Подробнее Запомнить город


Оживший Black Iron

21.02.17
размер текста:

В январе в поселке Рудничное под Кривым Рогом прошли общественные слушания на тему строительства нового железорудного ГОКа на базе Шимановского и Зеленовского месторождений. Сама идея уже обросла густой бородой. Но на этот раз жителям предложили готовиться к переезду в соседние села, с вещами и денежной компенсацией. Так что, возможно, теперь это всерьез. Под выселение попадают более 300 дворов и даже несколько многоквартирных домов. Инвестор проекта – компания Black Iron – намерена приступить к рытью карьера уже со следующего года.

7 лет ожидания

Зарегистрированная в канадском городе Торонто компания Black Iron возникла на украинских рудных горизонтах в конце 2010 г., когда выкупила у группы East One Виктора Пинчука лицензионные права на разведку и разработку запасов железной руды на участке в районе Кривого Рога, зажатом между отвалами Южного ГОКа и АМКР. После этого Black Iron попыталась договориться о партнерстве с обеими более опытными в рудном деле соседями. ArcelorMittal отказался сразу. "Метинвест" попробовал, но в начале 2016-го вышел из совместного проекта. Сами же канадцы за 7 предыдущих лет за строительство нового комбината активно не брались, зарабатывая на играх с курсом ценных бумаг своей компании. Так, если Black Iron приобрела у Пинчука этот актив за 13 млн долл., то в течение только первого года после покупки привлекла 67 млн долл. через частные и публичные размещения. При этом она ничего не строила, не добывала, не продавала.

Заминку с работами канадцы объясняли всем инвесторам падением цен на железорудное сырье. Мол, когда покупали активы в Украине, тонна руды продавалась по 150 долл., а пока собрали все разрешения и регламентирующие документы, чтобы приступить к постройке ГОКа, цены упали более чем втрое. На нижнем пике руда действительно котировалась по 37 долл./тонну, но сейчас, когда цены уже превысили 80-долларовый рубеж, инвестиции в постройку нового ГОКа опять обретают черты экономической привлекательности. Одним из тех, кого смогли убедить вложиться в проект, является международный холдинг VS Energy – со словацкой регистрацией, но с российским капиталом. Его бывший топ-менеджер Михаил Спектор с февраля 2017 г. является президентом Black Iron.

Формально М.Спектора уже никакие деловые отношения с VS Energy не связывают. И в то же время он сегодня входит в состав совета директоров канадского банка Forbes & Manhattan, ключевого акционера Black Iron. Осенью 2015-го М.Спектор вывел за собой из структур VS целую группу топ-управленцев, которые и сформировали украинское подразделение Forbes & Manhattan. В их числе и Ярослав Снигур, отвечавший за все металлургические проекты VS, и Александр Святковский, 10 лет проработавший финансовым директором в этом холдинге. Впрочем, поскольку этот массовый исход совпал по времени с началом атак правоохранительных органов на компании VS Energy в Украине, на рынке зародилась версия, что это может быть просто способом вывести часть активов из-под удара, переставив их под зонтик канадского банка. Пускай и малоизвестного.

Forbes & Manhattan – классический инвестиционный банк, который покупает исключительно ради того, чтобы продать. Сам заниматься добычей руды и даже кредитовать ее он вряд ли будет в долгосрочной перспективе. Его задача – превратить Black Iron в желанный товар, чтобы нашелся кто-то готовый рискнуть ради него суммой с девятью нулями. Ведь для постройки Шимановского горно-обогатительного комбината с годовой продуктивностью порядка 10 млн тонн железорудного концентрата требуется не менее 1 млрд долл. Выступая на общественных слушаниях в Рудничном, генеральный директор ООО "Шимановское Стил" ("дочка" Black Iron) Владимир Байрак сообщил, что при оптимистичном развитии событий строительство ГОКа начнется в 2018 году, при пессимистичном – в 2021-2022-м.

С места в карьер

Под технологические потребности комбината, согласно плану, подготовленному институтом "Кривбасспроект", нужно более 600 га земель, и пока еще не по всем этим гектарам решен вопрос с землепользованием. Большую часть площадей ГОК возьмет в аренду у Криворожского горсовета. С Минобороны Black Iron ведет переговоры о том, чтобы отвести под отвалы кусок расположенного рядом полигона Макулан. Но есть еще небольшие участки, где интересы будущего Шимановского ГОКа накладываются на земли, ранее отданные в аренду АМКР и Южному ГОКу. Видимо, речь придется вести о совместном пользовании.

Лицензия Black Iron на разработку Шимановского месторождения действительна до 1 ноября 2024 г. За это время компании необходимо наладить добычу, иначе есть риск потерять права на дальнейшее недропользование. Согласно последним подсчетам запасы Шимановского составляют 646 млн тонн сырой железной руды (32% Fe). Этого хватит на 14-19 лет работы предприятия, в зависимости от темпов производства. При этом в резерве есть еще соседнее Зеленовское месторождение, пока изученное не столь подробно.

