Подробнее Запомнить город


Китайское металлургическое чудо: когда правительство работает эффективно

12.08.09
размер текста:

Китай остается единственной страной в мире, которая восстановила позитивную динамику выплавки стали. Несмотря на то, что радужные количественные показатели развития черной металлургии КНР сопровождаются комплексом серьезнейших экономических, социальных и экологических проблем, антикризисная политика китайского правительства оказалась достаточно эффективной, а поэтому в дозированном количестве может быть весьма полезна и для Украины.

Успехи китайской черной металлургии последнего десятилетия тесно связаны с общим экономическим подъемом страны. Экономика Поднебесной является одной из наиболее динамично развивающихся в мире. Среднегодовой темп роста ВВП за 1980–2008 гг. составил около 10%, что позволило КНР занять третье место в рейтинге крупнейших экономик мира. Финансовый кризис, очевидно, даст возможность Китаю обойти и Японию, после чего единственной страной, которая будет впереди по объему ВВП останется США.

Между тем, учитывая специфику расчета валового продукта в США и чрезмерно раздутую долю услуг, Китай уже сейчас сопоставим с ней по уровню экономического могущества. Если в КНР более 80% ВВП приходится на товарное производство (реальный сектор экономики), то в структуре ВВП США доминируют услуги и финансы. Более того, весомую долю вносит такая составляющая как «стоимость аренды всех сооружений». Иными словами, в американский ВВП включается сумма, которую могли бы получить арендодатели, если бы они сдавали в аренду свою недвижимость. К слову, если бы в Украине применялась аналогичная методика, то национальный ВВП страны увеличился в три раза.

Таким образом, по количественным показателям экономического развития КНР стремительно движется к мировому лидерству. Однако в пересчете на душу населения, благополучие Поднебесной выглядит не таким уж и впечатляющим. Более того, по показателям ВВП на душу населения, Китай беднее многих развивающихся стран. Это создает ресурс для дальнейшего развития страны, поэтому экономика КНР еще не исчерпала свой потенциал.

Основой хозяйственного комплекса страны является промышленность, которая потребляет колоссальные объемы металлов. Это обусловило опережающие темпы развития черной металлургии. Позитивная динамика наблюдается уже третье десятилетие (Рис. 1). С 1996 года КНР - мировой лидер по производству стали, причем отрыв от остальных крупнейших стран-производителей (Японии, США, России и Индии) стремительно растет, оставляя их далеко позади.


Рис. 1. Динамика выплавки стали в КНР в 1980-2008 гг., и ее доля в общемировом производстве.

Наиболее активно эта отрасль стала развиваться с 2001 года, когда влияние Китая на мировом рынке стали усилилось (его доля в 2001 году составляла 18%, в 2004 году – 26%, в 2007 году – 36%, а в 2008 году – уже 38% глобального производства). При этом темпы роста подскочили до двузначных чисел и оставались такими до прошлого года.

По мере увеличения роста выплавки стали, в некоторой степени, улучшалась и структура производства готовых стальных изделий. В нынешнем десятилетии она изменилась в пользу высокотехнологичной и высокопередельной продукции. Так, если в 2001 году доля выпуска длинномерного проката в общем производстве составляла 60%, то в 2008 году она снизилась до 45%, в то время как доля плоского проката, наоборот, выросла с 33% до 45% в результате растущего спроса со стороны автомобильной, судостроительной и прочих отраслей машиностроения.

На сегодняшний день в Китае выплавляют более 1 тыс. сортов стали, в том числе жаропрочные сплавы для авиационной и космической промышленности, высоколегированные стали для судо- и ракетостроения, спецстали для ВПК и пр.

Главный фактор, который способствует агрессивному росту производства стали в КНР - высокий внутренний спрос. Потребление китайской стали в прошлом году составило 434,36 млн тонн, т. е. 89% от общенационального производства, а готового металлопроката – 518,83 млн тонн, что на 97% обеспечено внутренними производителями, тогда как еще в 2000 году КНР импортировала до 20% металлопродукции.

Второй фактор, поддерживающий производство, - экспорт. Китайские металлурги в 2003-2006 гг. практически полностью вытеснили конкурентов (в том числе и Украину) с Юго-Восточной Азии. Они нарастили присутствие в ЕС, Америке, Ближнем Востоке и Северной Африке, определяя ключевые тенденции на рынке этих регионов.

Растущая как на дрожжах китайская металлургия достигла своего пика в прошлом году, когда объем выплавки стали впервые перевалил отметку в 500 млн тонн. Казалось, что глобальный финансовый кризис должен был преломить восходящую тенденцию, однако, правительство КНР вовремя приняло пакет стимулирующих мер, что дало возможность китайской черной металлургии преодолеть падение уже в конце I квартала.

