Катера вместо крейсеров

Публікації

В течение ближайших пяти лет большая часть корабельного состава ВМС Украины завершит срок эксплуатации. При этом отечественное кораблестроение не в состоянии обеспечить флот современными образцами военно-морской техники. Во-первых, в стране отсутствует замкнутый цикл производства военно-морских вооружений – ракетных, торпедных, минных, артиллерийских и бомбовых. К тому же украинские корабелы не имеют практического опыта строительства подводных лодок и кораблей противоминной обороны.

Кроме того, в Украине не производятся главные дизельные двигатели и дизель-генераторы большой мощности, а также магниево-алюминиевые сплавы, опреснители морской воды и успокоители качки. «Учитывая отсутствие собственных научно-технических разработок и технологий в данной области, а также отсутствие производственных мощностей, на создание самодостаточных украинских военно-морских вооружений потребуются десятки лет. Это экономически нецелесообразно» – отмечают в Минпромполитики.

В связи с этим ведомство предлагает развивать в Украине строительство массовых проектов кораблей (корветов), катеров и вспомогательных судов на основе существующей производственной базы с использованием импортных вооружений, оборудования и комплектующих. Вместе с тем в Минпромполитики указывают на отсутствие в отечественных ВМС практического опыта принятия на вооружение зарубежных образцов военно-морской техники и вооружений. При этом для дальнейшего развития отрасли ведомство считает целесообразным корпоратизацию и приватизацию кораблестроительных и смежных госпредприятий из-за недостаточных объемов бюджетного финансирования.

Речь идет, прежде всего, об ОАО «Феодосийская судостроительная компания «Море», которое специализируется на строительстве кораблей и катеров на подводных крыльях и на воздушной подушке, среди которых малый десантный корабль на воздушной подушке «Зубр» и малый противолодочный корабль на подводных крыльях «Сокол». По итогам I полугодия предприятие сократило чистый убыток с 53,63 до 3,42 млн грн. по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Однако позитивный финансовый результат достигнут не за счет основной деятельности. Так, реализация продукции в январе-июне на «Море» возросла незначительно: с 3,55 до 3,8 млн грн. При этом выпуск военной продукции на предприятии не осуществляется с 2003 года. Вот уже несколько лет на стапелях «Моря» покоится корвет «Луганск», степень готовности которого составляет 98%. Однако средств на его доводку правительство не выделяет. Тем временем затраты на оплату труда на предприятии уменьшились с 4,14 до 3,81 млн грн., что указывает на сокращение трудового коллектива.

Не лучше ситуация и на другом госпредприятии – Николаевском судостроительном заводе им. 61 коммунара, который в советское время специализировался на изготовлении крейсеров и эсминцев. Достаточно сказать, что в конце апреля нынешнего года Мипромполитики разрешило предприятию реализовать часть имущества – в счет погашения, существующей задолженности по зарплате. Кроме того, 6 млн грн. для этих целей было выделено из спецфонда госбюджета.

Впрочем, практика не подтверждает веру правительственных чиновников в приватизацию как панацею для корабелов. В качестве примера можно взять Черноморский судостроительный завод в Николаеве, который при СССР также выпускал крейсера и авианосцы. В результате многолетних корпоративных конфликтов частных акционеров ЧСЗ уже не первый год балансирует на грани выживания. А тем временем производственные мощности кораблестроительных предприятий постепенно приходят в негодность. По оценкам Минпромполитики, в целом по отрасли износ основных фондов достигает 70%.

Закономерно, что в итоге продолжительность строительства кораблей и судов в Украине в 2-2,5 раза дольше, а трудоемкость процессов в 3-5 раз больше, чем у зарубежных производителей. Например, на наших заводах на обработку тонны металла тратится 120-150 человеко-час. В Южной Корее, которая является лидером мирового судостроения, этот показатель составляет 29 человеко-час. Естественно, в таких условиях говорить о конкурентных предложениях на мировых рынках не приходится. Поэтому основным заказчиком для украинских корабелов остается государство. В текущем году оно выделило на закупку двух новых катеров для Государственной пограничной службы 6 млн грн., на 8 катеров меньшей вместимости – еще 3,4 млн грн., и на закупку 12 специальных малых катеров – 1 млн грн. Понятно, что, имея выход лишь к внутренним Черному и Азовскому морям, а также нейтральный политический статус, Украина и не должна строить для собственных нужд авианесущие крейсера и атомные подлодки. С другой стороны, никто не говорит, что такая продукция не имела бы сбыт на мировых рынках.

Однако для этого нужна серьезная господдержка – поскольку строительство большого военного корабля, включая монтаж и наладку вооружений, длится в среднем 5 лет. И все это время предприятию необходимо обеспечивать затраты по налоговым и кредитным платежам, оплате труда, энергоносителей и т. д. А при таких объемах госзаказа отрасль обречена на дальнейшую борьбу за выживание и, в итоге, на окончательное перепрофилирование под выпуск гражданских судов малого водоизмещения. То же самое можно сказать и о смежных госпредприятиях – таких, как НПК «Заря»-«Машпроект», выпускающий газотурбинные двигатели для крейсеров и авианосцев.

Игорь Воронцов

Новини

19 Квітня 2024

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

Розвиток зеленої енергетики підштовхує світовий попит на мідь

Німеччина готова інвестувати в ключові галузі української економіки

Туск закликав фермерів припинити блокування кордону з Україною

Вже навесні повернуться графіки відключення світла по всій Україні

В березні українська економіка зросла майже на 5%

Безпеку українського морського коридору посилять

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

ВСІ НОВИНИ ⇢