Подробнее Запомнить город


Катера вместо крейсеров

14.08.09
размер текста:

В течение ближайших пяти лет большая часть корабельного состава ВМС Украины завершит срок эксплуатации. При этом отечественное кораблестроение не в состоянии обеспечить флот современными образцами военно-морской техники. Во-первых, в стране отсутствует замкнутый цикл производства военно-морских вооружений – ракетных, торпедных, минных, артиллерийских и бомбовых. К тому же украинские корабелы не имеют практического опыта строительства подводных лодок и кораблей противоминной обороны.

Кроме того, в Украине не производятся главные дизельные двигатели и дизель-генераторы большой мощности, а также магниево-алюминиевые сплавы, опреснители морской воды и успокоители качки. «Учитывая отсутствие собственных научно-технических разработок и технологий в данной области, а также отсутствие производственных мощностей, на создание самодостаточных украинских военно-морских вооружений потребуются десятки лет. Это экономически нецелесообразно» - отмечают в Минпромполитики.

В связи с этим ведомство предлагает развивать в Украине строительство массовых проектов кораблей (корветов), катеров и вспомогательных судов на основе существующей производственной базы с использованием импортных вооружений, оборудования и комплектующих. Вместе с тем в Минпромполитики указывают на отсутствие в отечественных ВМС практического опыта принятия на вооружение зарубежных образцов военно-морской техники и вооружений. При этом для дальнейшего развития отрасли ведомство считает целесообразным корпоратизацию и приватизацию кораблестроительных и смежных госпредприятий из-за недостаточных объемов бюджетного финансирования.

Речь идет, прежде всего, об ОАО «Феодосийская судостроительная компания «Море», которое специализируется на строительстве кораблей и катеров на подводных крыльях и на воздушной подушке, среди которых малый десантный корабль на воздушной подушке «Зубр» и малый противолодочный корабль на подводных крыльях «Сокол». По итогам I полугодия предприятие сократило чистый убыток с 53,63 до 3,42 млн грн. по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Однако позитивный финансовый результат достигнут не за счет основной деятельности. Так, реализация продукции в январе-июне на «Море» возросла незначительно: с 3,55 до 3,8 млн грн. При этом выпуск военной продукции на предприятии не осуществляется с 2003 года. Вот уже несколько лет на стапелях «Моря» покоится корвет «Луганск», степень готовности которого составляет 98%. Однако средств на его доводку правительство не выделяет. Тем временем затраты на оплату труда на предприятии уменьшились с 4,14 до 3,81 млн грн., что указывает на сокращение трудового коллектива.

Не лучше ситуация и на другом госпредприятии - Николаевском судостроительном заводе им. 61 коммунара, который в советское время специализировался на изготовлении крейсеров и эсминцев. Достаточно сказать, что в конце апреля нынешнего года Мипромполитики разрешило предприятию реализовать часть имущества - в счет погашения, существующей задолженности по зарплате. Кроме того, 6 млн грн. для этих целей было выделено из спецфонда госбюджета.

Впрочем, практика не подтверждает веру правительственных чиновников в приватизацию как панацею для корабелов. В качестве примера можно взять Черноморский судостроительный завод в Николаеве, который при СССР также выпускал крейсера и авианосцы. В результате многолетних корпоративных конфликтов частных акционеров ЧСЗ уже не первый год балансирует на грани выживания. А тем временем производственные мощности кораблестроительных предприятий постепенно приходят в негодность. По оценкам Минпромполитики, в целом по отрасли износ основных фондов достигает 70%.

Закономерно, что в итоге продолжительность строительства кораблей и судов в Украине в 2-2,5 раза дольше, а трудоемкость процессов в 3-5 раз больше, чем у зарубежных производителей. Например, на наших заводах на обработку тонны металла тратится 120-150 человеко-час. В Южной Корее, которая является лидером мирового судостроения, этот показатель составляет 29 человеко-час. Естественно, в таких условиях говорить о конкурентных предложениях на мировых рынках не приходится. Поэтому основным заказчиком для украинских корабелов остается государство. В текущем году оно выделило на закупку двух новых катеров для Государственной пограничной службы 6 млн грн., на 8 катеров меньшей вместимости – еще 3,4 млн грн., и на закупку 12 специальных малых катеров – 1 млн грн. Понятно, что, имея выход лишь к внутренним Черному и Азовскому морям, а также нейтральный политический статус, Украина и не должна строить для собственных нужд авианесущие крейсера и атомные подлодки. С другой стороны, никто не говорит, что такая продукция не имела бы сбыт на мировых рынках.

Однако для этого нужна серьезная господдержка – поскольку строительство большого военного корабля, включая монтаж и наладку вооружений, длится в среднем 5 лет. И все это время предприятию необходимо обеспечивать затраты по налоговым и кредитным платежам, оплате труда, энергоносителей и т. д. А при таких объемах госзаказа отрасль обречена на дальнейшую борьбу за выживание и, в итоге, на окончательное перепрофилирование под выпуск гражданских судов малого водоизмещения. То же самое можно сказать и о смежных госпредприятиях – таких, как НПК «Заря»-«Машпроект», выпускающий газотурбинные двигатели для крейсеров и авианосцев.

