Подробнее Запомнить город


Крадущийся тигр на рынке железной руды

03.02.17
размер текста:

Прогнозы по рынку железной руды становятся все более расплывчатыми: хотя тенденции в отношении поставок практически очевидны, предсказать уровень спроса – непростая задача. Этот уровень зависит, в первую очередь, от закупок крупнейшего потребителя – Китая, но ручное управление экономикой в Поднебесной зачастую приводит к непредсказуемым последствиям. Тем не менее большинство аналитиков считает, что уровень, на который вышли цены в результате прошлогоднего скачка, не может быть устойчивым, и следует ожидать существенной коррекции.

В 2016 году китайский импорт железной руды увеличился на 7,5% и достиг рекордного уровня 1,024 млрд тонн. Как подсчитали в Bloomberg, при этом средняя скорость импорта составила 32 тонны/сек. Такой скачок не прогнозировался. Китайское правительство задействовало очередные меры стимулирования экономического подъема, а это повлекло за собой неожиданное расширение объемов производства стали, которое, как теперь объясняют эксперты, в комбинации с сокращением местной добычи сырья вызвало повышение спроса на руду. В результате в 2016 году прирост цен составил 81%, причем в 4-м квартале базовая цена подскочила на 41%. При этом прогноз на текущий год зависит от способности Китая поглотить еще большие объемы сталелитейного сырья, поскольку Австралия и Бразилия продолжат увеличивать добычу.

По прогнозу австралийских правительственных экспертов, Китай закупит 1,047 млрд тонн руды в 2017 году и 1,049 млрд тонн – в 2018-м. При этом ожидается снижение цен на фоне торможения спроса и увеличения поставок. Так, бразильская Vale завершает реализацию крупнейшего в мире железорудного проекта S11D стоимостью 14 млрд долл. и начала промышленную добычу, которую планирует в 2020 году довести до 90 млн тонн. Расширяют добычу и некоторые более мелкие производители.

Учитывая эти перспективы, многие банки, включая Morgan Stanley, предсказывают снижение цен, такого же мнения придерживаются в RBC Capital Markets (по данным Bloomberg, прогнозы этой фирмы на 4-й квартал оказались самыми точными). А главный экономист Westpac Banking Corp. Джастин Смирк говорит, что цены будут падать, даже если китайский импорт продолжит расти, поскольку для существенного повышения спроса оснований не наблюдается.

Снижение цен в 2017 году предсказывают также Всемирный банк и Goldman Sachs Group. В опубликованном недавно ежеквартальном "Обзоре сырьевых рынков" эксперты Всемирного банка отмечают начало промышленной добычи на бразильском месторождении S11D и утверждают, что на этом фоне увеличение поставок лома и ожидаемое сокращение производства стали в Китае окажут серьезное давление на цены. Аналогичные предпосылки используют для своих прогнозов в Goldman Sachs и Barclays. Эксперты Barclays говорят, что нынешний уровень цен нестабилен, поскольку китайский подъем может замедлиться, а рынок переполнят новые поставки, причем это произойдет именно тогда, когда спрос на высококачественную руду ослабеет. При этом, по оценкам Barclays, в третьем квартале, когда китайский рынок недвижимости начнет остывать, цены упадут до менее 50 долл.

Аналитики Citigroup тоже полагают, что недавний подъем частично объясняется недостатком высококачественной руды, который сохраняется, несмотря на общее увеличение морских поставок. Хотя Citigroup повысил прогноз на 1-й и 2-й кварталы до 77 и 70 долл. соответственно, аналитики банка предсказывают спад в 4-м квартале до 53 долл./тонну.

Однако эксперты сингапурской биржи, на которой торгуются железорудные фьючерсы, настроены более оптимистично. По их прогнозу, китайский импорт в 2017 году будет увеличиваться, как и оборот морской торговли в целом, при этом цены останутся стабильными или повысятся.

Ресурсный аналитик MineLife Pty Гэвин Уэндт говорит, что в настоящее время одним из главных факторов, движущих цены вверх, становится смещение производства в сторону стальной продукции премиум-класса, к которому китайское правительство подталкивает заводы, поскольку для этого требуется больше высококачественной руды из Бразилии и Австралии.

С другой стороны, в последние недели движение цен не соответствует базовым показателям, кроме того, правительство Китая обещает продолжить сокращение сталелитейных мощностей. Поэтому в пекинском филиале CRU Group считают, что главную роль в ценовой динамике играет спекулятивный фактор.

