было бы рассматривать как рядовой, если бы не тот факт, что в 2016 году аварийность на АЭС возросла в пять раз по сравнению с 2015-м – за минувший год было проведено 11 внеплановых (то есть аварийных) ремонтов.

Как известно, в Украине эксплуатируются 15 энергоблоков на четырех атомных электростанциях: 6 блоков – на Запорожской, 4 – на Ровенской, 3 – на Южно-Украинской (Херсонская область) и 2 – на Хмельницкой.

Уже в этом году 7 энергоблоков будут работать после истечения сроков проектной эксплуатации. Процедура продления срока работы сложная и дорогостоящая. Ориентировочные расходы для одного блока – 5-6 млрд грн.

Ни у "Энергоатома", который контролирует атомную энергетику страны, ни у правительства Украины таких денег естественно нет. Это означает, что продлевать эксплуатацию блоков будут формально, что может привести к повышению риска аварий в связи с технической и моральной изношенностью оборудования.

Украина действительно в последнее время значительно увеличила нагрузку на свои атомные станции. В условиях острой нехватки антрацитового угля для теплоэлектростанций (ТЭС) возникает желание заместить тепловую генерацию атомной. Доля атомной энергетики в производстве электроэнергии в Украине резко возросла с 47 до 60%, о чем еще в феврале заявлял президент Украины Петр Порошенко.

В то же время в западной прессе все чаще звучат опасения, что из-за коррупции и непрофессионализма власти в Украине высок риск повторения аварии, подобной взрыву на Чернобыльской АЭС. На то, что ядерная отрасль нашей страны находится в опасном состоянии, в частности, недавно обратили внимание в американском издании Washington Times.

Насколько такие прогнозы оправданы, сказать сложно. Но стоит вспомнить, что комплексная (сводная) программа повышения безопасности энергоблоков украинских АЭС (КсППБ) была утверждена правительством 7 декабря 2011 года. В программу включены мероприятия с учетом уроков аварии на японской АЭС "Фукусима".

В общей сложности на реализацию КсПБ необходимо около 1,4 млрд евро. Программа должна была быть выполнена до конца 2017 года. Однако правительство Владимира Гройсмана не особо торопится в этом вопросе: было принято решение продлить выполнение программы до 2020 года.

Параллельно "Энергоатом" планировал, что в составе расходов в 2017 году (общая сумма 14,1 млрд долл.) затраты на повышение безопасности энергоблоков АЭС составят 6,4 млрд грн. Будут ли инвестированы такие деньги в безопасность АЭС?

С учетом того, что комиссия НКРЭ поставила снизить общую сумму расходов с 14,1 до 5,3 млрд грн., вряд ли. Следовательно, непосредственно на безопасность в этом году выделены и вовсе копейки.

Также напомним, что ранее на обеспечения безопасности Украина привлекла в общей сложности 600 млн евро – это кредиты от ЕБРР и Евратома. Насколько эффективно тратятся средства – неизвестно.

Поскольку о безопасности АЭС правительство беспокоится мало, разгрузка мощности реакторов в ночное время в ручном режиме может привести к нештатным ситуациям. Перераспределение энергии ложится на плечи диспетчеров. Как результат, украинские диспетчеры работают в стрессовой ситуации.

По словам источников в Профсоюзе атомщиков, если диспетчеры отвлекутся, то в данном конкретном случае к Чернобылю это, конечно, не приведет, как опасаются в американской прессе. Но вполне могут выйти из строя трансформаторы на подстанциях и фазовые устройства. Область или несколько областей Украины могут остаться полностью без света – это реально. А если условно Киевская область на несколько часов полностью останется без электроэнергии, то экономические потери будут глобальные. Не исключены и человеческие жертвы.

Между тем в украинском правительстве не просто эксплуатируют устаревшие реакторы и увеличивают на них нагрузку, но и проводят ряд экспериментов. В частности, Украина пытается заменить российское ядерное топливо на топливо американской компании Westinghouse Electric.

Американское экспериментальное топливо, которое дороже российского на 30%, уже используется на пяти реакторах двух АЭС – Южно-Украинской и Запорожской. Хотя, согласно нормам, для того, чтобы работать на нем, нужно строить новые атомные котлы, адаптированные к урановым сборкам США. Поскольку этого дорого и неэффективно, сейчас в реакторы одновременно с американским загружается и российское топливо. Это делается с той целью, чтобы реакторы полностью не "заглохли".

Опыты уже приводили к техническим проблемам и аварийным ситуациям. Так, от высокой температуры в реакторе тепловыделяющие сборки испытывали деформации и системы управления защитой "заедали". Например, в Чехии на АЭС "Темелин" с 2006 года полностью отказались от американского топлива и стали использовать российские ТВЭЛы, так как реакторы приходилось постоянно останавливать из-за течи американского топлива и менять испорченные кассеты. Потому что чехи понимают: деформация кассет содержит угрозу ядерной аварии. Украинскую же власть это, похоже, не беспокоит.

А тем временем возникает не менее серьезная проблема – хранение переработанного на украинских АЭС ядерного топливва. Сейчас украинские отходы хранятся в России (Красноярский горно-химический комбинат). "Росатом", куда входит ТВЭЛ, выполняет весь комплекс услуг для украинских станций по вывозу отработавшего ядерного топлива. Ежегодно такие услуги стоят 150-200 млн долл.

Но со следующего года Украина больше не сможет вывозить ядерные отходы в РФ. Согласно Объединенной конвенции по безопасности обращения с отработавшим топливом от 1997 года все ядерные отходы должны храниться в той стране, где их использовали. Украина ратифицировала документ в 2000 году.

Все это время существовал договор – с Российской Федерацией, которая соглашалась принимать отходы украинских АЭС. Согласно пункту контракта так будет до 2018 года. Теоритически россияне могли бы пролонгировать документ. Но с учетом лоббирования Украиной американского топлива Westinghouse, это вряд ли произойдет.

Теперь Украина не просто не сможет отправлять в Россию отходы, но и вынуждена будет забрать все те продукты переработки, которые вывозились в РФ за почти два десятилетия. Соответственно, украинские власти вынуждены в срочном порядке строить хранилище в Чернобыле.

Контракт по строительству централизованного хранилища для отработавшего ядерного топлива, кстати, выиграла американская компания Holtec International (подрядчик), у которой нет опыта по сооружению подобных объектов. Кроме того, технология Holtec не используется ни в Европе, ни в США.

Для строительства хранилища Украина привлекла в США целевой кредит в размере 300 млн долл. Также было выделено два земельных участка общей площадью 45,2 га в Чернобыльской зоне отчуждения.

Хранить отработанное топливо будут на поверхности земли ("сухая" технология хранения), на расстоянии 70 км от Киева, вблизи реки Днепр, который обеспечивает водой половину страны.

Если правительство не займется всерьез проблемами украинской атомной энергетики, увеличение нагрузки на украинские АЭС, эксперименты с топливом, отходами и мощностью; отсутствие финансирования и истечение сроков эксплуатации блоков – все это может привести к непредсказуемым последствиям, ЧП и авариям, которые ставят под угрозу жизнь и здоровье не только украинцев, но и жителей Европы.

Владимир Никитин

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 9

...
Новости партнеров


Статьи
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.
04.03.20, Василий Январев
Чем лучше развит внутренний рынок стали, тем проще металлургам любой страны переносить периодически повторяющиеся спады на глобальной арене. В Украине с этим традиционно было неважно, а по итогам прошлого года ситуация ухудшилась: потребление металлопродукции сокращается, а импортеры продолжают наращивать свою долю даже на падающем рынке.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!