Подробнее Запомнить город


Катера вместо крейсеров

14.08.09
размер текста:

В течение ближайших пяти лет большая часть корабельного состава ВМС Украины завершит срок эксплуатации. При этом отечественное кораблестроение не в состоянии обеспечить флот современными образцами военно-морской техники. Во-первых, в стране отсутствует замкнутый цикл производства военно-морских вооружений – ракетных, торпедных, минных, артиллерийских и бомбовых. К тому же украинские корабелы не имеют практического опыта строительства подводных лодок и кораблей противоминной обороны.

Кроме того, в Украине не производятся главные дизельные двигатели и дизель-генераторы большой мощности, а также магниево-алюминиевые сплавы, опреснители морской воды и успокоители качки. «Учитывая отсутствие собственных научно-технических разработок и технологий в данной области, а также отсутствие производственных мощностей, на создание самодостаточных украинских военно-морских вооружений потребуются десятки лет. Это экономически нецелесообразно» - отмечают в Минпромполитики.

В связи с этим ведомство предлагает развивать в Украине строительство массовых проектов кораблей (корветов), катеров и вспомогательных судов на основе существующей производственной базы с использованием импортных вооружений, оборудования и комплектующих. Вместе с тем в Минпромполитики указывают на отсутствие в отечественных ВМС практического опыта принятия на вооружение зарубежных образцов военно-морской техники и вооружений. При этом для дальнейшего развития отрасли ведомство считает целесообразным корпоратизацию и приватизацию кораблестроительных и смежных госпредприятий из-за недостаточных объемов бюджетного финансирования.

Речь идет, прежде всего, об ОАО «Феодосийская судостроительная компания «Море», которое специализируется на строительстве кораблей и катеров на подводных крыльях и на воздушной подушке, среди которых малый десантный корабль на воздушной подушке «Зубр» и малый противолодочный корабль на подводных крыльях «Сокол». По итогам I полугодия предприятие сократило чистый убыток с 53,63 до 3,42 млн грн. по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Однако позитивный финансовый результат достигнут не за счет основной деятельности. Так, реализация продукции в январе-июне на «Море» возросла незначительно: с 3,55 до 3,8 млн грн. При этом выпуск военной продукции на предприятии не осуществляется с 2003 года. Вот уже несколько лет на стапелях «Моря» покоится корвет «Луганск», степень готовности которого составляет 98%. Однако средств на его доводку правительство не выделяет. Тем временем затраты на оплату труда на предприятии уменьшились с 4,14 до 3,81 млн грн., что указывает на сокращение трудового коллектива.

Не лучше ситуация и на другом госпредприятии - Николаевском судостроительном заводе им. 61 коммунара, который в советское время специализировался на изготовлении крейсеров и эсминцев. Достаточно сказать, что в конце апреля нынешнего года Мипромполитики разрешило предприятию реализовать часть имущества - в счет погашения, существующей задолженности по зарплате. Кроме того, 6 млн грн. для этих целей было выделено из спецфонда госбюджета.

Впрочем, практика не подтверждает веру правительственных чиновников в приватизацию как панацею для корабелов. В качестве примера можно взять Черноморский судостроительный завод в Николаеве, который при СССР также выпускал крейсера и авианосцы. В результате многолетних корпоративных конфликтов частных акционеров ЧСЗ уже не первый год балансирует на грани выживания. А тем временем производственные мощности кораблестроительных предприятий постепенно приходят в негодность. По оценкам Минпромполитики, в целом по отрасли износ основных фондов достигает 70%.

Закономерно, что в итоге продолжительность строительства кораблей и судов в Украине в 2-2,5 раза дольше, а трудоемкость процессов в 3-5 раз больше, чем у зарубежных производителей. Например, на наших заводах на обработку тонны металла тратится 120-150 человеко-час. В Южной Корее, которая является лидером мирового судостроения, этот показатель составляет 29 человеко-час. Естественно, в таких условиях говорить о конкурентных предложениях на мировых рынках не приходится. Поэтому основным заказчиком для украинских корабелов остается государство. В текущем году оно выделило на закупку двух новых катеров для Государственной пограничной службы 6 млн грн., на 8 катеров меньшей вместимости – еще 3,4 млн грн., и на закупку 12 специальных малых катеров – 1 млн грн. Понятно, что, имея выход лишь к внутренним Черному и Азовскому морям, а также нейтральный политический статус, Украина и не должна строить для собственных нужд авианесущие крейсера и атомные подлодки. С другой стороны, никто не говорит, что такая продукция не имела бы сбыт на мировых рынках.