Игорь Воронцов

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
11.09.19, Игорь Воронцов
Украина ранее уже потеряла позиции в высокотехнологичных отраслях, утратив статус развитой индустриальной державы. Теперь предлагается уничтожить еще и горнодобывающую промышленность, на которой во многом базируется вся экономика страны. Соответствующие инициативы содержатся в законопроекте №1210 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины. Автором документа является председатель комитета Верховной Рады по налоговой политике Даниил Гетманцев.
06.09.19, Ярослав Ярош
Польский металлургический комбинат Huta Czestochowa почти 15 лет принадлежал украинской корпорации "Индустриальный союз Донбасса". Но уже в ближайшее время он сменит владельца. И это станет концом целой польской эпохи в истории "ИСД". В общем, не очень успешной эпохи. За последние годы "ИСД" растерял весь пакет своих польских активов. Huta Czestochowa оставалась последней фамильной ценностью, но и она уже долгое время балансировала на грани банкротства. Продан комбинат будет в 5 с лишним раза дешевле, чем Сергей Тарута с партнерами купили его в 2005 г.
02.09.19, Василий Январев
После перезагрузки всех ветвей власти у Украины расширяется "окно возможностей" для диалога с США, в том числе и по промышленным вопросам. Как ожидается, президент Владимир Зеленский осенью может провести ряд встреч с американским лидером Дональдом Трампом. Поэтому украинские металлурги уже обратились к главе государства с просьбой поднять вопрос о замене 25%-ной пошлины на квоты.
09.08.19, Ярослав Ярош
Антимонопольный комитет тоже переобувается. В августе он обнародовал итоги расследования по внутреннему рынку азотных удобрений, следствием чего могло стать даже предписание о необходимости принудительного разделения азотных активов Дмитрия Фирташа (Group DF) в Украине. Конечным выгодополучателем такого решения может оказаться Игорь Коломойский. Хотя кашу заварил и не он. Как минимум – появляется шанс отгрызть часть рынка минудобрений для приватовского "Днипроазота". Как максимум – можно попробовать приобрести за недорого один из химкомбинатов Д.Фирташа.
29.07.19, Ярослав Ярош
На закате своей каденции кабинет Владимира Гройсмана целых два раза сделал хорошо национальной компании "Энергоатом". Он присоединил к ней Восточный горно-обогатительный комбинат, занимающийся добычей урановой руды. И одобрил инвестиционный проект расширения производственных мощностей Новоконстантиновской шахты в Кировоградской области. В случае его реализации добычу урана в Украине можно будет удвоить в 2021 г.
11.07.19, Ярослав Ярош
1 июля Украина завершила самый быстротечный и самый массовый по количеству претендентов конкурс для частных добытчиков. 9 газоносных блоков получили своих потенциальных хозяев, проявивших готовность работать с государством на условиях раздела продукции. Но если раньше Киеву удавалось подписывать СРП с мировыми грандами, такими как Shell, Chevron, Eni, то сейчас список победителей не настолько звездный. В нем преимущественно отечественные компании, а также иностранцы из второго эшелона. Кабмин уже не может позволить себе переборчивость. На страну надвигается реальный дефицит природного газа.
04.07.19, Василий Январев
Нарастивший объемы производства после вынужденного простоя в 2017 году Днепровский металлургический комбинат столкнулся с новой угрозой – 31 мая Хозяйственный суд Днепропетровской области начал процедуру банкротства предприятия по иску компании "Технобудмонтаж Груп". Впрочем, у меткомбината есть все возможности пройти этот непростой период, не теряя объемы производства и не сокращая производственный персонал.
02.07.19, Павел Вернивский
Одно из первых важных сообщений, прозвучавших от команды президента Владимира Зеленского, – работа с Международным валютным фондом будет продолжена. При этом почти каждый политик, пытаясь убедить народ в необходимости работы с МВФ, говорит людям: другой альтернативы нет. Но действительно ли это так?
20.06.19, Василий Январев
На шахтоуправлении "Покровское" входит в финальную фазу крупнейший в угледобывающей отрасли страны инвестиционный проект. Компания готова вложить более 160 млн долл. в разработку нового угольного блока №11. Строительные работы стартовали на этом блоке еще в 2011 г., но у прежнего хозяина Виктора Нусенкиса не хватило ресурсов, чтобы завершить начатое. Приход на "Покровское" в качестве владельца холдинга "Метинвест" дал проекту второе дыхание.
14.06.19, Игорь Воронцов
Банкротство второго по величине стального производителя Великобритании, официально объявленное 22 мая, наглядно показывает, к чему приводят необдуманные регуляторные решения правительства страны. Это хороший повод задуматься и для украинских высокопоставленных чиновников: ведь всегда лучше учиться на чужих ошибках, чем самим наступать на грабли.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!