Подробнее Запомнить город


Оживший Black Iron

21.02.17
размер текста:

В январе в поселке Рудничное под Кривым Рогом прошли общественные слушания на тему строительства нового железорудного ГОКа на базе Шимановского и Зеленовского месторождений. Сама идея уже обросла густой бородой. Но на этот раз жителям предложили готовиться к переезду в соседние села, с вещами и денежной компенсацией. Так что, возможно, теперь это всерьез. Под выселение попадают более 300 дворов и даже несколько многоквартирных домов. Инвестор проекта – компания Black Iron – намерена приступить к рытью карьера уже со следующего года.

7 лет ожидания

Зарегистрированная в канадском городе Торонто компания Black Iron возникла на украинских рудных горизонтах в конце 2010 г., когда выкупила у группы East One Виктора Пинчука лицензионные права на разведку и разработку запасов железной руды на участке в районе Кривого Рога, зажатом между отвалами Южного ГОКа и АМКР. После этого Black Iron попыталась договориться о партнерстве с обеими более опытными в рудном деле соседями. ArcelorMittal отказался сразу. "Метинвест" попробовал, но в начале 2016-го вышел из совместного проекта. Сами же канадцы за 7 предыдущих лет за строительство нового комбината активно не брались, зарабатывая на играх с курсом ценных бумаг своей компании. Так, если Black Iron приобрела у Пинчука этот актив за 13 млн долл., то в течение только первого года после покупки привлекла 67 млн долл. через частные и публичные размещения. При этом она ничего не строила, не добывала, не продавала.

Заминку с работами канадцы объясняли всем инвесторам падением цен на железорудное сырье. Мол, когда покупали активы в Украине, тонна руды продавалась по 150 долл., а пока собрали все разрешения и регламентирующие документы, чтобы приступить к постройке ГОКа, цены упали более чем втрое. На нижнем пике руда действительно котировалась по 37 долл./тонну, но сейчас, когда цены уже превысили 80-долларовый рубеж, инвестиции в постройку нового ГОКа опять обретают черты экономической привлекательности. Одним из тех, кого смогли убедить вложиться в проект, является международный холдинг VS Energy – со словацкой регистрацией, но с российским капиталом. Его бывший топ-менеджер Михаил Спектор с февраля 2017 г. является президентом Black Iron.

Формально М.Спектора уже никакие деловые отношения с VS Energy не связывают. И в то же время он сегодня входит в состав совета директоров канадского банка Forbes & Manhattan, ключевого акционера Black Iron. Осенью 2015-го М.Спектор вывел за собой из структур VS целую группу топ-управленцев, которые и сформировали украинское подразделение Forbes & Manhattan. В их числе и Ярослав Снигур, отвечавший за все металлургические проекты VS, и Александр Святковский, 10 лет проработавший финансовым директором в этом холдинге. Впрочем, поскольку этот массовый исход совпал по времени с началом атак правоохранительных органов на компании VS Energy в Украине, на рынке зародилась версия, что это может быть просто способом вывести часть активов из-под удара, переставив их под зонтик канадского банка. Пускай и малоизвестного.

Forbes & Manhattan – классический инвестиционный банк, который покупает исключительно ради того, чтобы продать. Сам заниматься добычей руды и даже кредитовать ее он вряд ли будет в долгосрочной перспективе. Его задача – превратить Black Iron в желанный товар, чтобы нашелся кто-то готовый рискнуть ради него суммой с девятью нулями. Ведь для постройки Шимановского горно-обогатительного комбината с годовой продуктивностью порядка 10 млн тонн железорудного концентрата требуется не менее 1 млрд долл. Выступая на общественных слушаниях в Рудничном, генеральный директор ООО "Шимановское Стил" ("дочка" Black Iron) Владимир Байрак сообщил, что при оптимистичном развитии событий строительство ГОКа начнется в 2018 году, при пессимистичном – в 2021-2022-м.

С места в карьер

Под технологические потребности комбината, согласно плану, подготовленному институтом "Кривбасспроект", нужно более 600 га земель, и пока еще не по всем этим гектарам решен вопрос с землепользованием. Большую часть площадей ГОК возьмет в аренду у Криворожского горсовета. С Минобороны Black Iron ведет переговоры о том, чтобы отвести под отвалы кусок расположенного рядом полигона Макулан. Но есть еще небольшие участки, где интересы будущего Шимановского ГОКа накладываются на земли, ранее отданные в аренду АМКР и Южному ГОКу. Видимо, речь придется вести о совместном пользовании.

Лицензия Black Iron на разработку Шимановского месторождения действительна до 1 ноября 2024 г. За это время компании необходимо наладить добычу, иначе есть риск потерять права на дальнейшее недропользование. Согласно последним подсчетам запасы Шимановского составляют 646 млн тонн сырой железной руды (32% Fe). Этого хватит на 14-19 лет работы предприятия, в зависимости от темпов производства. При этом в резерве есть еще соседнее Зеленовское месторождение, пока изученное не столь подробно.

От начала непосредственно строительных работ до выпуска первой продукции, по прогнозам Black Iron, пройдет 1,5-2 года. Инвестиции в новый ГОК должны окупиться уже через 2,5 года после выхода его на проектную мощность, если цены на руду не будут опускаться ниже интервала 50-60 долл./тонну. Разрабатывать Шимановское месторождение предполагается открытым способом с предварительным распушиванием руды и пород буро-взрывным способом. Таким образом, основная статья инвестиционных затрат (более 50%) пойдет именно на строительство обогатительной фабрики и раскопку карьера, общая площадь которого должна составить 269,6 га. Получится эллипсоидная яма примерно 2,2 км в длину, 1 км в ширину и 250 м вглубь.

45-долларовая руда

По своим параметрам это будет далеко не самый крупный карьер в Кривом Роге. Black Iron, как и Полтавский ГОК, также избрал исключительно экспортную маркетинговую стратегию для своего будущего комбината При этом Полтавский ГОК почти всю добытую руду перерабатывает в окатыши и уже в таком виде отправляет сырье за рубеж. В свою очередь Black Iron намерен продавать непосредственно концентрат. Специалисты Black Iron не видят особого смысла в том, чтобы дополнительно тратиться на данный процесс, поскольку ориентируются преимущественно на рынки сбыта Турции и Юго-Восточной Азии, где меткомбинаты отдают предпочтение именно концентрату. Тогда как в странах Европы, с которыми в основном работает Полтавский ГОК, более популярны окатыши.

Приятной особенностью Шимановского месторождения является и довольно близкое к поверхности залегание рудного сырья. Первый пласт открывается уже на глубине 19 м, что значительно удешевляет проведение вскрышных работ и снижает себестоимость конечного продукта. Соседним ГОКам иногда приходилось преодолевать до 70 м вскрыши. Соответственно, и площадка под хранение выбранной породы будет занимать меньше места.

В подготовленном 3 года назад по заказу Black Iron технологическом отчете себестоимость добычи руды на Шимановском месторождении оценивалась примерно в 45 долл./тонну, а ожидаемая годовая прибыль инвестора (NPV) – в 2,6 млрд долл. при объемах производства в 9,9 млрд тонн концентрата. Но эти расчеты базировались еще на курсе 8 грн./долл. В появившимся в феврале 2017-го релизе от Black Iron опять приводится ссылка на те же цифры. Но далее следует замечание, что в связи с девальвацией гривны экономическая привлекательность проекта стала теперь еще выше. А это дает шанс канадцам еще раз сыграть на повышение своих акций.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!