Однако для этого нужна серьезная господдержка – поскольку строительство большого военного корабля, включая монтаж и наладку вооружений, длится в среднем 5 лет. И все это время предприятию необходимо обеспечивать затраты по налоговым и кредитным платежам, оплате труда, энергоносителей и т. д. А при таких объемах госзаказа отрасль обречена на дальнейшую борьбу за выживание и, в итоге, на окончательное перепрофилирование под выпуск гражданских судов малого водоизмещения. То же самое можно сказать и о смежных госпредприятиях – таких, как НПК «Заря»-«Машпроект», выпускающий газотурбинные двигатели для крейсеров и авианосцев.

Игорь Воронцов

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
05.04.21, Василий Январев
В декабре 2020 года у Часовоярского огнеупорного комбината сменился собственник – им стал крупнейший в Украине производитель и экспортер глины группа компаний VESCO. О том, что даст компании эта покупка, влиянии коронакризиса на рынок глины, инвестициях в производство и планах на будущее, а также о том, как из глины, добываемой в разных карьерах, сделать продукт премиум-класса в интервью МинПрому рассказал генеральный директор VESCO Евгений Цымарман.
25.03.21, Ярослав Ярош
10 марта Европарламент большинством голосов поддержал резолюции о введении на всей территории ЕС механизма таможенной углеродной корректировки (Carbon Border Adjustment Mechanism). Выражаясь более понятно, речь идет о дополнительном налогообложении товаров, производство которых сопряжено с выбросами углеводорода в атмосферу. Ожидаемо новый налог сильнее всего ударит по импорту в ЕС из третьих стран. И Украина наряду с Китаем и Россией находится в самой высокой группе риска.
15.03.21, Ярослав Ярош
В декабре прошлого года Украина возбудила антидемпинговое расследование относительно проката из углеродистой стали с покрытием происхождением из Китая. Окончательные результаты расследования ожидаются под занавес 2021-го. Но украинские производители не хотят еще целый год терпеть убытки из-за китайского импорта. Поэтому настаивают не введении предварительных антидемпинговых пошлин уже весной.
11.03.21, Василий Январев
Несмотря на беспрецедентно жесткие условия Антимонопольного комитета "Метинвест" приобрел крупнейшего украинского производителя коксующегося угля, что значительно усилит вертикальную интеграцию холдинга. В свою очередь предприятия Покровской угольной группы получат необходимые инвестиции для развития добычи, которые станут гарантией стабильной работы на несколько десятков лет. Для региона же стабильная работа и развитие Покровского означают рост занятости и увеличение поступлений в местный бюджет.
02.03.21, Василий Январев
1 марта в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5175 о продлении пошлины на экспорт металлолома еще на 5 лет. Именно об этом просили металлурги украинских законодателей еще в середине февраля. Ведь, пошлина будет действовать еще полгода, а ее непролонгация грозит крайне тяжелыми последствиями для отечественной металлургии в частности и экономики в целом.
19.02.21, Ярослав Ярош
Такого конца ушедшего года не прогнозировал никто. На фоне пандемии и спада деловой активности ценовые индикаторы на основные виды металлургического сырья, в т. ч. полуфабрикаты обновили исторические максимумы – кто за 5, 6 лет, а кто и за 10. Украинские экспортеры вовремя сориентировались в ситуации и поймали дополнительную маржу. С трепетом надеясь, что и в 2021 г. удастся ковать железо, не отходя от кассы.
09.02.21, Ярослав Ярош
Новоизбранный президента США Джо Байден начал свою каденцию с того, что отменил десяток решений своего предшественника. Но это не означает, что под снос пойдет все, что соорудил Дональд Трамп. Стена на границе с Мексикой, возможно, и рухнет, на забор, который оградил Штаты от импорта стали и других товаров может устоять. Слишком много лоббистов его подпирает.
29.01.21, Дмитрий Наталуха
В понедельник президент США Джо Байден подписал указ, обязывающий Федеральное правительство покупать больше продукции американского производства. Этим указом фактически существенно расширяется сфера действия и нормы знаменитого закона "покупай американское"
23.12.20, Ярослав Ярош
Несмотря на пандемию, карантин и экономический спад, рынок нефтепродуктов в Украине продолжает расти. В текущем году, впервые за десять последних лет, объем потребления топлив превысит 11 млн тонн. Емкость этого рынка в денежном эквиваленте приближается к 1,5 млрд долл. И нефтетрейдеры лелеют надежды, что пик еще впереди.
15.12.20, Василий Январев
Направленный на развитие отечественного машиностроения закон о локализации готов ко второму чтению. Требования к локализации сделаны более мягкими и плавными, что, по мнению разработчиков документа, позитивно скажется на практической реализации заложенных норм. Экономический эффект детально просчитан и дело остается лишь за депутатами, которые будут рассматривать законопроект, возможно, уже на этой неделе.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!