Среди наиболее важных решений, оказывающих поддержку китайским металлургам, стоит выделить:

1. Уменьшение фискального давления на производителей. Еще 1 декабря прошлого года власти КНР приняли решение об отмене экспортных пошлин на горячекатаные рулоны, полосы, балки, стальную проволоку, сварные трубы и продукцию из легированной стали, а также частично возобновили практику возврата НДС экспортерам (до этого китайским экспортерам не возмещалось ничего).

2. Пакет стимулирующих мер стоимостью в 585 млрд долл. США, который предусматривает комплекс мер по расширению потребления металла. Инвестиции пойдут в инфраструктуру и жилищное строительство. К слову, капвложения в строительные проекты за первые пять месяцев текущего года выросли, по данным Mysteel, почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

3. Реализация крупных инфраструктурных проектов. В частности, к 2010 году в КНР планируется инвестировать почти 190 млрд долл. для 20% увеличения сети железнодорожных линий. Кроме того, в Китае ведется строительство самого дорогого (31,6 млрд долл.) проекта в истории страны – прокладка скоростной (350 км/ч) железнодорожной трассы протяженностью 1318 тыс. км (80,5% которой будет проходить по наведенным мостам) между Пекином и Шанхаем через мегаполис Тяньцзинь. Еще одним крупным строительным проектом страны, который адсорбирует значительный объем металлопродукции, является возведение китайской плотины «Три ущелья» (Three Gorges Dam), начатое еще в 1992 году. Сталь в данном проекте – важнейший строительный материал. Дамба и ГЭС потребляют существенную часть металлопродукции страны.

4. Поддержка внутреннего спроса на отечественные товары. Помимо социальных расходов, китайские власти стимулируют кредитную активность. Только с января по май китайские банки выдали кредитов на 850 млрд долл., то есть в три раза больше, чем за аналогичный период 2008 года. В результате в стране рванула вверх потребительская активность, увеличившая спрос на автомобили и бытовую технику, что соответственно повысило спрос на металл.

Благодаря принятым антикризисным мерам, Китаю удалось сохранить позитивную динамику ВВП, а с ним, и производство стали. По итогам I квартала текущего года рост ВВП страны составил 6,1% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, а во II квартале рост ускорился до 7,9% . Власти надеются, что по итогам 2009 года его рост превысит 8%.

В свою очередь, выплавка стали по итогам января-июня текущего года в Китае составила 266,6 млн тонн, что на 1,26% больше нежели за аналогичный период прошлого года. На фоне стагнации основных конкурентов, Китай вплотную приблизился к 50% общемирового производства (Рис. 2)


Рис. 2. Ежемесячная динамика производства в КНР в 2009 году.

Стоит отметить, что ассоциация производителей стали Китая на текущий год прогнозирует снижение производства в 2009 году на 8% — до 460 млн тонн  - из-за рецессии снизился спрос на сталь со стороны автопроизводителей и строителей. Однако, учитывая, что I полугодие продемонстрировало рост, даже на фоне высокой сравнительной базы прошлого года, китайская металлургия по итогам года, скорее всего, продемонстрирует положительный результат.

Отметим, что позитивную динамику производства демонстрируют практически все крупнейшие компании. Однако определяющий вектор на китайском стальном рынке формируют не лидеры. Пять ведущих меткомпаний в 2008 году произвели 141,5 млн тонн, или 28,3% стали от общего объема (Таб.1). Остальную металлопродукцию выпустили около 1200 средних и малых металлургических заводов страны.

Таб. 1. Крупнейшие металлургические компании КНР



Временное затишье китайские власти намерены использовать для реформирования сталелитейного сектора страны. Вместо агрессивного наращивания мощностей, продолжавшегося с начала 2000-х годов, приоритетом теперь назван качественный рост. В КНР собираются провести модернизацию сталелитейных мощностей и закончить консолидацию производства, создав десять глобальных игроков.

Кроме того, китайские власти решили реализовать еще один грандиозный проект – географически структурировать промышленность. По данным агентства Reuters, ссылающегося на источники в промышленности, китайцы намерены сосредоточить 40% всех мощностей в прибрежных регионах страны. Это позволит, с одной стороны, увеличить экспортный потенциал предприятий, а с другой — облегчить доступ к импортируемому в страну сырью из Австралии, Бразилии и Индии — железной руде и коксующемуся углю.

Таким образом, главным фактором развития китайской металлургии выступают внутренние ресурсы. Способность государства поддерживать базовую отрасль экономики в условиях глобального финансового криза - свидетельство высокой эффективности правительства. Весьма спорными могут казаться действия, предпринимаемые китайскими властями, однако практика КНР четко продемонстрировала, что активная позиция правительства является одним из важнейших предпосылок преодоления кризиса.

Максим Соколов


... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!