С этим тезисом согласен управляющий директор JSW Steel Сешагири Рао. Он говорит, что ценовая динамика остается большой загадкой – цены колеблются вблизи 81 долл./тонну, несмотря на обилие поставок и рекордный уровень запасов в китайских портах. По его словам, "с точки зрения запасов, поставок и спроса, нет причин для таких цен". На фоне расширения поставок с низкозатратных месторождений Австралии и Бразилии эта тенденция выглядит странно. В частности, поставки Rio Tinto в 4-м квартале были выше запланированных, и ожидается, что в 2017 году экспорт этой группы составит 330-340 млн тонн. По мнению С.Рао, этот рост цен связан с торговлей фьючерсами, и можно ожидать коррекции примерно до 60 долл./тонну.

С другой стороны, Australia & New Zealand Banking Group (ANZ) предупреждает, что на ценовые тенденции могут повлиять китайские горнорудные компании, поскольку подъем цен до двухлетнего максимума создает им стимулы для расширения добычи. За последние три года эти производители сократили выпуск более чем на 60%, и если они увеличат добычу до уровня, который наблюдался, когда цены в последний раз превышали 80 долл., на рынок вернутся 50 млн тонн остановленных ранее мощностей. Впрочем, в ANZ считают такой сценарий маловероятным, поскольку экспортеры установили прочные связи с покупателями, и сейчас обеспечивают около 90% китайского потребления руды.

По данным Китайского бюро статистики, в 2016 году национальное производство стали увеличилось до 808,4 млн тонн, причем в декабре выпуск составил 67,22 млн тонн (годовой прирост – 3,2%). В ANZ полагают, что оптимизм производителей стали останется основным драйвером цен в краткосрочном плане, и для их значительного снижения нет серьезных оснований. Если, разумеется, в игру не вступят национальные железорудные компании.

Галина Резник

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.02.18, Игорь Воронцов
Незначительное снижение правительством портовых сборов в Украине не отвечает текущей рыночной ситуации и ожиданиям бизнеса. Без дальнейших шагов в данном направлении невозможно добиться увеличения внутренних грузоперевозок и перевалки в портах. Об этом Кабинету министров Украины сигнализируют уже не только отраслевые бизнес-ассоциации, но и Международная финансовая корпорация IFC, структурное подразделение Всемирного банка.
21.02.18, Ярослав Ярош
После нескольких тоскливых лет холдинг "Интерпайп" Виктора Пинчука наконец почувствовал крылья за спиной. Компания пока не обнародует финансовые результаты, но объемы продаж у нее по итогам 2017 года увеличились на 35%.
16.02.18, Максим Полевой
Недавний резкий обвал на мировых фондовых рынках может быть "первой ласточкой" очередного масштабного кризиса. Если он случится, то сильно ударит по Украине, поскольку отечественная экономика очень открыта миру, и любые серьезные внешние потрясения значимо повлияют на нашу страну.
12.02.18, Ярослав Ярош
1 февраля руководители более 20 крупных металлургических компаний США обратились к президенту страны Дональду Трампу с просьбой защитить национальную безопасность и незамедлительно ввести ограничения на импорт стали. Если Трамп уступит, то под удар попадут уже не только Китай и страны третьего мира, как традиционно случалось до сих пор, но и такие глобальные партнеры США, как Германия, Япония, Южная Корея.
08.02.18, Максим Полевой
В 2017 году в украинском машиностроении продолжился восстановительный рост. Скорее всего, позитивная динамика сохранится и далее.
02.02.18, Павел Вернивский
В Украине затягивается предусмотренное законом создание экспортно-кредитного агентства. Учитывая важность вопроса, на нескольких примерах стоит показать, какова специфика работы ЭКА, в чем необходимость создания такой организации и как подобный инструмент будет способствовать развитию отечественного экспорта.
30.01.18, МинПром
Бензин и дизельное топливо в очередной раз начали дорожать в декабре и пока ничего не говорит о прекращении роста цен. Дежурное расследование Антимонопольного комитета Украины на предмет возможного сговора владельцев крупнейших автозаправочных сетей, как обычно, затягивается. Другой реакции со стороны правительства вообще не последовало.
29.01.18, Максим Полевой
Ведущие страны неарабской Африки предпринимают усилия по развитию собственной металлургии. Пока же региональный металлорынок зависит от импорта, чем пользуются и украинские металлурги.
25.01.18, Ярослав Ярош
Правительство надеется, что, возобновив работу, Одесский НПЗ может стать инструментом государственного регулирования на рынке нефтепродуктов. Но его мощностей недостаточно для того, чтобы существенно влиять на баланс и ценообразование, зато вполне может хватить, чтобы в очередной раз перессорить близкие к власти бизнес-группы.
19.01.18, Максим Полевой
Рост на мировых металлорынках продолжается и задает "настроение" на первое полугодие. Металлурги Украины в таких условиях смогут наращивать доходность экспорта и производственные показатели.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!