От начала непосредственно строительных работ до выпуска первой продукции, по прогнозам Black Iron, пройдет 1,5-2 года. Инвестиции в новый ГОК должны окупиться уже через 2,5 года после выхода его на проектную мощность, если цены на руду не будут опускаться ниже интервала 50-60 долл./тонну. Разрабатывать Шимановское месторождение предполагается открытым способом с предварительным распушиванием руды и пород буро-взрывным способом. Таким образом, основная статья инвестиционных затрат (более 50%) пойдет именно на строительство обогатительной фабрики и раскопку карьера, общая площадь которого должна составить 269,6 га. Получится эллипсоидная яма примерно 2,2 км в длину, 1 км в ширину и 250 м вглубь.

45-долларовая руда

По своим параметрам это будет далеко не самый крупный карьер в Кривом Роге. Black Iron, как и Полтавский ГОК, также избрал исключительно экспортную маркетинговую стратегию для своего будущего комбината При этом Полтавский ГОК почти всю добытую руду перерабатывает в окатыши и уже в таком виде отправляет сырье за рубеж. В свою очередь Black Iron намерен продавать непосредственно концентрат. Специалисты Black Iron не видят особого смысла в том, чтобы дополнительно тратиться на данный процесс, поскольку ориентируются преимущественно на рынки сбыта Турции и Юго-Восточной Азии, где меткомбинаты отдают предпочтение именно концентрату. Тогда как в странах Европы, с которыми в основном работает Полтавский ГОК, более популярны окатыши.

Приятной особенностью Шимановского месторождения является и довольно близкое к поверхности залегание рудного сырья. Первый пласт открывается уже на глубине 19 м, что значительно удешевляет проведение вскрышных работ и снижает себестоимость конечного продукта. Соседним ГОКам иногда приходилось преодолевать до 70 м вскрыши. Соответственно, и площадка под хранение выбранной породы будет занимать меньше места.

В подготовленном 3 года назад по заказу Black Iron технологическом отчете себестоимость добычи руды на Шимановском месторождении оценивалась примерно в 45 долл./тонну, а ожидаемая годовая прибыль инвестора (NPV) – в 2,6 млрд долл. при объемах производства в 9,9 млрд тонн концентрата. Но эти расчеты базировались еще на курсе 8 грн./долл. В появившимся в феврале 2017-го релизе от Black Iron опять приводится ссылка на те же цифры. Но далее следует замечание, что в связи с девальвацией гривны экономическая привлекательность проекта стала теперь еще выше. А это дает шанс канадцам еще раз сыграть на повышение своих акций.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.
10.08.20, Ярослав Ярош
Если говорить о государственно-частном партнерстве в бизнесе, то компания "Укрнафта" является классическим примером, как не надо делать. Имея 50%+1 акцию в "Укрнафте", государство не только не способно ею управлять, но и ежегодно теряет миллиарды гривен, уходящих на счета миноритарных акционеров – юридических лиц из условной группы "Приват" Игоря Коломойского.
20.07.20, Ярослав Ярош
Украина владеет одними из богатейших в мире месторождений титановых руд. Но так и научилась эффективно торговать этим сырьем. Закрытость рынка создает благодатные условия для "схематоза". Ни одна из команд, управляющих государственными титановыми активами, не сумела удержаться от такого искушения. В том числе и та, что сейчас у руля.
13.07.20, Василий Январев
В Украине стартовала очередная попытка оживить отечественную промышленность. Комитет Верховной Рады по вопросам экономического развития выступил с инициативой внедрить, такой всемирно признанный инструмент промполитики, как локализация машиностроительной продукции при госзакупках. Инициаторы изменений, профильные эксперты и производственники уверяют, что законопроект №3739 будет полезным для украинской экономики, но хватит ли у государства политической воли довести дело до конца?
06.07.20, Елена Курашина
Государственный монополист "Укрзализныця" в очередной раз создал проблему для грузоперевозчиков. Причина благая – обеспечение безопасности движения. Но ее формальная реализация уже поставила ряд крупнейших отечественных предприятий на грань остановки.
26.06.20, Ярослав Ярош
За два первых квартала 2020 г. спрос на сталь в мире фатально просел. За два следующих, есть надежда, он будет восстанавливаться. Но медленно и осторожно. Поэтому по итогам года в минусе окажутся все крупнейшие сталепроизводители за исключением, возможно, Китая. Такие выводы вытекают из последнего отчета ассоциации WorldSteel. Ухудшить и без того сдержанный прогноз может вторая волна коронавируса и желание некоторых участников рынка слишком быстро возобновить производство. Это как в случае с водолазом, опустившимся глубоко на дно - резкое всплытие может его убить.
23.06.20, Василий Январев, Елена Курашина
Необдуманное введение квот на импорт серной кислоты в июле 2018 года резко ухудшило ситуацию для отраслей, использующих ее в своих производственных процессах. Цена на этот ресурс для потребителей выросла более чем вдвое, но самое худшее, что дефицит кислоты грозит масштабными техногенными и экологическими катастрофами на металлургических и коксохимических предприятиях.
12.06.20, Василий Январев, Елена Курашина
Коронавирусный кризис внес серьезные коррективы в украинский рынок труда. На фоне роста безработицы, сокращения зарплат, а также невозможностью для многих заробитчан вернуться на свои рабочие места в странах ЕС конкуренция за хорошие рабочие места в Украине резко обострилась. Особенно в крупных промышленных компаниях, которые держаться на плаву и способны обеспечивать своим сотрудникам приемлемый уровень зарплат.
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!